Монополия и конкуренция в электроэнергетике: альтернативы развития и проблема эффективности
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 19
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (6), Июнь 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16535681
Цитирований: 19 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматриваются ключевые вопросы организации электроэнергетического рынка, связанные с переходом от монополий к развитию конкурентных рынков на основе различных моделей: многоуровневой монополии, закупочного агентства, конкуренции на оптовом и розничном рынках.
Ключевые слова: рынок, конкуренция, электроэнергетика, естественная монополия
Основной причиной преобладания вертикально интегрированных компаний в электроэнергетике, объединяющих функции производства, передачи и распределения электроэнергии на местном уровне, являлся высокий уровень операционных издержек — затрат, понесенных в ходе заключения контрактных сделок, заменяющих систему командования и контроля. Еще четверть века назад было невозможно отделить производство и передачу электричества по целому ряду технологических и организационных причин. Передача электроэнергии, в свою очередь, требовала регулирования ее потоков, в противном случае деятельность энергосистем грозила выйти из-под контроля с непредсказуемыми последствиями, как для потребителей, так и для самих электрокомпаний. Поэтому вертикальная интеграция представлялась большинству исследователей единственно возможным состоянием отрасли, обеспечивающим ее надежное и качественное функционирование. Столь же исчерпывающим представлялся аргумент, что только вертикальная интеграция способна обеспечить должным образом «эффект масштаба» для электроэнергетики. При этом допускалось, что разделение по видам бизнеса возможно только в случае, если эффект от такого разделения может потенциально превысить «эффект масштаба» в условиях вертикальной интеграции при обеспечении равного доступа к сетям и всестороннем внедрении контрактных отношений, призванных заменить централизованное управление. Существование же определенных форм конкуренции допускалось только в сфере энергетического строительства и эксплуатации электростанций.
Во многом подобные взгляды имели под собой реальную основу: до середины 80-х гг. прошлого века оптимальный размер электростанций был значительно крупнее размеров самого рынка. Однако по мере увеличения размеров электроэнергетического рынка и роста числа реальных потребителей, оптимальный размер электростанций (производственная мощность) получил тенденцию к увеличению. Подобная ситуация могла самовоспроизводиться многократно, если бы не существенное влияние научно-технического прогресса на процессы отраслевых технологий и развитие инновационной экономики в условиях постиндустриального общества. Особенно ощутимым стало влияние новых технологий в области науки о материалах и осуществления космических исследовательских программ, позволивших значительно увеличить эффективность турбин и транспортировки электроэнергии. На фоне резкого падения мировых цен на газ появились мелкие и дешевые электростанции, строительство которых превратилось в относительно доступный бизнес. Кроме того, многие потребители, так или иначе, были заинтересованы в получении дешевой электроэнергии от более экономичных электростанций среднего и мелкого размера, нежели от крупных вертикально интегрированных компаний, не предоставлявших права выбора поставщика. В свою очередь, это дало ощутимый толчок строительству независимых электростанций, что подчас приводило даже к переизбытку производственных мощностей, особенно в странах, не обладающих единой электроэнергетической транспортной сетью. В результате уже к середине 90-х гг. прошлого столетия в США почти 50% новых электроэнергетических мощностей было построено независимыми производителями, что создало благоприятные условия для развития отраслевой конкуренции. Поощрялся вход на рынок новых независимых производителей, организовывалась отдельная компания по передаче электроэнергии, потребители получили право выбирать собственных поставщиков, что также способствовало развитию конкуренции.
Тем не менее, реальная практика продемонстрировала диаметрально противоположные результаты формирования конкурентных рынков в различных странах. В связи с этим, как правило, среди правительственных и деловых кругов возникают такие вопросы, как: проводить ли реструктуризацию электроэнергетики или нет, одновременно с приватизацией или нет, или же ограничиться трансформацией собственности. В данном случае основным критерием выступает необходимость роста отраслевой эффективности за счет оптимизации инвестиционных решений, совершенствования механизма управления, улучшения технико-экономических характеристик эксплуатации электростанций. Не менее важной становится и проблема совершенствования действующей системы регулирования для обеспечения контроля за затратами и ценами. В итоге, принятие тех или иных ключевых решений в этой области определяется тем, что приватизация является конечной целью преобразований в сфере собственности и управления, а конкуренция выступает в качестве необходимого условия. При этом первый из перечисленных аспектов чаще всего не связан со структурными преобразованиями, второй же, наоборот, ими определяется.
