Сектор малого предпринимательства: особенности формирования взаимосвязей

Романенко Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (162), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Романенко Е.В. Сектор малого предпринимательства: особенности формирования взаимосвязей // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 11-16.

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы формирования и успешного функционирования сектора малого предпринимательства. Показано, что в современных условиях весьма важной задачей является исследование своеобразия социально-экономической динамики малого предпринимательства.

Ключевые слова: малый бизнес, венчурное предпринимательство, сектор малого предпринимательства, социально-экономическое пространство, экономическая динамика, экономическая эволюция, структурообразующие факторы



В настоящее время невозможно уяснить механизмы современного экономического роста, не учитывая роль сектора малого бизнеса. Но, несмотря на это, еще не сложился удовлетворительный подход к системному описанию условий, адекватно интерпретирующих их влияние на развитие конкурентных преимуществ малого предпринимательства.

В связи с этим особую значимость приобретает решение проблем, связанных с использованием такой методологии, которая позволяла бы:

– определять особенности структурирования социально-экономической деятельности малых предприятий;

– описывать специфику механизмов данного конструирования, связывая их с детерминирующим действием структурообразующих факторов, скрыто влияющих на процесс развития малого предпринимательства.

Условия развития малого бизнеса

Занимая определенное место в социально-экономическом пространстве, субъекты малого бизнеса формируют специфический сектор как системное образование. На основе своих особых позиций они встроены в сети социально-экономических связей и исходя из этого взаимодействуют с внешней средой.

Освобождение утвердившихся концепций от абсолютизации роли отдельных структурообразующих факторов и выработка более универсального и адекватного подхода предполагает анализ деятельности малых предприятий в социально-экономическом пространстве как результата сложного процесса взаимодействия разных детерминант. Сектор малого бизнеса функционирует и развивается на основе взаимодействия совокупности разнообразных вертикальных и горизонтальных связей, обусловливающих эффективность процесса использования природных, производственных, финансовых и трудовых ресурсов. Складывающаяся при этом сложная совокупность взаимосвязей и взаимозависимостей хозяйствующих субъектов отражает то обстоятельство, что эти субъекты различаются местом в общественном разделении труда и в социально-экономической структуре, располагаемыми ресурсами, ценностями, потребностями и интересами.

Структурные условия развития малого бизнеса отличаются такой многомерностью, которая крайне затрудняет целостное изучение его интегративных свойств. В современных условиях при анализе предпринимательской деятельности все более актуальным является ее описание с учетом действия природно-географических, научно-технических, структурно-институциональных, организационно-экономических, культурно-ценностных, политико-правовых и внешнеэкономических факторов.

При этом важно отказаться от односторонности при моделировании системообразующих структур развития сектора малого предпринимательства в стране, абсолютизации институционалистских, технократических, культурологических, кратократических, геократических и других версий его социоэкономической динамики. Корректная интерпретация последней должна принимать во внимание взаимную детерминацию каждого измерения сектора малого предпринимательства, их взаимная связанность не является жесткой, в реальной хозяйственной жизни могут возникнуть разные типы структурных противоречий, деформаций и асимметрий.

Конкуренция и коэволюция в сфере малого бизнеса

В конце XX – начале XXI веков возникли глубокие перемены в реальной экономике, которые потребовали переосмысления представлений о роли конкуренции и государства в развитии малого предпринимательства. В настоящее время даже в биологии теория Ч. Дарвина о роли естественного отбора в эволюции животного мира подвергается критике; дарвинисткая концепция естественного отбора применительно к экономической эволюции сектора малого бизнеса несомненно требует пересмотра.

Во-первых, интерпретацию конкурентного отбора в экономике не следует сводить к жестко детерминированному выбору технологии и технико-экономических структур. Сложность экономических процессов, наличие неопределенности и риска хозяйственных изменений предполагает учет того обстоятельства, что конкурентный отбор связан с одновременным сосуществованием различных видов конкурирующих инноваций, обусловливающих смешанное и неустойчивое состояние сектора малого предпринимательства.

При этом возникает непредсказуемая реализация одной из нескольких конкурирующих альтернатив: в результате реализации случайного выбора выживает не обязательно лучший вариант развития малого бизнеса.

