Содержание системы управления знаниями и ее организационно-экономического механизма на предприятии

Шкарупета Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (14), Февраль 2008

Цитировать:
Шкарупета Е.В. Содержание системы управления знаниями и ее организационно-экономического механизма на предприятии // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 2. – С. 40-46.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9924633
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Начало XXI века характеризуется глобальной конкуренцией, быстрыми переменами, еще более быстрыми потоками информации и коммуникаций, растущей сложностью бизнеса и всепроникающей глобализацией. Скорость перемен стала настолько высокой, что можно говорить о рождении новой эпохи бизнеса и экономики. В результате происходящих процессов на сегодняшнем рынке стали доминировать абсолютно новые фирмы, которые совсем недавно еще даже не существовали, а из старых мировых лидеров-гигантов выжили только те, которые сумели научиться двигаться быстрее. Эта новая экономическая и деловая среда также характеризуются частыми технологическими прорывами, быстроменяющимися правилами игры на рынке, и формированием нового покупателя, приоритеты которого приспособились к этим быстрым переменам.

Ключевые слова: управление знаниями, новая экономика, экономика знаний



Начало XXI века характеризуется глобальной конкуренцией, быстрыми переменами, еще более быстрыми потоками информации и коммуникаций, растущей сложностью бизнеса и всепроникающей глобализацией. Скорость перемен стала настолько высокой, что можно говорить о рождении новой эпохи бизнеса и экономики. В результате происходящих процессов на сегодняшнем рынке стали доминировать абсолютно новые фирмы, которые совсем недавно еще даже не существовали, а из старых мировых лидеров-гигантов выжили только те, которые сумели научиться двигаться быстрее. Эта новая экономическая и деловая среда также характеризуются частыми технологическими прорывами, быстроменяющимися правилами игры на рынке, и формированием нового покупателя, приоритеты которого приспособились к этим быстрым переменам.

Среди трех движущих сил новой экономики можно выделить следующие [1]:

  • перемены - непрерывные, быстрые и комплексные создают неопределенность и уменьшают предсказуемость;
  • глобализация - в научно-технических разработках, технологиях, производстве, торговле, финансах, коммуникациях и информации привела к раскрытию экономик, глобальной гиперконкуренции и взаимозависимости бизнесов;
  • знания – интеллектуальный капитал стал стратегическим фактором.
  • Знания и непрерывное обучение сегодня стали критическими компонентами успеха. В новой экономике важность знаний для производства новых продуктов и услуг резко возросла, и знания стали доминирующей компонентой в создании потребительской ценности. Превращение знаний в основной источник создания ценности привело к тому, что лидерами новой экономики стали компании, которые научились эффективно управлять знаниями, создавать, находить и интегрировать знания в новые продукты и услуги быстрее, чем их конкуренты.

    Таким образом, можно сказать, что последняя четверть XX века и начало XXI века ознаменовалась за рубежом окончательным становлением новой парадигмы управления, одним из принципиальных положений которой стал вывод о том, что выживаемость, успешность, прибыльность современной организации связана исключительно с когнитариатом. Для практиков это означало, что одной из центральных задач менеджмента в современных условиях стало управление знаниями. По общему мнению экономического сообщества, управление знаниями в организации в ближайшее время станет пропуском в лидеры, технологией mainstream, то есть ключевой технологией, определяющей парадигму менеджмента в целом. К. Мейер отмечает пять характеристик знаний [1]:

    1. Осязаемый результат умственной работы – документируемые знания, однако в творческом процессе основную роль играют недокументируемые знания.

    2. Документируемые знания становится все быстрее и проще передавать на любые расстояния по всему миру.

    3. Когда документируемое знание интегрировано в продукты и услуги, оно значительно снижает стоимость базовой инфраструктуры, необходимой предприятию для того, чтобы быть конкурентоспособным.

    4. Любые знания порождают новые знания и таким образом прирастают в результате их использования, в то время как материальные ресурсы сокращаются в результате их использования.

    5. Взрывной рост объема знаний в сочетании с их быстрым распространением делают очень трудной задачу сохранения лидирующих интеллектуальных позиций в любой отрасли. Таким образом, глобальная экономика знаний щедро награждает не только тех, кто создает новые знания, но и тех, кто научился эффективно находить новые знания и интегрировать их в свой бизнес.

    Необходимо отметить, что тематика статьи предполагает наличие как индивидуального, так и организационного знания (внутрисистемного), под которым, по мнению автора, понимается как личностная, так и коллективная, разделяемая группами или сообществами часть знания. Естественно, она превышает сумму индивидуальных знаний и образует некие рамки, на которые ориентируются в своих действиях отдельные сотрудники предприятия (рис. 1Ошибка! Источник ссылки не найден.).

