Роль социальных медиа в продвижении услуг особо охраняемых природных территорий федерального значения России
Суржиков В.И.1, Шевченко В.К.1
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия, Владивосток
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2020)
Цитировать:
Суржиков В.И., Шевченко В.К. Роль социальных медиа в продвижении услуг особо охраняемых природных территорий федерального значения России // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 12. – С. 3343-3350. – doi: 10.18334/ce.14.12.111415.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44691235
Цитирований: 1 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования маркетинга услуг особо охраняемых природных территорий посредством социальных медиа. Авторами проведён анализ каналов коммуникации ста семидесяти двух особо охраняемых природных территорий федерального значения. В анализе участвовали аккаунты шести социальных медиа. Определено, что самым популярным каналом для заповедников является «Facebook», для национальных парков – «Instagram». Для обеих категорий особо охраняемых природных территорий менее всего привлекательны «YouTube», «Одноклассники» и «Twitter». Составлен рейтинг особо охраняемых природных территорий по росту количества подписчиков в 2017-2020 гг. Идентифицированы те государственные природные заповедники и национальные парки, которые имеют аккаунты во всех шести исследуемых каналах коммуникации и не имеющие ни одного аккаунта. Сделан вывод, что суммарное количество подписчиков даже у лидеров рейтинга крайне маленькое, что говорит о крайне низком уровне использования возможностей современных сервисов коммуникации для продвижения услуг особо охраняемых природных территорий
Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, услуга, социальная сеть, продвижение
JEL-классификация: L86, Q32, Q56, R11
Введение
В сентябре этого года в Москве прошла стратегическая сессия, на которой были подведены итого реализации концепции развития особо охраняемых природных территорий Российской Федерации до 2020 г. [1] и проведено обсуждение проекта стратегии их развития до 2030 года [2]. По направлению «Развитие познавательного туризма» реализации концепция составила 71%. В проекте новой стратегии к основным направлениям также относится развитие экологического туризма.
Однако следует отметить, что развитие экологического туризма предполагает не только создание туристской инфраструктуры, привлекательного туристского продукта, но и продвижение самих особо охраняемых природных территорий как туристских дестинаций, их услуг.
В последние годы в литературе стали появляться результаты исследований данного вопроса. Но пока что они немногочисленны. Существующие публикации посвящены изучению информационной доступности особо охраняемых природных территорий степных регионов России [3] (Grigorevsky, Chibilev, 2015), продвижению отдельного национального парка в сети Интернет [4] (Arseniy, Kireeva, 2015), роли туристского контента в продвижении национальных парков России [5] (Dzhandjugazova, 2014), роли официальных электронных сайтов в продвижении услуг особо охраняемых природных территорий Российской Федерации [6] (Surzhikov, Malakhova, 2020).
Однако вопрос использования социальных сетей как каналов продвижения услуг государственными природными заповедниками и национальными парками всецело и подробно не изучен. Данный факт и определил актуальность исследования.
Целью статьи является анализ применения социальных медиа для продвижения услуг особо охраняемых природных территорий в глобальной информационно-телекоммуникационной сети.
Авторская гипотеза. В ходе исследования авторы предположили, что современный уровень использования социальных медиа особо охраняемыми природными территориями не позволяет эффективно осуществлять маркетинг их услуг.
Методы исследования. В статье использованы методы сравнительного анализа, контент-анализ, статистический.
К элементам научной новизны статьи можно отнести результаты проведенного анализа, а также сделанный на его основе вывод.
Результаты исследования и их обсуждение
В процессе исследования авторами проведен анализ социальных медиа 172 особо охраняемых природных территорий федерального значения: 109 государственных природных заповедников и 63 национальных парков.
В анализе участвовали аккаунты вышеуказанных заповедников и национальных парков в социальных сетях Facebook (Facebook Inc.), «ВКонтакте» (Mail.ru Group), Instagram (Instagram, Inc.), «Одноклассники» (Mail.ru Group), Twitter (Twitter, Inc.) и видеохостинге YouTube (Alphabet Inc.). Данные для исследования были взяты за период с 2017 по 2020 г.