Действительно, мировой опыт реформирования электроэнергетики свидетельствует о постепенном движении различных стран мира, в том числе и России, по пути расширения роли частных корпораций, призванных обеспечить рыночную структуру отрасли, соответствующие формы и методы ее организации. Поэтому в теории и практике утвердился подход, раскрывающий реструктуризацию как совокупность экономических и институциональных изменений, определяющих структуру организации рынка. Однако сфера его применения скорее определяется макроэкономическими пропорциями, целями и задачами функционирования отраслей и межотраслевых комплексов в большей мере, нежели рационализацией механизма управления в целом. Одной из причин этого является для ряда государственных и деловых кругов возможность получения обоснования и возможность перераспределения рыночной власти, особенно в строгой увязке с процессами приватизации собственности и контроля за различными сегментами рынка того или иного уровня.
В соответствии с институциональным подходом, реструктуризация представляет собой комплекс средств, методов и процедур, нацеленных на изменение формы организации рынка (монополия, конкуренция и т.п.) или на трансформацию собственности, или же одновременно и на то, и на другое. Соответственно, целью реструктуризации является переход от монополии к тем или иным формам конкуренции с той или иной степенью государственного контроля. Как правило, в данном процессе решаются такие задачи как: механизмы, необходимые для той или иной модели рынка; торговые соглашения и цены на передачу электроэнергии; функции независимых производителей; проблема экономической эффективности; обязательства в сфере социальной политики; отношение к «неокупленным» затратам (активам), фактически понесенные владельцами электрокомпаний; потребность в организационных переменах. В соответствии с этим, основной целью реструктуризации отрасли выступает выбор наиболее оптимального варианта организации ее структуры (рыночной модели хозяйствования). Хотя число подобных вариантов не столь значительно, все же необходимо выделить среди прочих такие, как:
Таблица 1
Составляющие рыночной системы
|
Многоуровневая монополия
|
Закупочное агентство
|
Конкуренция на оптовом рынке
|
Конкуренция на розничном рынке
|
Сущность
|
Монополия на всех уровнях управления
|
Конкурирующие производители и единственный покупатель (монопсония)
|
Конкурирующие производители и наличие выбора для распределительных компаний
|
Конкурирующие производители и наличие выбора для конечных потребителей
|
Конкурирующие производители
|
- |
+ |
+ |
+ |
Наличие выбора для розничных продавцов
|
- |
- |
+ |
+ |
Наличие выбора для конечных потребителей
|
- |
- |
- |
+ |
Данный процесс, оказывая непосредственное влияние на отношения управления и организации хозяйствующих субъектов, предполагает решение целого ряда целей и задач, связанных с реструктуризацией и адаптацией к условиям меняющейся внешней среды. В рамках институционального подхода под этим понимается обеспечение трех видов экономической эффективности:
По нашему мнению, вопрос о степени влияния государства на процессы отраслевой реструктуризации, как в теории, так и в практике, по-прежнему открыт. По-видимому, в данном случае не существует однозначного ответа, поскольку все зависит от конкретной экономической ситуации, от степени развития тех или стран в технологическом и социально-экономическом плане, от национальных и культурных традиций того или иного общества, от общественно-политического устройства и т.п. Именно по этой причине реформы электроэнергетической отрасли имеют существенные различия в разных странах, а значит, не имеют универсальных способов осуществления.
По этой же причине выбор той или иной модели функционирования электроэнергетики, равно как и способов ее реструктуризации, остается весьма сложной задачей и определяется целым рядом факторов, исходных предпосылок, технологическими возможностями, направленностью государственной политики и т.п. По этой же причине в различных странах преобладает та или иная модель организации рынка. Наконец, по этой же причине движение различных стран мира по пути создания конкурентных электроэнергетических рынков имеет столь разные результаты. Тем не менее, развитие электроэнергетических рынков обладает целым рядом общих признаков, присущих в равной мере различным направлениям этого многообразного процесса. В каждом конкретном случае его содержание определяется преобладанием той или иной формы организации электроэнергетического рынка. Среди подобных признаков необходимо более подробно остановиться на следующих:
1. Заключение торгово-экономических соглашений.
