Потенциал цифровых технологии и их взаимосвязь с академическим предпринимательством

Тарасова А.Н.1
1 Поволжский государственный технологический университет, Россия, Йошкар-Ола

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 3 (Март 2022)

Цитировать:
Тарасова А.Н. Потенциал цифровых технологии и их взаимосвязь с академическим предпринимательством // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 3. – С. 941-958. – doi: 10.18334/ce.16.3.114450.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48218605
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
Эволюция академического предпринимательства неразрывно связана с таким явлением как экстенсивное развитие цифровых технологий, которые за последние 10 лет изменили рынки и общество во всем мире. Цифровые технологии открывают предпринимателями захватывающие инновационные горизонты, а также могут стать детерминирующим источником инноваций в академическом предпринимательстве. В статье приводится анализ структуры взаимосвязанных категорий вопросов - кто, что, почему и как, согласно классическому представлению развития теории. Таким образом были выделены и описаны основные формы цифровых технологий, применяемые для развития академического предпринимательства, заинтересованные стороны, вовлеченные в создание инноваций, процессы, инициированные цифровыми технологиями, и наконец, драйверы цифровизации академического предпринимательства. Была представлена перспективная теория цифрового академического предпринимательства и приведены основные отличительные элементы.

Ключевые слова: академическое предпринимательство, цифровые технологии, процессы академического предпринимательства, цифровое академическое предпринимательство

JEL-классификация: L26, M21, O31, I23

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



ВВЕДЕНИЕ

Развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) предоставляет уникальную возможность переосмыслить миссию и цели системы высшего образования, а также гораздо расширить горизонты использования технологий для академического предпринимательства. ИКТ демократизируют доступ к высококачественному обучению и обеспечивают большую и широкую потенциальную аудиторию для преподавателей. Появление бесплатных онлайн-ресурсов для обучения, таких как массовые открытые онлайн-курсы (МООК), текстов, аудио, интерактивных симуляций и игр, особенно полезно для предоставления цифрового контента как в аудитории, так и за ее пределами. Бесплатные онлайн-курсы по предпринимательству также позволяют преподавателям и студентам, далеким от экстенсивно развивающихся предпринимательских экосистем, получить доступ к широкому спектру поддержки, инструментов и контента. Основная часть трансформаций произошла во всем мире, когда из-за вспышки COVID-19 в конце 2019 года практически все организации высшего образования были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Так, на платформе Zoom на апрель 2020 ежедневно проводилось более 200 миллионов виртуальных встреч по сравнению с 10 миллионами подключений на конец 2019 года [1].

В настоящее время общество, основанное на знаниях, испытывает быстрые социальные изменения и преобразования из-за увеличения вычислительной мощности, глобальных цифровых сетей, социальных сетей и быстрого экономического роста развивающихся стран. Преподаватели во всем мире все в большей степени осознают необходимость адаптации систем образования для подготовки молодых ученых и инженеров к будущей глобальной экономике знаний. Обучение предпринимательству вносит свой вклад в эти социальные и технологические преобразования и пытается предложить и разработать инструменты, знания, навыки и компетенции студентов, чтобы соответствовать глубоким эволюциям глобального общества знаний. Развитые предпринимательские навыки у аудитории так же важны для успеха как в уже существующих предприятиях, так и в стартапах. Студенты с предпринимательской подготовкой, которые присоединяются к известным фирмам, лучше подготовлены к тому, чтобы стать эффективными членами команды и менеджерами, и могут лучше поддерживать своих работодателей как новаторов [2].

Цель данного исследования заключается в определении процессов, акторов и стейкхолдеров, причин, а также факторов цифровой трансформации, значительно влияющих на институт академического предпринимательства и способствующих возникновению и развитию института цифрового академического предпринимательства. Основной задачей видится обосновать взаимосвязь между многообразием форм цифровых технологий и академическим предпринимательством. Автором была предложена и описана новая категория «цифрового академического предпринимательства», устанавливающая следующую структурную логику развития: от всего спектра цифровых технологий к формам академического предпринимательства посредствам необходимых процессов при участии стейкхолдеров, при условии четкого отражения целей в миссии университета, что позволяет считать цифровую экономику определяющим элементом академического предпринимательства и инструментом достижения устойчивого развития предпринимательского университета.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целостная концепция академического предпринимательства была предложена Д.С.Сигелом [3], отталкиваясь от предложенной концепции автор предложил рассмотреть потенциальное влияние цифровых технологий на академическое предпринимательства (рисунок 1), принимая во внимание следующие аспекты: почему – принятие и обоснование использования цифровых технологий с целью диверсификации форм академического предпринимательства; кто – все стейкхолдеры, включенные в процесс для достижения цели академического предпринимательства; как – процессы, запущенные цифровыми технологиями; что – новые формы цифрового академического предпринимательства.

