Влияние мирового кризиcа на российский рынок IT-услуг
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (90), Июнь 2014
Цитировать:
Вальц О.В., Новицкая Е.В., Морозова А.С. Влияние мирового кризиcа на российский рынок IT-услуг // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 6. – С. 76-80.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21610005
Аннотация:
Представлено исследование вопросов развития удаленного администрирования на российском рынке. Авторами рассмотрено многообразие форм и видов аутсорсинга, прослежены тенденции развития рынка IT-услуг на основе ежегодных данных International Data Corporation.
Ключевые слова: инновационный менеджмент, управление предприятием, аутсорсинг, формы и виды аутсорсинга, тенденции развития рынка IT-услуг, высокотехнологичная компания
В настоящее время предпринимателю нет необходимости быть сведущим во всех областях, достаточно быть специалистом в узкопрофессиональной деятельности. Сопутствующие основной деятельности функции (ведение бухгалтерского, финансового, налогового учета) могут быть переданы для выполнения сторонним организациям.
Передал на сторону – выиграл время!
Удаленное администрирование способствует не только снижению операционных издержек, но и задействует передовой опыт аутсорсинга непрофильных бизнес-процессов. Наряду с этим происходит экономия кадровых ресурсов, поскольку нет необходимости содержать большое число вспомогательных служб с большим штатом высокооплачиваемых сотрудников и сопутствующими расходами. Руководитель, передав выполнение второстепенных, но все же значимых для компании функций компетентной организации, сэкономленное время может целиком и полностью посвятить управлению бизнесом.
Постепенно приходит понимание, что в ряде случаев удаленное администрирование имеет более высокую экономическую эффективность по сравнению с выполнением «кабинетных» работ непосредственно на предприятиях. Следовательно, доверие к аутсорсингу растет.
По формам аутсорсинг классифицируют следующим образом.
Совместный аутсорсинг – вариант аутсорсинга, в котором стороны аутсорсингового договора являются партнерами. Чаще термин используют при заключении субдоговоров, предполагающих наличие нескольких поставщиков услуг.
Полный аутсорсинг – договор, по которому штат сотрудников и (или) информационные технологии или финансы передаются аутсорсеру на время действия контракта.
Трансформационный аутсорсинг – имеет признаки полного аутсотсинга. Переход сотрудников или активов является временным, до завершения некоторого проекта (реорганизация работы подразделения, создание новой базы знаний и навыков), после чего фирма вновь возвращает себе контроль над ресурсами.
Частичный (выборочный) аутсорсинг – используется при изготовлении дорогостоящей продукции и может включать передачу определенных функций другой фирме или специально созданной дочерней компании. В этом случае основная часть функций «дочки» остается в ведении клиента.
Промежуточный аутсорсинг – фирма передает управление своими информационными системами третьей стороне для высвобождения штатных специалистов по ИТ, которые занимаются разработкой новых программных продуктов.
Аутсорсинг совместных предприятий. Заключается договор о создании нового предприятия с новыми возможностями. Персонал и активы клиента передаются этому совместному предприятию. Целями здесь являются повышение качества работы вновь созданного подразделения; разработка товаров и услуг, которые реализуются третьей стороной. Прибыль, полученную новой компанией, заказчик и поставщик услуг делят между собой.
Виды аутсорсинга также отличаются своим многообразием, укрупненно их можно объединить в три группы:
1. IT-аутсорсинг – это услуги по удаленной разработке программного обеспечения, его установке и сопровождению, созданию веб-ресурсов. К IT–аутсорсингу также относится обслуживание техники сторонними специализированными компаниями;
2. производственный (промышленный) аутсорсинг – передача всего производства или отдельных его участков сторонним организациям. В качестве примера можно привести рекламные агентства, использующие печатные мощности типографий. Обслуживающие процессы, не связанные с основным производством, также могут быть переданы для выполнения аутсорсерам (ведомственная охрана, общественное питание, уборка зданий и помещений и др.);
3. аутсорсинг бизнес-процессов (Business Process Outsourcing) (BPO) – передача сторонней организации отдельных бизнес-процессов в области логистики, маркетинга, менеджмента, бухгалтерского, финансового и управленческого учета, производственных бизнес-процессов, управления человеческими ресурсами и др., не являющихся для компании основными.
За ростом неизбежен спад…
Российская индустрия IT-аутсорсинга насчитывает более 100 участников рынка: «Информационные вычислительные системы»; «Стратегические бизнес-системы» (Москва), «Аутсорсинг 24» (Москва, филиалы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Сургуте, Хабаровске и других городах); «Компьютерные системы и сети» (Ростов-на-Дону); «АйТи-Сервис» (Новокузнецк); «Информационные технологии и связь» (Новосибирск) и др.
