Особенности управления знаниями в сетевых бизнес-структурах

Нотин А.Г.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (23), Ноябрь 2008

Цитировать:
Нотин А.Г. Особенности управления знаниями в сетевых бизнес-структурах // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 11. – С. 9-13.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11600947
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Доминантой развития экономики становятся знания. Основными при этом являются процессы генерации новых знаний, их аккумуляции, распространения и использования. В современных социально-экономических условиях в бизнес-структурах знания несут новые функции: они становятся основным ресурсом экономического развития и роста, занимают все больший удельный вес в структуре стоимости продуктов и услуг.

Ключевые слова: сетевые организации, управление знаниями, генерация знаний

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Доминантой развития экономики становятся знания. Основными при этом являются процессы генерации новых знаний, их аккумуляции, распространения и использования. В современных социально-экономических условиях в бизнес-структурах знания несут новые функции: они становятся основным ресурсом экономического развития и роста, занимают все больший удельный вес в структуре стоимости продуктов и услуг.

Все большее распространение получают так называемые организационные формы – строения, занимающие промежуточное положение между внутрифирменной иерархией и рыночным взаимодействием. К ним относят в первую очередь сетевые бизнес-структуры.

Сети – это открытые структуры, они могут дополняться новыми узлами, которые будут взаимодействовать в сети и решать аналогичные производственные задачи.

Глобальная цель управления знаниями в сетевых бизнес-структурах –повышение их конкурентоспособности. Эта глобальная цель предполагает четыре основные стратегические цели управления знаниями:

1) создание и быстрое распространение по сетевой структуре нововведений, сформированных в управляющей фирме,

2) конкурентная разведка рынка и скорость реагирования на изменение его тенденций,

3) эффективность использования знаний,

4) постоянное повышение квалификации сотрудников.

Создание и внедрение организационных и научно-технических инноваций – это работа, необходимая для дальнейшего продвижения сетевой бизнес-структуры. Чтобы поддерживать свою конкурентоспособность на рынке, организации нуждаются в постоянном появлении новых идей о способах и методах ведения бизнеса. Они должны использовать управление знаниями для координации совместной деятельности сотрудников, чтобы реализовать генерацию новых бизнес-идей.

Под конкурентной разведкой рынка понимается сбор информации и знаний о деятельности бизнес-структур конкурентов и выявление незанятой ниши для развития новых услуг. Здесь подразумевается то, что каждая организация должна обладать способностью реагировать быстро на непредвиденные события в сфере сходных услуг и реализовывать открывающиеся при этом новые возможности в своих интересах. Многие события могут потребовать незамедлительной и скоординированной реакции. Практическое использование управления знаниями сможет в данной ситуации оказать существенную помощь.

Эффективность использования знаний заключается в возможности просто и быстро использовать в своей повседневной работе свой предыдущий опыт и опыт других, удобный поиск нужных знаний во внешних источниках Интернет (система поиск), выявление знаний у сотрудников, их фиксация и хранение с целью их последующего использования.

Постоянное повышение квалификации сотрудников предполагает обучение, тренинги и передачу знаний от коллег.

С точки зрения утвердившейся классификации знания подразделяются на:

  • явные, которыми люди могут свободно обмениваться с помощью слов или других способов общения,
  • неявные, которые не осознаются индивидуумом, но являются неотделимой частью его трудовой деятельности [1, с. 5].
  • В управлении знаниями можно выделить две основные задачи: обеспечение рационального обмена явными знаниями и создание условий для формулировки и последующего обмена неявными знаниями. В условиях сетевых бизнес-структур это осложняется территориальной разрозненностью главной фирмы и ее отделений. Данная проблема может быть решена с помощью создания единого электронного репозитория [1] знаний, доступного сотрудникам всех элементов сетевых бизнес-структур.

    Следует отметить, что в управлении знаниями в сетевых бизнес-структурах имеются две составляющие. Первая часть - это поиск знаний и информации таким образом, чтобы она могла быть получена теми, кто в ней нуждается, иначе говоря это: поиск знаний и поиск нужных людей. Вторая составляющая представляет собой действия, которые необходимо выполнить после того, как знания найдены. Это то, что называется знания в действии, реальное преобразование, и создание нового знания для достижения бизнес-результатов. Особенно это относится к вопросу об инновациях, нововведениях и проблеме быстроты реагирования.