Рисунок 1. Взаимосвязь между цифровыми технологиями и академическим предпринимательством

Источник: доработано автором на основе концепции, предложенной П. Риппаа и Г.Секундо [4]

Структура вышеупомянутых категорий находит свое обоснование в работах Веттена [5] по использованию вопросов о том, что, как, почему и кто исследует процесс развития теории. Эти вопросы раскрывают элементы типичной теории. В частности, (1) «Почему» включает в себя лежащую в основе экономическую или социальную динамику, которая оправдывает выбор факторов и их предполагаемые причинно-следственные связи; (2) «Что» относится к факторам (переменным, конструкциям, концепциям), которые следует логически рассматривать как часть объяснения явления; (3) «Кто» - это условие или контекст, ограничивающие развитие теории; и (4) «Как» относится к способу связи этих наборов факторов.

Почему: обоснование цифрового академического предпринимательства

Цифровые технологии могут способствовать сдвигу традиционной мотивации академического предпринимательства от чисто экономической ценности, получаемой от коммерциализации университетских исследований, к широкой социальной и демократической ценности, создаваемой за счет вовлечения большего числа заинтересованных сторон университетов. Цифровые технологии способствуют достижению более коллективного пути к предпринимательству за счет широкого вовлечения различных заинтересованных сторон. Новые цифровые технологии расширяют круг потенциальных пользователей цифровых продуктов и услуг. Поскольку технологии становятся все более доступными, они ускоряют процесс демократизации. Такие технологии, как социальные сети, МООК и виртуальные платформы, демократизируют доступ к высококачественному предпринимательскому опыту и развивают большее количество и широкие возможности для заинтересованных сторон в академическом предпринимательстве.

Взаимодействие с заинтересованными сторонами необходимо для создания ценности за счет улучшения социально-экономической среды [6,7]. Социальная ценность и инновации возникают именно благодаря совместным усилиям, в которых различные внутренние и внешние заинтересованные стороны объединяют свои активы, компетенции и ноу-хау для поддержания и развития академического предпринимательства. Например, благодаря использованию новых инструментов социальных сетей, таких как Facebook, университетские исследователи могут выявлять и использовать новые предпринимательские возможности, переходя от своих исследований и прототипов к рыночным возможностям; социальные сети позволяют ученым использовать население во всем мире, и, таким образом, их исследования могут легче войти в мир предпринимательства [8]. Таким образом, традиционная экономическая и социальная ценность академического предпринимательства может быть дополнена на основе ценности концепции демократизации и благодаря свободному распространению университетских исследований в мире предпринимателей и за счет широкого распространения в рамках местного сообщества технологических исследователей.

Что: Формы цифрового академического предпринимательства

Университеты все чаще применяют цифровые технологии для передачи технологий и знаний или для создания спинозаводов и стартапов. Возникают новые формы академического предпринимательства, такие как обучение цифровому предпринимательству, стартапы выпускников цифровых технологий или глобальные инновации и региональное развитие.

Массовое развитие МООК по теме предпринимательства, таких как Coursera (Университет Мэриленда), EDX-Babson X, аудио, интерактивные симуляторы и игры, особенно эффективно при доставке цифрового контента как в аудиторию, так и за ее пределами. Бесплатные онлайн-курсы по предпринимательству также позволяют преподавателям и студентам, далеким от динамичных предпринимательских экосистем, получить доступ к широкому спектру поддержки, инструментов и контента [9,10,11,12].

Другими формами академического предпринимательства являются стартапы выпускников и спинозоны, поддерживаемые цифровыми технологиями, такими как производственные помещения (fab-space); Эти технологии предоставляют предпринимателям (студентам) доступ к многочисленным типам производственного оборудования, включая аддитивное производство, для выполнения различных типов проектов [13,14]. Примеры имеются у Массачусетского технологического университета и Университета Снэнфорд. Виртуализирующие структуры обеспечивают аналогичные функции и операции реальных компаний, а моделируемые предприятия обеспечивают среду обучения, в которой учащиеся приобретают профессиональные предпринимательские знания и практические навыки. Совместные сети для смоделированных предприятий позволяют участникам выполнять функции управления, виртуальные транзакции или производственное моделирование и развивать предпринимательское поведение в совместной профессиональной среде. Эта среда может быть адаптирована академическим предпринимательством для практики на виртуальных предприятиях, в которых участвуют студенты, университеты и реальные компании [15].

