Конкуренция на региональном рынке банковских услуг
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-2 (133), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Курманова Л.Р., Ираева Н.Г. Конкуренция на региональном рынке банковских услуг // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 4. – С. 162-166.
Аннотация:
В российской банковской системе доля банков, контролируемых государством, в совокупных активах банковского сектора составляет порядка 40%, доля в совокупном капитале – более 32%. Мировой опыт свидетельствует, что банковская конкуренция должна развиваться на основе ограничения роли государственных банков. Они так или иначе имеют эксклюзивный доступ к бюджетным ресурсам, что не способствует развитию равноправной банковской конкуренции.
Ключевые слова: банковская система, конкуренция, монополизация, государственные банки, финансово-кредитные услуги, индекс герфиндаля хиршмана, уровень концентрации
Создание условий для развития конкуренции на банковском рынке является одним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг.
Оценивая состояние конкурентной среды на рынке банковских услуг, следует выделить преобладающую роль кредитных организаций с участием капитала государства и субъектов Российской Федерации. Лидирующие позиции здесь принадлежат, безусловно, Сбербанку России.
Согласно оценке Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии российскую банковскую сферу фактически контролируют около двухсот банков, занимающих 92% рынка. На долю трех ведущих структур (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк) приходится 38% активов банковского сектора.
Для оценки конкурентной ситуации использовался принятый в международной практике индекс Герфиндаля – Хиршмана (далее – НН1), равный сумме квадратов рыночных долей банков-конкурентов.
Два банка
По данным Банка России, на федеральном рынке кредитования реального сектора экономики уровень концентрации оценивается как средний (НН1 – 0,110) с тенденцией к понижению. Так, за последние два года уровень концентрации снизился почти на 11%.
Очень высокий уровень концентрации отмечается на федеральном рынке частных вкладов (НН1 – 0,287). Вместе с тем, снижение индекса более чем на 22% позволяет говорить об изменении ситуации в данном сегменте рынка банковских услуг, сокращении доли Сбербанка и развитии конкуренции за привлечение вкладов населения.
Переходя к анализу регионального рынка банковских услуг, можно констатировать, что в Республике Башкортостан доминирующее положение занимают два банка. Это Сбербанк России и «Уралсиб», к основным преимуществам которых относится развитость филиальной сети.
На долю 11 региональных кредитных организаций приходится от 9% до 21% емкости рынка Башкортостана. На долю остальных филиалов инорегиональных кредитных организаций (более 30) приходится от 8,8 до 26,9%.
Анализ конкурентной среды регионального рынка банковских услуг показывает стабильно высокий уровень концентрации значимых сегментов рынка в двух кредитных организациях, представленных в регионе филиалами и отделениями. При этом весьма скромную долю занимают республиканские кредитные организации.
Концентрация
Для оценки характера распределения долей между конкурентами обычно используют показатель рыночной концентрации, который отражает степень монополизации в конкретном сегменте. Наиболее распространен расчет показателя концентрации. Он представляет собой общую долю трех лидеров рынка, имеющих максимальные обороты по оказанию финансовых услуг в рассматриваемом секторе:
CR3 = (V1 + V2 + V3)/ Vm,
где СR3 — коэффициент концентрации;
Vm — емкость рынка (сумма оборотов по данному виду банковских услуг в пределах установленного рынка всеми кредитными организациями);
Vi — оборот по услуге i-й кредитной организации;
V1 = МАХ {Vm}, для всех i = [1; n];
V2 = МАХ {Vт \ V,}, для всех i = [1; n-1];
V3 = МАХ {Vт \ V1, V2}, для всех i = [1; n-2];
n – количество кредитных организаций.
Низкая концентрированность рынка наблюдается при СR3 < 35%, умеренная – при 35% < СR3 < 70%, высокая – при 70% < СR3 <= 100%.
Расчет коэффициента CR3 свидетельствует о высокой степени концентрации банковских операций в Республике Башкортостан (более 70%).
