Управление знаниями: кадровый резерв организации. Проблемы развития кадрового резерва в России.
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (71), Ноябрь 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18037290
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В современной основанной на знаниях и инновациях экономике главным ресурсом является человеческий капитал. Чтобы достойно ответить на вызов времени, первоочередной задачей любой организации становится формирование и развитие кадрового резерва. Автором описаны основные ошибки в работе с кадровым резервом и приведены способы их исправления.
Ключевые слова: конкурентоспособность, управление знаниями, кадровый потенциал, стратегическое развитие, кадровый резерв, обучение сотрудников, инвестиции в персонал
Знания сегодня являются главным ресурсом конкурентоспособности предприятия, следовательно, их нельзя рассматривать без связи со стратегией компании и происходящими в ней основными процессами. Управление знаниями включает в себя [1]:
1) идентификацию знаний – понимание содержания системы знаний и интеллектуального капитала организации;
2) разработку политики в отношении развития знаний (выявление потребности в недостающих знаниях, создание механизмов для развития и приобретения знаний, их использования);
3) аудит знаний (устанавливается, кто и какими знаниями и умениями обладает);
4) приумножение и обновление знаний;
5) диффузия знаний – распространение знаний в пределах организации.
Человек аккумулирует знания
Каждая организация обладает своими собственными знаниями и информацией, которые потенциально увеличивают стоимость ее продуктов и услуг. Кроме того, каждая компания в большей или меньшей степени использует информацию и знания, поступающие из внешних информационных ресурсов. Таким образом, любая организация обладает полями знаний и информации двух видов: внутреннее поле, формирующееся из корпоративного опыта и знаний отдельных сотрудников, и внешнее поле, включающее информационные ресурсы поставщиков, клиентов, партнеров и т.д.
Знания сотрудников существуют в двух формах – в явной и скрытой. Вопрос отношения к скрытым знаниям достаточно актуален. Ведь явные знания, созданные сотрудниками в период работы в организации, останутся в базах и других ресурсах, в то время как скрытые принадлежат только своему хозяину. Во-первых, покидая компанию, он унесет их с собой. Во-вторых, в современном обществе, основанном на знаниях, уже не стоит задача простого фиксирования корпоративного опыта. Важно, чтобы знания постоянно передавались, обновлялись и применялись. Поэтому стратегия управление знаниями тесно связана с формированием состава ключевых сотрудников, их развитием, обучением и удержанием в рамках кадрового резерва.
Обучение двигает развитие
Просто обладать ресурсами на сегодня мало – необходимо знать, что делать с ними и как это делать наилучшим образом, чтобы превратить эти ресурсы в организационные способности. Как показала практика последних десятилетий, хотя знания и информация превратились в один из основных производственных ресурсов, но сами по себе они ничего не производят. Главной производительной силой является человек, вооруженный средствами производства и знаниями. Объектом управления становятся «неосязаемые» интеллектуальные активы, имплицитные, скрытые, латентные знания – то, что люди знают внутри себя [2].
Таким образом, если руководство организации хочет достичь каких-либо результатов в своей деятельности, необходимо:
- оценивать знания и определять компетентность персонала;
- обеспечивать подготовку персонала;
- оценивать результативность предпринятых мер;
- поддерживать в рабочем состоянии записи об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала.
Создание системы по обучению и развитию работников организации, в том числе системы работы с кадровым резервом, на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в деятельности любого предприятия, так как обеспечивает реализацию стратегических целей организации.
Но этот логический вывод поддерживают не на всех российских предприятиях. Руководители многих предприятий до сих пор игнорируют человеческие ресурсы и необходимость планомерной работы с ними, весьма ограниченно понимают и используют возможности системы управления человеческими ресурсами для достижения стратегических целей организации. При этом роль кадровых служб ограничивается деятельностью по ведению документации и обучением работников под текущие задачи производства без учета стратегических задач и перспектив развития предприятия. В результате этого образуется разрыв между текущей деятельностью предприятия и его стратегическими целями.