Еще одна инновационная среда, позволяющая начинающим предпринимателям превращать свои идеи в настоящие стартапы - ​​экспериментальная лаборатория, представляющая собой сеть предпринимателей из университетов, исследовательских лабораторий, финансовых рынков и промышленности, которые становятся частью инновационной экосистемы, для поддержания предпринимательства [16,17,18]. Кроме того, данная технология может быть дополнена такими платформами, как платформа управления патентами Guichet.lu в некоторых странах (например, в Люксембурге), которая способствует развитию спинозавод, или Patsnap (www. Patsnap.com), которая упрощает поиск и анализ документов, в том числе более 120 миллионов патентов, содержащих данные о том, как компании во всем мире внедряют инновации.

Цифровое академическое предпринимательство оказывает влияние на регионы, где предпринимательство не возникает спонтанно, обеспечивая доступность методологий для развития среди студентов ценностей и навыков предпринимательства с использованием доступных технологий (открытые платформы, виртуальные симуляторы, МООК, социальные сети).

Как правило, среди других форм академического предпринимательства есть косвенные эффекты, такие как влияние на глобальные инновации и региональное развитие [19,20].

Кто: заинтересованные стороны, вовлеченные в цифровое академическое предпринимательство.

Различные заинтересованные стороны играют разные роли в миссиях университетов [21,22], что будет описано подробнее в следующих исследованиях. Можно различать внутренние заинтересованные стороны (выпускники, профессора и сотрудники университета) и внешние заинтересованные стороны (промышленность, правительство и местное сообщество) [23]. Демократизация, вызванная внедрением новых цифровых технологий, позволяет новым заинтересованным сторонам сотрудничать с университетами в предпринимательских целях: молодому поколению преподавателей и докторантов, федеральным агентствам, которые поддерживают программы предпринимательства, и выпускникам, которым удобнее работать с промышленностью, чем предыдущим поколения.

П.Ламерас [24] утверждают, что существует беспрецедентная потребность в стимулировании творческих способностей к предпринимательству студентов университетов и молодых исследователей. Экосистема интеллектуального обучения является наиболее подходящей средой для возникновения творческого мышления и стимулирования предпринимательских возможностей студентов-предпринимателей университетов. В Национальном исследовательском университете ИТМО г. Санкт-Петербурга социальные сети были успешно интегрированы в обучение предпринимательству, чтобы студенты могли развивать предпринимательский дух и мотивацию для социальной активности и гражданского воздействия. Приверженность студентов социальной активности и гражданскому предпринимательству значительно усиливается.

Другим примером является обучения на основе Web-2.0, включающее блоги, вики-сайты, сетевые социальные сообщества (например, Facebook, Twitter), синхронизацию файлов и клиентского программного обеспечения, обмена видео в Интернете (например, YouTube), онлайн-видео, инструменты аудиоконференцсвязи и виртуальные социальные среды (например, Second Life). Все эти технологии способствуют вовлечению начинающих и будущих студентов-предпринимателей [25]. Все вышеупомянутые цифровые технологии позволяют привлекать новые заинтересованные стороны с предпринимательской направленностью. Заинтересованные стороны, участвующие в академической предпринимательской деятельности, могут, таким образом, начать действовать в соответствии с предпринимательскими ценностями, претворяя концепцию в жизнь.

Как: процессы цифрового академического предпринимательства

Новые процессы цифрового академического предпринимательства включают виртуальное обучение, среды социальных сетей, виртуальные 3D-лаборатории, фабрики и пространства, цифровые ускорители.

Обучение предпринимательству дает студентам-предпринимателям все навыки, необходимые для запуска спинозаводов и стартапов [26]. Обучение предпринимательству включает в себя инновации, поддерживаемые цифровыми технологиями, для привлечения студентов. Технологии социальных сетей для развития творческих способностей и обучения навыкам презентации, работы в команде и геймификации для улучшения процесса обучения студентов, а также исследовательская деятельность для поддержки эффективного взаимодействия с общественностью реализованы в рамках курсов по предпринимательству.

