Рынок платных социально-значимых услуг: особенности развития
Солдатова Н.Ф.1,2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Государственный Университет Управления
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 7 (Июль 2024)
Цитировать:
Солдатова Н.Ф. Рынок платных социально-значимых услуг: особенности развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 7. – С. 3371-3384. – doi: 10.18334/epp.14.7.121088.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68568251
Аннотация:
Роль рынка социальных товаров и услуг в повышении качества жизни населения, обеспечении благополучия, а также снижения бедности трудно переоценить, но крайне велико значение в сложный период проведения СВО. Фокусом представленной статьи стала оценка основных тенденций, сложившихся на рынке социально-значимых товаров и услуг, включающей медицинские услуги, образовательные, услуги в сфере культуры и зрелищных мероприятий, развилки его развития на ближайшую перспективу. В статье исследовано в какой мере введение экономических санкций против Российской Федерации повлияло на основные проблемы развития социального рынка, а также затронута тема присоединения новых четырех субъектов с низким уровнем социальной поддержки населения в свете формирования антикризисных мер снижения бедности и неравенства в на данных территориях. Автор представил оценку результатов социологических и маркетинговых исследований по спросу на социальные продукты (услуги), а также запросов населения по направлениям социальной поддержки. Последствия неопределенности на рынке социальных товаров и услуг, предположительно позволяют скорректировать прогнозы развития рынка социальных услуг в целом и, отчасти, в территориальном разрезе
Ключевые слова: рынок социальных услуг, социальные потребности, общественная система, динамика сегментов социального рынка
JEL-классификация: D40, D47, F60, F63
Введение. Социальные потребности россиян в сложившихся социально-экономических условиях продолжают расти в связи с увеличением численности населения до 146,15 млн. человек (на 01.01.2024г.) в том числе и за счет присоединения новых территорий, ростом населения старших возрастных категорий, сохранением возможности появления и распространения эпидемиологических ситуаций, а также экологических катастроф [19]. В условиях неопределенности роль социальной политики, проводимой государством, значительно возрастает и превращается в макроэкономический и социальный стабилизатор в обществе.
В федеральном бюджете на 2023-2025 годы объем расходов на социальную политику значительно возрастет: рост в 2023 году по сравнению с 2021 годом составит 16,8% и достигнет 7 триллионов 343 миллиарда рублей. Трансформация социально-экономической политики государства способна обеспечить прогресс в сокращении бедности населения, долгосрочный рост инвестиций в образование, научные исследования и разработки, социальные проекты [1]. Государственная социально-экономическая политика играет основную роль в формировании доходов граждан, так в целях повышения качества жизни и улучшения благосостояния населения Правительство запланировало увеличить минимальный размер МРОТ с 2024 года, что будет способствовать росту заработных плат 4, 8 млн. россиян. Премьер-министр РФ М. Мишустин перечислил ключевые направления работы правительства: снижение уровня бедности, адресная поддержка участникам СВО, семьям с детьми, рост доходов населения [4, 10].
Падение розничной торговли в 2023 году на 7,3% по сравнению с 2022 годом косвенно свидетельствует о снижении покупательной способности населения [15]. Центр исследований Гражданского общества ВШЭ выявили, что в 2022 году 17% жителей страны испытывают недостаток средств в приобретении продуктов питания, одежды и обуви, а 25% опрошенных респондентов тратят примерно 70% своих доходов на продовольственные товары [5]. Рост продолжительности жизни и увеличение доли лиц старшей возрастной группы является катализаторов перемен в образе жизни: данная категория потребителей сформировала потребность в качественной медицинской помощи и социальном уходе. Сейчас появился устойчивый спрос на новые медицинские и реабилитационные технологии, а также препараты, финансирование которого может осуществляться из двух источников. Либо из обязательных и добровольных видов медицинского, пенсионного, гериатрического страхования, либо за счет финансовых средств граждан.
