Зарубежный опыт развития сферы образовательных услуг

Савзиханова С.Э.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (82), Октябрь 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034615
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Важной чертой развития мирового рынка образовательных услуг является влияние интеграции на образовательный процесс, что порождает взаимодействие и кооперацию между странами. В мировой экономике высшее образование становиться массовым и диверсифицированным. Его современная отличительная черта интернационализация. Зарубежный опыт развития сферы образовательных услуг интересен для российских учебных заведений. Отдельные показатели даны по России в сравнении со странами Европейского союза. Анализ выгод и угроз, связанных с процессом глобализации образовательного процесса, позволил сделать ряд выводов

Ключевые слова: интеграция, глобализация, информатизация, образовательное пространство, электронное обучение



Опыт развития передовых в экономическом отношении государств показывает, что информатизация системы образования и, в первую очередь, высшей школы является одним из ключевых условий, определяющих последующее ускоренное развитие экономики, науки и культуры [1]. Эти вопросы являются актуальными для любого государства, особенно в условиях активной глобализации всей системы международных отношений, когда многократно усилились разнообразные внешние риски и угрозы росту и развитию национальных хозяйств.

В процессе глобализации можно выделить две тенденции, каждая из которых отражает серьезные изменения в мировой политике и экономике. Преобладающей является тенденция укрепления политических и экономических позиций развивающихся государств и формирования на этой основе многополярного мира. Другая тенденция отражает попытки крупнейших развитых стран (прежде всего США) сохранить монополярный мир и свое доминирование в нем. Обе тенденции развиваются на фоне процессов регионализации и региональной интеграции, обусловленных необходимостью решения локальных проблем.

Отсюда следует, что глобализация носит двойственный характер. С одной стороны, она предполагает создание качественно новых возможностей развития, поскольку способствует динамичному распространению технологий, информации, знаний, более эффективному использованию ресурсов и преимуществ международного разделения труда.

С другой стороны, в процессе глобализации проявляется возможность «экспорта» экономических кризисов в силу возросшей взаимозависимости национальных экономик. Происходит развитие демократического колониализма в различных вариациях, рост миграционных потоков трудовых ресурсов в развитые страны. Россия пока не является достаточно сильным участником международных отношений, поэтому глобализация оказывает на нее преимущественно негативное влияние.

Электронное обучение: мировая практика

Следует посмотреть, что происходит с электронным обучением у наших конкурентов. Во Франции утверждают: университеты всего мира должны представлять единый образовательный комплекс. Смогут ли российские университеты вписаться в этот комплекс, большой вопрос. Выдвинута инициатива электронной Европы, которая предполагает получение всеми компьютерных прав, реализацию он-лайн образования, а также электронного обучения для нетрудоспособных граждан.

В Европе реализована стратегия «Электронная Болонья», суть которой – создание виртуального образовательного пространство для обучения студентов из Европы и других стран. В развитии электронного обучения выделяется общая тенденция – ежедневное обновление учебных материалов с помощью Интернета, e-learning и стандартов в области e-learning. Ежегодную переподготовку в нашей стране проходят всего 2,5% взрослого населения. Для сравнения: в Японии этот показатель равен 80%, в США – 70%, в Европе – 60%. Это при том, что удвоение знаний сейчас идет за период меньше года, и эти знания люди должны осваивать.

У нас примерно 70 млн. работающего населения в России. Невозможно посадить за парты даже половину работающего контингента. Единственно возможное решение – применение e-learning, доставка знаний на рабочие места, на мобильные устройства, домой. E-learning сегодня становится главным инновационным инструментом в жизни людей, в образовании, в экономике.

Распространение компьютерных технологий во всех сферах деятельности, развитие средств коммуникации и формирование новой информационной среды оказали существенное влияние на систему образования [2]. Показатели оснащенности учреждений образования персональными компьютерами и Интернетом значительно увеличились. Несмотря на заметный рост компьютерного парка, достигнутый уровень оснащения учащихся вычислительной техникой в России все еще ниже среднеевропейского. В странах ЕС на 100 учащихся приходится 11 персональных компьютеров, в том числе 10 с доступом в Интернет (см. табл. 1 на с.???) [3].

