Стратегия экономической безопасности БРИКС в условиях глобальной конкуренции

Ведерникова Е.В.1
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В работе исследована стратегия экономической безопасности БРИКС в условиях глобальной конкуренции. Рассмотрены основные факторы, влияющие на экономическую безопасность стран БРИКС. Выявлено, что применительно к БРИКС целесообразно учитывать региональные факторы, поскольку объединение представляет собой макрорегион с широким географическим охватом. Обосновано, что при определении факторов, в условиях глобальной конкуренции следует проводить комплексный анализ политических, экономических, внешнеэкономических, социальных процессов и соответствующих показателей. Проведённый анализ ключевых показателей, определяющих эффективность стратегии экономической безопасности стран БРИКС позволил предложить комплекс мер, которые будут способствовать укреплению экономической безопасности стран блока и повышению их коллективной конкурентоспособности на мировой арене. Исследование показало, что коллективная конкурентоспособность стран БРИКС имеет большой потенциал для развития и сотрудничества в целях обеспечения их экономической безопасности.

Ключевые слова: стратегия, экономическая безопасность, БРИКС, глобальная конкуренция

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение. Актуальность темы исследования определяется не только значимостью стратегии экономической безопасности стран БРИКС, но и влиянием блока на процессы глобальной конкуренции. В современном мире, где международные экономические отношения приобретают все большее значение, страны БРИКС осознают необходимость коллективных действий для обеспечения своей экономической безопасности. «Главной целью стратегии экономической безопасности БРИКС является создание благоприятных и равноправных условий для устойчивого экономического развития каждой из стран-участниц» [3]. Для этого разрабатываются системные меры по защите национальных экономик от внешних угроз и рисков, а также по совершенствованию внутренних экономических и других политик, предпринимаются попытки по их унификации.

«В рамках стратегии экономической безопасности БРИКС предусматривается укрепление экономического сотрудничества между странами-участницами, включающее в себя многосторонние взаимосвязи в различных экономических сферах, развитие внутренних рынков и повышение конкурентоспособности экономик, для чего проводятся структурные реформы, преобразования инфраструктуры и инвестиционного климата» [12]. Важным аспектом стратегии экономической безопасности выступает укрепление институциональной базы БРИКС (создание совместных организаций и механизмов для координации общей экономической политики и решения возникающих проблем).

При этом, в условиях глобальной конкуренции страны БРИКС сталкиваются с множеством вызовов, среди которых [13; 20; 21]:

– необходимость постоянного развития и модернизации своих экономик, чтобы сохранять свою конкурентоспособность на международной арене, требующая масштабных инвестиций в науку, технологии, инфраструктуру, улучшения бизнес-климата и снижения бюрократических барьеров;

– неравенство и бедность в странах блока. Несмотря на значительный экономический рост, во многих из них по-прежнему наблюдается высокий уровень неравенства доходов и доступа к образованию и здравоохранению, что создает социальную напряженность;

– вызовы в области экологии и устойчивого развития. Растущие экономики и их потребление приводят к увеличению выбросов парниковых газов и загрязнению экологических систем;

– вызовы и риски в области международных отношений и геополитики. Стремление к экономическому и политическому лидерству заставляет страны принимать активные меры по защите своих национальных интересов. Однако, такая борьба приводит к напряженным отношениям и конфликтам с другими государствами.

Таким образом, изучение стратегии экономической безопасности стран БРИКС в условиях глобальной конкуренции представляется существенным и значимым для понимания принципов и механизмов обеспечения их коллективной безопасности.

Цель исследования: выявить проблемные аспекты стратегии экономической безопасности БРИКС в условиях глобальной конкуренции, и сформулировать предложения по их оптимизации.

Задачи исследования:

– рассмотреть основные факторы, влияющие на экономическую безопасность стран БРИКС;

– проанализировать ключевые показатели, определяющие эффективность стратегии экономической безопасности стран БРИКС в условиях глобальной конкуренции;

– предложить комплекс мер, которые будут способствовать укреплению экономической безопасности стран БРИКС и повышению их коллективной конкурентоспособности на мировой арене.

