Влияние ВТО на российский рынок образовательных услуг: мифы и реальность

Гущина Ю.И.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (66), Июнь 2012

Цитировать:
Гущина Ю.И. Влияние ВТО на российский рынок образовательных услуг: мифы и реальность // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 6. – С. 80-85.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17773071

Аннотация:
В последние годы появилось большое количество публикаций, посвященных последствиям вступления России в ВТО. Как правило, значительная их часть имеет негативный характер. Наше же исследование посвящено взаимодействию российского и мирового рынка образовательных услуг в контексте правил ВТО, показаны направления развития вузов для обеспечения собственной конкурентоспособности в условиях глобализации.

Ключевые слова: конкуренция, ВТО, высшее профессиональное образование, российский рынок образовательных услуг



Декабрь 2011 года был полон событий, значимых для России, одно из которых – вступление в ВТО, следствием чего станет внесение определенных корректив в деятельность всех отраслей национальной экономики, в том числе сферы образования.

Образование без границ

Большая часть авторов соответствующих публикаций склоняется к мнению, что услуги образования и в частности высшей школы являются специфическими и к их регулированию нельзя подходить с коммерческой точки зрения. Например, «чисто рыночное отношение к образованию не принесет ему пользы, сделает предметом купли-продажи, а не общественным благом, основой развития собственной национальной культуры. Рыночные ценности в условиях ограниченного государственного финансирования способны изменить миссию учебных заведений, усилить расслоение общества…» [1].

Автору ближе мнение В.П. Колесова: «При всем многообразии воспитательных, культурных, нравственных, идеологических, социальных, политических и других аспектов образования «услуга» – экономическая категория, в которой концентрированно выражены сложные экономические отношения в истеме образования» [2].

Порядок оказания образовательной услуги регламентируется правилами ВТО, где прописываются четыре основных способа поставки услуг:

• с территории одного государства-члена ВТО на территорию любого другого государства-члена ВТО;

• на территории одного государства-члена ВТО образовательная услуга предоставляется потребителю любого другого государства-члена ВТО;

• поставщиком образовательных услуг может быть одно из государств, входящих в ВТО, путем коммерческого присутствия на территории любого другого государства-члена ВТО;

• поставщиком образовательных услуг может быть также одно из государств, входящих в ВТО, путем присутствия его физических лиц на территории любого другого государства-члена ВТО [3].

Применительно к образовательным услугам это означает дистанционное обучение, учебу за рубежом, создание учебных заведений на территории иных государств, а также обмен учеными и специалистами. В той или иной степени каждая форма уже существует на российском рынке образовательных услуг.

Согласно закону «Об образовании» на территории РФ разрешено открывать образовательные учреждения иностранным юридическим и физическим лицам. На сегодняшний день в России насчитывается около 20 вузов США и Европы, имеющих свои представительства или совместные программы с российскими вузами. Стоимость колеблется от 3000 до 25000 долларов за весь курс обучения. Доступны программы бакалавриата по различным направлениям, а также программы МВА, в том числе по очной форме обучения.

Что касается обучения за рубежом, то 2% всех иностранных студентов в вузах Европы и США составляют россияне. Рост обучающихся за пределами России ограничен, прежде всего, психологическими и ценовыми факторами, причем последний – миф в сознании российского населения. Так, например, обучение в Парижском университете «Сорбонна» бесплатно, в Мюнхенском техническом университете – около 600 евро в год; в Берлинском техническом университете – 500 евро в год, что равно стоимости обучения в филиалах региональных вузов. Безусловно, на мировом рынке представлены и дорогостоящие программы обучения, доступ к которым осуществляется как за счет личных средств граждан, так и во многом за счет грантов, причем не обязательно для граждан именно своей страны. Например, программы стипендий «Opportunity Program», Эдмунда С. Маски (США), Фонда Албан-Берга, Монди (Австрия), Chevening, Hill Foundation (Великобритания), Службы академических обменов DAAD (Германия) и другие доступны иностранным гражданам, в том числе и россиянам. Следует отметить, что программы поддержки иностранных студентов существуют в европейских странах, США, а также в Японии и Индии.