В условиях многоуровневой монополии весь процесс торговых взаимоотношений осуществляется вертикально интегрированными компаниями через общую энергосистему посредством заключения соответствующих соглашений, что в известной мере позволяет обеспечить приемлемый уровень безопасности и сократить прямые затраты, в первую очередь, за счет транспортировки более дешевой электроэнергии. Действующие в таких условиях коммунальные компании, как правило, продают электроэнергию по ценам, принцип формирования которых строится на предположении, что торговля носит взаимный характер, и никоим образом не должны покрывать полную себестоимость продукции.
При этом потребители оплачивают остальную часть расходов на производство и не могут каким-либо образом повлиять на качество предоставляемых услуг. В условиях деятельности закупочного агентства происходит некоторое видоизменение характера и содержания торговых соглашений: независимые производители электроэнергии заключают контракты на покупку электричества, в которых предусматривается плата за используемые мощности и плата за полезно отпущенную электроэнергию для покрытия эксплуатационных затрат, т.е. применяется двухставочный тариф при совершении сделок купли-продажи. В данном случае закупочные агентства продают электроэнергию компаниям-дистрибьюторам по оптовым тарифным расценкам, которые, в конечном счете, должны, с одной стороны, соответствовать предельным издержкам энергосистемы, а с другой, — покрывать общие затраты, понесенные закупочным агентством при осуществлении сделок купли-продажи. Решение этой задачи обеспечивается за счет множественных тарифов, включающих плату за капитальные затраты и переменные (эксплуатационные) расходы. Тарифы формируется таким образом, чтобы отражать систему переменных затрат. Это позволяет установить структуру капитальных затрат так, чтобы возместить все прочие затраты. Соответственно, в данном случае розничные тарифы отражают стоимость покупки электроэнергии по оптовым ценам закупочного агентства. Благодаря такой структуре отпускного тарифа закупочное агентство может ввести расценки с прерыванием обслуживания, что позволяет в некотором смысле регулировать спрос на электроэнергию крупных промышленных потребителей. Последние тоже получают некоторое преимущество, связанное с возможностью использования более низких расценок, прерывистый характер которых позволяет энергосистеме в целом более адекватно приспособиться к изменениям спроса и предложения на электроэнергетическом рынке, создать стимулы для управления загрузкой электростанций.
Условия оптового рынка предполагают целый ряд дополнительных требований по сравнению с предыдущими моделями, а именно наличия следующих составляющих:
Приблизительно аналогичный механизм торговли функционирует и в условиях конкурентного рынка. Однако в данном случае имеются существенные отличия, предполагающие, в первую очередь, установление расценок на эксплуатацию не только высоковольтных, но и низковольтных сетей электропередач, способных обеспечить необходимый уровень дохода для их владельцев. Если в условиях оптового рынка, для которого характерно относительно небольшое число потребителей, предпочтительным, но отнюдь не обязательным условием функционирования, является организация наличного рынка, то в условиях конкуренции такой рынок становится основным способом реализации торгово-экономических отношений. Это связано с тем, что владелец электросети в любом случае должен обеспечить реализацию системы коммерческих договоров. Функционирование же такой системы основано на необходимости осуществления каждые полчаса или час фактических замеров, поскольку все время надо обладать информацией об использовании розничными потребителями отпущенной электроэнергии для проведения соответствующих расчетов.
2. Влияние формы организации рынка на структуру электрокомпаний.