Актуальность темы. Развитие и расширение рынка платных социальных услуг, с одной стороны, свидетельствует о возросшей заботе россиян поддержанием хорошего качества жизни, с другой стороны, сохраняющимся социальным неравенством между группами населения и качеством социальной структуры, не отвечающей запросам ряда категорий потребителей [3]. Трансформация социальной инфраструктуры, продолжавшаяся на протяжении ряда десятилетий, привела к недоступности социально-значимых услуг на ряде территорий и формированию деструктивных моделей потребительского поведения [2].
Рынок социально-значимых услуг, включающий бесплатный и коммерческий сектора, сформирован в уже в России, но за последние три года появились новые формы социального предпринимательства, ориентированные на повышение доступности услуг. В целом данный рынок показывает определенный рост, но в экономике страны сложились факторы, препятствующие развитию рынка социальных услуг, которые значимо воздействуют как на сектор бесплатно оказываемых, так и на сектор коммерческих услуг. Сегодня Президентом РФ В.В. Путиным поставлена задача преодоления ограничений в доступности социально-значимых услуг, что повлечет за собой трансформацию рынка и изменение модели потребительского поведения. Социальная направленность рынка услуг формирует важность взаимодействия различных секторов экономики и государственных программ с коммерческими проектами.
Цель исследования - выявить особенности формирования доступности социально-значимых услуг (бюджетный и коммерческий сектора) в новых экономических условиях и определить направления их эффективного развития.
Методология исследования – автор применил вторичный анализ данных официальных органов статистики РФ, международных организаций, выборочных социологических и маркетинговых исследований, обработанных методами сравнения, группировок, экспертных оценок.
Научная новизна - состояние рынка социально-значимых услуг, а также факторов его формирующих, рассматриваются через призму социальных проблем общества, в конечном счете через категорию «качества жизни» населения, которая приобретает не только социальную направленность, но и становится междисциплинарной, так как включает в себя совокупность различных аспектов оценки – показателей здоровья, денежных доходов населения, социальных отношений, занятости, досуга, образования, которые могут как объективными, так и субъективными. Как следствие, методологическая сложность оценки конечного результата «качества жизни» приводит к существенным различиям в методической реализации и моделировании развития рынка социально-значимых услуг, в особенности, коммерческого сектора.
Основная часть. Диагностика и оценка трансформации рынка социальных услуг является достаточно сложной из за многообразия процессов общественного развития, что связано с не достаточной проработанностью методов и методик измерения состояния социального рынка в целом и специфичности анализа отдельных его сегментов [6]. Включение научных знаний в систему управления социально-экономическим развитием общества предполагает наличие достоверного и релевантного способа информационно-аналитического сопровождения, методик анализа и моделирования социальных процессов [7].
Достижение устойчивого развития экономики страны и регионов невозможно без поддержания и развития социальной защиты населения, включая население четырех вновь присоединенных территорий: ДНР, ЛНР, запорожской и Херсонской областей. Начиная с периода covid-2019, Правительство РФ скорректировало вектор социальной политики в сторону повышения качества социального обслуживания и активного привлечения негосударственных компаний к предоставлению социальных услуг. Следствием такого разворота, стало активного развитие рынка социальных услуг Российской Федерации, который за последние пять лет характеризуется устойчивым ростом объема услуг, предоставляемых населению: как на платной, так и бюджетной основе [8]. Так, в 2022 году по сравнению с 2021 годом – объем платных услуг увеличился на 105,0%, а к январю 2023 года было оказано платных услуг на 1123,7 млрд рублей, или 114,4% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. [15]. В период пандемии была трансформирована пенсионная система в части сокращения страховых платежей для организаций в наиболее пострадавших категориях бизнеса. В кризисные периоды, когда происходит адаптация экономики к масштабным экономическим санкциям, применения критерия оценки нуждаемости, базирующегося на доходы населения за предыдущие пять лет, например, будет несправедливым для входа в систем социальной защиты для вновь присоединенных регионов.