Практическая значимость исследования определяется тем, что основные положения и рекомендации могут быть использованы государственными и бизнес-структурами в целях развития конкурентоспособного потенциала стран БРИКС в контексте общей стратегии экономической безопасности.

Факторы, влияющие на экономическую безопасность стран БРИКС. Факторы, которые оказывают влияние на экономическую безопасность являются важным аспектом для любой страны и межгосударственных объединений. «Экономическая безопасность означает защиту экономических интересов и стабильность экономической системы от различных угроз и рисков» [23]. Поэтому необходимо понимать, какие факторы могут повлиять (негативно, а какие положительно) на экономическую безопасность, и как их определить.

Одним из первых факторов, который следует учитывать – это политическая ситуация в стране/регионе. Нестабильность политической обстановки в стране/регионе может привести к серьезным последствиям, вызвать политические кризисы, социальные беспорядки, экономический спад и даже вооруженные конфликты. Напротив, «стабильность политической ситуации в стране/регионе может гарантировать благоприятные последствия, способствующие экономическому развитию и социально-экономической безопасности»» [11]. Поэтому важно контролировать политические процессы и принимать своевременные меры по их стабилизации.

Внутренняя политическая ситуация в каждой из стран БРИКС имеет свои особенности, перечислим основные:

– политический режим в Китае стабилен и предсказуем, однако страна сталкиваться с внешними вызовами и внутренними проблемами;

– сложившаяся ситуация в России характеризуется как политической нестабильностью, так и резкими изменениями в политической системе;

– политическая ситуация в Бразилии нестабильна, правительство сталкивается с критикой и сопротивлением;

– политическая обстановка в Индии остается сложной и нестабильной, серьёзными проблемами выступают высокий уровень коррупции и религиозная напряжённость;

– политическая ситуация в ЮАР остается противоречивой, одной из основных проблем является наследие расовой дискриминации и апартеида;

– на протяжении многих лет политическая ситуация в ОАЭ остается консервативной и авторитарной, политика страны характеризуется как умеренная и прогрессивная;

– политическая ситуация в Египет остается нестабильной, политика правительства также вызывает опасения, поскольку страна поддерживает одновременно взаимоотношения с противоборствующими странами (США, западными странами, Россией и другими авторитарными режимами);

– политический режим в Иране остается сложным и нестабильным, политическая система страны основана на принципах ислама и шиитской веры;

– политическая ситуация в Эфиопии остается нестабильной и напряженной, основная проблема – наличие различных этнических групп и конфликтов между ними (более 80 этнических групп, каждая из которых имеет свои интересы и требования).

Но, несмотря на различия в политических режимах и системах, страны БРИКС продолжают укреплять свои отношения и сотрудничество.

Вторым фактором является экономическая политика правительства, оказывающая как положительное, так и отрицательное влияние на экономическую безопасность. Например, неэффективная налоговая политика или нерациональное распределение бюджетных средств может привести к дисбалансу в экономике и угрожать ее безопасности.

Третий фактор – внешнее экономическое окружение. Глобальные экономические процессы, такие как кризисы, военные конфликты, санкции и торговые войны, оказывают существенное влияние на экономику страны/региона. Поэтому следует анализировать и прогнозировать внешние экономические факторы и принимать меры по снижению их негативного воздействия.

Четвёртый фактор, объединяющий в себе уровень инфляции и курс национальной валюты. Высокая инфляция и нестабильный курс негативно отражаются на экономической безопасности, ухудшая финансовое положение государства и его граждан.

Пятый фактор – социальный (уровень безработицы, уровень жизни населения, социальная обеспеченность). Неблагоприятная социальная обстановка приводит к социально-экономическим проблемам и угрожает национальной/региональной безопасности.

