Особенности привлечения «зеленых» инвестиций в Нигерии

Раков И.Д.1
1 Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения
Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)

Цитировать:
Раков И.Д. Особенности привлечения «зеленых» инвестиций в Нигерии // Экономические отношения. – 2021. – Том 11. – № 3. – С. 483-504. – doi: 10.18334/eo.11.3.113432.

Аннотация:
Исследование по привлечению «зеленых» инвестиций в Нигерии актуализируется новым глобальным трендом по устойчивому развитию и экспортно-сырьевой концепцией страны. В статье рассматриваются основные этапы формирования «зеленого» сектора экономики, где политические решения по данному вопросу играют основную роль. Также рассмотрен механизм государственного регулирования и поддержки «зеленых» инвестиций. Сделан вывод о возможности перехода к «зеленому» росту для экспортно-сырьевых стран, где основным драйвером данной трансформации выступает государство.

Ключевые слова: устойчивое развитие, «зеленая» экономика, Нигерия, «зеленые» инвестиции, государственная политика

JEL-классификация: F21, F53, G18, O44, Q58



Введение

В мире все больше внимания уделяется концепции устойчивого развития: увеличение благосостояния людей, достижение социального равенства и сокращение негативного воздействия на окружающую среду. Однако в большей мере основным вектором для дискуссий и действий в мире стало развитие «зеленой» экономики. Формирование «зеленой» экономики предполагает переход на альтернативные источники энергии и постепенный отказ от нефти и угля, что может резко сказаться на благополучии стран экспортеров нефти. Одной из таких стран является Нигерия, где вся экономическая деятельность и валютный доход Нигерии зависят от экспорта этих ресурсов. Нефтяной и газовый сектора приносят 90% экспортных доходов, более 90% валютного дохода и 80% правительственных доходов. [1, с. 16]. Таким образом будет актуально изучить опыт Нигерии по привлечению «зеленого» финансирования, как необходимый элемент для устойчивого развития.

В научной литературе аспекты формирования и функционирования «зеленой» экономики представлены в работах таких ученых, как Порфирьев Б.Н. [2]; Яковлев И.А. и др. [3]; Кабир Л.С. и др. [4]; Терентьев Н.Е. [5]. Много внимания ученые уделяют страновым аспектам (Раков И.Д. [6, 7]; Бокарев А.А. и др. [8]; Селищева Т.А. [9]), в том числе развитию российской «зеленой» экономики (Гусев А. [10]; Гурьева М.А. и др. [11]; Довбий И.П. и др. [12]). Опыт сырьевых стран в научной литературе рассматривается по основным аспектам государственной политики в области устойчивого развития (Яковлев И.А. и др. [13]), в том числе и по Нигерии (Oyedepo S.O. [1]). Таким образом в настоящей работе будет актуально рассмотреть более детально опыт Нигерии: исторический аспект и формирование механизмов государственной поддержки по привлечению «зеленых» инвестиций.

Цель настоящего исследования определить основные особенности перехода к «зеленой» экономики Нигерии, как страны с экспортно-сырьевой экономикой. Гипотеза исследования предполагает, что страна с экспортно-сырьевым ростом может привлечь финансирование на переход к «зеленой» экономике. Методологическую основу статьи составил ретроспективный анализ опыта Нигерии по привлечению «зеленых» инвестиций, а также проводится систематизация основных мер государственной поддержки и регулирования «зеленого» финансирования.

Определение основных этапов реформирования финансового сектора в рамках «зеленой» экономики Нигерии, системы мер государственной поддержки по привлечению «зеленых» инвестиций и полученных результатов является научной новизной исследования.

Этапы реформирования финансового сектора Нигерии в области привлечения «зеленого» инвестирования

Началом реформ финансового сектора в Нигерии стала Программа финансовой либерализации. Получив старт в 1986 г., она потерпела неудачу из-за раздувания спекулятивного капитала и политической нестабильности [14, с. 7-17], однако политический курс был продолжен. В 1991 г. состоялась приватизация банковского сектора и отмена лицензирования банковской деятельности; в 1995 г. – либерализация движения капитала; в 1999 г. – разрешена деятельность иностранных банков [15, с. 23].

С принятием концепции устойчивого развития, Нигерия приступила с 1999 г. к формированию стандартов и правил в области устойчивого развития для компаний и банков. В 2003 г. Комиссией по ценным бумагам и биржам был выпущен Кодекс корпоративного управления с целью повышения прозрачности и подотчетности компаний, осуществляющих деятельность в Нигерии, включивший в том числе вопросы устойчивого развития. Через девять лет, в 2012 г. Центральный банк Нигерии выпустил Нигерийские принципы устойчивого банковского дела (Nigerian Sustainable Banking Principles, 2012), которые были одобрены Комитетом банкиров Нигерии [16], а также Руководящие указания по Нигерийским принципам устойчивого банковского дела [17, с. 6].