Привлечение студентов – дело государственное

С 2009 года российское правительство ежегодно в рамках сотрудничества с зарубежными странами в области образования выделяет 10 тысяч стипендий для обучения иностранных граждан в российских вузах. Минобразования и науки совместно с посольствами зарубежных стран в РФ традиционно распределяет эти стипендии по вузам с учетом их запросов. В 2010 году вузы России впервые обрели право самостоятельного отбора иностранных граждан в рамках выделенных квот. В 2011 году по государственной линии в Россию приехали студенты из 162 стран мира. В этом списке представлены: 31 государство Европы, 45 государств Африки, 25 государств Азии, а также Латинской Америки, США, Канады, Ближнего Востока и других [4]. Однако предусмотренные стипендии, включают только оплату за обучение, все остальные расходы несут сами студенты.

Как видно, иностранные вузы более активны в привлечении студентов из зарубежных стран и в случае проведения активной маркетинговой деятельности с их стороны следует ожидать увеличения количества россиян, получающих образование за рубежом.

Для активизации процесса привлечения иностранных студентов в российские вузы, прежде всего, следует внести изменения в законодательство, так как, например, человек, имеющий рабочую визу, не может одновременно получать образование, и наоборот. Но есть и положительный момент: хоть процесс поддержки иностранных студентов четко регламентируется российским правительством, все же будущему студенту предоставляется право выбора вуза из списка, утвержденного правительством России.

И дистанция, и обмен

Информационные технологии дали импульс развитию дистанционного образования. Большинство российских вузов реализуют такие программы или собираются это сделать в ближайшее время, данные тенденции наблюдаются в вузах США и Европы. На сегодняшний день массовое развитие дистанционного образования ограничивают психологический барьер (основная часть населения отождествляет заочное и дистанционное образование, а в сознании общества прочно закрепилось мнение «заочное – значит некачественное») и недостаточная компьютерная оснащенность российского населения – только 33% россиян имеют в своем распоряжении домашний компьютер (в 2005 году этот показатель составлял лишь 14%). Опрос, проведенный социологами «Левада-Центра» в марте 2011 года, показал, что в России 62% взрослых граждан вообще не пользуются Интернетом. Таким образом, перечисленные факторы не только сдерживают импорт образовательных услуг, но и ограничивают спрос на дистанционное обучение в российских вузах.

Учитывая ускорившиеся темпы проникновения информационных технологий в жизнь российского населения, и массовость получения высшего образования, нельзя отрицать возможность преобладания в недалеком будущем дистанционных форм обучения над классическими. В таком случае российским вузам для обеспечения собственной конкурентоспособности следует заранее продумать программы подготовки, обеспечить инфраструктуру, подготовить кадры для работы в новой информационной среде.

Обмен учеными и специалистами также не новшество в мировой практике. Сегодня в различных странах мира действует большое количество программ, направленных на активизацию такой деятельно сти. Например, программа Фулбрайта предоставляет гранты для обучения, преподавания, исследований и чтения лекций в США и 150-ти других странах мира. Только в рамках данной программы ежегодно присуждается примерно 6000 грантов общей стоимостью более 250 млн долларов. К программам международных визитов специалистов относятся и другие известные программы: «Сотрудничество профессиональных объединений», «Открытый мир», САБИТ, программа стипендий Кокрана и другие.

Выводы

Конечно, вступление России в ВТО и упрощение процедуры вхождения иностранных вузов на российский рынок образовательных услуг, приведет к усилению конкуренции, что потребует от российских вузов концентрации всех ресурсов, более эффективного их использования, внедрения новейших методов как в учебный, так и в организационный процесс. Вместе с тем российские вузы также смогут вести более активную образовательную политику за рубежом, и если экономические программы пока во многом уступают иностранным вузам, то подготовка по техническим специальностям является конкурентным продуктом российских технических вузов. Так, например, Томский политехнический университет через своих зарубежных агентов уже в течение 12 лет набирает студентов из различных стран. В качестве таких агентов могут выступать и зарубежные вузы – партнеры и бывшие выпускники, как зарубежные, так и российские, работающие за рубежом.

В заключение следует отметить, что из 153странучастников (без России) только 4 страны (Конго, Лесото, Ямайка и Сьерра-Леоне) полностью приняли обязательства в сфере высшего образования, и 21 страна – частично.


Источники:

1. Акимов Ю.П. По законам цивилизованного рынка [Текст] // Платное образование, 2003, №4.
2. Колесов В.П. Рынок образовательных услуг и ценности образования (между ВТО и Болонским процессом) [Текст] // Высшее образование, 2006, №2.
3. Приложение 1В. Генеральное cоглашение [Электронный ресурс] // http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13.
4. http://news.tpu.ru/news/2011/12/26/2771-pochemu_ inostrantsev_zhdut_ v.html [Электронный ресурс].

Страница обновлена: 29.03.2024 в 08:34:26