В условиях многоуровневой монополии, как уже говорилось, наиболее приемлемой формой является вертикально интегрированная компания, использующая преимущества экономии средств за счет строительства электростанций более крупных размеров и значительного охвата обслуживаемой территории. Главным преимуществом таких структур выступает возможность эффективной координации производственных операций, прежде всего, за счет централизации управления оперативно-диспетчерских служб электростанций, что, в известной мере, позволяет снизить до минимума себестоимость генерации, распределения и сбыта электроэнергии. Основной проблемой функционирования вертикально интегрированных компаний с точки зрения организации структуры является вопрос о том, должен ли дистрибьютор быть отделенным от производства и передачи электроэнергии. На практике эта проблема решается по-разному, но, как правило, она рассматривается в данном случае как вопрос исключительно внутренней организации управления и нацелена на обеспечение эффекта масштаба. Применительно же к организации рынка на основе закупочного агентства структурный вопрос преобразуется в вопрос его принадлежности, т.е. имеют ли собственники электростанций право владения закупочным агентством или нет. В большинстве случаев закупочное агентство остается независимой структурой или целиком принадлежит государству, поскольку при заключении долгосрочных контрактов купли-продажи требуется обеспечить достаточно высокий уровень платежеспособности, а также полностью исключить какую-либо ценовую дискриминацию независимых производителей.
Вопрос о степени влияния формы организации рынка на структуру энергетических компаний становится более сложным при рассмотрении функционирования оптового электроэнергетического рынка.
Существует, по меньшей мере, три аспекта такого влияния:
Кроме того, реализация своих непосредственных функций дистрибьюторами в условиях оптового рынка связана с розничной торговлей электроэнергией. Ситуация осложняется тем, что в данном случае дистрибьютор, являясь одним из филиалов независимого производителя, так или иначе предпочитает покупать электроэнергию именно у него. Обладая же монополией на обслуживаемого клиента, дистрибьютор (региональная энергетическая компания) в состоянии перенести все дополнительные издержки на потребителей. В свою очередь, это требует создания эффективной системы регулирования и контроля за деятельностью розничных торговцев, в наибольшей мере реализуемой применительно к условиям розничных рынков.
Не менее сложной проблемой для деятельности оптового рынка электроэнергии является вопрос о рыночной власти, преобладания того или иного производителя и степени экономического диктата той или иной компании. Как правило, данная проблема решается с помощью структурных мер путем искусственного дробления существующих компаний или же установления верхних пределов получаемых доходов и прибылей. Тем не менее, в большинстве случаев возможность ценового сговора или ценовой дискриминации сохраняется. Поэтому это также требует определенных мер правового и экономического характера, нацеленных на стабилизацию электроэнергетических рынков и снижения потенциальных угроз монополизации отрасли.
Вопрос о степени влияния конкуренции на структуру компаний, действующих в условиях розничных рынков электроэнергии, также имеет, по меньшей мере, три составляющих аспекта:
Другим вариантом структуризации на розничном рынке является интеграция распределения и розничной торговли. В данном случае розничный торговец может заключить контракт с дистрибьютором о выставлении счетов потребителям, включая плату за транспортировку и распределение электроэнергии. Возникает проблема выбора между возможными выгодами от операций в собственных интересах и выгодами от возможностей для владельцев линий электропередач заниматься розничной торговлей. Потенциальные конфликты, возникающие вследствие подобного выбора для владельцев линий электропередач, способны привести к стремлениям с их стороны монополизировать розничный рынок. Поэтому возникает необходимость в создании независимого оператора розничного рынка, сочетающего в себе функции регулирования и лицензирования торгово-распределительной деятельности. В ряде стран лицензия на розничную продажу предоставляется местному владельцу линий электропередач, между тем, как конкурирующим розничным торговцам предоставляются лицензии на поставку второго порядка. В результате возникают существенные отличия в условиях розничной торговли: компании первого порядка могут поставлять электроэнергию на рынок, права на который закреплены, и, одновременно на рынок, где подобного закрепления нет. Напротив, поставщики второго порядка могут осуществлять поставки электроэнергии на рынок, права на который не имеют юридического закрепления. Соответственно, каждая региональная компания в таких условиях обладает лицензией, наделяющей их целым рядом обязанностей, кардинальным образом отличающимися от обязанностей розничных торговцев, конкурирующих с ними на рынке и не владеющими региональными линиями электропередач.
