Основы экономических знаний для дошкольников

Пугачева М.Н., Ларионова В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (22), Октябрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Пугачева М.Н., Ларионова В.Н. Основы экономических знаний для дошкольников // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 10. – С. 52-54.

Аннотация:
Необходимость приобщения дошкольников к экономике связана с тем, что им предстоит жить в XXI веке с его сложными социальными и экономическими взаимоотношениями. Ребята столкнутся с различными ситуациями, которые потребуют самостоятельного принятия решений, а значит, умения рационально использовать своё время и творчески мыслить. Знакомство дошкольников с основами экономики поможет сформировать у них деловые качества, разовьет навыки ориентации в реальной жизни, в происходящих событиях.

Ключевые слова: обучение, дошкольное образование, экономическая подготовка, родители



Необходимость приобщения дошкольников к экономике связана с тем, что им предстоит жить в XXI веке с его сложными социальными и экономическими взаимоотношениями. Ребята столкнутся с различными ситуациями, которые потребуют самостоятельного принятия решений, а значит, умения рационально использовать своё время и творчески мыслить.

Знакомство дошкольников с основами экономики поможет сформировать у них деловые качества, разовьет навыки ориентации в реальной жизни, в происходящих событиях.

Первые экономические знания ребёнок получает в семье. Он узнаёт о своих родных, их профессиональной деятельности и семейном положении.

Говорить с ребёнком об экономике нужно на понятном ему языке. Дошкольник знакомится с понятиями “зарплата”, “пенсия”, “стипендия”, “деньги”, “бюджет”. Ему необходимо рассказать, что семейный бюджет складывается из денег, которые получают все члены семьи (зарплата, пенсия, стипендия).

Зарплата – это оплата труда за месяц, неделю или день.

Бабушка и дедушка получают пенсию.

Пенсия – это тоже деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим много лет на различных предприятиях.

Сестра и брат после школы продолжили учебу в других учебных заведениях и получают стипендию.

Стипендия – это плата за учебу.

Из всех этих денежных поступлений и складывается семейный бюджет.

Ребенок должен с раннего возраста понимать, что просто так деньги никому не дают. Деньги получают за труд. Ему покупают игрушки, сладости за деньги, которые заработали взрослые своим трудом.

После знакомства с понятием “семейный бюджет” у ребёнка будут реже возникать неуёмные желания: “Я хочу…”; “Купи мне…”.

Родителям при обучении детей азам семейной экономики необходимо использовать математические и логические задачи.

Попросите ребёнка подсчитать из чего складывается семейный бюджет. Например, заработная плата папы – 10 монет, мамы – 7, пенсия бабушки и дедушки – 3 монеты, стипендия сестры – 1 монета. Таким образом семейный бюджет составит 10+7+3+1 = 21 (монета).

А если папа получил премию, уменьшится или увеличится семейный бюджет?

Премия – это деньги, которые получают дополнительно к заработной плате за хороший труд.

А если мама уволилась с работы, чтобы уделять больше времени ребёнку, как изменится семейный бюджет.

Рассмотрите вариант, когда папа работает на двух работах и что будет в таком случае с семейным бюджетом?

Нужно с детьми разбирать такие ситуации, которые показывают, что деньги достаются нелегко, их необходимо ценить.

Также ребёнок должен понимать, что семья не только зарабатывает деньги, но и тратит их, т.е. расходует. Одни расходы требуют большего количества денег, а другие меньшего. Одна семья тратит больше денег, другая меньше.

Расходы бывают обязательными (основными) и необязательными (неосновными).

К основным расходам относятся плата за квартиру, коммунальные услуги (газ, электроэнергия, вода), продукты питания, одежду и обувь, проезд на транспорте; приобретение и ремонт предметов домашнего хозяйства; образование, лечение; приобретение книг, журналов, канцтоваров; покупка билетов в театры и музеи.

К неосновным расходам относится приобретение товаров, без которых можно обойтись.

Дети должны понимать, что расходы – это траты на удовлетворение нужд человека.

Посмотрите с ребёнком, на какие нужды у вас тратится больше всего денег. Дети удивляются, что доход семьи состоит из нескольких составляющих, а расход – такой многообразный. Дошкольник должен понимать, что “надо меньше расходовать деньги по пустякам и “деньги надо беречь (экономить)”.

Ознакомившись с доходами и расходами семьи, ребёнок, возможно, задумается о том, нужно ли ему просить каждый день новую игрушку, сладости. Бабушки и дедушки, которые идут на поводу у таких внуков, также должны осознать, что исполнение всех желаний любимого чада, не всегда полезно и нужно.

При рассмотрении расходов семьи можно использовать логическую схему, включающую перечисленные ниже вопросы и игровые задачи.

1.Сколько у тебя игрушек?

2.Сколько у тебя детских книжек?

3.Сколько различных видов пищи ты съедаешь в течение дня?

4.Сколько у тебя видов одежды и обуви?

5.Подсчитайте количество молочных продуктов, которыми питается ваша семья?

6.Сколько стоит билет для проезда в городском транспорте?

В каком транспорте он дешевле, а в каком дороже?

7.У мамы есть 5 монет, ей необходимо купить молоко за 2 монеты, йогурт за 1 монету, хлеб за 1 монету. Останутся ли у неё деньги, чтобы купить тебе конфеты?

8.Родители предложили Маше выбрать на завтрак три блюда из следующих продуктов:

чудо-йогурт;

творожный сырок;

бутерброд с колбасой;

бутерброд с рыбой;

сок.

Но завтрак должен обязательно состоять из молочного продукта, бутерброда и сока. Какие могут быть варианты у Маши?

9.Детям известно, что три яблока больше, чем два. Но всегда ли три яблока весят больше, чем два?

10.Папа купил две дыни, а мама один арбуз. Могут ли их покупки быть равными по весу?

11.У Маши есть 10 монет. Что она может купить, если среди товаров, которые её заинтересовали, оказались: набор фломастеров за 2 монеты, тетрадь за 1 монету, игрушка за 5 монет, конфета за 3 монеты, мороженое за 2 монеты, шарик за 1 монету.

Выполняя математические задания с экономическим содержанием, ребёнок входит в мир элементарных и в то же время важнейших экономических понятий.

Необходимо познакомить дошкольников с такими понятиями, как “деньги”, “товар”, “цена”, “обмен”, “продать”, “купить”, “долг”, “валюта”, “сбережения”, но это в следующий раз.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:17:42