Управление как вид профессиональной деятельности
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (19), Июль 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Исторический опыт свидетельствует, что управленческая деятельность по своему характеру и содержанию играет упорядочивающую роль в обществе, и, прежде всего, в сфере экономических отношений. Организованная (упорядоченная) деятельность – это совместный труд людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся нормам и правилам этой организации с учетом экономических, технологических, правовых, организационных и корпоративных ценностей. Правила, нормы и требования организации обуславливают наличие особых психологических отношений между сотрудниками организации, наполненных реальным содержанием, целями, задачами и ценностями совместной деятельности.
Ключевые слова: менеджмент, управленческая деятельность
“Все искусство управления сводится к двум вещам:
одарять и карать”
Магомет II (турецкий султан)
Исторический опыт свидетельствует, что управленческая деятельность по своему характеру и содержанию играет упорядочивающую роль в обществе, и, прежде всего, в сфере экономических отношений. Организованная (упорядоченная) деятельность – это совместный труд людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся нормам и правилам этой организации с учетом экономических, технологических, правовых, организационных и корпоративных ценностей. Правила, нормы и требования организации обуславливают наличие особых психологических отношений между сотрудниками организации, наполненных реальным содержанием, целями, задачами и ценностями совместной деятельности.
Управление представляет собой одну из самых сложных областей человеческой деятельности, где проявляются межличностные отношения индивидов, объединенных производственным процессом. Термин “управление” обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение: “Управление ‑ это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем” [1].
Из приведенного определения следует, что понятие “управление” и “руководство” хотя и близки по смыслу, но не тождественны. Руководство подразумевает воздействие на персонал, руководить – значит озабочивать других в связи с исполнением ими своих производственных или управленческих функций. Управление – воздействие не только на персонал, но и на технологические процессы производства, управлять – значит озабочивать себя подбором и использованием технических, экономических, кадровых и иных условий, которые необходимы для управленческой деятельности. Человек при этом может играть роль как субъекта, так и объекта управления. По этой причине существует определенное различие в содержании понятий “менеджер” и “руководитель”.
В роли менеджера может выступать каждый, кто занят каким-либо видом организаторской деятельности. Например, менеджеры эстрадных знаменитостей заняты подготовкой и проведением их шоу, продавцы-менеджеры – реализацией товара и т.п. Руководитель – это должностное лицо, который отвечает за профессиональные достижения персонала, организовывает и координирует усилия сотрудников для решения задач, поставленных перед организацией или подчиненным ему подразделением.
Руководство – это всегда власть, реальное возвышение над другими людьми, в чем и заключается его притягательная сила как для личности, незаурядной по природным данным и благородству намерений, так и для “недоброкачественных” натур. Для первой категории руководителей управленческая деятельность представляет собой деловую сферу своей личностной самореализации, эффективный фактор проявления своей общественной полезности. Для второй – обладание властными полномочиями не более чем счастливая возможность покомандовать людьми и, как правило, компенсация неудовлетворенного тщеславия.
Эффективное функционирование любой организации зависит от правильного распределения властных полномочий в организационной структуре. Объем властных полномочий руководителя определяется его должностными правами и обязанностями, которые должны обеспечивать реальность выполнения профессиональных функций руководителя. В структуре персонала организации можно выделить линейных (административных), функциональных (штабных) и полевых руководителей. Линейные руководители (рис. 1) большую часть своих усилий по управлению реализуют через подчиненных, а их профессиональная ценность состоит в умении ставить стратегические задачи, увлекать персонал работой, формировать взаимоотношения в трудовом коллективе. Функциональные руководители заняты профессиональной разработкой поручений линейных руководителей по узко специализированной, предметно-ориентированной функции управления и возглавляют функциональные подразделения организации. Полевые руководители имеют в подчинении низовые структурные подразделения (бригады, группы, участки, смены и т.п.).
Наибольшими властными, соответственно, должностными полномочиями обладают линейные руководители. Им принадлежит право определять стратегию и программу жизнедеятельности организации, решать проблемы и оценивать результаты работы персонала. Функциональные и полевые руководители действуют в пределах полномочий, делегированных им линейными руководителями. Вне зависимости от различия в должностных полномочиях линейных, функциональных и полевых руководителей их объединяет общая платформа управленческого поведения. Общими принципами управления являются: компетентность, гуманность, инновационность и прагматизм.
Властные полномочия могут существовать, но не использоваться. Власть как организационный процесс подразумевает, что:
- это потенциал в распоряжении пользователя власти, который существует не только тогда, когда применяется;
- существует взаимосвязь между пользователем власти и тем, к кому они применяется;
- тот, на кого направлены властные действия, имеет некоторую свободу действий.
Основой власти называют то, откуда она происходит, и различают ее личностную и организационную составляющие. Источник власти определяет через какие инструменты данная основа власти используется. Источники, составляющие личностную основу власти, включают в себя: экспертную власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти. В группу источников организационной основы власти входят: принятие решений, вознаграждение и принуждение, власть над ресурсами и власть связей (рис. 2).
Власть и властные отношения в организации тесно связаны с лидерством ‑ способностью эффективно использовать все имеющиеся источники власти для достижения целей социальной группы или организации в целом (о чем с пятого номера текущего года журнал “Российское предпринимательство” начал публиковать целую серию статей в разделе высшего образования для предпринимателей – ред.).
Об отношениях лидерства и руководства читайте в следующем номере журнала.
Источники:
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:01:56