Экономика XXI века – экономика, основанная на знаниях

Степанова Т.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (16), Апрель 2008

Цитировать:
Степанова Т.Е. Экономика XXI века – экономика, основанная на знаниях // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 4. – С. 43-47.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9950097
Цитирований: 34 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Поиск новой научной парадигмы устройства мира, нуждающегося в глобализации знаний и научных достижений, стал предпосылкой возникновения следующей фазы развития человечества, связанной с появлением информационно-коммуникационных технологий, позволяющих совершенствовать процессы генерации знаний и использовать их в качестве основного ресурса экономического развития. Началом становления этой фазы можно условно считать середину XX века, когда был изобретен первый компьютер.

Ключевые слова: знания, инфокомный менеджмент, экономика знаний, информационно-коммуникационные технологии, постиндустриальная экономика



Поиск новой научной парадигмы устройства мира, нуждающегося в глобализации знаний и научных достижений, стал предпосылкой возникновения следующей фазы развития человечества, связанной с появлением информационно-коммуникационных технологий, позволяющих совершенствовать процессы генерации знаний и использовать их в качестве основного ресурса экономического развития. Началом становления этой фазы можно условно считать середину XX века, когда был изобретен первый компьютер.

Активное формирование новой экономики осуществляется на протяжении последних двадцати лет с появления глобальных информационных сетей, средств коммуникаций и Интернета. Стратегическое развитие национального хозяйства различных стран, в том числе и России, прежде всего, неразрывно связано с формированием новых экономических отношений. Решить эту задачу можно только на основе глубокого теоретического осмысления содержания новой фазы экономического развития общества.

В настоящее время существует несколько теорий развития современного общества:

‑ концепция постиндустриального общества;

‑ теория информационной экономики;

‑ концепция экономики, основанной на знаниях;

‑ теория глобального сетевого общества.

Общими чертами этих концепций являются:

во-первых, они акцентируют внимание на новых качествах современного общества;

во-вторых, каждая из концепций раскрывает указанные качества со своей позиции;

в-третьих, оперируют такими категориями, как «информация», «знания», «инновации», «сеть», «Интернет» и т.п.

На основании их общности можно сделать вывод о том, что все они взаимосвязаны и представляют собой различные направления формирования парадигмы новой экономики. Отсюда следует, что при анализе современной экономики следует исходить не из разделения ее на отдельные составляющие по приоритету факторов производства, ресурсов, отдельных секторов или сфер деятельности, а из интеграции этих составляющих в единое целое, которое будет адекватно отражать все многообразие происходящих трансформаций. Другими словами, необходимо определить ‑ на каких новых принципах развивается современная экономика и уже в соответствии с ними определить ее новое содержание. К числу таких принципов следует отнести:

‑ выбор хозяйствующих субъектов опирается на знания, в основе которых лежит та или иная информация, полученная в режиме on-lain;

‑ значимость знаний (как особого ресурса, неисчезающего в потреблении, обладающего возрастающей ценностью и доходностью, а также редкостью и уникальностью, к тому же – это не взаимозаменяемый ресурс);

‑ формирование динамично развивающихся новых секторов экономики – сектора знаний, информационного сектора, оказывающих прямое воздействие на национальную экономику в целом;

‑ направленность приобретенных и накопленных знаний на гуманизацию общества;

‑ развитие сетевых методов организации хозяйственной деятельности субъектов.

Сегодня речь идет о формировании и развитии человеческого потенциала (капитала), который выходит на передний план в обеспечении социально-экономического прогресса в ХХI веке. По данным Всемирного банка в 192 странах на долю человеческого капитала приходится в среднем 64% общего богатства, на долю физического капитала – 16%, на долю природного капитала – 20%. В России эта пропорция составляет, соответственно ‑ 14%, 14% и 72%. В Германии, Швеции, Японии удельный вес человеческого капитала достигает 80% национального богатства.

Масштабно и зримо труд во всех ипостасях своего существования и формах проявления выходит на передний план, что предполагает принципиально новое теоретическое обоснование современной парадигмы социально-экономического развития. Определим сущность современной экономики следующим образом.

В ходе развития общественного производства знания в различных формах превращаются в системное и непрерывное явление, родовым признаком которого выступает фиксированная монополия на рентные факторы, а экономика, в общем объеме доходов которой определяющую роль начинает играть интеллектуальная рента, превращается в экономику, основанную на знаниях.

Неискушенный читатель удивится этому на первый взгляд странному словосочетанию, ведь во все времена и эпохи человеческая деятельность была невозможна без знаний и передача их от одного поколения к другому всегда считалась делом необходимым и благородным. Человечество, по мере возможности, старалось сохранить накопленные знания и преумножить их, дать последующим поколениям невидимое оружие, позволяющее создавать неповторимые шедевры в искусстве, одерживать победы в ратных боях, становиться лидером в бизнесе, совершать великие открытия в различных отраслях науки.