Необходимо отметить, что в данном вопросе западные компании имеют положительный опыт, и продвижение сотрудников по служебной лестнице является частью общей стратегии их кадровой политики. В российских организациях дела обстоят несколько хуже. Вместе с тем нельзя не признать тот факт, что ведущие отечественные компании постепенно начинают внедрять у себя те или иные части системы работы с кадровым резервом.
Можно выделить следующие проблемы в работе с кадровым резервом, которые в той или иной степени существуют на разных российских предприятиях:
1. К сожалению, в России большинство компаний пока с большим опасением относятся к развитию кадрового резерва, так как многие руководители хотят быть незаменимыми, боятся соперничества, и ошибочно предполагают, что их может «затмить» более успешный заместитель.
Отсутствие у некоторых руководителей необходимых теоретических знаний и опыта в стратегическом управлении трудовыми ресурсами приводит к боязни потери авторитета. Такие руководители утверждают, что работа с кадровым резервом является ненужным отвлечением от основных обязанностей и приносит больше вреда, чем пользы.
2. Выдвижение в резерв лично преданных руководителю работников либо работников, оказывающих руководителю различные услуги, не связанные со служебной деятельностью.
3. Формальное создание кадрового резерва. На многих предприятиях резерв кадров создается формальный и систематической работы с ним не ведется. Там же, где такая работа начинает кадровой службой проводиться, даже при поддержке высшего звена управления, не всегда она поддерживается руководителями структурных подразделений, а те, кто поддерживает ее на словах, не поддерживают на деле.
Забота о кадрах – задача руководства!
Разработка, внедрение и функционирование системы работы с резервом кадров как элемент стратегического развития предприятия зависят от трех главных факторов:
1) поддержки высшего руководства;
2) авторитета кадровых служб и их руководителей;
3) подготовленности работников кадровых служб и руководителей, задействованных в системе работы с резервом кадров.
Отсутствие или слабость даже одного из перечисленных факторов либо значительно снижает эффективность системы работы с резервом кадров, либо вообще делает недостижимыми ее цели.
Создание и развитие резерва кадров и работа с ним могут быть эффективными только при поддержке руководства предприятия, не просто следующего своеобразной моде в управлении трудовыми ресурсами, а реально осознающего необходимость резерва кадров для стратегического развития предприятия. Для успешной работы с кадровым резервом необходимо понимание руководством целей и задач при его создании, понимание того, что кадровый резерв — это долгосрочная инвестиция в персонал. Кроме того, чтобы в компании понятие «кадровый резерв» существовало не на бумаге, а в реальности, необходимы усилия со стороны руководства по формированию соответствующей корпоративной культуры, обязательств и, в хорошем смысле, ограничений.
Как уже отмечалось, кадровый резерв – это инструмент развития бизнеса. Значит, тот, кто отвечает за развитие бизнеса, должен отвечать и закадровый резерв, ибо если компания из-за недостаточной подготовки кадрового резерва замедляет темпы роста, то акционеры, конечно же, будут спрашивать с генерального директора. Следовательно, за создание управленческого кадрового резерва должно отвечать первое лицо компании.
В то же время необходимо обеспечить вовлечение линейных сотрудников и руководителей в процесс работы с резервом, тем самым обеспечивая прозрачность и всеобщность работы.
Выводы
Для того чтобы работа с резервом была эффективной, она должна основываться на следующих принципах [3]:
1. Кадровый резерв должен быть актуален, то есть потребность в замещении должностей должна быть реальной.
2. Кандидат должен соответствовать должности и типу резерва.
3. Кандидат должен быть перспективен. Исключение привилегий и протекций.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в современных условиях развития общества основным источником устойчивого экономического развития любой компании является человеческий капитал. Поэтому лишь квалифицированный персонал позволяет сделать организацию конкурентоспособной, что в свою очередь выдвигает проблему создания и развития кадрового резерва на первое место.
Источники:
2. Колосов А.Е. Человеческий капитал как главный ресурс инновационной активности предприятий // Креативная экономика, 2012, № 6.
3. Основы управления персоналом: Учебник для вузов [Текст] / Под ред. Б.М. Генкина. – М.: Высшая школа, 2006.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:24