Исследование экономической сущности процессов управления знаниями

Суворова С.Д.1, Теванян А.М.2
1 Высшая школа сервиса и торговли - Санкт-Петербургский государственный политехнический университет имени Петра Великого
2 Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 2 (Апрель-Июнь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=39206985
Цитирований: 7 по состоянию на 07.08.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия экономической категории «управление знаниями» и сделаны выводы об их изолированности от целей и практической деятельности предприятия. Исследована экономическая сущность управления и диффузии знаний, а также дано разъяснение позиции авторов в отношении применения терминов «управление знаниями» и «управление информацией». Авторами предложен двухуровневый подход к управлению знаниями, не исключающий иерархию и дополнение друг друга: на уровне предприятия (экзоуровень управления информацией) и на уровне сотрудника (эндоуровень управления знаниями). Также на каждом из представленных уровней рассмотрены процессы управления, где диффузия или трансформация знаний в информацию является основанием для обеспечения инновационного развития, стрессоустойчивости и инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: менеджмент знаний, знания; информация; диффузия знаний, принцип суперпозиции знаний

JEL-классификация: D83, D80, D89

Источники:

1. Wiig K., Hoog R., Spek R. Supporting knowledge management: a selection of methods and techniques // Expert Systems with Applications. – 1997. – № 1. – С. 15-27.
Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. / Пер. с англ. - М.: Контроллинг, 1991. – 104 с.
Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. / пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 504 с.
Ефимов В.В. Управление знаниями. / учеб.пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2005. – 111 с.
Нонаки И., Такеучи Х. Компания-создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. / пер. с англ. - М.:ЗАО "Олимп- Бизнес", 2003. – 384 с.
Информация // Ива — Италики. — М. : Большая советская энциклопедия, 1972. — С. 549. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 10)
Давенпорт Т.Г., Прусак Л. Рабочее знание: как организации управляют тем, что они знают. - М., 1998. – 560 с.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2015. – 704 с.
Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях. - Москва: Дело, 2011. – 304 с.
10. Теванян А.М. Адаптация экономических систем к стрессовым нагрузкам посредством управления интеллектуальным капиталом // Креативная экономика. – 2017. – № 11. – С. 1133-1144. – doi: 10.18334/ce.11.11.38473.
11. Суворова С.Д., Теванян А.М. Интеллектуальные ресурсы: основа современного общественного производства // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 6(32). – С. 208-213.
Тузовский А.Ф., Чириков С.В., Ямпольский В.З. Системы управления знаниями (методы и технологии). - Томск: Изд_во НТЛ, 2005. – 260 с.
13. Гагарина М.В. Смена парадигмы управления. Подходы к новому пониманию менеджмента, основанные на теории 2С-систем // Вестник пермского национального исследовательского политехнического университета. социально-экономические науки. – 2015. – № 2. – С. 71-79.
Паникарова С.В., Власов М.В. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. – 140 с.
15. Daud S. W.F.W. Yusuf An Empirical Study of Knowledge Management Processes in Small and Medium Enterprises // Communications. – 2008. – № 4. – С. 169-177.

Страница обновлена: 03.08.2025 в 09:14:24

 

 

The study of the economic substance of the knowledge management processes

Suvorova S.D., Tevanyan A.M.

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 2 (April-June 2019)

Citation:

Abstract:
The article analyzes the main approaches to the "knowledge management" definition, and it concludes that they are isolated from the goals and practical activities of the enterprise. The economic essence of management and knowledge diffusion is further investigated. Authors suggest an explanation of their position regarding use of the terms "knowledge management" and "information management". They propose a two-level approach to knowledge management with the hierarchy structure: at the enterprise level (“Exo-level” of information management) and at the employee level (“Endo level” of knowledge management). The management processes are detailed at each presented level. The knowledge diffusion or knowledge transformation into information is considered to be a link for both levels as a solution to entities’ innovative development, stress resistance and investment attractiveness goals achievement.

Keywords: information, knowledge management, knowledge, superposition principle of knowledge, diffusion of knowledge

JEL-classification: D83, D80, D89