Таблица 1

Количество персональных компьютеров в расчете на 100 учащихся образовательных учреждений по России и странам ЕС


Персональные компьютеры
В том числе доступном в Интернет
Россия
7,1
4,3
ЕС-27
11,4
10
Дания
27,3
26,3
Норвегия
24,2
22,7
Нидерланды
21
20
Люксембург
19,8
18,3
Великобритания
19,8
18,5
Швеция
17,4
16,5
Финляндия
16,8
16,2
Австрия
16,2
14,2
Исландия
15,3
14,8
Франция
12,5
8,9
Кипр
12,4
8,9
Мальта
11
10,2
Ирландия
10,3
8,7
Бельгия
9,7
7,7
Венгрия
9,6
8,6
Испания
9,5
8,5
Чешская Республика
9,3
8,2
Германия
8,9
7,7
Италия
8
6,5
Словения
8
7,5
Эстония
7,3
7,2
Словакия
6,7
5,8
Греция
6,5
5,9
Португалия
6,4
5,4
Польша
6,1
5,6
Латвия
5,9
5,1
Литва
5,9
5,2
Источник: По России – расчеты Института Статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ по данным Росстата; по странам ЕС – Евростат, BenchmarkingAccessandUseofICTinEuropeanSchools 2010.

Ключевые направления деятельности государства в сфере образования в развитых странах

Можно выделить три ключевых направления деятельности государства в развитых странах.

1. Обеспечение доступности образовательных услуг.

В содержательной характеристике этого направления обратимся к опыту США, где государство активно содействует развитию высшего образования, обеспечивая достижение амбициозной задачи – сделать высшее образование столь же доступным, что и среднее образование.

2. Развитие процессов интеграции вузов и бизнеса.

В составе преследуемых государством целей: расширение источников финансирования высшей школы; развитие и эффективное использование инновационного потенциала; повышение конкурентоспособности страны, ее территорий. Развитие форм взаимодействия вузов и бизнеса – зона повышенного внимания властей и в других странах. Так, в США реализуется несколько программ, ориентированных на интеграцию названных субъектов, обеспечивающую развитие и эффективное использование их инновационного потенциала. Среди них следует выделить Инновационное партнерство США, в рамках которого штаты и федеральные ведомства, университеты и промышленность сотрудничают в области применения новых технологий.

В этом же контексте следует рассматривать деятельность властей, связанную с содействием процессам кластеризации социально-экономического пространства административно-территориальных образований [4].

3. Развитие экспорта образовательных услуг.

Анализ современной практики свидетельствует о том, что в странах, являющихся основными игроками на мировом рынке образовательных услуг (США, Великобритании, Австралии), разрабатываются целевые общенациональные программы с четко обозначенными целями, задачами, с соответствующим финансовым обеспечением.

Позиционированные нами результаты анализа зарубежной практики государственной поддержки процессов развития высшего образования (см. табл. 2 на с.???) позволяют, на наш взгляд, уточнить и дополнить представления о приоритетных сферах деятельности органов власти и управления в России, мерах, которые необходимо предпринять для активизации роли высшей школы в процессах модернизации социально-экономической системы страны.

Таблица 2

Результаты анализа организации системы образования (международные сравнения)

Признак
Россия
США
Япония
Великобритания
Германия
Франция
Уровень реализации принципа непрерывного образования
Не достаточно развит
Развит
Имеют место с преобладанием дополнительного образования на предприятиях
Имеют место, но неэффективны в современных условиях
Степень государственного влияния
Высокая степень централизации
Высокая степень децентрализации.
Высокая степень централизации.
Отраслевой принцип управления профессиональной подготовки
Государственное влияние осуществляется посредством законодательства и финансирования
Высокая степень централизации
Согласованность ГОС различных уровней образования
Не согласованы,
согласованы
согласованы
Имеет место в отдельно взятой стране, но не согласованы в ЕС
Источник: [6, 7]

Сценарии будущего развития систем высшего образования

Следует рассмотреть четыре сценария будущего развития систем высшего образования, разработанные Секретариатом ОЭСР как часть проекта, посвященного будущему высшего образования в странах-членах ОЭСР.

Разработанные сценарии не предсказывают будущее. В большей степени их можно отнести к методам «последовательного и логически обоснованного описания альтернатив наступления будущего, отражающих различные проекции прошлого, настоящего и будущего развития и выступающих основой дальнейших действий».

Сценарий 1. Высшее образование как открытое сетевое взаимодействие.

В рамках данного сценария система высшего образования высокоинтернационализирована и подразумевает интенсивное сетевое взаимодействие между институтами высшего образования, учеными и исследователями, студентами и другими стейкхолдерами, такими, как промышленные предприятия. Модель открытого сетевого взаимодействия в большей степени основывается на сотрудничестве и участии, нежели на конкуренции между основными стейкхолдерами.

Сценарий 2. Высшее образование на службе интересов и потребностей региональных и местных сообществ.

