Закон валоризации знаний

Степанова Т.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (72), Декабрь 2012

Цитировать:
Степанова Т.Е. Закон валоризации знаний // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 12. – С. 3-8.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18245612
Цитирований: 7 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Новой экономике присущи специфические экономические законы, действующие в ее рамках, или проявления особых черт общих. Автор раскрывает сущностные черты закона валоризации знаний.

Ключевые слова: инновации, социально-экономическое развитие, интеллектуальный капитал, экономика, организация, общество, знание, основанная на знаниях, валоризация, экономические законы



Исследование современного формирования цивилизации обусловлено наличием существенных пробелов в теоретическом осмыслении экономики, основанной на знаниях как более высокой и закономерной стадии развития общества.

Необходимость изучения сложных и многогранных проблем, связанных с ее формированием и функционированием, диктует потребность в четкой формулировке авторской позиции по ряду принципиальных вопросов – понимании движущих сил, новой роли государства, противоречивости воздействия знаний на экономическую деятельность субъектов и, прежде всего, действия экономических законов.

Считая, что современная экономическая наука уделяет недостаточно внимания тому, что, по сути, составляет предмет ее исследования (экономическим законам, выражающим наиболее существенные, объективные, внутренне необходимые, причинноследственные, устойчивые, постоянно повторяющиеся связи между экономическими отношениями), и, развивая выдвинутую автором гипотезу о существовании особых экономических законов, действующих только в рамках экономики, основанной на знаниях [3], остановимся более подробно на законе валоризации (повышения ценности и значимости) знаний.

Объединяющее начало факторов и процессов

Объектом данного экономического закона выступает знание. Знание – продукт осмысления информации, этот процесс осуществляется благодаря сложным механизмам человеческого сознания, его физиологическим, психологическим, интеллектуальным способностям. Знания – это проблемно-ориентированная, индивидуально сформированная в каждом сознании, а также на различных материальных носителях система редуцированной информации, способная максимально объективно оценивать сложные процессы, явления и результаты, обеспечивая данному субъекту оптимальную безопасность и душевный комфорт в данных социально-экономических условиях.

Знание рассматривается в нескольких аспектах:

• как используемый ресурс наподобие труда и капитала;

• как фактор производства, причем спрос на него выступает первичным даже по отношению к спросу на произведенные блага, так как прежде чем их произвести, нужно знать, как это сделать. Более того, без знаний не могут быть соединены, объединены все другие факторы производства, организован процесс создания благ и прочие экономические процессы;

• как важный экономический продукт, с которым связаны новые формы деятельности, основанные на торговле продуктами знаний – консалтинг, лицензирование и т.д.;

• как базис организации и осуществления экономической деятельности;

• как индустрия, которая растет бурными темпами и меняет многие параметры общественного развития.

Глобальный воспроизводственный ресурс

Феномен экономики, основанной на знаниях, определяется следующими особенными характеристиками:

1) знания как воспроизводственный ресурс безграничны, при этом они быстро устаревают (моральный износ), их необходимо постоянно обновлять, они с огромной скоростью распространяются и стремительно увеличиваются в масштабах;

2) происходит валоризация знаний в экономике как развитых, так и развивающихся стран, получающих доступ к новым научным открытиям, направлениям, технологиям и возможность их использования;

3) высокая эффективность системы знаний требует адекватной научной технической базы – развития современных информационных и коммуникационных технологий;

4) изменяются способы передачи знаний – появляются дистанционные образовательные технологии;

5) интенсифицируется экспорт знаний и образовательных услуг, знания превращаются в глобальный воспроизводственный ресурс.

Таким образом, можно утверждать, что в ходе развития общественного производства знания в различных формах превращаются в системное и непрерывное явление, родовым признаком которого выступает фиксированная монополия на рентные факторы, а экономика, в общем объеме доходов которой определяющую роль начинает играть интеллектуальная рента, превращается в экономику, основанную на знаниях. Институционально контуры экономики знаний представлены не только общими и профессиональными учебными заведениями, НИИ и подобными учреждениями, но и предприятиями, например, специализирующимися на оказании деловых интеллектуальных услуг, и другими, имеющими собственные сферы производства и распространения знаний, в том числе основанные на опыте их хозяйствования.

Структуры производят корпоративные знания. Они составляют интеллектуальный капитал фирмы, под которым понимается стоимость нематериальных отчуждаемых и неотчуждаемых активов/знаний, опыта, умения, навыков персонала, других результатов творческой деятельности, используемых в хозяйственной практике и приносящих доходы.

Личностные знания сотрудников предприятий как частное благо создают корпоративные знания – важнейший ресурс современных фирм, способный значительно повлиять на повышение их конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и капитализации. Еще А. Маршалл подчеркивал, что значительную часть капитала составляют знания организации, которые являются самым мощным двигателем производства [2].

