Подход к управлению знаниями на основе самоорганизации
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 12
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (23), Ноябрь 2008
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11600946
Цитирований: 12 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Развитие экономики, основанной на знаниях, приобретение знанием роли основного производственного фактора, актуализация нематериальных потребностей и становление новой системы ценностей в постиндустриальных странах – все это делает вопрос об управлении знаниями очень актуальным. Проблема управления знаниями на предприятии относится к классу слабоформализуемых и наименее решенных.
Ключевые слова: управление знаниями, нематериальные активы, экономика знаний, управление прдеприятием
Развитие экономики, основанной на знаниях, приобретение знанием роли основного производственного фактора, актуализация нематериальных потребностей и становление новой системы ценностей в постиндустриальных странах – все это делает вопрос об управлении знаниями очень актуальным. Проблема управления знаниями на предприятии относится к классу слабоформализуемых и наименее решенных.
Управление знаниями – сложный процесс, включающий в себя ряд составляющих, таких как: аудит, аккумуляция знаний, поиск, создание новых знаний, обучение новым знаниям и их распространение. Процессы осуществляются в рамках когнитивных систем, под которыми будем понимать любые сложные системы предприятия, развивающиеся на основе некоторого запаса базовых знаний и активной деятельности человека по созданию новых знаний. Это может быть подразделение, совокупность подразделений, решающих общую экономическую, техническую или технологическую задачу, команда по разработке проекта или любая другая производственная система.
Необходимо отметить, что управление знаниями не может быть описано только как оптимальное управление. Сложные когнитивные системы должны рассматриваться на основе эволюционного подхода и самоорганизации [1, стр. 47].
Будем рассматривать процессы управления знаниями в когнитивной системе как самоорганизующиеся процессы. Различают три типа процессов самоорганизации, которые присутствуют в управлении знаниями:
1) самозарождение организации управления знаниями, т. е. формирование из некоторой совокупности объектов новой специфической системы со своими специфическими закономерностями;
2) процессы, поддерживающие заданный уровень управления знаниями при изменении как внешней среды, так и внутренних условий функционирования предприятия;
3) данный тип связан с саморазвитием когнитивных систем, которые способны аккумулировать и использовать прошлый опыт.
Каждая когнитивная система включает в себя субъекты управления знаниями - отдельные личности или подразделения, принимающие участие в управлении знаниями на данном предприятии. Выделяются три субъекта управления - заказчик, организатор и исполнитель.
Заказчиками управления знаниями может выступать руководство предприятий. Заказчик устанавливает необходимость организации управления знаниями, формулирует задание на проведение управления, обеспечивает своевременное финансирование проводимых работ и рассматривает представляемые ему официальные заключения, принимает и утверждает результаты работы.
Организатором управления знаниями может быть отдельный субъект или подразделение, назначенные Заказчиком. Организатор разрабатывает этапы проведения управления знаниями, осуществляет поиск специалистов и заключает договоры с ними, предоставляет в распоряжение специалистов необходимые методические материалы, оказывает комплексную (информационную, техническую, нормативно-правовую) поддержку на всех этапах работы, подготавливает и представляет заказчику официальное заключение.
Исполнителями управления знаниями являются специалисты, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы. Исполнитель непосредственно изучает представленный ему объект, и передает организатору управления знаниями обоснованное решение.
Под управлением знаниями в когнитивных системах на производстве на основе самоорганизации понимается взаимодействие элементов системы (заказчика, организатора, исполнителей), протекающее в соответствии с собственными локальными правилами без внешних указаний к действию. Самоорганизация в управлении знаниями - это координация его участников, их взаимное приспособление, это деятельность по «правилам игры», которые возникают в ходе эволюции фирмы, это результат человеческих действий. Процессы эффективной самоорганизации управления знаниями не возникают сами по себе, для их развития необходима внешняя энергия и соответствующие «катализаторы».
По существу проблемы эффективной самоорганизации управления знаниями на предприятии можно разделить на две разновидности: создание внутренней среды, благоприятной для самоорганизации, и регулирование самоорганизационных процессов управления знаниями. В решении этих проблем современная теория управления оставляет много открытых вопросов, что во многом и обусловливает осторожное отношение к самоорганизации у менеджеров.
Основные условия эффективной самоорганизации управления знаниями – формирование модели будущего предприятия как условия успешности всех сотрудников, коллективное творчество, открытое партнерское взаимодействие участников организации [2, .стр.46].
Модель будущего предприятия как условие успешности всех сотрудников - это креативная, уникальная, систематизированная концепция, отражающая смысл деятельности предприятия, затрагивающая не только ум, но и эмоции сотрудников. Данная модель может быть сформулирована как решение определенной потребительской проблемы, как достижение определенной конкурентной позиции, места на рынке и в обществе, как изменение, которое предприятию предстоит осуществить. Решающая роль в формировании модели будущего в организации принадлежит ее топ-менеджерам и, прежде всего, руководителю.
Принципиальным для качественной модели будущего является требование простоты формулировок и указание в них, как знания каждого сотрудника и всех членов коллектива на нем отражаются. Будущее должно вызывать в людях отклик.
Термин «коллективное творчество» мы будем использовать для обозначения состояния предприятия, для которого характерно активное участие креативных команд в творческом поиске управленческих решений, способных обеспечить развитие организации. Управленческие решения могут возникать в любой креативной команде, и современный менеджмент должен рассматривать их как питательную почву для новых решений, выявления и культивирования перспективных идей [3, стр. 121].
Эффективная самоорганизация в управлении знаниями предполагает партнерское взаимодействие групп интересов в ходе формирования и реализации управления. Руководству предприятия необходимо создать условия, стимулирующие такое взаимодействие и ограничивать использование ресурсов знаний предприятия в личных интересах в ущерб общему делу.
Руководство должно стремиться к совершенствованию информационного обеспечения и устранению информационной асимметрии, использованию контрактов, ограничивающих использование ресурсов знаний предприятия в личных целях, формированию эффективной структуры собственности и гарантий прав собственности, а также выбору форм координации с учетом специфичности инвестиций и возможной полноты контрактов. Должны создаваться системные предпосылки для эффективного добросовестного партнерства. Необходимо формирование стимулов к долгосрочно кооперативному поведению, внедрение механизмов контроля, обеспечивающих «автоматическую» реакцию на антикорпоративное поведение.
Информационные технологии во многом способствуют успешной самоорганизации в управлении знаниями. Они, как правило, реализованы в виде многофункциональных информационных сетевых систем, имеющих настраиваемые модули и реализующие различные методы передачи информационных ресурсов, сетевого общения и хранения данных.
Рассмотрим взаимосвязь систем в управлении знаниями на предприятии. Потребность в управлении знаниями определяется заказчиком для конкретного объекта на промышленном предприятии. Заказчик также формирует цели управления знаниями. Определив организатора, заказчик совместно с ними задает функции управления. Организатор описывает процесс управления знаниями, а исполнитель непосредственно участвует в нем. Организатор также формирует систему выявления знаний и систему их структуризации. Исполнитель через организатора участвует в выявлении знаний, генерируя альтернативы и создавая результирующие знания.
Особенностью представленной концепции является то, что она рассматривает управление знаниями на предприятии содержательно с позиций участвующих в нем субъектов и как составляющую организационного управления.
Источники:
2.Рубенштейн М., Фирстненберг А. Интеллектуальная организация. Привнеси будущее в настоящее и преврати творческие идеи в бизнес-решения.: Пер. с англ. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 192 c.
3.Креативное мышление в бизнесе / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.– 228 с.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:35:27