«Применительно к БРИКС целесообразно также учитывать региональные факторы экономической безопасности, поскольку объединение представляет собой макрорегион с широким географическим охватом» [14]. Страны БРИКС представлены на четырех из семи континентов, что является одним из важнейших региональных факторов, имеющих стратегическое значение как для самих стран блока, так и для мировой экономики:

– расположение России в Европе и Азии – имеет огромное значение как в географическом, так и в политическом контексте. С одной стороны, это преимущество широкого охвата территории и доступа к различным регионам мира. С другой стороны, такое местоположение демонстрирует определенные сложности и проблемы для страны;

– расположение Китая в Азии является ключевым фактором его экономического, политического и военного влияния в регионе и мире, позволяя ему определять геополитические процессы в азиатском регионе и за его пределами;

– Индия занимает значительную часть Южной Азии, делая ее ключевым игроком в региональной политике и экономике. Благодаря своему расположению на перекрестке морских путей, страна имеет доступ к различным рынкам и ресурсам;

– ОАЭ является одной из самых богатых и развитых стран в регионе Ближнего Востока и Азии в целом. Стратегическое расположение страны на берегу Персидского залива позволяет ей контролировать морские пути и обеспечивать безопасность торговых перевозок;

– Иран расположен в Западной Азии и занимает важное геополитическое положение в этом регионе. Благодаря такому расположению, страна является «мостом» между Востоком и Западом, а также между Центральной Азией и Ближним Востоком;

– расположение Бразилии в Южной Америке обеспечивает ей стратегическое положение, поскольку страна граничит с 10 из 12 стран континента, являясь ключевым экономическим и политическим игроком в регионе, оказывая значительное влияние на соседние страны и весь континент в целом;

– Египет – одна из древнейших цивилизаций мира, а его расположение на северо-востоке Африки обеспечило ему уникальное географическое положение, страна является важным торговым, культурным и туристическим центром;

– ЮАР расположена в южной части Африки и граничит с Намибией, Ботсваной, Зимбабве, Мозамбиком и Свазилендом, позволяя стране быть ключевым игроком в экономике и политике Африки;

– расположенная на восточном побережье Африки, Эфиопия выступает в качестве моста между Африкой и Азией. Это также единственная страна в регионе, которая не была колонизирована западными державами, что позволило ей сохранить свою уникальную культуру и традиции.

Важным региональным фактором относительно стран БРИКС является их экономическое развитие и потенциал. Все страны имеют высокие темпы экономического роста значительные ресурсы и рынки, что делает их привлекательными для инвестиций и торговли. Кроме того, страны БРИКС стремятся к диверсификации своих экономик и развитию новых отраслей, что способствует устойчивому росту и снижению зависимости от отдельных секторов.

Значимым фактором выступают международные отношения стран БРИКС с другими государствами, международными организациями (ООН [1], ВТО [2], ВОЗ [3], МВФ [4] и др.) [8; 9] и межгосударственными объединениями (ЕАЭС [5], ШОС [6], ОДКБ [7], Лига арабских государств [8], Африканский Союз [9] и др.) а это способствует укреплению экономических и политических позиций блока на мировой арене. Более того, «Китай и Россия – постоянные члены Совета Безопасности ООН [10] (имеют непосредственное влияние на принятие международных решений в сфере глобальной безопасности)» [10], «Иран и ОАЭ входят в ОПЕК [11], Бразилия и Россия в ОПЕК+ [12] (позволяет участвовать в принятии решений, касающихся добычи и экспорта нефти, а также влиять на мировую политику в области энергетики)» [18].

Таким образом, для определения факторов, влияющих на экономическую безопасность какой-либо страны/региона в условиях глобальной конкуренции следует проводить комплексный анализ политических, экономических, внешнеэкономических, социальных процессов и соответствующих показателей [1].