    Поскольку в сетевой бизнес-структуре ее элементы и, следовательно, носители знания разделены, необходимо наличие общего репозитория знаний, которым могут пользоваться все сотрудники. Репозиторий позволит осуществить эффективное использование знаний.

    Выделим три группы знаний, которые будут фиксироваться в репозитории. Первая группа знаний – это организационные знания, или знания, зафиксированные как структурный капитал, включающий в себя ноу-хау, организационную структуру, патенты и торговые марки, отношения с клиентами [2, с. 23] Хранителем этих знаний является управляющая компания.

    Вторая группа – знания инжиниринга профессиональной деятельности, или совокупность предписаний по решению обобщенных профессиональных задач. Знания второго типа адекватно описывают организационно-экономические объекты и отражают алгоритм деятельности. Указанные определения составляющих организационно-экономических знаний позволяют сделать обобщения для деятельности по решению любой профессиональной задачи. Эти знания передаются из управляющей компании элементам сетевой бизнес-структуры с целью ведения ими успешной деятельности.

    Выделим следующую схему деятельности инжиниринга производственной деятельности: целеобразование – стратегия – тактика – получение результатов – контроль.

    Каждый этап имеет свои специфические особенности. Важный аспект этапа целеобразования заключается в представлении субъекта своего уровня достижений при выполнении деятельности.

    На этапе целеобразования субъект определяет, для чего решается задача, какой практический эффект это принесет.

    На этапе стратегии субъект выделяет основные пути решения, исследует, какие ресурсы ему необходимы, а также к какому сроку он должен эту деятельность завершить. Таким образом, здесь происходит построение общего замысла деятельности, программы ее осуществления.

    Представление будущего результата на следующем тактическом уровне еще более конкретизирует задачу профессиональной деятельности и позволяет разработать конкретный план ее осуществления. На уровне тактики субъект представляет решение как иерархию вспомогательных подзадач, выбирает конкретные инструментальные средства, последовательность их использования.

    Кроме того, субъект деятельности должен уметь определить, достаточно ли ему для выполнения данного задания прошлого опыта. Таким образом, на этапе тактики он предусматривает как, каким из известных и доступных способов можно получить результат, какие инструментальные средства могут использоваться.

    Исходя из полученных на предыдущих этапах подзадач и выбранных из известных способов решения, на этапе получения результатов субъект фиксирует окончательные результаты решения.

    После выполнения каждого этапа субъект осуществляет контроль полученных результатов и, если необходимо, их коррекцию. Таким образом, этап контроля является заключительным для каждого этапа решения задачи. Этап контроля позволяет сделать выводы о соответствии полученных результатов целям решения задачи.

    Третья группа – ситуационные знания. Они формируются в процессе практической работы в подчиненных элементах сетевых бизнес-структур и охватывают сферы разрешения конкретных ситуаций, конкурентной разведки. Эти знания передаются в управляющую компанию с целью коррекции стратегии и тактики деятельности всей структуры. Ситуации проходят свой жизненный цикл, включающий фазы запуска, развертывания, кульминации, развязки и исхода. Динамика жизненного цикла ситуации описывается функцией интенсивности событий от времени [2, с.105]

    В зависимости от того, кем формируются знания, отдельным индивидуумом или группой, они подразделяются на индивидуальные и групповые.

    Таким образом, для сетевых бизнес-структур управление знаниями является необходимым условием конкурентоспособности и имеет особенности, связанные с типами знаний и их принадлежностью разным элементам структур. Это обусловливает формирование единого репозитория знаний и динамику обмена знаниями между управляющей организацией и филиалами.

    [1] Репозиторий — место, где хранятся и поддерживаются какие-либо данные. Чаще всего данные хранятся в виде файлов, доступных для дальнейшего распространения по сети.


    Источники:

    1. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями – руководство к действию: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 504 c.
    2. Фитц-енц Як Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала: Пер. с англ. – М.: Вершина, 2006. – 320 c.
    3. Савченко А.Б. Искусство управления ситуацией: опыт Востока и Запада: учебно-практическое пособие. – М.: Маркет ДС, 2006. – 270 с.

    Страница обновлена: 17.04.2024 в 08:34:13