Более того, ученые проводили оценку результатов обучения студентов на курсах предпринимательства, предлагаемых в виде МООК. Результаты показывают, что MOOК является подходящей платформой для обучения предпринимательству, поскольку он предоставляет инструменты, позволяющие учащимся обучаться совместно, а также ключевые аспекты индивидуального предпринимательства, такие как признание возможностей и приобретение ресурсов. Для поощрения предпринимательской деятельности среди студентов-предпринимателей, использующих социальные сети в качестве бизнес-платформы, программы и стратегии должны быть сосредоточены на улучшении кибербезопасности и дополнительных услуг [27]. Примером таких технологий является Liveplan (www.liveplan.com), одна из ведущих в мире технологий для бизнес-планов, которая была разработана для предпринимателей. Развитие предпринимательских способностей в местном сообществе также было успешно реализовано в Педагогическом университете Хуайнань в Китае, где были созданы виртуальный центр моделирования предпринимательства, платформа экспериментов по моделированию предпринимательства и платформа обучения электронной коммерции, стимулирующая разработку новых навыков для повышения предпринимательской осведомленности в обществе. Так, программа акселерации была разработана для создания университетских стартапов [28]. Использование передовых технологий, таких как 3D-печать и лазерная резка, библиотечные услуги в некоторых университетах также способствуют формированию навыков STEAM (наука, технология, инженерия, искусство, математика). Роботизированные технологии также способствуют получению определенного набора предпринимательских компетенций в университете, используя инструменты, чтобы стать инкубаторами и развивать предпринимателей или стартапы [29].

Успешный пример технологии был разработан в рамках университетского проекта по разработке систем коммерциализации исследований (под названием MarkIT), который использует трехмерную цифровую экосистему как для продвижения, так и для внедрения предпринимательства.

Таблица 1 описывает и противопоставляет элементы текущей теории академического предпринимательства с перспективой цифрового академического предпринимательства.

Таблица 1. Современная теория и перспектива цифрового академического предпринимательства согласно Д.С.Сигел и М.Райт

Элементы теории
Современная теория академического предпринимательства согласно Д.С.Сигелу и М.Райту
Перспектива цифрового академического предпринимательства (собственные разработки)
Почему
Обеспечить более широкую социальную и экономическую выгоду университетской экосистеме.
Демократизировать доступ к университетской экосистеме
Что
Стартапы для студентов и выпускников; предприимчивые студенты; создание рабочих мест в местном регионе
Обучение цифровому предпринимательству, стартапы выпускников, глобальные инновации и региональное развитие
Кто
Студенты; выпускники; отраслевое сотрудничество на территории кампуса; суррогатные предприниматели; Академический факультет; пост-документы
Граждане; студенты-предприниматели
Как
Акселераторы; гаражи для предпринимателей; конкурсы студенческих бизнес-планов; сети сотрудничества с представителями отрасли и выпускниками; мобильность сотрудников; государственно-частные «инкубаторы»
Цифровые акселераторы; Соревнования по виртуальным бизнес-играм; 3D виртуальные лаборатории; цифровые лаборатории и пространства; МООК; виртуальные/смоделированные предприятия; экспериментальные лаборатории; технологии социальных сетей
Источник: предложено и доработано автором на основании [30]

Цифровые технологии меняют способ ведения бизнеса и создания новых предприятий, а также инициативы, предпринимаемые университетами для реализации новых форм академического предпринимательства. Дебаты вокруг академического предпринимательства должны охватывать целостную перспективу нового явления в зависимости от того, почему, что, кто и как цифровые технологии изменят процессы академического предпринимательства.

Цифровые технологии широко распространены сами по себе, и они обеспечивают открытость и гибкость, которая способствует конвергенции и продуктивности. Технологии открывают новые организационные формы и новые бизнес-модели. Цифровые технологии означают, что университеты могут использовать стандартизованные инструменты для поддержки академических предпринимательских процессов в рамках всей организации, и, как следствие, больший объем данных и процессов совместно используется между университетами. Новый способ обмена данными и процессами влияет на традиционные конфигурации или отношения между участниками академических предпринимательских процессов. Исследователи и студенты в академических кругах теперь могут обращаться к более широкой аудитории для открытия новых возможностей и развития своих идей.