Показатели, определяющие эффективность стратегии экономической безопасности стран БРИКС в условиях глобальной конкуренции. Для определения эффективности стратегии экономической безопасности стран БРИКС в условиях глобальной конкуренции необходимо оценить:

– уровень конкурентоспособности национальных экономик блока, включающий долю экспорта в ВВП, уровень инвестиций, индекс инноваций [2] (рис. 1-3);

– финансовую устойчивость государств блока, главным показателем которой является уровень государственного долга (рис. 4);

– эффективность правительства и уровень коррупции в каждой из стран блока (рис. 5; 6).

– уровень социальной защищенности населения и стабильность социально-экономической сферы в странах блока (уровень безработицы, государственные расходы на здравоохранение, образование (рис. 7-9).

Рисунок 1. Доля экспорта в ВВП стран БРИКС, %

Источник: составлено автором по материалам «Экспорт, % ВВП – Классация стран» [24].

За анализируемый период 2020-2023 гг. увеличение доли экспорта в ВВП отмечено у Индии (+0,58%), ОАЭ (+0,38%), ЮАР (+1,91%), Ирана (+5,8%), Египта (+8,55%); сокращение произошло у Китая (-0,2%), России (-6,69%), Бразилии (-1%), Эфиопии (-1,04%).

Рисунок 2. Уровень инвестиций в странах БРИКС, % ВВП

Источник: составлено автором по материалам «Капитальные инвестиции – Классация стран» [7].

За анализируемый период 2020-2023 гг. увеличение уровня инвестиций наблюдалось у Китая (+1,01%), России (+2,24%), Индии (+4,82%), ОАЭ (+11,19%), ЮАР (+3,08%); сокращение произошло у Ирана (-5,81%), Египта (-3,11%), Бразилии (-0,03%), Эфиопии (-8,41%).

Рисунок 3. Индекс инноваций (0-100 п.п.) в странах БРИКС

Источник: составлено автором по материалам «Индекс инноваций – Классация стран» [6].

За анализируемый период 2020-2023 гг. увеличение индекса инноваций наблюдалось у Китая (+2,01%), Бразилии (+1,75%), Индии (+2,51%), ОАЭ (+1,42%), Египта (+0,01%); сокращение отмечено у Ирана (-0,02%), России (-16,2%), ЮАР (-2,29%), Эфиопии (-3,77%).

Рисунок 4. Уровень государственного долга в странах БРИКС, % от ВВП

Примечание: у России значения показателя с 2023 г. недоступны.

Источник: составлено автором по материалам «Государственный долг – Классация стран» [5].

За анализируемый период 2021-2023 гг. уровень государственного долга снизился у России на 0,04%, Индии на 0,47%, Бразилии на 2,97%, ОАЭ на 3,85%, Ирана на 8,32%, Эфиопии на 8,46%; вырос у Китая на 12,53%, ЮАР на 4,9%, Египта на 6,03%.

Рисунок 5. Индекс эффективности правительства в странах БРИКС

(-2,5 низкая; 2,5 высокая)

Источник: составлено автором по материалам «Эффективность работы правительства – Классация стран» [25].

За анализируемый период 2021-2023 гг. индекс в диапазоне высокой эффективности отмечен у правительств ОАЭ, Китая и Индии, у других стран блока наблюдалась низкая эффективность правительства.

Рисунок 6. Индекс восприятия коррупции в странах БРИКС,

(100 – отсутствие коррупции)

Источник: составлено автором по материалам «Восприятие коррупции – Классация стран» [4].

Как видно из графика, за анализируемый период 2021-2023 гг. индекс восприятия коррупции по всем странам блока, за исключением ОАЭ, низкий (ниже 50 индексных пунктов).

Низкий уровень индекса восприятия коррупции в странах БРИКС указывает на то, что государственные органы, чиновники и другие представители власти злоупотребляют своими полномочиями и используют служебное положение в личных целях. Такое негативное явление соответственно приводит к неравенству, нарушению прав и свобод граждан, снижению доверия к власти и ухудшению экономического развития.

Рисунок 7. Уровень безработицы в странах БРИКС, %

Источник: составлено автором по материалам «Уровень безработицы – Классация стран» [19].

