Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности предприятий индустрии туризма

Маклашина Л.Р.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (65), Май 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17693808
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Инновационное развитие предприятий индустрии туризма – сложный процесс, в котором задействованы как граждане – потребители услуг, так и государственные органы управления, туристские фирмы и предприятия туристской индустрии, деятельность которых регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами. При создании благоприятных факторов внутренней и внешней среды предприятия индустрии туризма имеет все необходимые условия для инновационного развития туристской отрасли.

Ключевые слова: инновации, маркетинг, услуги, индустрия туризма, инновационное развитие предприятия, внутренняя и внешняя среда предприятия



Широкое внедрение в хозяйственный оборот инновационных продуктов, услуг и технологий стало ключевым фактором социально-экономического развития и улучшения качества жизни населения. В условиях рынка инновации должны способствовать динамичному развитию экономики, обеспечивать ускоренное внедрение последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребности населения в разнообразных высококачественных и конкурентоспособных товарах и услугах.

Особенно важную роль призваны сыграть инновации в индустрии туризма. Мировая практика свидетельствует, что туризм по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче, переработке нефти и газа. Туризм есть одна из важнейших отраслей экономики многих развитых и развивающихся стран, он входит в число основных источников дохода, валютных поступлений в экономику.

Маршрут влечет…

По данным Всемирной туристской организации (ВТО), на сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений. К 2020 году число международных туристских поездок возрастет до 1,6 миллиардов, то есть почти в 3 раза, а доходы от реализации туристских продуктов составят около 2 трлн долларов США в год [1]. Поэтому в России больше внимания необходимо уделять развитию туриндустрии. По оценкам ВТО, потенциальные возможности РФ позволяют при соответствующем уровне развития туристской индустрии принимать до 40 млн иностранных туристов в год [2].

Анализ роли и места Россия в международной торговле услугами показал, что сфера услуг, в том числе и туристских, находится в стадии становления и ее доля в мировой экономике незначительна – около 1% [3]. Для сравнения можно отметить, что доля Франции в мировом потоке прибытий составляет 10,7%, Испании – 7,2%, США – 6,4%, КНР – 5,5% [4].

Инновационная политика государства направлена на создание благоприятных условий развития индустрии туризма и всемерное удовлетворение туристских потребностей населения, создание новых конкурентоспособных продуктов и услуг, внедрение современных технологий управления. Причем развитие инноваций необходимо как на уровне государства, так и на уровне самих туристских организаций. Именно инновационный рост ведет к созданию и реализации новых или усовершенствованных продуктов и услуг, оздоровлению не только предприятия туристской индустрии, но и отрасли, а также смежных отраслей.

Туристские организации в условиях рыночной экономики все более осознают необходимость разработки новых продуктов и услуг и связанную с этим экономическую выгоду. Однако не все компании применяют инновации на практике. Ведь инновационная деятельность характеризуется высоким уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования конечных результатов. Но при грамотном подходе к созданию и реализации инновация может принести немалый доход и немалую пользу.

Инновационное развитие предприятий индустрии туризма – это разработка и создание новых туристских маршрутов, продуктов, услуг, технологий с применением достижений науки, техники, IT-технологий, а также передового опыта в области управления и маркетинга, внедрение которых позволит повысить занятость населения, обеспечить рост его доходов, повысить социально-экономическое развитие и туристскую привлекательность страны и региона.

Каков фон, таковы и фишки

Следует отметить, что инновационное развитие предприятий туристской индустрии зависит от изменений факторов внутренней и внешней среды. Факторы внешней и внутренней среды взаимодействуют между собой и зависят от конкретных социально-экономических условий развития внутри страны, региона, предприятия. На макроуровне (на уровне региона, страны) формируются внешние факторы развития туристской индустрии, их условно можно разделить на две группы: статистические и динамические. К статистической группе внешних факторов относятся: природно-климатические, географические, культурно-исторические. К группе динамических факторов относятся политико-правовые, социально-демографические, финансово-экономические, материально-технические.

