Зарубежный опыт развития сферы образовательных услуг
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 10 (82), Октябрь 2013
Цитировать:
Савзиханова С.Э. Зарубежный опыт развития сферы образовательных услуг // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 10. – С. 127-135.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034615
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Важной чертой развития мирового рынка образовательных услуг является влияние интеграции на образовательный процесс, что порождает взаимодействие и кооперацию между странами. В мировой экономике высшее образование становиться массовым и диверсифицированным. Его современная отличительная черта интернационализация. Зарубежный опыт развития сферы образовательных услуг интересен для российских учебных заведений. Отдельные показатели даны по России в сравнении со странами Европейского союза. Анализ выгод и угроз, связанных с процессом глобализации образовательного процесса, позволил сделать ряд выводов
Ключевые слова: интеграция, глобализация, информатизация, образовательное пространство, электронное обучение
Опыт развития передовых в экономическом отношении государств показывает, что информатизация системы образования и, в первую очередь, высшей школы является одним из ключевых условий, определяющих последующее ускоренное развитие экономики, науки и культуры [1]. Эти вопросы являются актуальными для любого государства, особенно в условиях активной глобализации всей системы международных отношений, когда многократно усилились разнообразные внешние риски и угрозы росту и развитию национальных хозяйств.
В процессе глобализации можно выделить две тенденции, каждая из которых отражает серьезные изменения в мировой политике и экономике. Преобладающей является тенденция укрепления политических и экономических позиций развивающихся государств и формирования на этой основе многополярного мира. Другая тенденция отражает попытки крупнейших развитых стран (прежде всего США) сохранить монополярный мир и свое доминирование в нем. Обе тенденции развиваются на фоне процессов регионализации и региональной интеграции, обусловленных необходимостью решения локальных проблем.
Отсюда следует, что глобализация носит двойственный характер. С одной стороны, она предполагает создание качественно новых возможностей развития, поскольку способствует динамичному распространению технологий, информации, знаний, более эффективному использованию ресурсов и преимуществ международного разделения труда.
С другой стороны, в процессе глобализации проявляется возможность «экспорта» экономических кризисов в силу возросшей взаимозависимости национальных экономик. Происходит развитие демократического колониализма в различных вариациях, рост миграционных потоков трудовых ресурсов в развитые страны. Россия пока не является достаточно сильным участником международных отношений, поэтому глобализация оказывает на нее преимущественно негативное влияние.
Электронное обучение: мировая практика
Следует посмотреть, что происходит с электронным обучением у наших конкурентов. Во Франции утверждают: университеты всего мира должны представлять единый образовательный комплекс. Смогут ли российские университеты вписаться в этот комплекс, большой вопрос. Выдвинута инициатива электронной Европы, которая предполагает получение всеми компьютерных прав, реализацию он-лайн образования, а также электронного обучения для нетрудоспособных граждан.
В Европе реализована стратегия «Электронная Болонья», суть которой – создание виртуального образовательного пространство для обучения студентов из Европы и других стран. В развитии электронного обучения выделяется общая тенденция – ежедневное обновление учебных материалов с помощью Интернета, e-learning и стандартов в области e-learning. Ежегодную переподготовку в нашей стране проходят всего 2,5% взрослого населения. Для сравнения: в Японии этот показатель равен 80%, в США – 70%, в Европе – 60%. Это при том, что удвоение знаний сейчас идет за период меньше года, и эти знания люди должны осваивать.
У нас примерно 70 млн. работающего населения в России. Невозможно посадить за парты даже половину работающего контингента. Единственно возможное решение – применение e-learning, доставка знаний на рабочие места, на мобильные устройства, домой. E-learning сегодня становится главным инновационным инструментом в жизни людей, в образовании, в экономике.
Распространение компьютерных технологий во всех сферах деятельности, развитие средств коммуникации и формирование новой информационной среды оказали существенное влияние на систему образования [2]. Показатели оснащенности учреждений образования персональными компьютерами и Интернетом значительно увеличились. Несмотря на заметный рост компьютерного парка, достигнутый уровень оснащения учащихся вычислительной техникой в России все еще ниже среднеевропейского. В странах ЕС на 100 учащихся приходится 11 персональных компьютеров, в том числе 10 с доступом в Интернет (см. табл. 1 на с.???) [3].
