Экономика, основанная на знаниях: формирование и оценка уровня развития
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 13
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (56), Август 2011
Цитировать:
Лукьянчикова Т.Л. Экономика, основанная на знаниях: формирование и оценка уровня развития // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 8. – С. 104-108.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16548817
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрен процесс формирования экономики, основанной на знаниях, через появление отраслей и видов экономической деятельности, занятых научной выработкой новых идей и знаний; исследованы качественные характеристики и предложены индикаторы уровня развития хозяйства.
Ключевые слова: экономический рост, интеллектуальный капитал, экономика знаний, информационное общество, технологии
Признание первостепенной роли знаний, прежде всего кодифицированных, в появлении и развитии новых секторов занятости, массовой доступности высшего образования, быстром росте высокотехнологичного сектора услуг и других важных социально-экономических явлений подтолкнуло экономистов разных стран к разработке концепции «экономики, основанной на знаниях», и вопросов, связанных с ее проявлениями.
Появилось большое количество научных работ, в которых были введены такие термины, как «экономика, основанная на знаниях»; «экономика знаний»; «неоэкономика»; «инновационная экономика»; «информационная экономика»; «общество, основанное на знаниях»; «национальная инновационная система» и т.д.
При всем обилии русскоязычных публикаций, в которых употребляются вышеприведенные термины, до сих пор отсутствуют разработки, объясняющие методологические аспекты изучения экономики знаний и ее измерений. В русскоязычной научной литературе преобладают работы, относящиеся к тем или иным практическим аспектам экономики знаний, безотносительно к самой категории «экономика, основанная на знаниях», конституирующей некоторую систему понятий и направлений, в которых она может быть определена, изучена и измерена.
Терминология познается в содержании
Различия в трактовках содержания и атрибутов экономики, основанной на знаниях, определяются акцентами, расставляемыми в существующих исследовательских проектах и публикациях. Обобщенно можно выделить следующие существенные характеристики:
• знания становятся ключевым фактором роста наряду с капиталом и трудом – концепция знаний как ресурса;
• производство знаний является наиболее важным и определяющим «лицом» современной экономики
• концепция знаний как продукта;
• кодифицированные знания становятся важнейшей компонентой экономических отношений – концепция кодифицированного знания;
• знания базируются на развитии и изменении информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – концепция экономики знаний как важнейшего следствия развития информационного общества.
Таким образом, под экономикой, основанной на знаниях, следует понимать зарождающуюся и быстро развивающуюся сферу новой экономики, базирующуюся на приоритетном воспроизводстве знаний и инновационной активности предприятий. Концептуально теория экономики, основанной на знаниях, развивается по направлениям характеристики знаний как особого и приоритетного ресурса, как ведущего и высокодоходного продукта и товара, как кодифицированного знания, определяющего компетенции персонала, как источника и основы развития информационного общества.
Атрибуты и их признаки
Качественная характеристика специфических атрибутов экономики, основанной на знаниях, включает следующие признаки:
• объём и обновление научных знаний, обеспечивающих лидерство страны в макротехнологиях;
• сокращение жизненного цикла научно-технических знаний, определяющих конкурентоспособность стран в глобальной экономике;
• непрерывность инновационной деятельности в отраслях новой экономики и реструктуризация технологий традиционных отраслей экономики;
• определяющая роль человеческого, прежде всего интеллектуального капитала в структуре (комбинации) капитальных активов фирм;
• акцент на квалификацию и компетентность персонала предприятий в системах аттестации, стимулирования и оплаты труда;
• распространение сетевых структур и информационно-коммуникативных технологий в системе социально-экономических отношений по воспроизводству информации, знаний, социальных услуг и материальных благ.
Идея экономики, основанной на знаниях, позволила приблизить получение ответов на вопросы о том, что является движущей силой современных экономик, в какой мере экономический рост проявляется в разных странах, благодаря каким факторам рост возможен, и как их измерить.
Экономический рост показывает более высокие количественные и качественные результаты, когда опирается на стратегическое партнерство государства, частного бизнеса и гражданского общества.
Поэтому экономическая политика в эпоху экономики, основанной на знаниях, должна базироваться на следующих фундаментальных принципах:
• создании благоприятного инвестиционного климата и поощрении инвестиций, особенно в высокотехнологичные производства;
• развитии науки и технологий в качестве важнейшего ресурса, питающего экономический рост;
• создании и поддержке конкурентных условий для всех экономических агентов с целью поощрения инноваций и роста производительности труда;
• формировании трудовых ресурсов, способных к адаптации к быстро меняющимся условиям и имеющих навыки управления возникающими рисками;
• стимулировании гибкой институциональной среды, прежде всего, в области государственного управления.
Новые государственные институты должны быть способными к эффективному инвестированию в зонах «провала рынка», особенно там, где создаются новые знания и начинается процесс их распространения, т.е. в области науки и образования.
Целесообразно использовать следующие группы индикаторов, отражающих уровень развития сектора повышенного спроса на знания и в целом экономики, основанной на знаниях (табл.1). Анализ данных показателей России в сравнении с другими странами выявил, что в настоящее время в стране недооценен труд персонала, занятого в науке и образовании, уровень финансирования этих отраслей низок, причем величина показателей приближается к уровню стран, где научно-технический и образовательный потенциал развит недостаточно высоко.
Таблица 1
Основные индикаторы уровня развития экономики,основанной на знаниях
Выводы
В России в XXI веке сохраняется ряд условий, тормозящих развитие экономики, основанной на знаниях:
во-первых, неготовность российской промышленности к трансформации новых знаний в новые технологии и товары;
во-вторых, отсутствие адекватной государственной надстройки, выраженной в целях и механизмах научно-технической и инновационной политики и способной обеспечивать взаимодействие науки и бизнеса в решении социально-экономических задач;
в-третьих, низкое качество государственного управления и отсутствие отвечающей современным требованиям системы подготовки и переподготовки работников государственного аппарата всех административных уровней.
Российскому обществу предстоит работать над тем, чтобы стать зрелой постиндустриальной нацией, в сознании которой будут укоренены принципы свободы и демократии. Предстоит наладить производство продукции, способной конкурировать с зарубежными образцами, активнейшим образом наращивать и раскрывать свой интеллектуальный потенциал.
Источники:
2. Кузык Б.Н. Россия -2050: стратегия инновационного прорыва [Текст] / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2005.
3. National Science Board. Science and Engineering Indicatоrs – 2006. Arlington, VA: National Science Foundation, 2006.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:37:34