Концентрация денежных ресурсов и вложений в двух-трех крупных банках может нанести значительный ущерб экономике Башкортостана в случае возникновения у них финансовых проблем, а также снижает качество обслуживания клиентов. Мало того, недостаточная конкуренция на республиканском рынке является одной из основных причин невысокой обеспеченности регионального хозяйства банковскими услугами.
Индекс Герфиндаля – Хиршмана
Существенным недостатком показателя концентрации является его нечувствительность к различным вариантам распределения долей между конкурентами, а также низкая информативность остроты конкурентной борьбы.
Частично преодолеть проблему показателя концентрации позволяет оценка распределения рыночных долей с помощью индекса НН1.
Значения индекса НН1, хотя и свидетельствуют о значительном уровне концентрации в различных секторах банковских операций, но имеют тенденцию к снижению. Это характеризует обострение конкуренции между кредитными организациями (табл. 1).
Таблица 1
Уровень развития конкуренции на региональном рынке банковских услуг (расчет индексов Герфиндаля – Хиршмана)
Индекс
Герфиндаля – Хиршмана
|
01.01.2006
|
01.01.2007
|
1. По
величине собственных средств (капиталу)
|
0,178
|
0,129
|
2. По
активам
|
0,324
|
0,286
|
3.По
кредитам и прочим размещенным средствам, предоставленным нефинансовым
организациям-резидентам
|
0,238 |
0,206 |
4. По
вкладам физических лиц
|
0,333
|
0,322
|
Одним из общих параметров оценки деловой среды может выступать показатель операционной активности кредитных организаций (их групп). Он отражает объем финансовых потоков по счетам клиентов банка. По своему экономическому содержанию данный показатель является наиболее общим (интегрированным) параметром оценки деятельности кредитных организаций из возможного их числа.
При использовании показателя операционной активности в оценке конкурентной среды банковского сектора Республики Башкортостан ее институциональная структура представлена тремя группами кредитных организаций.
Первую группу образуют самостоятельные региональные банки (на 1 ноября 2008 г. их было 11), вторую – филиалы инорегиональных банков. Третья группа представлена подразделениями Сберегательного банка (табл. 2).
Таблица 2
Операционная активность кредитных организаций на рынке банковских услуг Республики Башкортостан, в %
Группы
кредитных организаций
|
01.01.03
|
01.01.04
|
01.01.05
|
01.01.06
|
01.01.08
|
01.11.08
|
Региональные
банки
|
80,2
|
79,5
|
71,4
|
6,7
|
15,0
|
9,3
|
Сберегательный
банк
|
17,5
|
13,9
|
12,6
|
12,9
|
36,6
|
49,7
|
Филиалы
инорегиональных банков
|
2,3
|
6,6
|
16,0
|
80,4
|
48,4
|
41,0
|
Развитие конкуренции
Усиление территориальной экспансии инорегиональных банков, помимо улучшения конкурентной среды и снижения уровня монополизации, способствует повышению обеспеченности республики финансово-кредитными услугами.
Таким образом, текущее состояние российской банковской системы характеризуется:
– недостаточным уровнем капитализации российских коммерческих банков;
– сохраняющимся участием государства в капитале российских коммерческих банков;
– фактическим отсутствием конкуренции на региональных рынках банковских услуг.
В связи с этим одним из ведущих направлений государственного регулирования банковского рынка следует признать мероприятия по развитию конкуренции на рынке банковских услуг:
– формирование и развитие конкурентной среды на региональных рынках, в том числе предотвращение предоставления необоснованных преференций отдельным кредитным организациям;
– обеспечение равного доступа участников рынка банковских услуг к финансовым ресурсам;
– повышение информационной открытости кредитной организации, разработка мер, способствующих повышению транспарентности информации на рынке банковских услуг;
– решение вопросов совершенствования законодательного, нормативного и методологического обеспечения в сфере антимонопольного регулирования рынка банковских услуг.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:14:59