Стоит отметить, что Нигерийские принципы устойчивого банковского дела были признаны Устойчивой Банковской Сетью, где Центральный банк Нигерии с 2012 года является одним из членов. И эти принципы позволили стране сделать первые шаги к выпуску «зеленых» облигаций [17, с. 3].

Нигерийские принципы устойчивого банковского дела включают 9 принципов: управление экологическими и социальными рисками; экологический и социальный след; права человека; расширение экономических прав и возможностей женщин; расширение доступа к финансовым услугам; экологическое и социальное управление; развитие потенциала; совместные партнерства и отчетность. Контроль за внедрением принципов осуществляет Центральный банк Нигерии. На 2017 г. Нигерийские принципы устойчивого банковского дела подписали и обязались выполнять 26 депозитных банков и ряд иностранных банков [17, с. 6].

Также при оценке социальных и экологических рисков ряд банков Нигерии руководствуется Принципами экватора: Access Bank (2009 год) и Fidelity Bank Plc (2012 г.).

В период 2012-2015 гг. Нигерия смогла привлечь финансирование из следующих источников:

1) В Нигерии USAID [1] заключил контракт с Ecobank Nigeria [2] (2012 год) по предоставлению портфеля кредитных гарантий на сумму 5 млн долларов США с целью сделать кредитование доступным для малых и средних предприятий в рамках проектов по возобновляемой энергетике. В 2015 году Ecobank Nigeria смог предоставить кредит бизнесу [18].

2) Гарантийный проект для энергетического сектора (Power Sector Guarantees Project, 2014), который направлен на устранение энергетического дефицита. Проводится совместно с Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией (далее МФК) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (далее МАГИ). Проект реализуется в виде ссуд и гарантий направленных на поддержку энергетических проектов. Гарантии Всемирного банка в рамках проекта будут предоставлены электростанции Azura Edo мощностью 459 МВт (до 245 млн долл. США) и Qua Iboe мощностью 533 МВт (до 150 млн долл. США). МФК и МАГИ предоставили финансирования для проекта Azura Edo на сумму 135 млн долл. США и гарантий – до 659 млн долл. США [19, с. 17-18].

В 2015 году проходит конференция по климату в Париже в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата (СОР 21) и Киотского протокола, где было принято соглашение о NDC [3] (Nationally Determined Contributions или пер. на рус. «Вклады, определяемые на национальном уровне») [21]. И в 2016 году Нигерия ратифицировала Парижское соглашение по изменению климата [22, с.7].

Однако Нигерия смогла предоставить на СОР 21 Предполагаемые определяемые на национальном уровне вклады (Intended Nationally Determined Contributions, INDC), представляющее собой Климатическое обязательство страны, что было юридически закреплено Федеральным правительством в 2015 г. документом «Nigeria’s Intended Nationally Determined Contribution» [23, с. 1]. Этот документ устанавливает определенные требования к «зеленым» проектам, чтобы быть размещенными на Нигерийской фондовой бирже «зеленых» облигаций, дополнительно к требованиям Green Bond Principles [24].

К этим требованиям отнесены следующие: способствовать прекращению сжигания газа к 2030 году; добиваться достижения выработки 13 ГВт солнечной электроэнергии; распространить газовые генераторы электроэнергии с высоким КПД; стимулировать население к пользованию общественным транспортом; улучшение электросети; внедрить климат-интеллектуальные методы ведения сельского хозяйства и лесовосстановление.

Стоит отметить, что реализация поставленных целей INDC находит отражение в Национальной политике в области возобновляемых источников энергии и энергоэффективности (Nigeria National Renewable Energy and Energy Efficiency Policy, NREEEP) (2015 года).

С целью поддержки данной инициативы запущена программа поддержки NDC в Нигерии (2018 г.), которая реализуется ПРООН совместно с Европейским союзом, федеральными правительствами Германии и Испании [25]. Цель инициативы в Нигерии – разработка финансовой стратегии по секторам экономики; привлечение частного сектора в деятельность по изменению климата; создание реестра с целью учета мер, направленных на смягчение изменения климата; улучшение информированности по реализации инициативы NDC [26].

В 2017 г. Правительство Нигерии выпустило дорожную карту по устойчивому развитию финансового сектора при поддержке ФИ ЮНЕП [4]. Целью этой инициативы является учет экологических и социальных рисков при принятии инвестиционного решения. Прежде всего эта инициатива должна коснуться крупных проектов в таких отраслях, как сельское хозяйство, энергетика, нефть и газ [27].

Также в 2016-2017 гг. Федеральное министерство по охране окружающей среды, созданное 1999 году, разрабатывает руководство по выпуску «зеленых» облигаций (Green Bond Guidelines, GBG). В нем прописываются основные аспекты, связанные с выпуском «зеленых облигаций» и финансированием «зеленых» проектов из полученных средств: целевое назначение средств, критерии отбора «зеленых проектов», учет поступивших средств, отчетность, консультации [28].