По оценке известного специалиста в области интеллектуального капитала Л. Эдвинссона, в крупнейших компаниях мира рыночная стоимость интеллектуального капитала превышает балансовую стоимость материальных активов более чем в 4 раза. В стоимости таких компаний, как Ericsson и SAP, доля материальных активов (реального основного капитала) составляет лишь 5%. В отдельные периоды рыночная стоимость компании Microsoft превышала ее официальную балансовую стоимость в 30 раз.

Широко известно, что в настоящее время примерно 85% стоимости открытых акционерных обществ в развитых странах приходится на интеллектуальную собственность.

Знание является генерирующим источником социально-экономического развития стран. Это отражается во многих важных аспектах: необходимости использования знаний для поиска альтернатив, связанных с ресурсообеспечением стран; выбора и обоснованности вектора стратегического развития экономики страны; поиска различных комбинаций факторов производства и нахождения оптимального варианта, обеспечивающего требуемое количество продукции и услуг; знания являются источником инноваций, без которых экономический прогресс невозможен.

Информация в зеркале инноваций

Итак, происходит объективный процесс валоризации знаний в экономической деятельности субъектов на всех уровнях хозяйствования. Одновременно наблюдается противоположная тенденция движения стоимости (цены) информации, на основе которой генерируется знание. С развитием информационных и телекоммуникационных технологий возрастает их сложность, но одновременно и мощность, позволяющая обрабатывать все большие массивы информации и в более короткий срок.

Параллельно происходит снижение цен на компьютеры, уменьшаются коммуникационные издержки, и все больше пользователей подключается к Сети.

Все это в целом определяет объективность процесса уменьшения стоимости средств информатизации и, соответственно, снижение затрат на получение и обработку информации, т.е. ее цену.

Наряду со снижением цены информации как блага, продукта, производимого одними субъектами и потребляемого другими, одновременно происходит увеличение ценности знания, что подтверждается следующими фактами:

• ростом стоимости образовательных услуг в различных странах;

• наличием непосредственной зависимости между уровнем образования и величиной получаемых доходов (в развитых странах);

• увеличением стоимости рабочей силы, одним из элементов которой является стоимость обучения и получение квалификации;

• расширением сектора знаний и совокупности отраслей, связанных с ним. Так, их доля в ВВП США к концу девяностых годов прошлого века составляла не менее 60% [1]. В 2009 г. на долю отраслей высоких технологий в ВВП США приходилось 7,6% (по данным CeBit). В отдельных американских фирмах разрабатываются стратегические программы в системе образования. Фирма Intel, например, на непрерывное обучение своих сотрудников расходует 100 миллионов долларов в год. Признанной общемировой тенденцией стал удельный вес специалистов в области НИОКР из общего количества сотрудников крупных зарубежных компаний приближающийся к 30%. Наибольшую долю чистой прибыли в общем объеме продаж имеют компании наукоемких отраслей экономики таких, как биотехнология, фармацевтика, программное обеспечение и услуги, микроэлектроника, связь. В издержках производства, например, представителей даже индустриальных отраслей – крупнейших нефтегазовых компаний мира (Royal Dutch/Shell Group и др.) традиционно высок удельный вес расходов на оплату труда высококвалифицированных специалистов, занятых инновационной деятельностью, затрат на проведение научных исследований, стимулирующих развитие инновационного капитала фирм.

«Ножницы цен» между стоимостью информации и ценностью знаний объясняются значительными затратами генерирования, полученных данных, в необходимые и достоверные знания. Эти затраты определяются тремя основными факторами:

1) умением получить информацию, обработать ее и трансформировать в элементарные знания;

2) умением пополнять, обновлять знания, совершенствовать и развивать их;

3) умением создавать новое знание.

Вывод

Затраты преобразования информации в знания соответствуют трем уровням общих способностей субъекта – обучаемости, интеллекта, креативности. Важным элементом процесса образования является умение использовать приобретенные знания на практике. И получать доходы в виде интеллектуальной ренты. Именно это ноу-хау и обеспечивает использование знаний как ценного ресурса и на его основе – приращение богатства, создание новой стоимости.

Считаем, что закон валоризации знаний – это специфический экономический закон, действующий в рамках новой исторической эпохи.


Источники:

1. Кольчугина, М. Новой экономике – новое образование [Текст] // МЭ и МО, 2003. № 12.
2. Маршалл А. Принципы политической экономии [Текст]. – М., 1983. – Т. 1.
3. Степанова Т.Е. Закон реконфигурации знаний [Текст] // Креативная экономика, 2007, № 3.
4. Эдвинссон, Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях [Текст]. – М.: 2005.
5. Gilder, G.F. Telecosm: How Infinite Bandwidth Will Revolutionize our World. – N. Y., 2000.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:47:41