Информационные технологии как механизм управления экономическим пространством муниципального образования

Концевич С.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (145), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Экономика муниципальных образований зависит от пространства, на котором они располагаются, и, в частности от состояния дорожно-транспортного сегмента инфраструктуры. Однако управление городами осуществляется на основе иерархически выстроенной системы отношений. На смену этому принципу должно прийти активное использование информационных технологий, позволяющих создать единую информационную среду города.

Ключевые слова: информационные технологии, экономика города, муниципальное управление, транспортная инфраструктура, муниципальное образование, дорожно-транспортный сегмент



Муниципальное образование – это всегда точно определенное пространство в рамках административно-территориального деления страны, на котором протекают социально-экономические процессы. Оно насыщено производственными организациями, предприятиями торговли и сферы обслуживания, а также главными потребителями предлагаемых благ – населением муниципального образования.

Вся совокупность этих участников социально-экономических отношений и создает социально-экономическую среду муниципального образования. В ее рамках реализуются экономические отношения между органами местного самоуправления, населением и бизнесом. Вместе они создают среду экономической активности.

Управление инфраструктурой муниципального образования

Для успешного управления муниципальным властям необходимо обладать информацией о состоянии дел в различных сферах жизни города. На сегодняшний момент через иерархически выстроенную систему управления информация поступает в отфильтрованном виде и не всегда соответствует текущему моменту. При этом часть информации о социально-экономическом состоянии внутри городской территории не собирается. Таким образом, когда речь идет о социально-экономическом пространстве муниципального образования и способах управления им, на первый план выходит наличие или отсутствие информации.

На сегодняшний день информация не привязана к пространству муниципального образования, её источник часто не определен. Возникают трудности в проверке достоверности поступающих данных. При этом способы получения информации практически никогда не позволяют осуществлять управление экономическими и социальными процессами, протекающими в городе, по принципам обратной связи. Это происходит из-за унаследования старой иерархической информационной и управленческой структуры, которую можно отобразить в виде схемы (см. рис. 1).

Рисунок 1. Схема управленческой инфраструктуры муниципального образования

Таким образом, опираясь на устаревшую систему управления, сбора и обработки информации муниципальные власти не могут в полной мере осуществлять возложенные на них функции. Для более качественного управления городом необходимо осуществить привязку структуры управления и информационной инфраструктуры к городскому пространству.

При этом социально-экономическое пространство любого муниципального образования в своей основе имеет физическую основу, выраженную в инфраструктуре. То есть можно говорить о том, что все процессы, протекающие в социально-экономическом пространстве городов, так или иначе зависят от состояния и функционирования городской инфраструктуры. Соответственно управление экономикой муниципального образования начинается с управления его инфраструктурой.

Схематически инфраструктуру муниципального образования можно отобразить в виде следующей схемы (см. рис. 2):

Рис. 2. Схема инфраструктуры муниципального образования

Качественные дорожно-транспортные услуги и муниципальные проблемы

Говоря об инфраструктуре муниципального образования как о сложной системе, включающей в себя подсистемы, то есть сегменты инфраструктуры, нельзя не отметить дорожно-транспортный сегмент, являющийся системобразующим элементом. Именно дороги служат своеобразной кровеносной системой города. Практически все экономические и социальные процессы, протекающие в городе так или иначе связаны с функционированием дорожно-транспортного сегмента. Он создает систему адресов, позволяющую рассматривать внутригородские процессы с точки зрения их пространственных характеристик. На сегодняшний момент данная позиция является слабо изученной.

Дорожно-транспортный сегмент любого муниципального образования включает в себя следующие элементы:

– улично-дорожная сеть муниципального образования, в которую включаются автомобильные дороги, улицы, мосты, виадуки, пешеходные туннели и переход;

– прилегающая инфраструктура, к которой относятся коммуникации, расположенные вдоль улично-дорожной сети, например уличное освещение, транспортная инфраструктура – автобусные остановки, станции технического обслуживания и т.д.

– транспорт – общественный и личный.

Обеспечение населения и бизнеса качественными дорожно-транспортными услугами – одна из самых сложных задач стоящих перед муниципальными властями. Для её исполнения власти обязаны выполнять целый комплекс мероприятий. С одной стороны это обеспечение качественной работы улично-дорожной сети, важнейшей функцией которой является осуществление перевозок грузов и пассажиров из точки А в точку Б. При выполнении данной функции всем участникам дорожного движения выгодно, чтобы она выполнялась с соблюдением следующих условий:

– движение должно быть максимально безопасным;

– движение должно управляться таким образом, чтобы потенциал улично-дорожной сети использовался в полной мере;

– транспортные средства, двигающиеся по улицам города, должны быть экологически безопасными.

При этом возникает парадоксальная ситуация: пользуются дорожным хозяйством все участники дорожного движения, а содержание дорог и прилегающей инфраструктуры осуществляется за счет муниципального, краевого и федерального бюджетов. Причем большую финансовую нагрузку несет муниципальный бюджет. Однако, управляя частью инфраструктуры, муниципальные власти практически не могут контролировать пространство, на котором протекают процессы, связанные с транспортом. Целый комплекс проблем, существующих в дорожно-транспортном сегменте города, для его руководства остается невидимым. Один из способов управления данным сегментом — это использование информационных технологий, в частности автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУДД).

Автоматизированные системы управления дорожным движением

Существующие методики определения эффективности работы АСУДД рассматривают эффективность данных технологий с точки зрения повышения функционирования дорожно-транспортного сегмента как технической системы. При этом игнорируются экономические и социальные изменения, которые неизбежно происходят под влиянием функционирования этих систем.

Информационные системы уже перешагнули технологический порог, который позволял рассматривать их только как инструмент управления техническими аспектами. Современные АСУДД включают в себя множество сервисов сбора, обработки и анализа поступающей информации. Сбор информации, необходимой для повышения эффективности работы дорожно-транспортного сегмента, может осуществляться различными способами при помощи специальных датчиков – дорожных контроллеров. Дорожные котроллеры в современных АСУДД собирают информацию о процессах, протекающих на дорогах, в режиме реального времени. Причем один из основных способов получения информации – видеонаблюдение.

Подобная оценка работы АСУДД приводит к тому, что руководители муниципальных образований, как правило, принимают решение о применении информационных технологий в управлении инфраструктурными объектами городов опосредованно. Решение принимается, когда проблемы в функционировании городской инфраструктуры видны «невооруженным» взглядом. В частности, для функционирования дорожно-транспортного сегмента это дорожные «пробки», низкая скорость движения транспортных средств, длительность ожидания общественного транспорта и т.д.

На основании изложенного можно утверждать, что использование информационных технологий в сфере управления инфраструктурными объектами, в частности дорожно-транспортным сегментом, позволяет осуществлять управление внутренним пространством муниципального образования. Это достигается за счет создания своеобразной информационной среды города, которая в определенной мере копирует уже существующую физическую среду.

Муниципальные власти получают гораздо более полную и достоверную информацию об эффективности функционирования того или иного сегмента инфраструктуры. Соответственно появляется возможность повысить и экономическую составляющую пространства города. Фактически происходит отказ от устаревшей, иерархической системы получения информации и управления в пользу системы, построенной на прямых и обратных связях.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:19:19