Как результат, в 2017 году Нигерия выпустила первые сертифицированные (Climate Bonds Standard) суверенные «зеленые» облигации, что сделало ее четвертой страной в мире выпустившей суверенные «зеленые» облигации. Размер пула составляет 142 млрд найр с купоном в размере 13,48% годовых [29]. Средства, полученные от выпуска облигаций, будут направлены на финансирование микроэнергетических программ в области возобновляемых источников энергии (далее ВИЭ) и восстановления лесов [30].

Стоит отметить, что суверенная «зеленая» облигация получила одобрение от Moody’s, DNV GL [5] и Climate Bonds. Дальнейшая поддержка будет осуществляться Консультативной группой по «зеленым» облигациям в рамках государственного-частного партнерства, которая включает: ЮНЕП, МФК, Всемирный банк, Африканский банк развития, Инициатива по климатическим облигациям, независимых регуляторов, операторов рынка капитала и соответствующие министерства [31].

Другим успехом привлечения финансирования стал выпущенный инвестиционный проспект «Нигерийская устойчивая энергетика для всех» (Nigeria’s Sustainable Energy for All, SEforALL) в 2018 году созданный при поддержке: SEforALL Africa Hub (от Африканского банка развития), Центром ЭКОВАС по возобновляемой энергетике и энергоэффективности, Европейский союз, Всемирный банк и Немецкое международное агентство по сотрудничеству. При этом данная инициатива вносит существенный вклад в Национальное видение 30:30:30 или Энергетическое видение Нигерии 30:30:30 [32].

Инвестиционный проспект был представлен на конференции в 2018 году, учрежденной Международным солнечным альянсом, и на Солнечном Саммите в Нью-Дели (Индия). В результате конференции Нигерия смогла получить льготное кредитования от индийского правительства на проекты по солнечной энергетике [32].

В 2018 году Комиссия по ценным бумагам и биржам Нигерии представила Правила выпуска «зеленых» облигаций с целью создания несуверенного рынка «зеленых» облигаций. Правила были разработаны при поддержке Climate Bonds Initiative, Fmdq OTC Securities Exchange [6], FSD Africa [7] [34].

Как итог улучшения регулирования финансового сектора, наблюдается в Нигерии первые шаги по привлечению финансирования на «зеленые» проекты частным сектором. Например, в 2019 году Access Bank [8] объявляет о выпуске 5-летней корпоративных «зеленых» облигаций с фиксированной процентной ставкой и пулом в размере 15 млрд найр (около 41 млн долларов США), которые станут первыми сертифицированными корпоративными климатическими облигациями (Climate Bonds Standard) в Африке. Средства, полученные от выпуска облигаций, будут направлены на финансирование займов и рефинансирование существующих кредитов, для проектов по защите от наводнений, по производству солнечной электроэнергии, по сельскохозяйственному производству [35].

И во втором квартале 2019 г. Федеральное правительство Нигерии выпускает вторую серию суверенных зеленых облигаций в размере 15 млрд найр, охватывающих 5 секторов NDC: лесовосстановление; ВИЭ; транспортный сектор; сельскохозяйственный сектор и водные ресурсы. Для надзора за выпуском зеленых облигаций была создана Консультативная группа по «зеленым» облигациям (Green Bond Advisory Group, GBAG), которая включает представителей от всемирных организаций (Всемирный банк, МФК и др.), от финансовых компаний (Chapel Hill Denham, Capital Assets и др.) и от правительственных организаций (например, Комиссия по ценным бумагам и биржам) [36].

В 2020 г. объявлено о выпуске третий серии «зеленых» облигаций в размере 25 млрд найр для финансирования нескольких «зеленых» проектов по всей стране [37].

Меры, принятые государством по развитию «зеленого» финансового сектора

Нигерия одна из стран активно продвигающая политику устойчивого развития. При этом нигерийское правительство уделяет особое внимание развитию «зеленого» сектора экономики, особенно в части возобновляемых источников энергии: биомасса, малая гидроэнергетика, ветроэнергетика, солнечная энергия, а также энергоэффективность. В частности, устанавливается конкретная цель по выработке около 30 ГВт электроэнергии из возобновляемых источников в Нигерии. Данная цель устанавливается в документе Национальное видение 30:30:30 (Nigerai Vision 30:30:30). В дополнение устанавливаются цели по электрификации городской и сельской местности (75% к 2020 году и 100% к 2030 году) в соответствии с требованиями Национальной энергетической политики 2003 года и Политики по электрификации сельских районов 2005 года [38].

В Нигерии приняты Стратегия по сокращению сжигания попутного газа для достижения низкоуглеродной экономики и Национальный план комплексного развития по газу (National Gas Master Plan) для нефтегазового сектора, цель которых стимулировать экономический рост посредством развития газового сектора, в том числе эффективное открытие, разработка и использование месторождения природного газа. Также в Нигерии реализуется ряд инициатив в рамках механизма чистого развития (clean development mechanism, CDM) с целью получения кредитов в виде нереализованных выбросов углерода (carbon credits) [39]. На 2019 год было зарегистрировано 12 проектов, в том числе 5 проектов в сфере энергетики и 4 проекта, связанных с выбросами загрязняющих веществ при производстве топлива. В качестве примеров можно привести следующие проекты [9]:

‒ Проект по улавливанию попутного газа при добыче нефти и его утилизация на газотурбинной электростанции в Окпай. Проект реализуется «Nigerian Agip Oil Company (NAOC)» совместно с Италией с 2005 года, который включает строительство газовой электростанции в Окпай [40].