За четыре года наблюдений прирост числа подписчиков в исследуемых каналах коммуникации составил для заповедников – 272 107 человек, для национальных парков – 205 455 человек. Самым популярным каналом для заповедников является Facebook, для национальных парков – Instagram. Для обеих категорий особо охраняемых природных территорий мене всего привлекательны YouTube, «Одноклассники» и Twitter (рис. 1).
Рисунок 1. Структура прироста числа подписчиков (заповедники – слева, национальные парки – справа)
Источник: составлено автором.
Более детальный анализ показывает, что в среднем и заповедники, и национальные парки имеют 3,2 аккаунта. Из 109 государственных природных заповедников только 6 имеют аккаунты во всех исследуемых социальных медиа. Это Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова, Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник им. М.А. Заблоцкого, Саяно-Шушенский, Катунский, Алтайский, «Кузнецкий Алатау».
Восемь заповедников не имеют ни одного аккаунта (Большехехцирский, Ботчинский, «Восток Финского залива», «Галичья гора», «Корякский», «Олекминский», Уссурийский государственный природный заповедник имени В.Л. Комарова, Усть-Ленский). В разрезе каналов коммуникации 22% заповедников не имеют аккаунтов в Facebook, 19,3% – «ВКонтакте», 30,3% – Instagram, 63,3% – «Одноклассниках», 84,4% – Twitter, 45,9% – YouTube.
Из 63 национальных парков 8 национальных парков ведут аккаунты в пяти социальных сетях и одном видеохостинге: «Земля леопарда», «Красноярские Столбы», «Сайлюгемский», «Таганай», «Русская Арктика», «Хвалынский», «Югыд ва», Шорский.
В семи национальных парках аккаунта в социальных медиа отсутствуют. К ним относятся национальные парки «Зигальга», «Кыталык», «Ладожские шхеры», «Приэльбрусье», «Самурский», «Токинско-Становой», «Хибины». Справедливости ради необходимо сказать, что шесть из них образованы совсем недавно. В разрезе каналов коммуникации 22,2% национальных парков не имеют аккаунтов в Facebook, 22,2% – «ВКонтакте», 25,4% – Instagram, 68,3% – «Одноклассниках», 71,4% – Twitter, 46% – YouTube.
Максимальный прирост числа подписчиков зафиксирован у национального парка «Кисловодский» и у государственного природного заповедника «Кроноцкий». Представляется необходимым отметить, что лидеры рейтинга имеют аккаунты не во всех исследуемых каналах коммуникации. Самые многочисленные аккаунты по количеству подписчиков – в Instagram, Facebook, «ВКонтакте». В таблице представлены топ-10 особо охраняемых природных территорий обеих категорий (табл. 1).
Таблица 1
Десять лидеров среди национальных парков и государственных природных заповедников по приросту числа подписчиков за 2017–2020 гг.
Место
|
Национальные парки
|
Прирост
подписчиков |
Государственные природные
заповедники
|
Прирост
подписчиков |
1
|
«Кисловодский», Ставропольский край
|
27 895
|
Кроноцкий, Камчатский край
|
25 073
|
2
|
«Земля леопарда», Приморский край
|
24 750
|
Кавказский имени Х.Г. Шапошникова, Республика Адыгея,
Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край
|
20 848
|
3
|
«Красноярские Столбы», Красноярский край
|
19 464
|
«Командорский» имени С.В. Маракова, Камчатский край
|
8 676
|
4
|
«Сайлюгемский», Республика Алтай
|
12 676
|
Астраханский, Астраханская область
|
8 421
|
5
|
«Куршская коса», Калининградская область
|
12 011
|
Воронежский имени В.М. Пескова, Воронежская, Липецкая области
|
7 491
|
6
|
«Таганай», Челябинская область
|
8 590
|
«Малая Сосьва» имени В.В. Раевского, Ханты-Мансийский автономный
округ
|
6 267
|
7
|
«Лосиный остров», Москва, Московская область
|
6 523
|
Приокско-Террасный им. М.А. Заблоцкого, Московская область
|
5 977
|
8
|
«Самарская Лука», Самарская область
|
6 440
|
«Черные земли», Республика Калмыкия
|
5 702
|
9
|
«Русская Арктика», Архангельская область
|
6 319
|
«Богдинско-Баскунчакский», Астраханская область
|
5 088
|
10
|
«Кенозерский»,
Архангельская область |
5 909
|
«Саяно-Шушенский», Красноярский край
|
4 299
|
В 2020 г. суммарное количество подписчиков по всем шести исследуемым социальным медиа у лидеров рейтинга составило в национальном парке «Кисловодский» – 31 916 чел., в Кроноцком заповеднике – 40 707 чел. Для сравнения: только в социальной сети Facebook число подписчиков национального парка Yellowstone (США) достигло 1 297 391 человека [7].