Помимо этого, следует отметить, что не существует значительных преград для одновременной деятельности по передаче и распределения электроэнергии. Как правило, возможный выбор в пользу интеграции передачи и распределения зависит от того, эксплуатировались ли эти процессы одновременно или порознь в прошлом, а также от степени загруженности низковольтных сетей электропередач. Чаще всего эти виды деятельности разделены и осуществляются на уровне контрактных отношений с целью обеспечить определенную конкуренцию среди компаний-дистрибьюторов.
3. Механизм обеспечения эффективности.
В условиях многоуровневой монополии структура производства, функционирование которой обеспечивается за счет централизованного планирования со стороны регулирующего органа, позволяет переложить затраты по эксплуатации и капитальному строительству на конечных потребителей с помощью розничных тарифов. В данном случае какие-либо стимулы к повышению экономической эффективности могут возникать в результате необходимости снижения нормативных издержек при формировании отпускных цен посредством решений регулирующих органов. Такой механизм позволяет также переложить на потребителей практически все основные риски, связанные с размещением инвестиций, изменениями текущего спроса на электроэнергию, управленческие ошибки в сфере планирования и организации производственно-хозяйственной деятельности компаний, износ технологического оборудования и т.п. Подобное снижение рисков, в свою очередь, ведет не только к значительному снижению стоимости капитала компаний, применяемого для инвестирования в производство, но и повышает вероятность ошибочных решений при организации строительства новых энергетических объектов. Как следствие, ценообразование на основе издержек, позволяющее в конечном итоге переложить их на потребителей, не обеспечивает достаточно мощные стимулы для осуществления политики снижения себестоимости продукции. В этих условиях наиболее приемлемыми формами стимулирования компаний являются соответствующие методы регулирования текущих затрат в зависимости от распределяемого внутри таких структур дохода от реализации конечной продукции.
Основным преимуществом организации рынка на основе закупочного агентства, в сравнении с многоуровневой монополией является то, что сфера материально-технического снабжения открывается для конкуренции и заключения долгосрочных контрактов на строительство энергообъектов. Значительно сокращается уровень рисков производителей, связанный с применением новых технологий. Это, в свою очередь, означает, что стоимость применяемого капитала для реализации инвестиционных проектов в сфере производства становится значительно ниже, чем в условиях конкуренции на оптовом или розничном рынках, что предстает важным преимуществом модели закупочного агентства. Однако в силу низкого уровня технологического и рыночного рисков независимых производителей и закупочного агентства этот процесс неизбежно ведет к снижению стимулов к осуществлению ими инновационной деятельности. Механизм обеспечения эффективности деятельности в условиях закупочного агентства основывается на тщательном составлении контрактов, при заключении которых учитывается необходимость установления таких цен, при которых предельная стоимость оказания услуг соответствует предельным затратам на эксплуатацию электростанций. При этом плата за используемые производственные мощности в сумме с платой за отпущенную электроэнергию будет выше предельной стоимости, что создает хорошие стимулы для работы электростанций. В целом же эффективность закупочного агентства зависит от степени полноты учета при разработке отпускных тарифов не только уровня предельных затрат, но и от того, насколько точно розничные тарифы отражают оптовые.