Как видно на рисунке, за анализируемый период 2021-2023 гг. по уровню безработицы в странах БРИКС наблюдались следующие тенденции:

– снижение произошло в России на 1,39%, Индии на 2,21%, Бразилии на 5,21%, Иране на 0,18%, Египте на 0,13%, Эфиопии на 0,43%;

– самые низкие значения продемонстрировали ОАЭ, в 2023 г. уровень безработицы составил 2,71%;

– незначительное увеличение отмечено у Китая на 0,12%;

– несмотря на тенденцию к снижению, в ЮАР по-прежнему сохраняется высокий уровень безработицы, значения которого колеблются в пределах 27-28%%.

Рисунок 8. Расходы на здравоохранение в странах БРИКС, % ВВП

Примечание: у России значения показателя с 2022 г. недоступны.

Источник: составлено автором по материалам «Расходы на здравоохранение, % ВВП – Классация стран» [15].

Как видно на рисунке, за анализируемый период 2021-2023 гг. по расходам на здравоохранение по всем странам БРИКС наблюдалось увеличение значений. У России с 2022 г. информация по показателю недоступна.

Рисунок 9. Расходы на образование в странах БРИКС, % ВВП

Примечание: у России значения показателя с 2023 г. недоступны; у Египта информация по показателю отсутствует.

Источник: составлено автором по материалам «Расходы на образование, % ВВП – Классация стран» [16].

Как видно на рисунке, за анализируемый период 2021-2023 гг. по расходам на образование в странах БРИКС сложилась следующая ситуация:

– увеличение расходов произошло у Китая на 0,9% ВВП, у Индии на 0,16% ВВП, у ОАЭ на 0,7% ВВП;

– снижение расходов продемонстрировали Бразилия на 0,07% ВВП, ЮАР на 0,56% ВВП, Иран на 0,3% ВВП, Эфиопия на 0,27% ВВП;

– информация по показателю отсутствует у России с 2023 г., у Египта с 2021 г.

Проанализировав показатели, определяющие эффективность стратегии экономической безопасности стран БРИКС можно сделать общий вывод, что комплексный подход позволяет оценить реальную ситуацию и разработать меры по укреплению экономической безопасности в условиях глобальной конкуренции.

Комплекс мер по укреплению экономической безопасности и перспективы коллективной конкурентоспособности стран БРИКС. «Комплекс мер по укреплению экономической безопасности является важным инструментом в обеспечении стабильности и устойчивого развития государства» [17]. В то же время применительно к межгосударственному объединению, такому как БРИКС, этот комплекс многократно усложняется.

«Несмотря на расширение БРИКС в 2024 г., страны сталкиваются с рядом экономических вызовов, которые продолжат оказывать негативное влияние на их экономическую безопасность» [22]. В связи с этим автор предлагает следующую совокупность мер:

– укреплять торгово-экономические связи между странами БРИКС (увеличить объемы торговли и инвестиций, сократить зависимость от экономических партнеров за пределами БРИКС, разработать и реализовать соглашения о свободной торговле и инвестициях в условиях новой реальности, создать благоприятные условия для международного/регионального бизнеса и привлечения иностранных инвестиций);

– развивать инфраструктуры внутри стран БРИКС (инвестировать в развитие транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктуры, осуществлять проекты в этих областях);

– совместно развивать новые технологий и инновации, научно-техническое сотрудничество, обмениваться опытом и знаниями, создавать исследовательские центры;

– обеспечивать финансовую стабильность в регионах присутствия стран БРИКС (продолжать развивать сотрудничество в области финансов и банковского дела, создавать совместные фонды и механизмы для сбалансированного распределения рисков, совместно бороться с финансовыми кризисами);

– консолидировать сотрудничество в области образования, спорта и культуры.

