Создание, накопление, трансформация и использование знаний В ТРИАДЕ «СНН – СНО – СРЭ»
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (66), Июнь 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17773070
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассматривается взаимосвязь трех элементов триады «СНН – СНО – СРЭ» и разработана модель процесса генерации, накопления, трансформации и использования новых знаний.
Ключевые слова: экономический рост, образование, накопления, триада «СНН – СНО – СРЭ», процесс генерации, трансформации и использования знаний
В условиях глобализации и усиления конкуренции появляется необходимость в концепции «создания, трансформации, передачи и использования новых знаний» в сфере реальной экономики. Предполагается, что знания создаются в научной сфере, трансформируются и транслируются в систему непрерывного образования (СНО), а в сфере реальной экономики они используются, то есть воплощаются в новые товары и услуги [1-3]. В то же время создаваемые в системе реальной экономики товары, продукты и услуги генерируют новые научные знания. Новые знания могут ускорять процесс их передачи в сферу реальной экономики, где и создаются абсолютно новые товары и услуги.
Знания двигают прогресс
Современное развитие системы непрерывной науки (СНН) и ее взаимосвязей с системой реальной экономики (СРЭ), то есть с производством, свидетельствует о наличии большого разнообразия взаимодействий, прежде всего, фундаментальных и прикладных исследований, а следовательно, научных и прикладных знаний. При этом их передача происходит посредством образовательной системы. Роль СНО в триаде «СНН – СНО – СРЭ» такова, что благодаря ее способности трансформировать научные фундаментальные знания в прикладные происходит их трансляция (в профессиональных средних и высших учебных заведениях, в институтах повышения квалификации и дополнительного образования, в научно-исследовательских институтах и научных центрах, а также в научно-производственных и коммерческих и венчурных организациях и т.д.) промежуточным (например, преподавателям, которые передают полученные новые знания своим студентам и слушателям) и конечным потребителям знаний (которые используют полученные новые знания, умения и навыки на практике в процессе создания новых товаров и услуг).
Кроме того, полагаем, что в социально-экономическом развитии любой страны двигателем научно-технического прогресса, а следовательно, экономического роста являются именно фундаментальные и прикладные знания. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно показать фрагмент взаимосвязи СНН, СНО и СРЭ на основе изучения и описания процесса трансформации и трансляции научных и прикладных знаний на примере. Создание знания основано на идеях, которые формируются в СНН. Подробно процесс генерации, накопления, трансформации, трансляции и использования знания показан на рисунке 1 в виде модели взаимосвязи СНН, СНО и СРЭ в триаде «СНН – СНО – СРЭ».
От идеи до производства
На этой схеме (рис. 1) показан последовательный (поэтапный) процесс генерации знания и его использования на практике. Рассмотрим жизненный цикл знания более подробно по этапам.
Появление идеи определяет необходимость проведения фундаментальных исследований (ФИ0) и прикладных исследований (ПрИ0) в СНН, из которых формируются фундаментальные (ФЗ) и прикладные знания (ПрЗ). Двигаясь от ФИ0 к ПрИ0 (траектория АВ), стрелками 2.1 и 2.2 показана «одинарная петля» формирования ФЗ. Таким же образом двигаясь по траектории ВА (в обратном направлении, от ПрИ0 к ФИ0) по принципу «одинарной петли» (стрелки 3.1 и 3.2), можно увидеть, что из ПрИ0 формируются прикладные знания (ПрЗ). Те знания, которые трансформируются из фундаментальных в прикладные, СНО транслирует (посредством обучения) потребителям, в качестве которых могут выступать слушатели, студенты, сотрудники организаций, повышающих квалификацию и т.д.
Рис. 1. Модель процесса генерации, накопления, трансформации, трансляциии использования знаний в триаде «СНН – СНО – СРЭ»
Взаимосвязь ФИ, ПрИ, ФЗ и ПрЗ формирует обучение в СНО по принципу «двойной петли» (траектория по стрелкам 2.3 и 3.3).
После зарождения идеи переходим ко второму этапу к организации ФИ, которые включают в себя три вида исследований: теоретические (ТИ), экспериментальные (ЭИ) и поисковые (ПоИ).
Исследования проводит ученый (или изобретатель) и его помощники, идеи создает тоже он [1]. На данном этапе основной целью является создание и накопление ФЗ.
