Что сдерживает развитие в России экономики, основанной на знаниях (по данным международного рейтинга экономики знаний)
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (64), Апрель 2012
Цитировать:
Варшавская Е.Я. Что сдерживает развитие в России экономики, основанной на знаниях (по данным международного рейтинга экономики знаний) // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 4. – С. 36-41.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17562729
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Описывается содержание методики, позволяющей оценить уровень развития в стране экономики, основанной на знаниях; анализируется место России в международном рейтинге развития экономики знаний; определяются факторы, сдерживающие формирование экономики знаний в РФ.
Ключевые слова: инновации, управление, институциональная среда, международный рейтинг экономики знаний, институциональные барьеры
Всемирным банком в рамках программы «Знания для развития» (KnowledgeforDevelopment – K4D) разработана методика, позволяющая оценить готовность той или иной страны к переходу на модель развития, основанную на знаниях. Методика включает 109 показателей, объединенные в 4 группы и характеризующие следующие ключевые параметры:
1) институциональный режим, который стимулирует эффективное использование существующего и создание нового знания, а также развитие предпринимательства;
2) уровень образования населения и наличие у него навыков, связанных с использованием, обменом и созданием знаний;
3) информационная и коммуникационная инфраструктура, способствующая эффективному распространению и переработке информации;
4) национальная инновационная система.
Где-то лучше, где-то хуже…
В таблице 1 представлены основные показатели, которые входят в каждую группу и используются для измерения.
Таблица 1
Показатели, используемые для расчетов индекса экономики знаний
Группа
|
Показатели
|
Институциональный режим, государственное регулирование
|
Качество государственного регулирования, эффективность правительства, выполнение законов, гражданские свободы и политические права, политическая стабильность, контроль над коррупцией, свобода прессы, тарифные и нетарифные барьеры, защита интеллектуальной собственности, значимость банков в экономике, стоимость регистрации фирмы, число дней, необходимых для открытия фирмы и др.
|
Образование,
рынок труда, гендерная дифференциация |
Грамотность взрослых, число лет обучения, включенность в среднее образование, включенность в высшее образование, расходы на образование (% от ВВП), уровень безработицы, уровень занятости, занятость в промышленности и сфере услуг, интенсивность обучения персонала, показатели жесткости трудового законодательства, индекс гендерного равенства и др.
|
Информационная и коммуникационная инфраструктура
|
Число телефонов (на 1000 чел.), число компьютеров (на 1000 чел.), число ежедневных изданий (на 1000 чел.), пользователи интернета (на 1000 чел.), использование интернета в организациях, расходы на ИКТ (% от ВВП) и др.
|
Инновации
|
Расходы на исследования и разработки (% от ВВП), сотрудничество между университетами и компаниями, доступность венчурного капитала, экспорт высокотехнологичной продукции, затраты компаний на исследования и разработки, число научных публикаций (на 1 млн чел.), поступления от патентов и лицензий (на 1 млн чел.), численность персонала, занятого исследованиями и разработками и др.
|
Методика предполагает расчет двух сводных индексов – индекса экономики знаний и индекса знаний. Индекс экономики знаний – это средний из 4-х индексов (институционального режима, образования, информационных технологий и коммуникаций, инноваций). При определении индекса знаний учитываются только 3 индекса (образования, информационных технологий и коммуникаций, инноваций). Каждый из этих индексов представляет арифметическую среднюю величину нормализованных данных по показателям, составляющим ту или иную группу.
Нормализация показателей производится по следующей формуле:
Нормализованный показатель = 10 х (Nw : Nc),
где Nw – число стран, чьи показатели хуже, чем у данной страны; Nc – общее число стран.
Нормализованный показатель может принимать значения от 0 до 10: 10 – значение, соответствующее стране с самым высоким показателем, 0 – значение, соответствующее стране с самым низким показателем. При этом 10% стран с лучшими показателями принимают значение нормализованного показателя от 9 до 10, вторые 10% – значения от 8 до 9 и т.д. Таким образом, нормализованный показатель описывает положение той или иной страны по сравнению с другими страны. В результате отрицательная динамика нормализованного показателя Хi конкретной страны может свидетельствовать не только о том, что снизился абсолютный уровень измеряемого показателя, но и о том, что данный показатель по всем странам изменялся быстрее, чем соответствующий показатель оцениваемой страны.
В таблице 2 представлены значения индекса экономики знаний и его составляющих для различных стран.
Таблица 2
Индекс экономики знаний и его составляющие (2009 г.)
*Δ – изменение ранга (места) страны по сравнению с 2000 г.
Источник: Knowledge for Development [2]
В пятерку лидеров входят страны Северной Европы (Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия), а также Нидерланды. Далее следуют Канада, Великобритания, Ирландия, США. Замыкает первую десятку Швейцария. Россия занимает 60-е место среди 145 стран, для которых был вычислен индекс экономики знаний. Соседями нашей страны по рейтингу являются Аргентина и Турция. По индексу экономики знаний Россия уступает не только странам Западной Европы (среднее значение 8,76) и G7 (8,72), но и государствам Юго-Восточной Азии (6,41).