По итогам 2012 г. исследовательская компания International Data Corporation в качестве лидера рынка ИТ-услуг выделила NVision – она существенно улучшила свои позиции за счет слияния с SITRONICS. Так же в числе ведущих поставщиков оказались IBS, «КРОК», «ЛАНИТ», «Техносерв». Совокупная доля пятерки лидеров в общем объеме рынка 29,5%.
Тем не менее, рынок российского аутсорсинга значительно отстает, например, от рынка США, да и развивается по другому пути. Если в США его развитие началось с аутсорсинга бизнес-процессов (BPO) и постепенно перешло на IT-аутсорсинг, то в России наиболее динамично и активно развивается IT-отрасль.
По данным компании International Data Corporation, которая оценивает объемы и темпы роста рынка IT-услуг в России с 2004 г., наибольшие темпы роста были здесь достигнуты в 2007 г. (47,2%), практически вдвое увеличился объем предоставляемых IT-услуг и составил 4,4 млрд долл. Прежде всего, это связано с развитием таких сегментов, как консалтинг и разработка заказного ПО (доля в общем объеме оказанных услуг – 28,8%) и системная интеграция (30,4%), в свою очередь IT-аутсорсинг составил всего 12,1%.
После такого головокружительного роста настал спад, что явилось следствием мирового финансового кризиса, а также ослабления рубля. Уже в 2009 г. темп роста сократился до 31,2% (или 12% в рублевом эквиваленте) по сравнению с 2008 г., а объем рынка оценивался в 3,6 млрд долл. Доходы во всех сегментах IT-услуг существенно сократились, исключение составили доходы от поддержки оборудования в силу того, что заказчикам (крупным организациям, прежде всего банкам и телекоммуникационным компаниям) все равно необходимо поддерживать в работоспособном состоянии ранее приобретенное оборудование. Совокупная доля аутсорсинга в 2009 г. выросла менее чем на один процент, составив 13,3%. По итогам 2009 г. крупнейшими потребителями IT-услуг в России оставались государственные и финансовые организации. Их доли от общих затрат на IT-услуги в стране составили соответственно 19,1% и 18,6%.
Объем российского рынка IT-услуг, по информации IDC, вырос в 2012 г. почти на 11% и составил $6,58 млрд. Сравнение с результатами 2011-го (27,2%) и 2010 года (30%) свидетельствует о значительном снижении темпов роста. Динамика рынка напрямую зависит от валютного курса, и по прогнозам, если доллар вырастет до 36 руб., падение составит 8,5%.
Следует отметить, что объем мирового ИТ-рынка в 2013 г. превысил 2 трлн долл., а в 2014 г. прогнозировался рост 5%, но так как в развивающихся странах (в России в том числе) наблюдается негативный тренд, прогноз скорректирован до 4,5%.
Вывод
Таким образом, рецессия коснулась не только Европы и США, но и дотянулась до российского рынка IT-услуг.
Высокий уровень безработицы в западных странах, рост издержек на рабочую силу приводят к отказу от аутсорсинга и применению обратной практики – инсорсинга. Однако для России инсорсинг не так актуален, как для развитых стран, ибо здесь еще и аутсорсинг пока не получил широкого распространения.
Источники:
2. Вальц О.В., Новицкая Е.В. Нормативное регулирование аутсорсинговых отношений в России // В мире научных открытий, №11. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. – № 11.
3. Вальц О.В., Новицкая Е.В. Проблемы развития российского рынка аутсорсинговых услуг «Keyinstruments of human co-existence organization: economics and law»: materials digest of the XIIth International Scientific and Practical Conference (Kiev, London, October 27–November 1, 2011). Management and economical sciences / All-Ukrainian Academic Union of specialists for professional assessment of scientific research and pedagogical activity; Organizing Committee: B. Zhitnigor (chairman); Chief editor Pavlov V.V. – Odessa: InPress, 2011.
4. Мещерякова С.А. Цепочка ценностей при оценке эффективности аутсорсинговой стратегии // Российское предпринимательство. – 2013. – № 3 (225). – c. 56–60. – http://www.creativeconomy.ru/articles/27987/.
5. Чуприкова Е.А. Возможности аутсорсинга как метода оказания ИТ-услуг // Креативная экономика. – 2012. – № 4 (64). – c. 67–71. – http://www.creativeconomy.ru/articles/22086/.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:09:51