По результатам социологического исследования выявлено, что все категории российского населения отмечают необходимость государственной поддержки, независимо от материального положения семьи. Тем не менее, данные таблицы 1 свидетельствуют о развитии рынка платных услуг: позитивной динамике и трансформации его структуры.
Таблица 1 - Динамика и структура платных социальных услуг населению по видам за 2021-2023гг. (в %)
Платные
социальные услуги
|
Динамика, %
2022г. к 2021г. |
Структура платных услуг, в %
| ||||
2021г.
|
2022г.
|
2023г.
| ||||
2022г. к 2021г.
|
2023г. к 2022г.
| |||||
Платные
услуги, млн.руб.
|
105,0
|
114,4
|
100,0
|
100,0
|
100,0
| |
в
том числе:
коммунальные |
106,4
|
104,7
|
20,2
|
19,9
|
19,3
| |
культуры
|
114,6
|
104,7
|
1,5
|
1,6
|
1,7
| |
туристские
|
130,1
|
104,0
|
1,3
|
1,7
|
1,8
| |
физической
культуры и спорта
|
123,7
|
105,5
|
1,0
|
1,1
|
1,0
| |
медицинские
|
101,2
|
109,3
|
9,6
|
9,4
|
15,5
| |
системы
образования
|
105,4
|
105,2
|
7,0
|
6,8
|
6,5
| |
услуги
предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам
|
108,0
|
115,9
|
0,3
|
0,3
|
0,3
|
Высокие темпы роста платных социальных услуг показывают практически все виды: медицинские (5,3%), образования (5,3%), коммунальные (в среднем 5,6% за год), учреждений культуры (9,7%), услуги для граждан пожилого возраста и инвалидам (12,0%), физической культуры и спорта (14,6%), туристские (17,05%). Достаточно высокий удельный вес в объеме платных социальных услугах приходится на коммунальные услуги: 20,2% (2021г.); 19,9% (2022г.) и 19,3% (2023г.). За трехлетний период наблюдается снижение доли коммунальных услуг в общей структуре платных социальных услуг. Кроме выше обозначенных категорий услуг, услуги системы образования, также снижаются в структуре платных социальных услуг (-0,5% за период 2021-2023гг.). Снижение удельного веса коммунальных и образовательных услуг в структуре платных социальных услуг, обеспечило увеличение удельного веса туристских услуг (+0,5% за аналогичный период), медицинских услуг (+5,9%) [15].
В основе модернизации социальной политики лежит комплексная оценка качества жизни населения, в которой ключевую роль отводят системе медицинских услуг, в том числе санаторно-курортных, оказываемых на бюджетной основе, образовательных, физической культуры и спорта. Общемировым трендом является поддержание оптимального баланса между рабочими часами и свободным временем (work-life balance), что закладывается в основу политики на рынке труда и трудовых отношений. Работающие граждане страны, по оценке социологов, имеют желание работать больше и дольше, но только в случае увеличения заработной платы. И не готовы меньше трудиться ради увеличения свободного времени. Так, респонденты подтвердили желание работать на два часа больше за прибавку в 40% к заработной плате.
Следует отметить, что существовавшая до 2022г. тенденция на сокращение сегмента официально занятых по найму, и связанное с этим сокращение социальных поступлений, вряд ли сохранится в будущем. Восстановление экономики и развитие социальной политики в новых регионах, потребует качественных решений, который может обеспечить инклюзивный экономический рост.
Исследование «Индекс здоровья будущего 2020» подтвердило огромное значение современной системы здравоохранения - как ее доступность и удовлетворенность потребителей. В сложившихся экономических условиях доступность медицинских услуг оценивается соотношением двух секторов: государственного и коммерческого. Высокие темпы роста коммерческих медицинских услуг, опережающих государственные медицинские услуги, обеспечило увеличение доли коммерческого сектора медицины в Российской Федерации. Особенно заметен рост коммерческой медицины городах, что способствует формированию неравенства в доступности медицинских услуг между городским и сельским населением [11].