‒ Газотурбинная электростанция Афам с комбинированным циклом (Afam Combined Cycle Gas Turbine Power Project). Проект включает строительство газовой турбины с комбинированным циклом на 650 МВт взамен газовых турбин с открытым циклом [41].

‒ Проект по генерации электроэнергии за счет газа (OML58 IPP Gas Fired Generation Project). Цель проекта заключается в строительстве автономной газовой электростанции с комбинированным циклом (IPP) в районе дельты реки Нигер в Нигерии [42].

Также в связи принятием Национального видения 30:30:30 в 2018 году Нигерия смогла получить льготное кредитование от Индии для реализации двух проектов по фотогальванике [32]:

‒ 8,36 млн. долларов США на 2 проекта по мини-сетям в области солнечной энергетики, где в каждой сети будет построено шесть солнечных электростанций;

‒ 66,6 млн. долларов США на подключение к сети солнечной электростанции мощностью 50 МВт в северо-восточной Нигерии.

Для поддержки «зеленых» инвестиций в Нигерии созданы государственные учреждения, осуществляющие разработку и контроль «зеленой» политики, установлены правовые рамки для экономической деятельности в области охраны окружающей среды и созданы инструменты по поддержке «зеленых» инвестиций.

К государственным учреждениям, осуществляющие поддержку и развитее «зеленой» экономики, можно отнести следующие:

1) Федеральное министерство по окружающей среде создано в 1999 году для обеспечения координации всех экологических вопросов: подготовка комплексной национальной политики по охране окружающей среды; оценка воздействия на окружающую среду всех разрабатываемых проектов; консультирование правительства по вопросам национальной экологической политики и устойчивого развития; мониторинг окружающей среды; установка природоохранных нормативов и стандартов и др. Также министерство имеет подведомственные предприятия с государственным капиталом [43]:

‒ Национальное агентство по соблюдению экологических норм и правил (National Environmental Standards and Regulations Enforcement Agency, NESREA);

‒ Служба национальных парков (National Park Services, NPS);

‒ Научно-исследовательский институт лесного хозяйства Нигерии (Forestry Research Institute of Nigeria, FRIN);

‒ Национальное агентство по обнаружению и ликвидации разливов нефти (National Oil Spill Detection and Response Agency, NOSDRA);

‒ Совет по учету специалистов по вопросам гигиены окружающей среды (Environmental Health Officers Registration Council, EHORECON).

2) Нигерийская комиссия по привлечению инвестиций (Nigerian Investment Promotion Commission, NIPC) является агентством федерального правительства, которое осуществляет привлечение инвестиций в нигерийскую экономику и их координацию [44]. При этом агентство активно поддерживает проекты, связанные с источниками возобновляемой энергии. Например, Nigus Investments и LTI ReEnergy при поддержке NIPC согласовали план с федеральным правительством по строительству 5 солнечных электростанций мощностью 100 МВт на сумму 600 млн долларов США [45].

3) Энергетическая комиссия Нигерии (Energy Commission of Nigeria, ECN) является верховным правительственным органом и создана в 1979 году с целью стратегического планирования и координации национальной политики в области энергетики, а также внедрение новых альтернативных источников энергии (биомасса, ветроэнергетика, солнечная и атомная энергия) [46].

4) Агентство по электрификации сельской местности (Rural Electrification Agency, REA) является исполнительным органом Федерального правительства Нигерии, которое осуществляет электрификацию сельской местности, в том числе за счет возобновляемых источников энергии [47;48].

5) Нигерийская организация по оптовой торговле электроэнергией (The Nigerian Bulk Electricity Trading, NBET) является администратором и управляющим в нигерийской отрасли электроснабжения и принадлежит на 100% федеральному правительству, то есть компания покупает электроэнергию у производителей и продает распределительным компаниям [49;50]. В 2016 году она провела незапланированный аукцион по возобновляемой энергии и подписала соглашение о покупке электроэнергии (115 долл. США / МВтч), но проект не был реализован из-за проблем с министерством финансов [51].

В Нигерии принято множество нормативно-правовых актов, устанавливающих правовые рамки для экономической деятельности в области охраны окружающей среды и охватывающих множество секторов экономики.

Во-первых, к этим нормативно-правовым актам можно отнести законы, касающиеся экологической устойчивости [39, с. 94]:

‒ Закон об оценке воздействия на окружающую среду (Environmental Impact Assessment Act) устанавливает общие принципы, методы проведения и оценки воздействия на окружающую среду в различных секторах;

‒ Закон о вредных отходах (Harmful Waste Act) запрещает перевозку, размещение, сброс вредных отходов в территориальные воды и захоронение их в земле;

‒ и другие законодательные акты.

