Особо охраняемые природные территории: управление переходом к устойчивому развитию

Салова Л.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (138), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье речь пойдет об управлении переходом к устойчивому развитию особо охраняемых природных территорий.

Ключевые слова: ресурсы, инфраструктура, устойчивое развитие, особо охраняемые природные территории



Устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий [1] напрямую зависит от их включения в социально-экономическое развитие территории месторасположения на основе полноправного участника, что ориентирует на создание новых методов управления, которые по своему характеру являются инновационными и предпринимательскими.

Основной предпосылкой обеспечения устойчивого развития является проведение социально-экономической политики, ориентированной на достижение экономического благосостояния в сочетании с экологической безопасностью России.

Регулируемая ресурсосберегающая система

Реализация принципов устойчивого развития осуществляется, в том числе, через создание особо охраняемых природных территорий, основной целью которых является охрана естественной природы и всего ее биологического разнообразия.

Создание особо охраняемых природных территорий обеспечивает сохранение ресурсов, в том числе, уникальных и невосполнимых, ценность которых в современном мире постоянно возрастает. Таким образом, можно рассматривать особо охраняемую природную территорию как регулируемую ресурсосберегающую систему (см. рис. 1)

Особо охраняемая природная территория, выполняя ресурсосберегающую функцию, является самостоятельной регулируемой системой и выступает субъектом социально-экономических отношений.

Рис. 1. Особо охраняемая природная территория как ресурсосберегающая система

С учетом возрастания угроз природных катаклизмов, интенсивного освоения природных ресурсов и иных современных тенденций в экономике особо охраняемые природные территории и оказываемые ими экосистемные услуги, будут все более востребованы обществом.

С этой точки зрения, все затраты и усилия, осуществляемые в области создания и развития особо охраняемых природных территорий, необходимо рассматривать как инвестиции в человеческий капитал, поскольку человек неотделим от среды своего обитания и напрямую зависит ее его качественного состояния (рис. 2).

Рис. 2. Роль особо охраняемых природных территорий во взаимоотношениях человека и общества с окружающей природной средой

Приобретают особую актуальность вопросы максимального продвижения ресурсов особо охраняемых природных территорий к человеку их потребляющему. При этом улучшение качества среды обитания является предпосылкой для роста общественного воспроизводства, производительности труда и эффективности производства, роста доходов человека, семьи, общества в целом, что в свою очередь отражается на улучшении качества природной среды как национального достояния.

Встраивание в экономику через непрогнозируемое новшество

Определенные взаимосвязи, позволяют выделить основной, важный момент, требующий детальной проработки – это процесс трансляции ресурсов особо охраняемых природных территорий в среду обитания человека для полноценного их использования в повышении экономического благосостояния при безусловном выполнении их основного предназначения – сохранения качества окружающей природной среды как национального достояния.

Концептуальный подход к рассмотрению роли особо охраняемых природных территорий предполагает и новое видение развития особо охраняемых природных территорий и определенные ориентиры, к которым нужно стремиться (рис. 3). Во всем мире последовательно проводится работа по расширению круга решаемых особо охраняемыми природными территориями задач, их встраивание в экономические системы как полноценного участника социально-экономического развития, что является залогом их устойчивого развития.

Рис. 3 Управление переходом к устойчивому развитию особо охраняемых природных территорий как ресурсосберегающей системой

Основной предпосылкой такого перехода, по мнению автора, являются выстраивание полного цикла трансляции ресурсов особо охраняемых природных территорий в товары и услуги, что выражается в создании новых товаров, услуг, процессов, удовлетворении потенциального спроса и роста общественного воспроизводства, как одного из факторов устойчивого развития.

Немаловажным фактором является параметры спроса на продукцию и услуги особо охраняемых природных территорий, который в настоящее время имеет большой потенциал, но фактически не удовлетворен в силу отсутствия предложения. Создание такого предложения для удовлетворения потенциального спроса может быть решено через непрогнозируемое новшество [1], которое потенциально может появиться вследствие реализации инновационного подхода и стимулирования предпринимательской активности.

Отбор ресурсов и их перевод в продукт или услугу может осуществляться методом «воронки» [2], который подразумевает условное выделение всей совокупности ресурсов, их отбор с точки зрения перспектив создания новых продуктов, услуг, процессов, далее, генерация идей новых продуктов, услуг процессов, отбор потенциально перспективных идей, на выходе инновационная идея продукта, услуг, процесса.

Второй предпосылкой является формирование инфраструктуры устойчивого развития, а также созданная вокруг объектов инфраструктуры среда, в рамках которой произойдет повышение общественной значимости особо охраняемых природных территорий, лояльности потребителей к товарам и услугам, производимых на основе их ресурсов, снизятся риски нарушения экологического баланса, интенсивного освоения природных ресурсов.

Курс на устойчивое развитие региона!

В настоящее время прослеживается ситуация, когда требования рынка и потребительских групп в продукции и услугах особо охраняемых природных территорий не находят отражения в их широком предложении в силу неспособности существующей структуры управления к внедрению новых методов и технологий, созданию новых продуктов и услуг.

В свою очередь, повышение лояльности потребителей к продукции и услугам особо охраняемых природных территорий будет стимулировать развитие предпринимательской активности в силу увеличения спроса. Развитие предпринимательской активности позволит расширить предложение продукции и услуг на рынке, что даст возможность потребителям пользоваться наиболее качественными и полезными по потребительским свойствам продуктами и услугами.

Рис. 4 Стратегическая карта перехода особо охраняемых природных территорий к устойчивому развитию

В целом, совокупность указанных предпосылок является основной перехода к устойчивому развитию, что позволило разработать стратегическую карту обеспечения такого перехода.

Предложенный подход возможен к использованию в регионах Российской Федерации, испытывающих сложности в выстраивании стратегии перехода к устойчивому развитию.

Дальнейшим шагом в практической реализации данного подхода является разработка конкретных мероприятий, проектов, программ, направленных на создание условий для перехода региона к устойчивому развитию с учетом региональной специфики, наличия (отсутствия) особо охраняемых природных территорий, перспектив их создания и функционирования для решения социально-экономических задач регионов.

[1] Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, они охраняются законом (Федеральный закон от 14.03.95 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях") и относятся к объектам общенационального достояния — прим. ред.


Страница обновлена: 09.10.2024 в 00:03:15