Таблица 1
Количество персональных компьютеров в расчете на 100 учащихся образовательных учреждений по России и странам ЕС
|
Персональные компьютеры
|
В том числе доступном в Интернет
|
Россия
|
7,1
|
4,3
|
ЕС-27
|
11,4
|
10
|
Дания
|
27,3
|
26,3
|
Норвегия
|
24,2
|
22,7
|
Нидерланды
|
21
|
20
|
Люксембург
|
19,8
|
18,3
|
Великобритания
|
19,8
|
18,5
|
Швеция
|
17,4
|
16,5
|
Финляндия
|
16,8
|
16,2
|
Австрия
|
16,2
|
14,2
|
Исландия
|
15,3
|
14,8
|
Франция
|
12,5
|
8,9
|
Кипр
|
12,4
|
8,9
|
Мальта
|
11
|
10,2
|
Ирландия
|
10,3
|
8,7
|
Бельгия
|
9,7
|
7,7
|
Венгрия
|
9,6
|
8,6
|
Испания
|
9,5
|
8,5
|
Чешская Республика
|
9,3
|
8,2
|
Германия
|
8,9
|
7,7
|
Италия
|
8
|
6,5
|
Словения
|
8
|
7,5
|
Эстония
|
7,3
|
7,2
|
Словакия
|
6,7
|
5,8
|
Греция
|
6,5
|
5,9
|
Португалия
|
6,4
|
5,4
|
Польша
|
6,1
|
5,6
|
Латвия
|
5,9
|
5,1
|
Литва
|
5,9
|
5,2
|
Ключевые направления деятельности государства в сфере образования в развитых странах
Можно выделить три ключевых направления деятельности государства в развитых странах.
1. Обеспечение доступности образовательных услуг.
В содержательной характеристике этого направления обратимся к опыту США, где государство активно содействует развитию высшего образования, обеспечивая достижение амбициозной задачи – сделать высшее образование столь же доступным, что и среднее образование.
2. Развитие процессов интеграции вузов и бизнеса.
В составе преследуемых государством целей: расширение источников финансирования высшей школы; развитие и эффективное использование инновационного потенциала; повышение конкурентоспособности страны, ее территорий. Развитие форм взаимодействия вузов и бизнеса – зона повышенного внимания властей и в других странах. Так, в США реализуется несколько программ, ориентированных на интеграцию названных субъектов, обеспечивающую развитие и эффективное использование их инновационного потенциала. Среди них следует выделить Инновационное партнерство США, в рамках которого штаты и федеральные ведомства, университеты и промышленность сотрудничают в области применения новых технологий.
В этом же контексте следует рассматривать деятельность властей, связанную с содействием процессам кластеризации социально-экономического пространства административно-территориальных образований [4].
3. Развитие экспорта образовательных услуг.
Анализ современной практики свидетельствует о том, что в странах, являющихся основными игроками на мировом рынке образовательных услуг (США, Великобритании, Австралии), разрабатываются целевые общенациональные программы с четко обозначенными целями, задачами, с соответствующим финансовым обеспечением.
Позиционированные нами результаты анализа зарубежной практики государственной поддержки процессов развития высшего образования (см. табл. 2 на с.???) позволяют, на наш взгляд, уточнить и дополнить представления о приоритетных сферах деятельности органов власти и управления в России, мерах, которые необходимо предпринять для активизации роли высшей школы в процессах модернизации социально-экономической системы страны.
Таблица 2
Результаты анализа организации системы образования (международные сравнения)
Признак
|
Россия
|
США
|
Япония
|
Великобритания
|
Германия
|
Франция
|
Уровень реализации принципа непрерывного образования
|
Не достаточно развит
|
Развит
|
Имеют место с преобладанием дополнительного образования на предприятиях
|
Имеют место, но неэффективны в современных условиях
| ||
Степень государственного влияния
|
Высокая степень централизации
|
Высокая степень децентрализации.
|
Высокая степень централизации.
|
Отраслевой принцип управления профессиональной подготовки
|
Государственное влияние осуществляется посредством законодательства и финансирования
|
Высокая степень централизации
|
Согласованность ГОС различных уровней образования
|
Не согласованы,
|
согласованы
|
согласованы
|
Имеет место в отдельно взятой стране, но не согласованы в ЕС
|
Сценарии будущего развития систем высшего образования
Следует рассмотреть четыре сценария будущего развития систем высшего образования, разработанные Секретариатом ОЭСР как часть проекта, посвященного будущему высшего образования в странах-членах ОЭСР.
Разработанные сценарии не предсказывают будущее. В большей степени их можно отнести к методам «последовательного и логически обоснованного описания альтернатив наступления будущего, отражающих различные проекции прошлого, настоящего и будущего развития и выступающих основой дальнейших действий».
Сценарий 1. Высшее образование как открытое сетевое взаимодействие.