Во-вторых, системная целостность национальной экономики и ее изменений свидетельствует о том, что конкуренция не может рассматриваться как основной фактор, определяющий траекторию ее развития. Коэволюционные изменения различных предпринимательских структур национальной экономики определяются тем, что в ней противоречиво взаимодействуют силы кооперации и конкуренции, инерционные и футуристские силы. Учёт сложного взаимодействия этих сил, как отмечает Г. Клейнер, требует изменения базовых основ экономической теории, многих парадигм, на которых основывается современная экономическая теории и строятся современные бизнес-рекомендации.

Повышение роли малого бизнеса

Следует избавиться от многих мифов, которыми засорена современная экономическая теория.

Взамен традиционных представлений о рыночной экономике как «пустом» пространстве – вместилище автономных и элементарных по своему устройству микроагентов пришли иные концепции. В новых экономических парадигмах существенную роль играют средовые социальные образования: институты, знания, убеждения, системы доверия и кооперации, различного рода интеграционные клубы и сети. Последние объединяют не только агентов – потребителей, но и различные уровни экономики, в том числе государство и предприятия [3, с. 85].

С выходом в 1984 году работы «Второй индустриальный раздел» M.Дж. Пайора и Ч.Ф. Сабела было обращено внимание на то обстоятельство, что системные перемены в условиях предпринимательской деятельности вызвали в развитых странах если не полное изменение направленности, то, по крайней мере, ослабление тенденции роста масштабов предприятий [4]. Повышение роли сектора малого бизнеса в экономическом развитии связано не только с уменьшением влияния эффектов объемов производства и масштабов предприятий, но и с появлением различных форм синергетического взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса, основанного на формировании горизонтальных и вертикальных связей и реализованных в виде различных конкурентно-кооперационных структур – кластеров, сетей и т.д.

Кроме того, социокультурные, институционально-технологические и инновационно-инфраструктурные перемены способствуют развитию ключевого конкурентного преимущества малого предпринимательства, заключенного в лучшем использовании ресурсов времени в связи с его высокой гибкостью и скоростью адаптации к меняющейся внешней среде, что, в свою очередь, обусловливает и появление новых качеств национальных экономик [1].

Малый бизнес и инновации

Повышение производительности и конкурентоспособности сектора малого предпринимательства, обусловленное возрастанием роли человеческого капитала и инновации в современных условиях, оказывает системное влияние на экономику и формирует структурные эффекты. Как показал Й. Шумпетер, рост производительности предприятий происходит дискретно в результате отмирания старых комбинаций производственных факторов и распространения их новых комбинаций, при определяющем влиянии на развитие данного процесса предпринимательства и деловой среды [5].

Конкурентоспособные структуры в экономике формируются не только за счет накопления, но и в связи с перераспределением предпринимателями ресурсов из менее эффективных предприятий и сегментов экономики в более эффективные. В экономике возникает и кумулятивный эффект, который порождается успешным распространением ранее применявшихся технологий.

Как свидетельствует опыт развитых стран, малые предприятия и возникающее на их основе венчурное предпринимательство являются важнейшими локомотивами, с помощью которых осуществляются масштабные инновационные процессы.

Таким образом, необходимо осуществление качественных и количественных изменений в секторе малого предпринимательства России, позволяющих успешно развивать его конкурентные преимущества и адекватно реализовать его роль.

В этой связи крайне важным является активное формирование институционально-технологических, финансово-экономических и инновационно-инфраструктурных условий, способствующих устранению структурных деформаций и переходу от рентоориентированной к предпринимательской модели экономики. В ее рамках основополагающим источником предпринимательской прибыли и в малом, и в среднем, и в крупном бизнесе становится инновационная деятельность.


Источники:

1. Бирюков В.В. Время как фактор развития экономики в рыночных условиях: Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. – 256 с.
2. Бирюков В.В., Романенко Е.В. Государственная поддержка малого предпринимательства в современной России: Монография. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. – 166 с.
3. Клейнер Г. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование в России. – 2006. – № 9. – С. 84–92.
4. Piore M.J., Sabel C.F. The second industrial divide: Prospect for Рrosperity. – New York: Basic Books, 1984.
5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982. – 456 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:29:41