Основой туристского предложения в регионе и стране являются природные ресурсы. К ним относятся природные ландшафты, горы, моря, реки и озера, комфортный климат, минеральные воды и целебные грязи. Привлекательность мест отдыха и развитие определенных видов туризма, вне сомнения, определяется в первую очередь этими факторами.

В развитии туризма важны и культурно-исторические факторы. Культурное наследие нашей страны велико: исторические памятники, мемориальные места, самобытные народно-художественные промыслы, музеи, традиции и обычаи местных жителей.Туризм имеет ярко выраженную ориентацию на использование природных и культурно-исторических ресурсов. Туристская отрасль является первопроходцем в освоении новых территорий. Поэтому неграмотное использование территории и эксплуатации природного и культурного наследия может привести к разрушению всего туристского потенциала.

К группе динамических факторов, влияющих на развитие туризма в регионе, относятся политико-правовые, социально-демографические, финансово-экономические и материально-технические. Политическая нестабильность, военные конфликты, экономические кризисы, безработица и другие негативные моменты отрицательно влияют на развитие туризма. От политической обстановки в стране и регионе зависят и другие динамические факторы.

Важнейшими факторами этой группы являются социально-демографические или, иными словами, людские ресурсы. Их характеризуют такие показатели, как возраст населения, степень занятости и благосостояние населения, демография населения, наличие одиноких и семейных пар, уровень образования, культуры, эстетические требования, соотношение материальных и духовных потребностей, урбанизация и другие. Отдельными социальными факторами развития туризма могут рассматриваться уровень работы системы здравоохранения, криминогенная и экологическая обстановка в регионе.

К материально-техническим факторам относятся туристская инфраструктура: гостиницы, магазины, банки, транспорт, связь, дороги и другие. При анализе внешней среды следует обращать внимание на эти факторы, которые непосредственно влияют на разработку, внедрение и развитие нового конкурентоспособного продукта, влияющего на благоприятное развитие предприятий туристской индустрии и всей туристкой отрасли.

Кроме факторов внешней среды, влияющих на инновационные процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от факторов внутренней среды, которые формируются на микроуровне предприятия. К группе внутренних факторов относятся: инновационная политика и стратегия туристской компании, поддержка нововведений со стороны руководства, поощрение и мотивация в новых идеях и разработках во всех подразделениях туристской компании, наличие специализированного отдела по реализации новшеств, необходимый уровень финансовых возможностей, организационно-техническая готовность к реализации нововведений.

Выводы

Таким образом, инновационное развитие предприятий индустрии туризма – сложный процесс, в котором задействованы как граждане потребители услуг, так и государственные органы управления, а также туристские фирмы и предприятия туристской индустрии, деятельность которых регламентируется нормативно-правовыми актами в области туристской и инновационной деятельности. Для построения эффективной методики инновационного развития предприятий туризма необходимо оценить весь спектр показателей, относящихся к сфере услуг и индустрии туризма. Изучить взаимосвязь факторов внешней и внутренней среды влияющих на развитие предприятий индустрии туризма, учитывая исторические и местные условия развития конкретного туристского направления, провести оценку состояния туристской инфраструктуры, на основе комплексного анализа выработать стратегию инновационного развития предприятий индустрии. В целом туризм при создании благоприятных факторов внутренней и внешней среды имеет все необходимые условия для динамичного инновационного развития.


Источники:

1. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. Учебное пособие [Текст]. – М. Издательский центр «Академия», 2009.
2. Драчева Е.Л. Экономика и организация туризма. Учебное пособие [Текст]. – М.: Кронус, 2010.
3. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Актуальные аспекты экономики, менеджмента и инноваций» [Текст]. – Нижний Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2010.
4. www.unwto.org.en [Электронный ресурс] // Сайт Всемирной туристской организации.
5.Новиков В.С. Инновации в туризме. Учебное пособие [Текст]. – М.: Академия, 2007.

Страница обновлена: 16.10.2024 в 01:29:41