Таблица 2 - Количество медицинских организаций Российской Федерации по формам собственности за 2021-2023 гг.
Форма собственности
|
2021г.
|
2022г.
|
2023г.
|
Темпы роста, %
| |
2022г. к
2021г.
|
2023г. к
2022г.
| ||||
Частная
|
59109
|
59695
|
57114
|
101,0
|
95,7
|
Государственная
|
7336
|
7206
|
6967
|
98,2
|
96,7
|
Иная
|
1239
|
1095
|
909
|
88,4
|
83,0
|
|
67684
|
67996
|
64990
|
100,5
|
95,6
|
Данные выборочного наблюдения позволяют сформулировать некоторые общие выводы об удовлетворенности российского населения уровнем медицинского обслуживания в государственном (включая муниципальный уровень) и коммерческих секторах. В полной мере удовлетворены качеством и доступность медицинских услуг 75,2% опрошенных респондентов, из них 38,5% проживает в городах. Не совсем удовлетворены оказанными услугами – 86,7% (в т.ч. 42,1% городского населения). Примерно 21,5% (из них городского населения 10,3%) отметили полную неудовлетворенность качеством и доступностью бесплатных медицинских услуг. Основными причинами низкой оценки явились следующие: низкое качество обслуживания участковых врачей, врачей-специалистов, а также долгое время ожидания в очереди на приеме [15,16].
Высокий уровень неудовлетворенности качеством медицинских услуг, оказываемых в государственных и муниципальных учреждениях способствует активному росту коммерческих медицинских учреждений. Выборочное исследование потребителей данного сектора здравоохранения показывают высокий уровень удовлетворенности в целом (89,95%), так и по городскому (90,0%) и сельскому населению (89,9%) [15]. Высокий уровень удовлетворенности потребителей коммерческих медицинских услуг объясняется эффективно выстроенным процессом оказания первичных медицинских услуг, лучшей технологической оснащенностью и высокими профессиональными компетенциями медицинских работников коммерческого рынка.
В перспективе рынок платных медицинских услуг продолжит активно расти, о чем свидетельствует намерение получать медицинскую помощь в коммерческих организациях у 98% опрошенных. Однако, высокий потенциал роста рынка платных медицинских услуг негативно сказывается на расходах городских и сельских жителей страны, что определяет показатель доступности к платным медицинским услугам и составляет 29,3% для городского населения и 22,8% для сельских жителей. При существенном ограничении других расходов показатель доступности возрастет до 58,7% (городское население) и 61,2% (сельское население) [15].
Новые тенденции складываются за последние два года и в других секторах социальной сферы: образовании, трудовых отношениях, отдыхе, культурном досуге и прочих аспектах социального уклада. Структура отечественной экономики уже начала трансформироваться в сторону роста промышленного производства и сельского хозяйства. Можно предположить, что на рынке труда повышенным спросом будут пользоваться рабочие специальности, инженеры, предприниматели реального сектора экономики и ученые фундаментальной науки. Замещение профессий, изменение в структуре занятости населения, активное внедрение искусственного интеллекта (ИИ), будет способствовать сокращению рабочих мест, что сформирует экономические разногласия между социальными группами населения [16, 18].
Рынок образовательных услуг за последние три года показывает стабильное развитие: среднегодовой темп роста за 2021-2023гг. составил 105,3% [15]. Здесь значительный интерес представляют два сложившихся тренда на рынке образования: социально-эмоциональное и STEAM-обучение. Вектор на социально-эмоциональное обучение объясняется необходимостью потенциальными работниками владения собственными эмоциями, понимания эмоций у других людей (коллег и клиентов), сочувствия к другим людям, установления и развития позитивных отношений внутри коллектива, а также способности генерировать ответственные решения и отвечать за них. STEAM-обучение предполагает внедрение в образовательные программы подходов, формирующих компетенции у студентов в области науки, современных технологий, инженерии, искусства и математики. Интегрированный STEAM-подход формирует критическое мышление и творческий подход в рабочем процессе.