В рамках данного сценария система высшего образования высокоинтернационализирована и подразумевает интенсивное сетевое взаимодействие между институтами высшего образования, учеными и исследователями, студентами и другими стейкхолдерами, такими, как промышленные предприятия. Модель открытого сетевого взаимодействия в большей степени основывается на сотрудничестве и участии, нежели на конкуренции между основными стейкхолдерами.
Сценарий 2. Высшее образование на службе интересов и потребностей региональных и местных сообществ.
В рамках данного сценария вузы в своей деятельности ориентированы (или пересматривают свою миссию) на потребности регионов и местных сообществ, глубоко интегрированы в их жизнь, содействуют их экономическому развитию и удовлетворению потребностей через обучение (преподавание) и реализацию научных исследований.
Сценарий 3. Высшее образование как новая форма общественно-государственной ответственности.
В рамках данного сценария высшее образование, так же как это происходит и сегодня, финансируется преимущественно из государственного бюджета, тем не менее, большое внимание уделяется инструментам «новой формы общественно-государственного управления», включая использование рыночных механизмов и механизмов финансового стимулирования.
Сценарий 4. Высшее образование как корпорация.
В рамках данного сценария институты высшего образования вовлечены в глобальную конкуренцию за предоставление образовательных и исследовательских услуг на коммерческой основе.
Процесс глобализации в сфере высшего образования обусловлен тем, что университеты, ранее ограниченные в предоставлении образовательных услуг рамками своей страны, стали активно экспортировать их в другие страны [5] Следует отметить, что экспорт представляет собой лишь первый шаг в процессе интернационализации рынка образовательных услуг. Хотя процесс интеграции высшей школы в мировое образовательное пространство существенно отстает от аналогичных процессов в производственной сфере, в последние годы получили распространение и другие формы международного сотрудничества университетов [9]. В основе интеграции учебных заведений лежат объективные процессы в социально-экономическом развитии, составляющие основу формирования глобальных изменений.
Выводы
Анализ выгод и угроз, связанных с процессом глобализации образовательного процесса, позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, последствия интеграции будут неодинаковыми для участников разных сегментов рынка образовательных услуг [5]. Вполне естественно предположить, что выигравшей стороной станут «сильные» университеты, имеющие бренд, умеющие выживать в условиях рынка. По крайней мере, у менеджмента этих вузов больше шансов на выживание в новых, жестких условиях конкурентной борьбы. В стане проигравших окажется, прежде всего, менеджмент «слабых» университетов.
Во-вторых, открытие рынка образовательных услуг приведет к расслоению профессорско-преподавательского состава: благосостояние квалифицированных преподавателей и сотрудников увеличится за счет возросших возможностей выбора места работы и оплаты труда, в то время как заработная плата и уровень жизни менее успешных работников, в лучшем случае, останутся неизменными.
В-третьих, безусловный выигрыш получат непосредственные потребители образовательных услуг – студенты. Этот выигрыш связан с экономией на трансакционных издержках перевода из одного университета в другой, расширяющимися возможностями трудоустройства, получением более качественного образования. Следует отметить, что часть выгод студентов, полученных, прежде всего, от увеличения человеческого капитала, трансформируется в прибыли фирм.
Общий выигрыш (проигрыш) страны от интеграции в мировое образовательное пространство определяется как алгебраическая сумма всех выигравших и проигравших. Обычно при определении этой величины допускаются две типичные ошибки. Во-первых, принимается во внимание не весь выигрыш потребителей. Во-вторых, не учитывается тот факт, что значительную часть потерь, связанных, прежде всего, с «утечкой мозгов» и бюджетных ресурсов за границу, общество может минимизировать, переложив их на эмигрирующих специалистов.
Однако для смягчения возникающих в процессе интеграции противоречий необходима специальная программа государственного регулирования. Ядром этой программы должна стать концепция сохранения и укрепления системы базовых национальных ценностей в области образования, науки, культурных и исторических традиций, включающая конкретный механизм ее реализации в условиях усиливающейся международной интеграции.
Источники:
2. Bezdna A.G.Tendenc of higher education development in the USA and Russia // Economic revival of Russia. – 2008. - №1 (15). – С.41-49.
3. Gaslikova I.R., Kovalev G.G. The use of information technology in education // Monitoring the economics of education, № 5. Moscow: HSE, 2004.
4. Use of information and communication technologies in education (the statistical review)//education Questions. – 2010 . - No. 3. – page 152-195.
5. Yarkovsky V.A. Modern information and communication technologies and their role in education // Russia's economic recovery. - 2010. - № 4 (26). - P.103-106.
6. EC, Benchmarking fcctss and use of ICT in European schools. 2006.
7. Guide to measuring information and communication technologies (ICT) in education. UNESCO, Institute for Statistics. 2010/
Страница обновлена: 14.07.2024 в 12:37:15