Кроме того, генерирующая сила цифровых технологий все больше трансформирует академический процесс предпринимательства в сторону горизонтального измерения организации. Одна и та же инновация или одна и та же идея могут быть применены в нескольких продуктах или научных секторах. Результаты академических исследований могут ускорить этап тестирования и прототипирования благодаря доступности цифровых технологий. Академические исследовательские группы теперь могут легче делиться своими открытиями с представителями индустрии и понимать соответствие промышленным потребностям. В настоящее время деятельность по передаче технологий смещается в сторону новых организационных форм.

Более того, цифровые технологии сокращают расходы на связь и координацию. Локус инновационных процессов выходит за пределы организационных границ. Теперь университеты могут перейти от закрытых бюрократических организационных форм к открытой и гибкой, руководствуясь новой волной цифровых технологий.

Основываясь на вышеприведенном материале, предлагается использовать новую концепцию цифрового академического предпринимательства, определяемую как актуальное социально-экономическое и технологическое явление и которое можно рассматривать как объединение традиционного академического предпринимательства с упором на использование новых цифровых технологий, таких как: социальные сети, мобильная связь, аналитика, 3D-печать, облачные и кибер-решения, цифровые и облачные платформы, MOOК, Fab Labs, для изменения традиционного способа академического предпринимательства.

В частности, цифровое академическое предпринимательство характеризуется высоким уровнем использования новых цифровых технологий для улучшения новых форм академического предпринимательства, таких как развитие цифровых стартапов выпускниками, развитие предпринимательских компетенций, поддерживаемых цифровыми платформами и более широким спектром инновационного развития, выходящего за пределы региона. Цифровое академическое предпринимательство привлекает больше заинтересованных сторон за счет использования цифровых технологий для развития академического предпринимательского процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенное определение цифрового академического предпринимательства охватывает два важных аспекта:

Во-первых, определение цифрового академического предпринимательства включает в себя ряд результатов предпринимательской деятельности университетского предпринимательства, таких как стартапы и спинозаводы, а также различные формы развития предпринимательского образования; до тех пор, пока эти результаты становятся возможными благодаря использованию цифровых технологий, таких как MOOК, большие данные, аналитика, fab labs, сами результаты не обязательно должны быть цифровыми. Это позволяет понять, что среди результатов цифрового академического предпринимательства видятся все стартапы и спинозаводы, запуск и развитие которых поддерживаются цифровыми технологиями, а не только «цифровые» стартапы.

Во-вторых, определение цифрового академического предпринимательства включает в себя широкий спектр цифровых технологий: Fab Lab, MOOК, бизнес-аналитика, облачные платформы, большие данные, 3D-печать – призванными сделать возможными различные процессы академического предпринимательства: студенческие инкубаторы и стартапы, студенческие бизнес-планы; предпринимательский гараж, который относится к обучению предпринимательству; сети сотрудничества с отраслями промышленности; интеллектуальная собственность и спины; офисы по трансферу технологий с включенными в него предпринимательскими кампусами в форме стартапов и, наконец, акселераторы, государственно-частные инкубаторы и предпринимательский городок, которые поддерживают инновации и региональное развитие как третью форму академического предпринимательства.


Источники:

1. Khanna R., Kareem J. Creating inclusive spaces in virtual classroom sessions during the COVID pandemic: An exploratory study of primary class teachers in India // International Journal of Educational Research. – 2021. – № 2. – p. 100038.
2. Verzat C., O’Shea N., Jore M. Teaching proactivity in the entrepreneurial classroom // Entrepreneurship & Regional Development. – 2017. – № 9-10. – p. 975-1013.
3. Siegel D. S., Phan P. H. Analyzing the effectiveness of university technology transfer: implications for entrepreneurship education // Advances in the Study of Entrepreneurship, Innovation, and Economic Growth. – 2005. – № 16. – doi: 10.1016/S1048-4736(05)16001-9.
4. Rippa P., Secundo G. Digital academic entrepreneurship: The potential of digital technologies on academic entrepreneurship // Technological Forecasting and Social Change. – 2019. – № 146. – p. 900-911.
5. Whetten D. A. What constitutes a theoretical contribution? // Academy of Management Review. – 1989. – № 4. – p. 490-495.
6. Сысоева О. В. Развитие академического предпринимательства в системе моделей инновационной деятельности // Journal of new economy. – 2019. – № 3. – c. 83-100.
7. Бичурина В. А. Теоретические подходы к развитию технологического предпринимательства в период цифровизации // Развитие финансовых отношений в период становления цифровой экономики: Материалы II Международной научно-практической конференции.
Под научной редакцией А.Ю. Румянцевой. 2019. – c. 31-34.
8. Malita L. A new focus on academic entrepreneurs through social media // Conference: International Conference on Entrepreneurship Education-A Priority for the Higher Education Institutions Location: Bucharest, Romania Date. 2012. – p. 08-09.
9. Al-Atabi M., DeBoer J. Teaching entrepreneurship using massive open online course (MOOC) // Technovation. – 2014. – № 4. – p. 261-264.
10. Dreher C. et al. 3D virtual worlds enriching innovation and collaboration in information systems research, development, and commercialisation // 2009 3rd IEEE international conference on digital ecosystems and technologies. 2009. – p. 168-173.
11. Yepes-Baldó M. et al. Quality indicators: Developing “MOOCs” in the European Higher Education Area // Educational Media International. – 2016. – № 3. – p. 184-197.
12. Ripiye P. R. Examining the impacts of social media engagement on learners motivation in MOOCs // European Conference on e-Learning: Academic Conferences International Limited. 2016. – p. 579.
13. Mortara L., Parisot N. G. Through entrepreneurs’ eyes: the Fab-spaces constellation // International Journal of Production Research. – 2016. – № 23. – p. 7158-7180.
14. Калашникова Т. В., Кайль Я. Я., Смыковская Т. К. Цифровизация как инновационный подход к развитию предпринимательской деятельности в общеобразовательной организации // Международный академический вестник. – 2019. – № 8. – c. 33-34.
15. Patic P. C., Duta L., Popa I. F. Collaborative Platform for Virtual Practice Enterprise Learning // Working Conference on Virtual Enterprises: Springer, Berlin, Heidelberg. 2013. – p. 287-294.
16. Бичурина В. А. Теоретические подходы к развитию технологического предпринимательства в период цифровизации // Развитие финансовых отношений в период становления цифровой экономики: Материалы II Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией А.Ю. Румянцевой. 2019. – c. 31-34.
17. Волков С. Креативная экономика и креативное предпринимательство: академическое измерение // Общество и экономика. – 2020. – № 11. – c. 21-30.
18. Iscaro V. et al. ExperimentaLab: a tool for the entrepreneurial university // World Review of Entrepreneurship, Management and Sustainable Development. – 2017. – № 5-6. – p. 684-706.
19. Secundo G., Moustaghfir K. Rethinking the university system: a strategic roadmap towards the entrepreneurial university model. / Creating Technology-Driven Entrepreneurship. - Palgrave Macmillan, London, 2016. – 115-148 p.
20. Минеева В. М., Николаева Ю. Р. Перспективы развития предпринимательства в условиях цифровизации экономики // Академическая публицистика. – 2019. – № 11. – c. 130-136.
21. Freeman R. E. Strategic management: A stakeholder approach. - Cambridge university press, 2010.
22. Jongbloed B., Enders J., Salerno C. Higher education and its communities: Interconnections, interdependencies and a research agenda // Higher Education. – 2008. – № 3. – p. 303-324.
23. Redford D. T., Fayolle A. Stakeholder management and the entrepreneurial university. / Handbook on the entrepreneurial university. - Edward Elgar Publishing, 2014.
24. Lameras P. et al. Creative thinking experimentations for entrepreneurship with a disruptive, personalised and mobile game-based learning ecosystem // 2015 International Conference on Interactive Mobile Communication Technologies and Learning (IMCL). 2015. – p. 348-352.
25. Aaijaz N. et al. Impact of students’ learning preferences in an entrepreneurial university // International Business Information Management Association. – 2013. – № 3.
26. Elia G., Secundo G., Passiante G. Pathways towards the entrepreneurial university for creating entrepreneurial engineers: an Italian case // International Journal of Entrepreneurship and Innovation Management. – 2017. – № 1-2. – p. 27-48.
27. Nawi N. B. C. et al. Acceptance and usage of social media as a platform among student entrepreneurs // Journal of Small Business and Enterprise Development. – 2017.
28. García A. I. et al. ICT entrepreneurial ecosystem for engineering education // The International journal of engineering education. – 2016. – № 5. – p. 2033-2047.
29. Jiang A. et al. Re-positioning library technology support on Campus-Wilson Library’s journey // Library Hi Tech News. – 2015.
30. Siegel D.S., Wright M. Academic entrepreneurship: time for a rethink? // Br. J.Manag. – 2015. – № 26 (4). – p. 582–595.

Страница обновлена: 02.04.2024 в 01:57:24