В целом, на рынке образовательных услуг среднее профессиональное обучение продолжает активно развиваться: в 2022г. на программы специалистов СПО принято на 8% студентов больше, чем в 2021г., а в 2023г. на 9,3% больше, чем в 2022г. Вместе с тем, удельный вес школьников после 11 класса, которые поступают в вузы, растет. В 2021 г. этот показатель составил 68%, в 2022г. – 71% и в 2023г. уже - %. Возрастает и доля выпускников вузов, которые продолжили обучение на программах магистратуры и аспирантуры: с 21,0% (в 2021г.), 27,0% (в 2022г.) и 29,0% (в 2023г.) [14, 15].
Сегмент рынка образовательных услуг СПО, предоставляемый на бюджетной основе составлял 56,0% в 2022г. (и 44,0% на платной основе). Доля аспирантов, обучающихся на бюджетной основе в 2022г., составила 40,0% и соответственно 60,0% на платной основе. В 2021 году ситуация была зеркально противоположная: удельный вес аспирантов-бюджетников составлял 60,0%, а аспирантов, обучающихся на платной основе - 40,0%. [2].
Рынок туристических услуг в 2023 году полностью восстановился к уровню 2019 года. Качество жизни населения можно оценивать и через показатели развития рынка туристических услуг, доступности для россиян. Основные направления поездок россиян находились внутри страны. На развитие рынка туристических услуг влияет огромное число различных факторов. На российский туристический рынок, в первую очередь, оказывает влияние геополитическая ситуация в мире. Ключевые социально-экономические показатели рынка туристских услуг представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Численность туристических компаний в РФ за 2021-2023гг.
|
2021г. |
2022г. |
2023г. |
Темпы роста, %
| |
2022г. к 2021г.
|
2023г. к 2022г.
| ||||
Численность турфирм, единиц
|
13076
|
13608
|
13412
|
104,1
|
98,6
|
Численность персонала туристической
отрасли, (без внешних совместителей) тыс.чел.
|
61,2 |
53,3 |
49,6 |
87,1 |
93,1 |
Средние годовые расходы потребителя на
туризм, тыс.руб.
|
39,2 |
45,1 |
53,9 |
115,1 |
119,5 |
Развитие внутреннего туризма формируется под воздействием роста (снижения) реальных располагаемых доходов населения, уровня сервиса, темпов создания новых курортов, «заточенностью» потребителей на получение новых впечатлений. В 2024 году международный туризм будет развиваться, в том числе из за восстановления воздушного сообщения России с рядом стран Азиатски-Тихоокеанского направления, Африки, Ближнего Востока. Но продолжающийся конфликт между ХАМАС и Израилем повлияют на доверие путешественников и не способствуют туристическому обмену между странами. В данной ситуации особенно страдает медицинский туризм россиян в Израиль [16].
Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в ВВП страны (в ценах соответствующих лет) практически не меняется. Так, в 2021 г. данный показатель составлял 2,6%, в 2022г. – 2,6% и в 2023г. - 2,6%. Объем санаторно-курортных услуг за 3 года возрастал со 150,7 млрд.руб. (2021г.), 188,9 млрд.руб. (2022г.) и 186,4 млрд.руб. (2023г.), с проседанием в 2023 году. Уровень услуг, оказываемых санитарно-курортными организациями к общему объему платных услуг меняется с 4,0% до 5,5% (2022г.) и к 2023 году – 5,2%. По прогнозу Министерства финансов РФ вклад туризма в ВВП возрастет до 5% [ 4, 17].
Социально-экономическое неравенство, сложившееся на данный момент времени, между различными социальными группами россиян, является ключевым фактором замедления уровня качества жизни и демографического развития. Ряд отечественных исследователей считают, что разрыв в социально-экономическом развитии между группами населения является критическим, что определило негативные тенденции в социальной сфере: «утечку умов из страны», продолжающуюся депопуляцию, рост миграции и т.д. Сложившаяся экономическая ситуация в стране диктует необходимость сохранения и развития мер социальной поддержки для бедных слоев населения, а также для лиц с доходами ниже средних. Эта объективная потребность способствует возрастанию роли государства в социальной защите населения через расширение сферы социального бюджета [12].