Такое сравнение свидетельствует о том, что ответственные за продвижение услуг особо охраняемых природных территорий специалисты не в полной мере используют возможности современных сервисов коммуникации.
Заключение
Для изменения сложившейся ситуации руководству федеральных государственных бюджетных учреждений необходимо скорректировать программы развития с учетом маркетинговой составляющей. Требуется заложить дополнительные финансовые средства на обучение специалистов отделов экологического просвещения и туризма, занимающихся продвижением.
Ответственные за данное направление деятельности сотрудники должны уметь готовить уникальный привлекательный туристский контент. Понимать, что традиционная форма подачи информации в виде описательного текста и фотографий совсем не привлекает потенциальных туристов. Интерес вызывает качественный видеоконтент [8].
Пользователей социальных медиа привлекают ежедневные посты, содержащие видеоматериал, полученный с применением фотоловушек. Видеоряд также должен демонстрировать объекты туристского показа, туристской инфраструктуры, предоставляемые услуги, которыми располагает та или иная особо охраняемая природная территория. Важной является демонстрация различного рода мероприятий.
Современные каналы коммуникации предоставляют широкие возможности для создания уникального контента: публикация постов, создание «подкастов», «историй», использование инструментов Instagram Direct, IGTV, организация опросов, конкурсов, ведение онлайн-трансляций и многое другое.
Создание уникального контента, к примеру, в формате прямой трансляции встреч с медийными лицами, прохождения экологических троп и маршрутов, освещение услуг коллективных средств размещения и предприятий питания, событийных мероприятий позволят увеличить число потенциальных потребителей услуг особо охраняемых природных территорий.
Источники:
2. Представлен проект стратегии развития системы ООПТ на следующее десятилетие // Хакасское республиканское отделение Русского географического общества. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rgo.ru/ru/article/predstavlen-proekt-strategii-razvitiya-sistemy-oopt-na-sleduyushchee-desyatiletie (дата обращения: 10.09.2020).
3. Григоревский Д.В., Чибилёв А.А. Оценка информационной доступности заповедников и национальных парков в степных регионах России // Вопросы степеведения, 2019. – №15.
4. Арсений Р.М., Киреева Ю.А. Продвижение туристской десинации в сети Интернет (на примере туристской дестинации «Национальный парк «Алханай») // Вестник РМАТ, 2015. – №1.
5. Джанджугазова Е.А. Роль электронного контента в продвижении национальных парков России в интернет-пространстве // Российские регионы: взгляд в будущее, 2014. – №2. [Электронный ресурс]. URL: http://futureruss.ru/new_economics/informanomika/rol-elektronnogo-kontenta-v-prodvizhenii-nacionalnyx-parkov-rossii-v-internet-prostranstve.html (дата обращения: 18.08.2020).
6. Суржиков В.И, Малахова А.А. Роль электронных ресурсов в продвижении услуг особо охраняемых природных территорий Российской Федерации // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2020. – Т. 12, № 3.
7. Yellowstone National Park. [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/YellowstoneNPS/ (дата обращения: 06.11.2020).
8. Федчин А.С. Буквы не нужны: как видеоконтент захватывает интернет // Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг». [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/ (дата обращения: 23.08.2020)
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:34:36