Современные формы упрочения рыночного статуса кооперативных организаций в контексте парадигмы глобализации
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-2 (133), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
На сегодняшний день однозначного определения многогранного и неоднозначного термина «глобализация» научной и деловой средой не выработано. В статье рассматриваются основные механизмы действия глобализационного процесса на международное кооперативное движение, определены негативные и позитивные стороны функционирования кооперативных организаций в условиях рыночной экономики.
Ключевые слова: инновации, рыночная экономика, глобализация, социальная направленность, международное кооперативное движение, кооперативные организации
Виртуальный продукт так или иначе, в большей или меньшей степени материализуется. Минимальной степенью материализации виртуального продукта служит запись на тех или иных носителях (электронных, печатных). Максимальной степенью его материализации является его воплощение в вещественную оболочку товара (услуги).
Глобальная трансформация системы общественного воспроизводства осуществляется по четырем основным направлениям:
– трансформация индустриальной стадии развития производственных сил общества в информационную на базе научно-технического прогресса, сопровождаемая трансформацией индустриального общества в информационное [1, 2, 3];
– вызревание условий для системного кризиса рыночно-капиталистической системы хозяйствования;
– накопление предпосылок мирового экологического кризиса, характеризуемого взаимопереплетением кризисов экологии человека, природы, общества. Это создает мощное давление в направлении перехода от рыночно-престижного к экологическому образу жизни и системной экологизации процесса воспроизводства во всех отраслях экономики [4];
– быстрое нарастание таких процессов, как:
1) углубление и разветвление международного разделения труда и его кооперации;
2) интернационализация денежных, финансовых и информационных потоков;
3) перемещение людей между странами;
4) формирование разного рода международных социально-экономических комплексов;
5) усиление интеграционных процессов во всей системе общественного воспроизводственного процесса совместно с соответствующими трансформационными изменениями государственных суверенитетов и формированием принципиально нового мирового порядка в его альтернативных вариантах [5].
Виртуальный продукт
Виртуализация системы общественного воспроизводства, будучи составной частью глобальной трансформации, носит объективно обусловленный характер на этапе трансформации индустриального общества в информационное на базе научно-технического прогресса.
Сегодня реальная материальная и интеллектуальная общественно-полезная деятельность создает реально-виртуальный продукт (термин автора). Причем в современном общественном воспроизводственном процессе практически каждый реальный продукт (товар или услуга) содержит в себе в большей или меньшей мере виртуальный компонент, начиная от бренда фирмы (или изделия) и завершая виртуальной привлекательностью для потребителя полезных свойств товара или услуги.
По мере виртуализации общественного воспроизводственного процесса формируется и развивается комплекс собственности особого вида – комплекс собственности на виртуальный продукт, который принято называть комплексом интеллектуальной собственности.
Виртуализация потребностей и расширение объема продаж
Органичной частью процесса виртуализации системы общественного воспроизводства является процесс виртуализации потребностей.
Развитие науки, образования, культуры и искусства приводит к расширению виртуального пространства жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом. А это, соответственно, приводит к возрастанию виртуальных потребностей во всей системе общественного воспроизводства.
В современных условиях жизнедеятельность людей приобретает особый характер, что связано с сочетанием духовных и интеллектуальных усилий с применением компьютерной техники. В результате все более широкое распространение компьютеризации приводит к возрастанию виртуальных потребностей в обществе.
Иначе на возрастание виртуальных потребностей в обществе воздействует функционирование и развитие рыночно-капиталистической системы. Как известно, основополагающими целевыми установками этой системы являются увеличение нормы и массы прибыли и накопление денежного капитала. Это, в свою очередь, предполагает постоянное наращивание объема продаж товаров и услуг.
При этом виртуализация значительной части потребностей людей в системе общественного воспроизводства, удовлетворение этих потребностей такими товарами и услугами, которые в своей существенной части или даже целиком и полностью представляют собой виртуальный продукт, создает весьма благоприятные условия как для расширения объема продаж, так и для увеличения нормы и массы прибыли.
Виртуализация системы общественного воспроизводства
Расширение объема продаж связано с практически неограниченными в качественном и количественном диапазоне виртуальными потребностями. А относительно низкие затраты живого и овеществленного труда на создание товаров со значительной виртуальной компонентой и оказание виртуальных услуг позволяют резко увеличивать норму и массу прибыли. При этом основные затраты падают на прямую и косвенную рекламу, на которую возлагается задача внедрить в сознание потенциальных потребителей идею особой ценности и привлекательности особым образом виртуализированных продуктов (товаров и услуг).
Автор выработал следующее определение: виртуализация системы общественного воспроизводства – это комплексное преобразование всей системы общественного воспроизводственного процесса во всех его сферах и на всех уровнях на основе превращения знаний в главный фактор ее развития, сочетаемое с системной компьютеризацией этого процесса.
Объективная необходимость экономического закона виртуализации системы общественного воспроизводства обусловлена взаимодействием процесса трансформации на базе научно-технического прогресса индустриальной стадии развития общества в информационную стадию, с одной стороны, и системной компьютеризацией жизнедеятельности людей – с другой. Информационная стадия, иначе говоря, может быть названа постиндустриальной стадией, а также стадией, базирующейся, прежде всего, на интенсивном генерировании и применении новых знаний.
Для исследования проблемы формирования и развития комплекса рекламы в условиях виртуализации системы общественного воспроизводства особый интерес представляет собой виртуализация сферы потребления. Обусловлено это тем, что данная сфера является важнейшей органической составной частью системы общественного воспроизводства в целом.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:15:35