Коллективная конкурентоспособность стран БРИКС – это перспективное направление развития. Одним из главных его преимуществ является географическое расположение стран блока. Страны БРИКС занимают огромные территории и имеют доступ к различным регионам мира, что позволяет им интенсивно развивать торгово-экономические связи с многими странами. Кроме того, БРИКС обладают огромным рынком сбыта и потенциалом для развития внутреннего рынка.

Важным фактором, способствующим повышению конкурентоспособности стран БРИКС, является их экономическое разнообразие. Каждая из стран имеет свои уникальные преимущества и специализацию в различных отраслях, позволяя диверсифицировать свои экономики и повышать общую конкурентоспособность.

Однако, несмотря на все преимущества, у стран БРИКС есть и свои собственные вызовы, и проблемы, которые необходимо преодолеть для достижения высокой конкурентоспособности. Среди них – различия в темпах экономического роста и уровнях развития инфраструктуры, проблемы с коррупцией и политической нестабильностью. Хотя, в целом перспективы коллективной конкурентоспособности стран БРИКС обнадеживают и открывают широкие возможности для развития и сотрудничества в целях обеспечения их экономической безопасности.

Заключительные выводы

Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Несмотря на то, что каждая из стран-участниц имеет свои особенности и проблемы, объединение в рамках БРИКС способствует коллективному решению экономических вопросов и обеспечению общих интересов на международной арене.

2. Стратегия экономической безопасности БРИКС включает в себя меры по снижению зависимости от внешних факторов, развитию внутреннего рынка и укреплению экономических связей между странами.

3. Страны БРИКС имеют большой потенциал для укрепления своих позиций на международном уровне и повышения своего глобального влияния. Совместные проекты и инвестиции позволяют им улучшать экономические показатели и соответственно конкурентоспособность.

4. Однако, в условиях глобальной конкуренции страны БРИКС сталкиваются с рядом вызовов и препятствий. Например, нестабильность на мировых рынках, изменения в международных отношениях и протекционистская политика могут негативно отразиться на стратегии экономической безопасности БРИКС. Поэтому, для успешной реализации стратегии необходимо учитывать сложившуюся международную обстановку и совместно разрабатывать меры по укреплению экономической безопасности блока.

5. Дальнейшие исследования в области стратегии экономической безопасности БРИКС должны быть направлены на выявление уязвимых мест и разработку мер по их устранению.

[1] ООН – организация объединённых наций.

[2] ВТО – всемирная торговая организация.

[3] ВОЗ – всемирная организация здравоохранения.

[4] МВФ – международный валютный фонд.

[5] ЕАЭС – Евразийский экономический союз.

[6] ШОС – Шанхайская организация сотрудничества.

[7] ОДКБ – Организация Договора о коллективной безопасности.

[8] Лига арабских государств – международная организация, объединяющая арабские государства, а также ряд дружественных им неарабских.

[9] Африканский Союз – международная межправительственная организация, объединяющая 55 государств Африки.

[10] Постоянные члены Совета Безопасности ООН – Великобритания, Китай, Россия, США, Франция.

[11] ОПЕК – международная межправительственная организация, созданная нефтеэкспортирующими странами в целях контроля квот добычи на нефть.

[12] Неофициальный формат ОПЕК+ был сформирован в ноябре 2016 г. из-за недовольства многих нефтедобывающих стран ценами на мировом нефтяном рынке.


Источники:

1. Авдийский В.И., Латышев В.И. Экономическая безопасность: от анализа проблем к совершенствованию современной парадигмы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2024. – № 9(438). – c. 1604-1616. – doi: 10.24891/ni.20.9.1604.
2. Бокерия С.А. Концепт «безопасность-развитие» в деятельности БРИКС // Вестник Томского государственного университета. – 2020. – № 454. – c. 123-130. – doi: 10.17223/15617793/454/14.
3. Ведерникова Е.В., Руденко М.Н. Динамика институционального развития стран БРИКС и их роль в современном миропорядке // Экономическая безопасность. – 2024. – № 8. – c. 1983-1998. – doi: 10.18334/ecsec.7.8.121617.
4. Восприятие коррупции – Классация стран. Theglobaleconomy.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/transparency_corruption/ (дата обращения: 02.12.2024).
5. Государственный долг – Классация стран. Theglobaleconomy.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Government_debt/ (дата обращения: 02.12.2024).
6. Индекс инноваций – Классация стран. Theglobaleconomy.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/GII_Index/ (дата обращения: 02.12.2024).
7. Капитальные инвестиции – Классация стран. Theglobaleconomy.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Capital_investment/ (дата обращения: 02.12.2024).
8. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г., Вайвер Ю.М., Сазонова Е.С. Концептуализация глобального управления безопасностью в международных отношениях // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2579-2600. – doi: 10.18334/epp.12.10.116497.
9. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Обеспечение экономической безопасности России в международных финансово-экономических организациях в процессе интеграции // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 669-688. – doi: 10.18334/epp.11.3.111630.
10. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Анализ концепции безопасности Организации Объединенных Наций в процессе глобальной интеграции // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 11-44. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.113726.
11. Лев М.Ю., Казанцев С.В. Цены, инфляция и безопасность общества. - Москва: ООО «Первое экономическое издательство», 2024. – 230 c.
12. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность БРИКС в условиях антироссийских санкций: институциональный аспект // Экономическая безопасность. – 2024. – № 1. – c. 123-154. – doi: 10.18334/ecsec.7.1.120345.
13. Леонова О.Г. Расширение БРИКС и его геополитические последствия // Россия и современный мир. – 2024. – № 2(123). – c. 55-71. – doi: 10.31249/rsm/2024.02.04.
14. Петренко Е.С., Варламов А.В., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность и интересы России в БРИКС // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1295-1312. – doi: 10.18334/eo.10.4.111398.
15. Расходы на здравоохранение, % ВВП – Классация стран. Theglobaleconomy.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Health_spending_as_percent_of_GDP/ (дата обращения: 02.12.2024).
16. Расходы на образование, % ВВП – Классация стран. Theglobaleconomy.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Education_spending/ (дата обращения: 02.12.2024).
17. Руденко М.Н., Долганова Я.А. Инструменты регулирования механизма региональной экономической безопасности // Экономика и управление. – 2018. – № 1(147). – c. 42-48.
18. Руденко М.Н. Динамика обеспечения энергетической безопасности стран БРИКС // Экономическая безопасность. – 2024. – № 11. – c. 2823-2840. – doi: 10.18334/ecsec.7.11.122090.
19. Уровень безработицы – Классация стран. Theglobaleconomy.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Unemployment_rate/ (дата обращения: 02.12.2024).
20. Уткин Н. И., Шеншин В. М. О расширении БРИКС и его последствиях для установления многополярного мира // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. – 2024. – № 1(62). – c. 61-73. – doi: 10.61260/2074-1626-2024-1-61-73.
21. Хейфец Б. БРИКС плюс - закономерный результат накопительной интеграции в условиях геополитической фрагментации мировой экономики // Общество и экономика. – 2024. – № 1. – c. 109-121. – doi: 10.31857/S0207367624010093.
22. Хейфец Б.А. Новые тренды в развитии БРИКС. / Страны «пояса соседства» России: модели развития и вопросы сотрудничества (памяти С.П. Глинкиной). - Москва: Институт экономики РАН, 2024. – 208-228 c.
23. Миронова О.А., Поздеев В.Л., Бобошко В.И., Бобошко Н.М. и др. Экономическая безопасность в новой реальности. Теория и методология. - Москва: ООО «Издательство Юнити-Дана», 2024. – 408 c.
24. Экспорт, % ВВП – Классация стран. Theglobaleconomy.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/exports/ (дата обращения: 02.12.2024).
25. Эффективность работы правительства – Классация стран. Theglobaleconomy.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/wb_government_effectiveness/ (дата обращения: 02.12.2024).

Страница обновлена: 23.01.2025 в 10:20:26