    Рис. 1. Соотношение составляющих знания в социально-экономической системе [2]

    Примечание:,

    где О.З. – организационное знание; ИИКi - индивидуальный интеллектуальный капитал, которым владеет член социально-экономической системы; ФЗi, НФЗi – соответственно формализованные и неформализованные знания члена социально-экономической системы; a - коэффициент, отражающий влияние корпоративной культуры и созданной инфраструктуры на "величину" организационного знания.

    Автор согласна, что можно применить понятие «организационное знание» в следующем определении: организационное знание – совокупность общенаучных и специальных знаний, производственного опыта и навыков, баз знаний и данных, используемых предприятием для получения экономических и технологических результатов [2].

    В литературе, посвященной концепции ресурсов, прослеживается тенденция отдавать предпочтение возможностям как наиболее вероятному источнику устойчивого конкурентного преимущества.

    Шумайкер приводит в качестве примеров ключевых возможностей инновации, сжатые циклы производства товаров, работников с хорошей мотивацией и сильную репутацию в обслуживании.

    Когут и Кулатилака полагают, что организационные возможности лучше всего можно усовершенствовать через накопление опыта работников. Повышенные организационные возможности могут быть использованы для разработки новых продуктов и услуг, и наиболее эффективного продвижения их на рынок.

    В этом же ключе И.Т. Пенроуз [3] говорит о том, что рост фирмы определяется постоянно воспроизводимыми избыточными продуктивными услугами, которые могут быть выгодно размещены в смежных областях деятельности и рынках. Центральным моментом ее анализа является накопление знаний фирмами и людьми, а равно и идея о том, что фирма ‑ это больше, чем собрание индивидуальных способностей и навыков.

    Вот почему знания, возможности и навыки, приобретенные и накопленные фирмой в ходе повседневной производственной деятельности, определяют не только ее возможные доходы, но и потенциал их использования и совершенствования. И. Нонака утверждает, что «в экономике, где единственной определенностью является неопределенность, гарантированным источником конкурентного преимущества могут быть только знания» [4].

    Важность знаний как стратегического актива подчеркивается Л. Прусаком, который полагает, что «единственное, что дает возможность организации выйти на уровень конкуренции – единственное, что устойчиво – это то, что она знает, как она использует то, что она знает и как быстро она может узнать еще что-то новое» [5].

    Т. Давенпорт и Л. Прусак поясняют, что «преимущество знаний устойчиво, так как они (знания) дают увеличивающуюся прибыль и постоянные преимущества. В противовес материальным активам, которые сокращаются по мере их использования, знания увеличиваются по мере своего использования» [5].

    Устойчивое конкурентное преимущество является результатом инноваций. В свою очередь инновации являются результатом создания новых знаний. Новые знания образуются в результате организационного (коллективного) обучения. Следовательно, управление знаниями можно рассматривать как создание устойчивого конкурентного преимущества посредством организационного обучения.

    Поскольку ценность интеллекта значительно возрастает по мере продвижения по интеллектуальной шкале от когнитивного знания через продвинутые навыки и системное мышление к самостоятельно мотивированному творчеству, увеличение интеллектуального капитала внутри фирмы обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество фирмы [4, 6]. В этой связи Ш. Робертс [7] приходит к выводу о том, что внимание и принимаемые решения фирмы должны концентрироваться исключительно на управление знаниями и конкурентных возможностях, вытекающих из них.

    Составной частью концепции управления знаниями является управление авуарами знаний – ключевыми компетенциями, процессами и человеческим потенциалом, которые вместе образуют фондовую стоимость (ценность) компании. Конкурентное преимущество достигается тогда, когда эти ресурсы применяются для достижений целей бизнеса.

    Знания – это, прежде всего, мощный ресурс развития любой системы, в том числе производственной. Поэтому стратегической целью управления знаниями является получение стратегических конкурентных преимуществ социально-экономической системы путем непрерывного совершенствования и развития предприятия. На взгляд автора, большинство из этих целей можно рассматривать как тактические в процессе управления знаниями.

    Окончание следует


    Источники:

    1. Котельников В.Ю. Ten3: Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями / В.Ю. Котельников. – М.: Эксмо, 2007. – 96 с.
    2. Рябов В.В. Компетентность как индикатор человеческого капитала / В.В. Рябов, Ю.В. Фролов // Материалы к четвертому заседанию методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» 16 ноября 2004 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 49 с.
    3. Penrose E.T. The Theory of the Growth of the Firm. – Oxford: Basil Blackwell, 1959.
    4. Нонака И. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских компаниях: Пер. с англ. / И. Нонака, Х. Такеучи.– М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 384 с.
    5. Davenport T.H. Working Knowledge: How Organizations Manage What They Know / Т.Н. Davenport, L. Prusak. – Harvard Business School Press, Boston, MA, 1998.
    6. Quinn J.B. Intelligent Enterprice: A Knowledge and Service Based Paradigm for Industry. – New York: The Free Press, 1992.
    7. Сенге П. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций / П. Сенге, А. Клейнер, Ш. Робертс [и др.]. – М.: Олимп-Бизнес, 2004. – 624 с.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:03:09