В рамках данного сценария вузы в своей деятельности ориентированы (или пересматривают свою миссию) на потребности регионов и местных сообществ, глубоко интегрированы в их жизнь, содействуют их экономическому развитию и удовлетворению потребностей через обучение (преподавание) и реализацию научных исследований.

Сценарий 3. Высшее образование как новая форма общественно-государственной ответственности.

В рамках данного сценария высшее образование, так же как это происходит и сегодня, финансируется преимущественно из государственного бюджета, тем не менее, большое внимание уделяется инструментам «новой формы общественно-государственного управления», включая использование рыночных механизмов и механизмов финансового стимулирования.

Сценарий 4. Высшее образование как корпорация.

В рамках данного сценария институты высшего образования вовлечены в глобальную конкуренцию за предоставление образовательных и исследовательских услуг на коммерческой основе.

Процесс глобализации в сфере высшего образования обусловлен тем, что университеты, ранее ограниченные в предоставлении образовательных услуг рамками своей страны, стали активно экспортировать их в другие страны [5] Следует отметить, что экспорт представляет собой лишь первый шаг в процессе интернационализации рынка образовательных услуг. Хотя процесс интеграции высшей школы в мировое образовательное пространство существенно отстает от аналогичных процессов в производственной сфере, в последние годы получили распространение и другие формы международного сотрудничества университетов [9]. В основе интеграции учебных заведений лежат объективные процессы в социально-экономическом развитии, составляющие основу формирования глобальных изменений.

Выводы

Анализ выгод и угроз, связанных с процессом глобализации образовательного процесса, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, последствия интеграции будут неодинаковыми для участников разных сегментов рынка образовательных услуг [5]. Вполне естественно предположить, что выигравшей стороной станут «сильные» университеты, имеющие бренд, умеющие выживать в условиях рынка. По крайней мере, у менеджмента этих вузов больше шансов на выживание в новых, жестких условиях конкурентной борьбы. В стане проигравших окажется, прежде всего, менеджмент «слабых» университетов.

Во-вторых, открытие рынка образовательных услуг приведет к расслоению профессорско-преподавательского состава: благосостояние квалифицированных преподавателей и сотрудников увеличится за счет возросших возможностей выбора места работы и оплаты труда, в то время как заработная плата и уровень жизни менее успешных работников, в лучшем случае, останутся неизменными.

В-третьих, безусловный выигрыш получат непосредственные потребители образовательных услуг – студенты. Этот выигрыш связан с экономией на трансакционных издержках перевода из одного университета в другой, расширяющимися возможностями трудоустройства, получением более качественного образования. Следует отметить, что часть выгод студентов, полученных, прежде всего, от увеличения человеческого капитала, трансформируется в прибыли фирм.

Общий выигрыш (проигрыш) страны от интеграции в мировое образовательное пространство определяется как алгебраическая сумма всех выигравших и проигравших. Обычно при определении этой величины допускаются две типичные ошибки. Во-первых, принимается во внимание не весь выигрыш потребителей. Во-вторых, не учитывается тот факт, что значительную часть потерь, связанных, прежде всего, с «утечкой мозгов» и бюджетных ресурсов за границу, общество может минимизировать, переложив их на эмигрирующих специалистов.

Однако для смягчения возникающих в процессе интеграции противоречий необходима специальная программа государственного регулирования. Ядром этой программы должна стать концепция сохранения и укрепления системы базовых национальных ценностей в области образования, науки, культурных и исторических традиций, включающая конкретный механизм ее реализации в условиях усиливающейся международной интеграции.


Источники:

1. Abramova M.A. Education as a factor of socio-cultural adaptation of students to the modern transformation // Education. - 2010. - № 3.
2. Bezdna A.G.Tendenc of higher education development in the USA and Russia // Economic revival of Russia. – 2008. - №1 (15). – С.41-49.
3. Gaslikova I.R., Kovalev G.G. The use of information technology in education // Monitoring the economics of education, № 5. Moscow: HSE, 2004.
4. Use of information and communication technologies in education (the statistical review)//education Questions. – 2010 . - No. 3. – page 152-195.
5. Yarkovsky V.A. Modern information and communication technologies and their role in education // Russia's economic recovery. - 2010. - № 4 (26). - P.103-106.
6. EC, Benchmarking fcctss and use of ICT in European schools. 2006.
7. Guide to measuring information and communication technologies (ICT) in education. UNESCO, Institute for Statistics. 2010/

Страница обновлена: 29.10.2024 в 19:18:20