Выводы. Анализ состояния и динамики показателей развития социального рынка и ряда его секторов за последние три года свидетельствует о следующих тенденциях. Во-первых, в течение последний десятилетий в российском обществе происходили процессы, снижающие качество человеческого потенциала, где одним из перечня критериев считается кризис депопуляции, ухудшение возрастной структуры населения, проблемы занятости, бедности и снижения его инновационности. Во-вторых, не смотря на нормализацию показателей уровня безработицы, детской смертности и т.д., тенденция к уменьшению социально-экономической стратификации, разрыва в уровне экономического развития социальных слоев, пока не сложилась. И в третьих, наряду с ростом бюджетных расходов на социальную сферу, более высокими темпами роста увеличивался объем рынка платных социальных услуг: медицинских услуг, платного образования уровня СПО, высшего образования (бакалавриат и магистратура, аспирантура), что можно оценить как отрицательную тенденцию. Такой рост коммерческого сектора социальных услуг продолжался на фоне снижения уровня реальных располагаемых доходов населения, роста бедности и депопуляции [9].
Значительные темпы роста рынка платных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам (115,9% в 2023г. по отношению к 2022г.) объясняется невысоким объемом реализованного спроса, а также стремлением россиян обеспечивать качественный уход за родственниками в течение рабочего дня [15]. Данная тенденция, несомненно, является положительной и будет развиваться в ближайшей перспективе в географических пределах традиционных субъектов Российской Федерации. Новые присоединенные территории пока не смогут сформировать данную тенденцию в силу ряда социально-экономических причин.
Большое разнообразие этнических и религиозных групп также оказывают влияние рынок социальных услуг Российской Федерации. Специфика духовно-нравственных ценностей российского населения определяет процесс предоставления социальной помощи населению, что предопределило невысокие показатели объема рынка платных услуг по уходу за родственниками и инвалидами (Дагестан, Карачаево-Черкессия и т.д.).
Высокие темп роста платных медицинских услуг (109,3%) за аналогичный период связаны с воздействием ряда социальных факторов, факторов культурного порядка, определяемых поведенческими установками и потребительскими ценностями [15]. Доля личных расходов на услуги здравоохранения будет увеличиваться и не только в крупных мегаполисах, но и городах-миллионниках и сельских поселениях. Положительные изменения в восприятии «качества жизни» населения коррелируются с показателями социального здоровья, где основными критериями можно обозначить - темпы роста рынка медицинских услуг, соотнесение долей бюджетных и коммерческих медицинских услуг, тенденции в потреблении алкоголя (в т.ч. крепкого) и т.д. В перспективе рынок медицинских услуг продолжит расти, где самые высокие показатели будут характерны для коммерческого сектора медицины. Такая ситуация способствует росту объема платных медицинских услуг. Основными факторами, влияющими на развитие рынка медицинских услуг, остаются неравенство в доступности медицинских услуг в региональном разрезе и невысокое качество медицины в связи с сохраняющимся дефицитом врачей.
Для четырех новых субъектов Российской Федерации особенно актуальным остается вопрос о доступности социальных услуг: коммунальных, медицинских, образовательных и услуг, ориентированных на поддержку пожилых людей и инвалидов. Развитие технических возможностей для обеспечения нецентрализованных коммунальных услуг частично снижает остроту проблемы, но базируется на имеющихся финансовых доходах домохозяйств, которые по данным опросов, крайне не значительны. Эти четыре региона характеризуются низко благоустроенностью жилья при низком уровне качества, а также низкой досуговой активностью.
