Содержание системы управления знаниями и ее организационно-экономического механизма на предприятии
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (15), Март 2008
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9935722
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Устойчивое конкурентное преимущество – это длительная выгода от применения оригинальной стратегии создания потребительской ценности, основанной на уникальной комбинации внутрифирменных ресурсов и способностей, которые не могут быть скопированы конкурентами. Устойчивое конкурентное преимущество дает возможность бизнесу поддерживать и улучшать свои позиции на рынке и выживать в борьбе с конкурентами в течение длительного времени.
Ключевые слова: управление знаниями, стратегическое управление, знания, конкурентное преимущество
Окончание. Начало в «кэ» № 2/2008
Устойчивое конкурентное преимущество – это длительная выгода от применения оригинальной стратегии создания потребительской ценности, основанной на уникальной комбинации внутрифирменных ресурсов и способностей, которые не могут быть скопированы конкурентами. Устойчивое конкурентное преимущество дает возможность бизнесу поддерживать и улучшать свои позиции на рынке и выживать в борьбе с конкурентами в течение длительного времени.
В соответствии с современным ресурсным взглядом на предприятие устойчивое конкурентное преимущество достигается путем непрерывного развития существующих и создания новых ресурсов и способностей в ответ на быстроменяющиеся условия рынка. Среди этих ресурсов и способностей наиболее важным достоянием, создающим ценность в новой экономике, являются знания. Фирма может сохранить конкурентное преимущество за счет двух видов способностей: отличительных и воспроизводимых, или их уникальной комбинации, созданной так, чтобы достичь синергии.
Таким образом, содержание управления знаниями автор рассматривает как целенаправленное воздействие административных органов на комплекс процессов производства, распределения, использования и трансфера знаний с целью создания стратегических конкурентных преимуществ социально-экономической системы путем ее непрерывного совершенствования и устойчивого развития. Данное воздействие осуществляется посредством процессов планирования, организации, стимулирования, координации и контроля процессов, связанных со знаниями (функций управления); при этом оказывают влияние следующие факторы - поддержка трансфера знаний высшим руководством, культура предприятия, аспекты власти, отношения между участниками процесса и т.д.
Необходимо различать систему управления знаниями и механизм управления знаниями. Так, в качестве системы управления знаниями выступает совокупность элементов - субъекта и объекта, связанных между собой управляющим воздействием, то есть функциями, методами, инструментами управления.
С точки зрения В.А. Дресвянникова [8], система управления знаниями предприятия включает в себя следующие основные подсистемы:
‑ основную цель (целевую функцию);
‑ субъекты и объекты управления, объединенные в организационную структуру;
‑ функции субъектов управления;
‑ методологию, методы, средства; техническое обеспечение.
В общем случае под системой понимается наличие множества объектов с набором связей между ними и между их свойствами, то есть все, состоящее из связанных друг с другом частей, называется системой.
Функции управления реализуются с помощью средств воздействия на объект управления, совокупностью которых выступают методы менеджмента – «совокупность способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения определенной цели» [9].
Все элементы, методы и приемы (инструменты) действуют не изолированно, а взаимосвязано, дополняя друг друга. Все они используются в процессе организации управления и в том или ином сочетании представляют собой мощное оружие для повышения эффективности, результативности управления.
Рассмотрим более подробно содержание элементов системы управления знаниями на предприятии как социально-экономической системе. Как видно из рис.2, центральным звеном рассматриваемой системы является совокупность ее элементов, включающих в себя субъект управления, охватывающий функциональные подразделения и проектные группы, и объект управления, который составляет процесс производства, распределения, использования и трансфера знаний.
С точки зрения автора, необходимо рассматривать систему управления знаниями в совокупности с механизмом управления знаниями, который приводит данную систему в действие, то есть эффективное функционирование, и обеспечивает ее развитие для достижения целей управления знаниями – непрерывного совершенствования и развития социально-экономической системы.
Одно из направлений сводит задачи организационного механизма к формированию структур и рационализации протекающих в организации процессов. В соответствии с другой точкой зрения, под организационным механизмом понимается комплекс организационных форм, обеспечивающих формирование, развитие и совершенствование производственной системы.
Организационный механизм включает в себя совокупность элементов производственного процесса (трудовые ресурсы, средства труда, предметы труда, информацию); способы организации связей между элементами, организационные формы, методы, правовые нормы и нормативы, обеспечивающие рациональное функционирование всей производственной системы [10].
Отметим, что для условий крупного машиностроительного производства формирование и функционирование организационно-экономического механизма невозможно свести лишь к набору процедур и совершенствованию организационных процессов. Это - прежде всего, сложная система разнообразных по своей природе частных организационных и экономических механизмов.
В отечественной литературе получила распространение точка зрения на экономический механизм как на систему экономических стимулов и методов управления, направленных на обеспечение высокопроизводительного труда рабочих, служащих, специалистов и других работников [10, 11]. С данной трактовкой вполне справедливо не соглашается А.М. Букреев [12], мотивируя тем, что такое определение сводится только на мотивацию персонала, а не на весь механизм хозяйствования.