Во-вторых, природоохранные нормативно-правовые акты [39, с. 94]:

‒ Национальные положения по охране окружающей среды (National Environmental Protection Regulations) устанавливают ограничения на сброс сточных вод;

‒ Экологические руководящие принципы и стандарты для нефтяной промышленности (Environmental Guidelines and Standards for the Petroleum Industry) направлены на контроль и на предотвращение загрязнения в нефтяной промышленности;

‒ Правила технической безопасности в нефтяной сфере (Mineral Oil Safety Regulations);

‒ Национальные руководящие принципы и стандарты по загрязнению объектов окружающей среды (National Guidelines and Standards on Environmental Pollution);

‒ и другие законодательные акты.

В-третьих, нормативно-правовые акты, связанные непосредственно с развитием «зеленой» экономики и устанавливающие меры по поддержке «зеленых» инвестиций, но направленных преимущественно на развитие возобновляемых источников энергии и энергоэффективности.

Первый план развития возобновляемых источников энергии был выпущен в 2006 году под названием Национальный план комплексного развития по возобновляемым источникам энергии (Renewable Energy Master Plan). В 2012 году он был пересмотрен и переработан, но он не был одобрен Федеральным исполнительным советом (Federal Executive Council, FEC) [10]. Взамен его была выпущена Национальная политика в области возобновляемых источников энергии и энергоэффективности (Nigeria National Renewable Energy and Energy Efficiency Policy, NREEEP) в 2015 году [52].

NREEEP была утверждена Федеральным исполнительным советом в апреле 2015 года. Она определяет направления реализации политики в сфере возобновляемых источников энергии по следующим областям: биомасса, гидроэнергетика, ветроэнергетика, солнечная энергия, а также энергоэффективность. В дополнение в политике отображаются успешные инструменты, реализуемые в международной практике, по стимулированию инвестиций в возобновляемые источники энергии [53].

Как упоминалось ранее, нигерийская государственная «зеленая» политика преимущественно сосредоточена на развитие возобновляемых источников энергии и энергоэффективности, что находит свое отражение в инструментах поддержки «зеленых» инвестиций [54]:

‒ Льготный тариф (Nigeria Feed-in Tariffs), созданный с целью стимулирования инвестиций в сектор генерации электроэнергии из возобновляемых источников энергии (биомасса, малая гидроэнергетика, ветроэнергетика, солнечная энергия). Согласно механизму работы инструмента, энергетические распределительные компании должны получать не менее 50% электроэнергии за счет возобновляемых источников энергии. При этом производимая электроэнергия на малых генерирующих предприятиях будет приравнена к возобновляемым.

‒ Предписание о подмешивании биотоплива (Nigeria Biofuels Blending Mandate). В 2007 году была утверждена Нигерийская программа по биотопливу, которая установила обязательства по добавлению биодизеля в обычное дизельное топливо и этанол в обычный бензин.

‒ Снижение импортных пошлин на фотоэлектрические панели, на ветряные и газовые генераторы (2015 год) (Nigeria Import Duty Reduction).

‒ Регламент по мини-сетям (Nigeria Mini-Grid Regulation). Создан с целью электрификации удаленных регионов Нигерии или стабилизации электроснабжения в подключенных ранее регионах к электрической распределительной сети. Инструмент дает право на получение выплаты стоимости активов и их 12 месячной операционной выручки разработчикам мини-сетей при электрификации региона.

‒ Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (Nigeria VAT Exemptions) при покупке фотоэлектрических модулей.

‒ Налоговые льготы (Nigeria Tax Incentives) для независимых производителей электроэнергии с целью привлечения прямых иностранных инвестиций в энергетический сектор. Льготы предоставляются в виде временного освобождения от уплаты подоходного налога, освобождения от налогов на импортное оборудование, пониженные налоговые ставки по подоходному налогу и др. Получение этих налоговых льгот возможно при генерации электроэнергии из газа, угля и возобновляемых источников. При этом совместное или иностранное предприятие должно иметь уставный капитал не менее 10 млн найр, а капитальные затраты – не менее 5 млн. Однако стоимость местных компаний должна быть не менее 150 тыс. найр [54].

‒ Нигерийский фонд по электрификации сельской местности (Nigeria Rural Electrification Fund). Фонд был создан Агентством по электрификации сельской местности с целью продвижения и поддержки электрификации сельских районов посредством участия государства и частного сектора. При этом одной из его задач выступает реализация проектов в области ВИЭ через механизм государственного-частного партнерства [54].

Стоит отметить, что Нигерия имеет ряд инструментов государственной поддержки «зеленых» инвестиций, которые предложены Энергетической комиссией Нигерии (Energy Commission of Nigeria, ECN) в рамках Национального плана комплексного развития по возобновляемым источникам энергии (Renewable Energy Master Plan), но не получившим юридическую силу. Среди этих мер поддержки «зеленых» инвестиций можно выделить следующие [54]:

‒ льготные кредиты (Nigeria Soft Loans). Данный инструмент, который будет предоставляться под проекты ВИЭ с процентной ставкой не выше 5%.