Социальная политика, реализуемая государством, направлена на формирование благоприятных условий равного доступа в основные сферы жизни: трудовые отношения, поддержания качества жизни, соответствующего уровню общественных отношений, доступности к материальным благам и социальным услугам. Наличие возможностей для экономически активных граждан страны зарабатывать достойную заработную плату, а затем высокое пенсионное обеспечение, позволит россиянам не только удовлетворять свои материальные запросы, но и решать проблемы без необходимости в социальной защите. Но, не смотря на декларирование социальной справедливости в обществе, государство провело ряд трансформаций, направленных на оптимизацию расходов в социальной сфере: повышение пенсионного возраста, усилении адресного характера социальной помощи.
В целом, потребности россиян в социальных услугах стремительно развиваются в связи с ростом численности населения, увеличения доли людей старшего возраста, сохранением эпидемиологических рисков. Качество жизни населения страны и регионов определяется доступностью получения медицинской помощи, качеством предоставляемых медицинских услуг, доступностью образования для всех социальных групп, санаторно-курортного лечения, возможностью путешествовать и организованно отдыхать и многими другими моментами, обусловленными развитием общественной системы [13].
Источники:
2. Бадюков А.А., Сумина Е.В. Технологический трансфер социально значимых инноваций // Креативная экономика. – 2024. – № 5. – doi: 10.18334/ce.18.5.121000.
3. Волошин А.А. Мировая экономика в условиях пандемии коронавируса // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2205-2222.
4. Глазьев С.Ю. Управление развитием экономики: курс лекций. - Москва, 2019. – 644 c.
5. Дмитриева Н.Е., Стырин Е.М., Ястребова Е.В. Независимая оценка получателями качества социальных услуг // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2017. – № 2. – c. 27.
6. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 8. – c. 2135-2150.
7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Назаренко В.С., Бахмутская В.С. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2413-2430. – doi: 10.18334/ce.14.10.110897.
8. Зимовец А.В. Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1337-1350.
9. Измайлова М.А. Инновационное развитие экономических систем в условиях цифровизации. / коллективная монография под редакцией Веселовского М.Я. - Москва, ООО "Издательство "Мир науки", 2021. – 291 c.
10. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Оценка прогнозно-экономических показателей Российской Федерации в период частичной мобилизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2655-2676. – doi: 10.18334/epp.12.10.116423.
11. Каткова И. П. Российское здравоохранение в контексте задач достижения всеобщей доступности услуг здравоохранения к 2030 году // Народонаселение. – 2020. – № 1. – c. 135–147. – doi: 10.19181/population.2020.23.1.11.
12. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Володина А.И., Назаренко В.С., Волкова О.А., Сотников Н.Б. Государственно-частное партнерство и кластерные образования в составе инструментария государственной политики управления мезосистемами // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – c. 1271-1282. – doi: 10.18334/epp.14.4.120859.
13. Наливайченко Е.В., Волков А.Д. Результативность формирования институциональной среды качества и уровня жизни в арктических регионах России // Креативная экономика. – 2024. – № 5. – doi: 10.18334/ce.18.5.120898.
14. Хмелева Г.А., Чертопятов Д.А. Новые подходы к развитию инновационной среды в условиях «новой экономической эры» // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 897-910.
15. Росстат. Платные услуги населению. Официальная статистика. 2022, 2023, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 11.04.2024).
16. Мэр. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 01.05.2024).
17. Визнесстат. Анализ рынка туризма в России 2019-2023 годы, и прогноз на 2024-2028 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://businesstat.ru/images/demo/tourism_russia_demo_businesstat.pdf?ysclid=lw237ivp6w805801933 (дата обращения: 05.05.2024).
18. Образование 4.0. Что происходит в российском образовании: 6 трендов из статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/education/chto-proiskhodit-v-rossiyskom- (дата обращения: 01.05.2024).
19. Рбк. РОССТАТ уточнил оценку численности населения России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/22/03/2024/65fda5709a7947c581acaa61? (дата обращения: 12.05.2024).
Страница обновлена: 12.08.2024 в 21:44:04