Однако весь ход социально-экономического развития свидетельствует о том, что при всей важности знаний как общечеловеческого ресурса они никогда прежде не имели столь приоритетного значения и не могли столь всесторонне и полноценно блистать всеми гранями и качествами как экономический ресурс, фактор производства, актив и благо. Для всех этих проявлений знания характерна одна общая черта ‑ знание уникально по своей сути и обладает безграничностью в своем воспроизводстве.

Сегодня ни один из хозяйствующих субъектов не может осуществлять свою деятельность без генерации и постоянного обновления имеющегося у него массива знаний, и поэтому в практику прочно входит непрерывное образование, осуществляемое различными современными способами ‑ дистанционно, интерактивно, виртуально.

Объективны и закономерны процессы валоризации и реконфигурации знаний. Индивиды, имеющие высококвалифицированные знания, востребованные на различных рынках, становятся получателями нового вида дохода ‑ интеллектуальной ренты.

Многие продвинутые фирмы, в том числе и российские, создают и тщательно защищают от потенциального вторжения контрагентов корпоративные знания, дающие при их умелом использовании неоспоримые конкурентные преимущества.

Страны, сумевшие органично вписать инновационные ресурсы и знания в экономическую модель своего развития, достигают значительных успехов на мировом рынке, становятся лидерами экспорта образовательных услуг, приносящих немалые доходы.

Все это требует пересмотра направлений государственного регулирования, оптимизации саморегулирования и действия других институтов экономики, основанной на знаниях. Как справедливо отмечал П. Друкер: «Результаты появляются вне человека – в обществе, экономике или в развитии самого знания… Знание в новом его понимании означает реальную полную силу, средство достижения социальных и экономических результатов».

Во второй половине ХХ века, хронологически означающей вхождение развитых стран в постиндустриальное общество, изменилась сама роль знаний, что выразилось в применении знаний к процессам производства, распространения и использования самого знания. Результатом этого явился рост информационного, виртуального и сектора знаний, сферы услуг, развитие ресурсосберегающих технологий, изменение структур и методов управления.

В современной экономике идут реальные процессы развития высоких технологий и роста отраслей информационного производства, что свидетельствует о ее качественном перерождении:

‑ знания становятся наиболее существенным ресурсом производства;

‑ все большую независимость от труда получает производство;

‑ роль первичного сектора выполняет индустрия высоких технологий.

В структуре общественного богатства происходит увеличение доли его внеэкономической составляющей (образование, здоровье, экология, нация).

Повышение «качества» индивида становится равноценным процессу накопления общественного богатства. Поэтому рост производительности труда работников, оперирующих знаниями, становится одной из главных задач экономики знаний. Вместе с тем, процесс формирования экономики, основанной на знаниях, не лишен внутренних противоречий.

Одно из таких противоречий связано с тем, что, не исчерпав потенциала имеющихся традиционных ресурсов, субъекты национальной экономики не могут переходить к приоритетному использованию знаний как ресурса, поскольку для этого надо иметь высокий уровень развития техники, технологий и человеческого капитала. Экономика, основанная на знаниях ‑ это закономерная и объективно обусловленная более высокая по сравнению с индустриальной фаза (стадия) развития общества. И перейти к этой стадии без должной экономической, механико-технологической базы не представляется возможным.

Отсюда следует сделать вывод, что страны с низким уровнем экономического развития и, соответственно, неразвитым сектором знаний не в состоянии перейти к экономике, основанной на знаниях, и не могут поставить во главу своего экономического роста такой фактор, как знания.

Другое противоречие экономического роста связано с несоответствием уровня развития трудовых ресурсов и организации общества тому характеру экономики, который сформировался в современном мире. Прежде всего, это выражается в огромной нехватке квалифицированных специалистов на мировом рынке труда. Активные миграционные процессы, характерные для многих стран, к сожалению, ее не решают. Эта проблема носит глобальный характер, и она присуща разным сферам деятельности – бизнесу, науке, образованию и т. п.

Еще одно противоречие связано с концентрацией в развитых странах большей части интеллектуального и технологического потенциала человечества. В них сосредоточиваются основные торговые обороты, замыкаются инвестиционные потоки из развивающихся стран в развитые регионы планеты. Это ведет к поляризации стран по уровню развития человеческого капитала, по его доли в общественном богатстве страны, их дифференциации по приоритетам экономического развития.

Окончание следует


Источники:

1. Иванченко, В. Информационные технологии и система управления // Экономист. – 2004. – № 4. – С. 37-41.
2. Fabre, T. Eluson exclus: Comment la mondialisation coupe le monde en deux // Expansion. - P., 2000. – № 612.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:57:18