Основные принципы совершенствования экономических механизмов в жилищной сфере и формирование условий для привлечения инвестиций
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (139), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Проблема реформирования и модернизации российского жилищно-коммунального комплекса является актуальной для населения всей страны, независимо от социального положения и уровня благосостояния. С 1 марта 2005 г. вступил в силу Жилищный кодекс РФ, который различает две категории жильцов: 1) собственники жилья, приватизировавшие свои квартиры; 2) проживающие в муниципальных квартирах и комнатах по договору.
Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, бюджетное финансирование, социальная защита, жилищно-коммунальный комплекс, системы жизнеобеспечения, управляющая жилищная компания, энергоснабжение
Проведя бесплатную приватизацию квартир и комнат, государство передало собственникам право пользования и распоряжения, а право владения (управления имуществом) оставило у себя. Земельный участок под домом остался в собственности государства, его границы неизвестны, так как межевание границ в населенных пунктах не проведено.
Миллионы квартиросъемщиков приватизировали свои квартиры, став «виртуальными» собственниками. Государство по-прежнему остается домовладельцем большей части жилых домов в России и не передало собственникам их жилищный капитал. «Виртуальная» собственность не является капиталом, поскольку она недостаточно ликвидная и не приносит прибавочную стоимость, то есть не представляет устойчивого социального или коммерческого интереса. Такая собственность обеспечивает только крышу над головой и конституционное право на жилище.
Дом, квартира, участок
Сегодняшняя действительность показывает, что для большинства жителей страны отсутствие правовой, экономической, финансовой и информационной подготовки делает проблематичным управление своей собственной квартирой, домом, придомовой территорией.
За годы реформ не сформулированы правоотношения на федеральном и региональном уровнях между собственниками дома, квартиры, земельного участка. Жители не знают свои права и обязанности, кому и за что они платят, каковы их взаимоотношения с государством.
Адресно-бюджетного финансирования граждан в сфере ЖКХ еще не существует, отсутствует рыночная инфраструктура сегмента рынка ЖКХ. Общедолевая собственность и общее имущество не регистрируются в Едином государственном реестре. Федеральной системы кадастра земли еще нет, а система архивов и технического учета БТИ находится в упадке, особенно в регионах.
Практически отсутствуют эффективные управляющие компании на рынке ЖКХ, способные эффективно управлять жилыми домами, микрорайонами, кварталами и населенными пунктами как едиными земельно-имущественными комплексами (кондоминиумами) на основе партнерства с государством и частным сектором. Существующие унитарные государственные коммерческие предприятия (ДЕЗ, ГРЭП и т.п.), «сидящие» на бюджетной «игле», не готовы зарабатывать себе на жизнь в рыночных условиях на основе договоров с собственниками.
Конкурентная среда
Таким образом, в жилищной сфере преимуществами развития конкурентных рынков управления и эксплуатации жилья воспользоваться в полной мере не удалось, потому что полноценных договорных отношений в условиях недостаточного и нестабильного финансирования добиться оказалось невозможным. Неспособность выполнять свои договорные обязательства органами местного самоуправления обусловила повсеместный рецидив административного принуждения подрядчиков.
Специфика жилищного хозяйства заключается в том, что неразвитость конкурентных отношений в этой сфере вызвана, в основном, причинами субъективного характера. Это, прежде всего, затратная хозяйственная структура содержания жилищного фонда, сложившаяся в дорыночный период, а также административная система управления.
Создание конкурентной среды в жилищной сфере ключевым образом зависит от эффективного разделения функций и формирования договорных отношений между собственниками жилого фонда (или уполномоченными выступать от лица собственника организациями), управляющими компаниями и подрядчиками.
Необходимо развить профессиональный бизнес по управлению жилищной недвижимостью, по формированию земельно-имущественных комплексов, по выбору способа управления кондоминиумом, по привлечению профессиональных управляющих и управляющих компаний. Организация профессионального управления коммунальным хозяйством в среднесрочной перспективе обеспечит улучшение состояния отрасли, в долгосрочной – приведет к снижению стоимости коммунальных услуг.
Модернизация
Управление недвижимостью, в том числе и жилищным фондом, является потенциально высококонкурентной сферой деятельности. Повышение привлекательности этого сектора экономики, в том числе и для частного капитала, будет происходить со становлением в нем реальных договорных взаимоотношений.
В крупных муниципальных образованиях целесообразно создание нескольких управляющих компаний, что обеспечит развитие конкуренции в этой сфере деятельности. Затраты на услуги по управлению должны включаться в стоимость жилищно-коммунальных услуг. В ближайшие годы проведение конкурсов на управление муниципальным жилищным фондом с привлечением организаций различных форм собственности должно стать обычной практикой в региональных центрах и других крупных городах.
Большой потенциал ресурсосбережения в жилищном фонде должен стать ресурсом для возврата инвестиций в модернизацию фонда, а формирование конкурентного бизнеса по управлению жилищным фондом – катализатором процесса привлечения частных инвестиций. Одним из результатов модернизации будет снижение потребности в услугах теплоснабжения и пр., в результате чего уменьшится потребность в ремонте сетевого хозяйства, источников тепло- и водоснабжения.
Развитие профессионального бизнеса по управлению жилищным фондом постепенно приведет к переориентации частично с текущих затрат на капитальные. Управляющая компания, заключая достаточно длительный договор при условии стабильных условий финансирования, будет заинтересована в снижении теплопотерь здания путем проведения его модернизации. Это позволит приобретать меньше тепла на отопление и тем самым окупить вложенные средства.
Необходимо прекратить имеющуюся в некоторых городах Российской Федерации практику по введению системы прямых платежей населения за коммунальные услуги ресурсосберегающими предприятиями. Помимо реально существующих в этом случае юридических проблем такой порядок платежей никогда не позволит реализовать инвестиционный потенциал ресурсосбережения в жилищном фонде.
Создание условий
Невыполнение бюджетом своих обязательств и отсутствие эффективности и прозрачности процессов по формированию и изменению тарифов обусловливают непривлекательность жилищной сферы для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески привлекательными, имеют относительно короткие сроки окупаемости.
Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли в долгосрочной перспективе.
Создание равных условий для привлечения к управлению муниципальной жилищной недвижимостью организаций разных форм собственности требует создания определенных правовых основ на муниципальном уровне.
Развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом окажет существенное влияние на внедрение альтернативных новых технологий в сфере тепло- и электроснабжения, позволяющих осуществлять обслуживание относительно небольших групп потребителей. Это будет способствовать развитию конкуренции в сфере энергоснабжения, когда управляющая жилищная компания может рассматривать альтернативы создать собственный локальный источник энергоснабжения или воспользоваться услугами системы центрального энергоснабжения. Демонополизация должна касаться и сферы сбора жилищно-коммунальных платежей населения.
Реформа собственности в ЖКХ приведет к формированию двух уровней конкурентных отношений:
– конкуренции управляющих компаний в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника жилищным фондом;
– конкуренции подрядчиков за получение от управляющей компании заказа на обслуживание жилищным фондом.
Импульсом для развития конкуренции в данных направлениях должно служить формирование многообразия объединений собственников жилья.
Страница обновлена: 20.09.2024 в 04:21:33