‒ ускоренная амортизация (Nigeria Accelerated Depreciation). Предполагается, что инвестиционный капитал в проектах ВИЭ может получить ускоренную амортизацию в течении первых пяти лет.

‒ инвестиционная субсидия, предоставляемая государством (Nigeria Investment Grants), которая может осуществляться в двух формах:

· грант (в натуральной форме) предоставляется в размере до 30% от первоначальных затрат местным сообществам, предприятиям и частным лицам для проектов ВИЭ;

· Спонсируемые обучающие программы, где предоставляется информация местным сообществам и частным лицам по технологиям ВИЭ как бизнес-инициатива.

Заключение

Нигерия одна из экспортно-сырьевых стран, где основным источником дохода выступает добыча нефти. Однако с 1980-х годов начинаются попытки решить социально-экономические проблемы страны. В связи с этим был взят курс на устойчивое развитие, но в качестве основного направления выступило формирование «зеленой» экономики. Основным направлением получения финансирования для перехода к «зеленому» росту стали зарубежные инвестиции. За последние три десятка лет Нигерия успешно провела целый ряд реформ по данному направлению, начиная от стратегических планов, заканчивая принятыми законами и привлечением значительного капитала в «зеленые» проекты.

При этом основным драйвером «зеленого» развития Нигерии стало государственное участие. Государство создало правовую основу для осуществления «зеленых» инвестиций, а также установило меры государственной поддержки по привлечению «зеленого» финансирования.

Однако выявленный системный подход государства по переходу к «зеленой» экономики заставляет задуматься о других политических и экономических реформах государства сопровождающий данный процесс. Так как успех страны в экономическом плане определяет множество факторов, которые не охватывает настоящие исследование.

[1] Агентство США по международному развитию (АМР США)

[2] Является дочкой Ecobank Transnational Inc.

[3] INDC (предполагаемые определяемые на национальном уровне вклады) – это предварительный документ подготавливаемый к 21 Рамочной конвенции ООН, а NDC (вклады, определяемые на национальном уровне) должны быть готовы к следующей конференции к 2020 году [20].

[4] Финансовая инициатива Организации Объединенных Наций

[5] Мировой лидер по управлению рисками и обеспечению качества, а также осуществляет сертификацию систем управления компаниями.

[6] Крупнейшая нигерийская фондовая биржа

[7] Организация, финансируемая правительством Великобритании. К ее основным стратегическим целям относят: содействие глобальному процветанию, борьба с нищетой, повышение устойчивости и улучшение реакции на кризис, укрепление глобального мира [33].

[8] Access Bank Group – это межнациональная финансовая корпорация Нигерии.

[9] Все приведенные проекты реализуются без участия государственного финансирования.

[10] Является высшей исполнительной властью Нигерии, где члены (министры) назначаются президентом и подотчетны ему.


Источники:

1. Oyedepo S. O. Energy in perspective of sustainable development in Nigeria // Sustainable Energy. – 2013. – № 2. – p. 14-25.
2. Порфирьев Б.Н. Парадигма низкоуглеродного развития и стратегия снижения рисков климатических изменений для экономики // Проблемы прогнозирования. – 2019. – № 2(173). – c. 3-13.
3. Яковлев И.А., Кабир Л.С., Никулина С.И., Раков И.Д. Финансирование «зеленого» экономического роста: концепции, проблемы, подходы // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2017. – № 3(37). – c. 9-21.
4. Кабир Л. С., Никулина С. И. Климатическое финансирование // Журнал Бюджет. – 2020. – № 10 (214). – c. 50-54.
5. Терентьев Н.Е. О перспективах развития зеленых энергетических технологий в условиях нестационарной экономики и глобальных сдвигов // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2020. – № 3. – c. 213-218. – doi: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-213-218.
6. Раков И.Д. Механизмы поддержки финансирования зеленых проектов: опыт стран // Актуальные проблемы экономики и права. – 2017. – № 2. – c. 67-82. – doi: 10.21202/1993-047X.11.2017.2.67-82.
7. Раков И.Д. На пути к зеленой экономике: опыт Италии и Франции // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 11-2. – c. 389-397.
8. Бокарев А.А., Яковлев И.А., Кабир Л.С. «Зеленые» инвестиции в России: поиск приоритетных направлений // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2017. – № 6(40). – c. 40-49.
9. Селищева Т.А. Зеленая экономика как модель устойчивого развития стран ЕАЭС // Проблемы современной экономики. – 2018. – № 3(67). – c. 6-12.
10. Гусев А. Эволюция экономико-правовых отношений в зеленом развитии // Экономика и математические методы. – 2020. – № 1. – c. 44-53. – doi: 10.31857/S042473880008480-7.
11. Гурьева М.А., Симарова И.С. Оценка развития зеленой экономики в региональном экономическом пространстве (на примере субъектов УРФО) // Глобальный научный потенциал. – 2017. – № 9 (78). – c. 48-64.
12. Довбий И.П., Дегтеренко А.Н., Кобылякова В.В. Новая индустриализация в России как фактор перехода к зеленой экономике // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2020. – № 4. – c. 85-100. – doi: 10.31107/2075-1990-2020-4-85-100.
13. Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И., Раков И. Д. Трансформация национальной политики сырьевых стран под влиянием глобальной повестки устойчивого развития // Экономика региона. – 2020. – № 3. – c. 859-870. – doi: 10.17059/ekon.reg.2020-3-14.
14. Lewis P., Stein H. Shifting fortunes: The political economy of financial liberalization in Nigeria // World Development. – 1997. – № 25(1). – p. 5-22. – doi: 10.1016/S0305-750X(96)00085-X.
15. Etim N. A. A., Benson D. N. Financial Sector Reforms and Agricultural Development in Nigeria: A Review // Investment Management and Financial Innovations. – 2015. – № 1(1). – p. 16-26.
16. The Nigerian sustainable banking principles: A five Year Review. Issuu Inc. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://issuu.com/thistlepraxis/docs/the_nigerian_sustainable_banking_pr (дата обращения: 17.06.2019).
17. Sustainable Banking Network: Country Progress Report: Nigeria. International Finance Corporation. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/4e58cb05-31b4-4cbd-984d-9cce230ffb31/SBN+Country+Progress+Report+-+Nigeria.pdf?MOD=AJPERES (дата обращения: 02.04.2019).
18. Nigeria: financing innovative energy solutions. USAID's Development Credit Authority. [Электронный ресурс]. URL: https://usaid-credit.exposure.co/nigeria-financing-innovative-energy-solutions (дата обращения: 18.06.2019).
19. Credit Enhancement for Green Projects. Promoting credit-enhanced financing from multilateral development banks for green infrastructure financing. - International Institute for Sustainable Development, 2015. – 29 p.
20. Nationally Determined Contributions (NDCs). United Nations Framework Convention on Climate Change. [Электронный ресурс]. URL: https://unfccc.int/focus/indc_portal/items/8766.php (дата обращения: 31.08.2021).
21. What is an INDC?. World Resources Institute. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wri.org/indc-definition&xid=25657,15700023,15700186,15700191,15700256,15700259&usg=ALkJrhjnffjI0V6jy4RfVJZX_RsooDTx-g (дата обращения: 28.06.2019).
22. Wale-Smatt Oyerinde. Nigeria's Green Bonds. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ioe-emp.org/index.php?eID=dumpFile&t=f&f=134989&token=9feffb387c54b656511eda4be38d6a5548872565 (дата обращения: 31.08.2021).
23. A Report On The Progress Of Nigeria’s Intended Nationally Determined Contribution (INDC), 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://paccpolicy.org/wp-content/uploads/2017/04/A-report-of-Nigeria-Progress-on-the-INDC.pdf (дата обращения: 17.06.2021).
24. Green BONDs. The Nigerian Stock Exchange. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nse.com.ng/products/debt-instruments/green-bonds (дата обращения: 01.04.2019).
25. About. NDC Support Programme. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndcs.undp.org/content/ndc-support-programme/en/home/about.html (дата обращения: 17.06.2021).
26. Nigeria. NDC Support Programme. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndcs.undp.org/content/ndc-support-programme/en/home/our-work/geographic/africa/nigeria.html (дата обращения: 17.06.2019).
27. Kenneth Amaeshi Why businesses in Nigeria need to take sustainable finance seriously. The Conversation Trust (UK). [Электронный ресурс]. URL: http://theconversation.com/why-businesses-in-nigeria-need-to-take-sustainable-finance-seriously-77048 (дата обращения: 17.06.2021).
28. Green Bonds. Federal Ministry of Environment. [Электронный ресурс]. URL: http://environment.gov.ng/green-bonds/ (дата обращения: 19.06.2019).