В условиях рынка механизм конкуренции создает реальный стимул для эффективного производства электроэнергии, поскольку рыночная цена всегда приводит в соответствие спрос и предложение, уменьшая тем самым необходимость проводить сделки купли-продажи исключительно на основе контрактной системы. Это в значительной мере повышает маневренность независимых производителей и заставляет их учитывать интересы покупателей. Конкуренция в электроэнергетике возникает в том случае, если потенциальные конкуренты смогут осуществлять поставки электроэнергии по ценам, ниже уровня цен унитарной компании и только в том случае, когда уровень технического прогресса в сфере отраслевых технологий позволит обеспечить подобную динамику. С другой стороны, все большее значение приобретает фактор потребительских предпочтений в отношении низких цен и естественного желания обладать правом выбора того или иного поставщика конечной продукции. Соответственно, вектор потребительских предпочтений, так или иначе, направлен в сторону стимулирования роста эффективности производства и потребления. Например, это может выражаться при формировании структуры производственных мощностей в энергосистеме, поскольку именно рыночная цена определяет, какие электростанции необходимо эксплуатировать, а какие именно закрыть как неэффективные, например, в случае, когда отпускная цена не в состоянии покрыть производственные издержки. Обладая информацией о рыночной цене электроэнергии и величине эксплуатационных расходов на содержание электростанций, менеджеры в состоянии принять более эффективные решения о физическом размере инвестиций в основное производство, нежели в условиях централизованной системы управления. Влияние этого же фактора позволяет принимать более взвешенные и точные решения в отношении уровня предельных затрат на строительство электрических станций, их эксплуатацию и техобслуживание. Если в условиях оптового рынка, когда розничные торговцы, обладая монопольным правом на потребителя, не имеют реальных стимулов для осуществления своей деятельности по минимальным ценам, то в условиях, когда количество розничных потребителей становится значительным, они в состоянии оперативно отреагировать на изменение отпускных цен, непосредственно оказывая влияние на эффективность и производительность работы поставщиков электроэнергии. Открытый доступ потребителей к рынку позволяет им не только корректировать собственное потребление в зависимости от качества и цены, но и оказывать существенное влияние на формы и методы структуризации электроэнергетических компаний, позволяет максимальным образом обеспечить стимулы к появлению новых мощностей и закрытию нерентабельных.
4. Потребность в организационных изменениях.
Многоуровневая монополия, как правило, имеет тенденцию к разрушению в том случае, если отпускные цены, предлагаемые новыми участниками рынка, ниже цен, предлагаемых унитарными компаниями. Причиной этому может служить как неэффективность производственного оборудования, так и существенное отставание в применяемых технологиях и способах осуществления топливной и ценовой политики. Существенное влияние могут оказать и крупные потребители, не желающие покупать дорогую продукцию вертикально интегрированных компаний и не желающие нести на себе бремя производственных издержек. В ряде случаев такие потребители, равно как и дистрибьюторы, полагают, что могут осуществлять свою деятельность на любом из рынков, основанных на модели закупочного агентства, по причинам, связанным с различиями в отпускных тарифах и способами регулирования производственной себестоимости. Монопольное право конечного потребителя в данном случае становится основным мотивом стремления стать участником рынка монопсонии. В случае же конкурентного оптового рынка дистрибьюторы могут непосредственно покупать электроэнергию у конкурирующих производителей. Однако возникает проблема четкой объективации таких дистрибьюторов, поскольку право выбора может предоставляться в данном случае только потребителям с совокупной нагрузкой не ниже заданного уровня. Соответственно, модель оптового рынка так или иначе ограничивает право потребительского выбора и автоматически исключает из рассмотрения большую часть потребителей, не способных накопить необходимый уровень нагрузки. Кроме того, многие из потребителей не могут по целому ряду организационных и технических причин получить право доступа к линиям электропередач. Все это говорит о необходимости постепенных преобразований и создания условий для формирования механизма конкуренции на розничном электроэнергетическом рынке.
В итоге, проведенный анализ влияния основных факторов рыночной деятельности не дает окончательного ответа на вопрос, какая именно форма организации электроэнергетики является наиболее эффективной. Каждая из них обладает как рядом преимуществ, так и недостатков, в сравнении с прочими. По нашему мнению, выбор того или иного варианта реформирования, связанного с переходом от монополии к конкурентным рынкам, может зависеть только от одного положения — является ли данный вариант эффективным или нет. При прочих равных условиях таким критерием выступает критерий эффекта масштаба. Следовательно, вопрос о формировании в отрасли независимых собственников и создания рынка свободной конкуренции имеет четкую зависимость от критерия эффективности. Таким образом, рынок свободной конкуренции будет предпочтительнее многоуровневой монополии только в случае, если существует превосходство эффекта от деятельности свободного рынка электроэнергии над эффектом масштаба, находящим свое наивысшее значение в условиях вертикально интегрированных структур, присущим многоуровневым монополиям.
Источники:
2. Красник В.В. Рыночная электроэнергетика. Подключение к электросетям, покупка и продажа электроэнергии. – М.: Энергосервис, 2007.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:14:06