«Сдержанность» институтов
Как видно из таблицы 2, в России катастрофически низок индекс институционального режима экономики, который составляет 1,76. Значение этого показателя существенно выше не только в государствах Западной Европы (8,71), но и Юго-Восточной Азии (5,52), а также в странах – партнерах России по БРИКС (4,32). Более того, индекс институционального режима, рассчитанный для африканских стран, составляет 2,68 и тоже превосходит российский показатель. Сравнительные показатели индекса институционального режима представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели индекса институционального режима
Показатель (год расчета)
|
Россия
|
Дания
|
США
|
Казахстан
|
Китай
|
Тарифные и нетарифные барьеры (2009)
|
0,84
|
9,02
|
9,44
|
9,16
|
3,08
|
Защита интеллектуальной собственности (2008)
|
2,72
|
9,84
|
8,88
|
4,64
|
6,24
|
Значимость банков (2008)
|
2,08
|
9,92
|
7,12
|
0,72
|
2,08
|
Интенсивность конкуренции на местном уровне (2008)
|
2,16
|
8,40
|
9,84
|
2,72
|
8,40
|
Качество регулирования (2007)
|
2,95
|
10,00
|
8,77
|
2,81
|
4,04
|
Роль закона (2007)
|
1,51
|
9,79
|
8,90
|
2,12
|
4,59
|
Эффективность правительства (2007)
|
4,11
|
9,86
|
8,84
|
3,01
|
5,82
|
Гражданские свободы и политические права (2007)
|
2,05
|
10,00
|
8,49
|
1,78
|
0,55
|
Политическая стабильность (2007)
|
2,53
|
8,63
|
6,16
|
6,37
|
3,56
|
Контроль над коррупцией (2007)
|
1,37
|
9,86
|
8,77
|
1,44
|
2,74
|
Свобода СМИ (2008)
|
1,24
|
9,86
|
8,97
|
1,24
|
0,62
|
Данные показывают, что «узкими местами» в институциональной системе России являются незначительность отечественной банковской системы, слабая защита интеллектуальной собственности, отсутствие адекватного регулирования финансовых институтов и низкая конкуренция на местном уровне.
По сравнению со странами-лидерами рейтинга в России очень низко оценивается качество государственного регулирования и эффективность правительства. Существование проблем в этой сфере признается и на государственном уровне. Так, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., подготовленной Министерством экономического развития и утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г., «самокритично» отмечается: «Недостаточно эффективными оказались и такие ключевые с точки зрения наращивания инновационной активности общие направления социально-экономической политики, как создание благоприятного инвестиционного климата и борьба с коррупцией, политика в сфере технического регулирования, таможенное регулирование и администрирование, а также политика в сфере развития конкуренции. … Несмотря на то, что качество налогового и таможенного регулирования и администрирования по отношению к инновационному бизнесу заметно улучшилось, их фискальная составляющая продолжает превалировать над стимулирующей. В целом выросла нагрузка по налоговым и неналоговым платежам на бизнес по результатам перехода от единого социального налога к страховым платежам, и эта нагрузка в большей степени ляжет именно на инновационные сектора и виды деятельности» [4].
Еще ниже оцениваются показатели исполнения законов, контроля над коррупцией и свободы прессы. По этим параметрам Россия относится к самой худшей, пятой, группе стран мира.
Выводы
Отметим, что представленные результаты согласуются с данными других международных сравнительных рейтингов. Так, в рейтинге глобальной конкуренции Всемирного экономического форума 2011-2012 гг. по показателю «развитость институтов» Россия занимает «провальное» 128 место (из 139 стран) [5].
Анализ данных показывает, что основным тормозом, сдерживающим продвижение России в сторону экономики знаний, являются проблемы развития институциональной среды. К их числу следует в первую очередь отнести:
- низкую эффективность государственного регулирования экономики;
- низкое качество государственного управления;
- высокие административные барьеры;
- высокий уровень коррупции;
- недостаточную защиту прав собственности, особенно интеллектуальной;
- неразвитость венчурного предпринимательства;
- слабость банковской системы;
- слабость системы инфорсмента.
Источники:
2. Knowledge for Development [Электронный ресурс] // http://info.worldbank.org/etools/kam2/KAM_page5.asp.
3. Knowledge for Development [Электронный ресурс] // http://info.worldbank.org/etools/kam2/KAM_page3.asp?default=1.
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://mon.gov.ru/files/materials/4432/11.12.08-2227r.pdf.
5. The Global Competitiveness Report 2011 – 2012 [Электронный ресурс] // http://reports.weforum.org/global-competitiveness-2011-2012.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:51:46