29. Nigerian Green Bond is world’s 1st fully-certified’ – UN deputy chief. Premium Times. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.premiumtimesng.com/news/more-news/276743-nigerian-green-bond-is-worlds-1st-fully-certified-un-deputy-chief.html (дата обращения: 23.08.2021).
30. FG offers N10.69bn Green Bonds at 13.48% per annum. Punch. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://punchng.com/fg-offers-n10-69bn-green-bonds-at-13-48-per-annum/ (дата обращения: 31.05.2019).
31. Nigeria Issues Climate Bonds Certified Sovereign Green Bond: Signals ‘more to come’ as part of Paris NDC objectives. Climate Bonds Initiative. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.climatebonds.net/2017/12/nigeria-issues-climate-bonds-certified-sovereign-green-bond-signals-‘more-come’-part-paris (дата обращения: 26.06.2019).
32. In Nigeria, two projects from SEforALL investment prospectus reach financial close - ISA to provide US $75 million in credits. SEforALL Africa Hub. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.se4all-africa.org/news-resources/news/in-nigeria-two-projects-from-seforall-investment-prospectus-reach-financial-close-isa-to-provide-us-75-million-in-credits-180/ (дата обращения: 11.04.2019).
33. About us. FSD Africa 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fsdafrica.org/about-us/ (дата обращения: 31.08.2021).
34. The Securities And Exchange Commision (SEC) Nigeria Launches Green Bond Rules. Securities & Exchange Commission. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://sec.gov.ng/the-securities-and-exchange-commision-sec-nigeria-launches-green-bond-rules/ (дата обращения: 26.06.2019).
35. Access Bank Plc holds Signing Ceremony for N15 Billion Green Bond Issuance. Nairametrics. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://nairametrics.com/2019/03/19/access-bank-plc-holds-signing-ceremony-for-n15-billion-green-bond-issuance/ (дата обращения: 28.03.2019).
36. Green bonds. Department of Climate Change. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://climatechange.gov.ng/2020/09/21/brief-on-green-bonds/ (дата обращения: 31.08.2021).
37. NIGERIA: To launch 3rd Green Bond to fund several eco-friendly projects. Afrik 21. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.afrik21.africa/en/nigeria-to-launch-3rd-green-bond-to-fund-several-eco-friendly-projects/ (дата обращения: 31.08.2021).
38. Nigeria Renewable Energy Targets. Climatescope. [Электронный ресурс]. URL: http://global-climatescope.org/policies/4093 (дата обращения: 12.04.2019).
39. Nigeria’s path to sustainable development through: green economy. Federal Government of Nigeria. 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/1023nigerianationalreport.pdf (дата обращения: 18.02.2019).
40. Project 0553: Recovery of associated gas that would otherwise be flared at Kwale oil-gas processing plant, Nigeria. Clean Development Mechanism (CDM). [Электронный ресурс]. URL: https://cdm.unfccc.int/Projects/DB/DNV-CUK1155130395.3/view (дата обращения: 29.03.2019).
41. Project 5645: Afam Combined Cycle Gas Turbine Power Project. Clean Development Mechanism (CDM). [Электронный ресурс]. URL: https://cdm.unfccc.int/Projects/DB/DNV-CUK1325573884.39/view (дата обращения: 29.03.2019).
42. Project 9391: OML58 IPP Gas Fired Generation Project. Clean Development Mechanism (CDM). [Электронный ресурс]. URL: https://cdm.unfccc.int/Projects/DB/RINA1356734679.21/view (дата обращения: 29.03.2019).
43. Federal Ministry of Environment. Federal Government of Nigeria. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nigeria.gov.ng/index.php/2016-04-06-08-40-29/executive/147-federal-ministry-of-environment (дата обращения: 11.04.2019).
44. About NIPC. Nigerian Investment Promotion Commission. [Электронный ресурс]. URL: https://nipc.gov.ng/about-nipc/ (дата обращения: 31.08.2021).
45. Renewable Energy Hub for ECOWAS. Nigerian Investment Promotion Commission. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://nipc.gov.ng/2016/12/17/nigeria-become-solar-renewable-energy-hub-ecowas/ (дата обращения: 11.04.2019).
46. Welcome to Energy Commission of Nigeria. Energy Commission of Nigeria. [Электронный ресурс]. URL: http://www.energy.gov.ng/index.php?searchword=renewable+energy&searchphrase=all&Itemid=1&option=com_search&limitstart=20 (дата обращения: 11.04.2019).
47. About us. Rural Electrification Agency. [Электронный ресурс]. URL: https://rea.gov.ng/theagency/ (дата обращения: 11.04.2019).
48. Our Project Targets. Rural Electrification Agency. [Электронный ресурс]. URL: http://rea.gov.ng/themasterplan/ (дата обращения: 11.04.2019).
49. Who We Are. Nigeria Bulk Electricity Trading Plc. [Электронный ресурс]. URL: http://nbet.com.ng/about-us/who-we-are/ (дата обращения: 11.04.2019).
50. What We Do. Nigeria Bulk Electricity Trading Plc. [Электронный ресурс]. URL: http://nbet.com.ng/about-us/what-we-do/ (дата обращения: 11.04.2019).
51. Nigeria Renewable Energy Auctions. Climatescope. 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://global-climatescope.org/policies/5112 (дата обращения: 11.04.2019).
52. Nigerian Renewal Energy and Energy Efficiency Policy (NREEEP). Climate scorecard. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.climatescorecard.org/2019/02/nigerian-renewal-energy-and-energy-efficiency-policy-nreeep/ (дата обращения: 23.08.2021).
53. Nigeria National Renewable Energy and Energy Efficiency Policy (NREEEP). Energy Platform of Nigeria. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.energyplatformnigeria.com/images/Library/NREEE_Policy_2015_FEC%20aproved_-_FGN.pdf (дата обращения: 12.04.2019).
54. Policies. Climatescope. [Электронный ресурс]. URL: climatescope.org/policies?country=NG (дата обращения: 11.04.2019).

Страница обновлена: 17.09.2021 в 10:31:30