На третьем этапе проводятся ПрИ, целью которых также является накопление ПрЗ, т.е. накопление знаний, связанных превращением ФЗ в конкретный продукт или технологию. Здесь могут быть начаты опытно-конструкторские работы (ОКР), но только в части разработки технического задании (ТЗ), в котором ставится задача разработки конструкции и технологии, создания образа устройства, технологии или услуги.
На четвертом этапе проводятся ОКР (заключительная стадия научных исследований). Они представляют собой переход от лабораторных исследований экспериментального производства к опытному производству, а далее на последующих этапах к промышленному производству. Если предыдущие этапы имели отношение к СНН и СНО, то этот этап условно можно отнести к СРЭ. Как определяет В.П. Баранчеев, под разработками понимаются систематические работы, которые основываются на знаниях, полученных из научных исследований и направлены на создание новых продуктов и услуг. К ним относятся: конструкторские и проектные решения; технологические процессы опытного, серийного и массового производства); опытные образцы оригинальных моделей [1].
На пятом этапе – на этапе строительства ведутся архитектурные и строительные работы по созданию производственных площадей под новое производство. На этом этапе разрабатываются проектные решения.
На шестом этапе осуществляется техническая подготовка производства (ТПП). Здесь осуществляются: а) конструкторская подготовка производства; б) разработка технологии серийного и массового производства; в) технологическая подготовка серийного и массового производства; г) экономическая и организационная подготовка (в т.ч. финансовую подготовку и подготовку трудовых ресурсов).
На седьмом этапе налаживается промышленное производство (ПП) с учетом особенностей рынка.
На восьмом этапе проводится маркетинговый мониторинг, который пронизывает все этапы за исключением этапа ФИ.
На девятом этапе организовывается логистика, т.е. потоки идей, знаний, инновационных проектов на разных уровнях управления: на уровне государства, региона, отрасли, организации, подразделения и группы.
На десятом этапе происходит распространение (т.е. «диффузия») знаний на внутриорганизационном, внутриотраслевом, региональном и государственном уровнях управления, На уровне организации происходит передача знания через обучение персонала, специалистов и других слушателей новым знаниям.
На одиннадцатом этапе осуществляется переход на совершенно новый организационный, технологический, культурный уровень системы (организации, отрасли, региона и государства) и доведение этого перехода до рутины. Новый уровень развития системы может спровоцировать появление новой идеи.
На двенадцатом и тринадцатом этапах происходит зарождение новой идеи (И1), которая ведет к новым фундаментальным исследованиям (ФИ1), далее к новым прикладным исследованиям (ПрИ2) и т.д.
Далее все предыдущие этапы повторяются.
Выводы
Если основной целью СНН является создание и накопление нового научного знании, то основной целью СНО является обучение (передача) знания потребителям, студентам, специалистам и слушателям, а также частичная трансформация (изменение) знания (при передаче знаний, возможно упрощение знания, отказ от некоторых видов знания, невостребованных рынком в данный момент времени и т.д.), а целями СРЭ являются: а) трансформация (изменение) знания через его воплощение в новые товары и услуги; б) трансляция (распространение) знания через рынок товаров и услуг; в) использование знания (через потребляемые товары и услуги).
Мы рассмотрели процесс создания, накопления, трансформации, трансляции и использования знания с точки зрения взаимосвязи трех систем в триаде «СНН – СНО – СРЭ». Развивая продемонстрированную модель, следует отметить, что организация сама по себе создавать научное знание не может. Но процесс накопления знания может происходить, как в СНН, так и в организации. Как уже было замечено, кроме накопления знания в организации протекают такие процессы, как трансформация, трансляция (передача) и использование знания.
В разработанной автором модели взаимосвязи СНН, СНО и СРЭ в процессе создания, накопления, трансформации, трансляции и использования знания СНО можно рассматривать как структурный элемент, который работает с новым знанием, то есть накапливает, сохраняет, изменяет (трансформирует) его и передает потребителю. Эффективность образовательной структуры, на наш взгляд, будет определяться непрерывностью, скоростью (интенсивностью) транслирования и объемом новых знаний, трансформируемых и передаваемых из одного звена триады в другое.
Источники:
2. Добров Г.М. Наука о науке [Текст] / Отв. редактор Н.В. Новиков. – Киев: «Наукова думка», 1989.
3. Спорер З. Экономика знаний и социальный капитал в странах Центральной и Восточной Европы [Текст] // Экономика образования, 2007, №4 (41).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:52:18