Обобщая вышеизложенное и основываясь на вышеприведенном анализе понятий «управление знаниями» и «механизм», можно предложить следующее определение: под организационно-экономическим механизмом управления знаниями в социально-экономических системах следует понимать совокупность частных механизмов планирования, организации, мотивации и контроля процессов производства, распределения, использования и трансфера знаний.
Данные механизмы функционируют на микроуровне, но оказывают влияние и находятся под влиянием макроуровня предприятия как социально-экономической системы с целью достижения эффективного взаимодействия организационных процессов и экономических отношений, возникающих при реализации системой деятельности по управлению знаниями. Таким образом, частные механизмы управления знаниями (механизмы планирования, организации, мотивации и контроля процессов, связанных со знаниями; а также другие частные механизмы – правовые, информационные и др.) интегрируются в общий организационно-экономический механизм управления знаниями.
В свою очередь, организационно-экономический механизм управления знаниями является частью системы управления знаниями – ее движущей силой, приводящей систему в эффективное функционирование и развитие. Система управления знаниями является одной из подсистем в общей системе управления предприятием как социально-экономической системой.
Таким образом, перестройка или реорганизация механизма и организационной формы управления – это основной способ приведения в соответствие существующей системы управления с достигнутым уровнем развития производительных сил в целях повышения эффективности организации.
По своему содержанию частные механизмы организационно-экономического механизма управления знаниями включают в себя совокупность целей, факторов, принципов и методов, инструментов, критериев оценки результатов, функций управляющего субъекта системы управления знаниями в разрезе организационной и экономической составляющих.
В качестве организационной части механизма управления знаниями выступает совокупность функций, организационных методов, инструментов, технологий, рычагов воздействия проектной группы по управлению знаниями на комплекс процессов производства, распределения, использования и трансфера знаний, позволяющий осуществить управление знаниями с учетом особенностей целей предприятия в рамках существующей системы управления.
В качестве экономической составляющей механизма управления знаниями могут быть финансовое обеспечение деятельности по управлению знаниями; мотивация сотрудников, участвующих в этом процессе; экономические методы воздействия; экономические критерии оценки эффективности организации управления знаниями.
По классификации А. Богданова [13] организационно-экономический механизм управления знаниями можно отнести к механизмам формирующим, а не к механизмам регулирующим. Механизм включает в себя такие компоненты, как конъюгация (соединение комплексов), ингрессия (вхождение элемента одного комплекса в другой) и дезингрессия (распад комплекса). Соединение комплексов (первичный момент) составляет первооснову механизма тектологии, названную биологическим термином «конъюгация».
Соединение комплексов, ведущее к организационному кризису, разрыву границ между ними и возникновению какой-то качественно новой системы, осуществляется непосредственно или посредством связки («ингрессии»). Системы ингрессивны, если они состоят из комплексов, объединенных связкой. Наряду с их соединением часто имеет место и их разделение, то есть распад конъюгированной системы, образование новых «границ». Другими словами «дезингрессия» - это также организационный кризис системы, только иного типа.
Таким образом, идет ли речь о функционировании крупного машиностроительного комплекса, адаптации производственного процесса или реализации определенного вида стратегии на предприятии, организационно-экономический механизм призван обеспечивать организационными и экономическими мерами, методами и процедурами необходимый уровень внутрифирменных взаимоотношений, способствуя тем самым решению поставленных как производственных, так и рыночных задач организации.
Источники:
2. Рябов В.В. Компетентность как индикатор человеческого капитала / В.В. Рябов, Ю.В. Фролов // Материалы к четвертому заседанию методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» 16 ноября 2004 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 49 с.
3. Penrose E.T. The Theory of the Growth of the Firm. – Oxford: Basil Blackwell, 1959.
4. Нонака И. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских компаниях: Пер. с англ. / И. Нонака, Х. Такеучи.– М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 384 с.
5. Davenport T.H. Working Knowledge: How Organizations Manage What They Know / Т.Н. Davenport, L. Prusak. – Harvard Business School Press, Boston, MA, 1998.
6. Quinn J.B. Intelligent Enterprise: A Knowledge and Service Based Paradigm for Industry. – New York: The Free Press, 1992.
7. Сенге П. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций / П. Сенге, А. Клейнер, Ш. Робертс [и др.]. – М.: Олимп-Бизнес, 2004. – 624 с.
8. Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии: учебное пособие / В.А. Дресвянников. – М.: КНОРУС, 2006. – 344 с.
9. Козлова О.В. Научные основы управления производством: учебник / О.В. Козлова, И.Н. Кузнецов. – М.: Экономика, 1970. – 300 с.
10. Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма / Ю.М. Осипов. – М.: Изд-во МГУ, 1994.
11. Филиппов В.Ф. Беседы о хозяйственном механизме / В.Ф. Филиппов. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1984. – 192 с.
12. Букреев А.М. Организационно-экономический механизм антикризисного управления: теория и практика / А.М. Букреев. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 164 с.
13. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 7-е изд., доп. – М.: Институт новой экономики, 2007. – 1472 с.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 17:42:23