Направления профессиональной подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью

Соколов К.О.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (3) за 2011 год

Цитировать:
Соколов К.О. Направления профессиональной подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью // Вопросы инновационной экономики. – 2011. – Том 1. – № 3. – С. 53-57.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16541523
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Количество специалистов, работающих в сфере управления инновационной деятельностью, и качество их профессиональной подготовки не соответствуют требованиям эффективного инновационного развития регионов-субъектов РФ. В статье рассматриваются направления профессиональной подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью.

Ключевые слова: управление персоналом, профессиональная подготовка, инновации, инновационная деятельность, экономика региона, инновационный менеджер, специалист по управлению инновационной деятельностью



В настоящее время в России имеется большое количество перспективных для коммерциализации результатов исследований и разработок, которые не используются в силу не только объективных причин, но чаще всего из-за неподготовленности отечественных разработчиков к выведению на рынок новой продукции. Необходимость выявления новых результатов интеллектуаль­ной деятельности технического, технологического, организаци­онного, коммерческого характера, анализа этих результатов с точки зрения влияния на принятую стратегию бизнеса, выбор оптималь­ных форм их правовой охраны, использование правового меха­низма для повышения стоимости инновационного бизнеса — все это неотъемлемые компоненты инновационной деятельности.

Для специалистов в области инновационной деятельности важно умение профессионально ориентироваться в возможностях и механизмах управления интеллектуальными ре­сурсами. Эти специалисты должны обладать навыками в области коммерциализации технологий, владеть теорией и практикой правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, уметь управлять инновационными проектами и высокотехнологичными фирмами.

Инновационные менеджеры должны получать глубокую междисциплинарную подготовку: системный аналитик, вооруженный методологией и инструментарием теории управления; эконометрист, вооруженный методологией и инструментарием теории экономической динамики; менеджер, вооруженный методологией и инструментарием теории организации маркетинга и психоанализа. В программах по подготовке инновационных менеджеров, по нашему мнению, должны быть тесно связаны технические и управленческие дисциплины, необходимые для планирования, разработки и коммерциализации инноваций.

Так как основным предметом труда менеджера является научно-техническая и управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знания современных информационных технологий, умение ими пользоваться.

Инновационные менеджеры — это специалисты, выступающие связующим звеном между новаторами — авторами оригинального научно-прикладного продукта — и сферами производства и потребления. Поэтому одной из важнейших особенностей в подготовке инновационных менеджеров является то, что дополнительно к названным выше знаниям и умениям такой специалист, по нашему мнению, должен обладать знаниями, позволяющими производить отбор новых идей, генерируемых сотрудниками предприятия и способных приносить наибольший положительный эффект от их практического применения. Таким образом, в основе инновационного менеджмента стоит умение распознавать инновации, ибо только при таком условии ресурсы могут использоваться для инновационного развития предприятия.

Взаимодействуя с новаторами (изобретателями и рационализаторами), инновационный менеджер формирует инновационный портфель, оценивает возможные пути реализации и жизнеспособность каждой перспективной разработки посредством соответствующих критериев. Для того чтобы квалифицированно производить отбор новых идей инновационный менеджер должен непрерывно следить за развитием внешней среды предприятия, формированием рынка, достижениями научно-технического прогресса.

Специфика инноваций, как объектов управления, предопределяет особый характер профессиональной деятельности менеджера в этой сфере. Труд инновационного менеджера носит творческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности.

В условиях прогнозируемого увеличения инвестиционной активности в России виден серьезный дефицит специалистов, способных управлять инновационным развитием промышленных предприятий. Очевидно, что количество специалистов, работающих в сфере создания и выведения новой продукции на рынок и эффективной коммерциализации технологий, а также качество их подготовки не соответствуют современной потребности. У большинства специалистов, даже имеющих об­разование в области менеджмента, нет системных знаний в обла­сти управления интеллектуальной собственностью, коммерциа­лизации технологий, ограничены представления о специфике выведения на рынок нового высокотехнологичного продукта, интеграции новых технологий в общую деятельность компании, технологическом аудите, управлении инновационными проекта­ми.

Проблемы обеспечения эффектив­ной подготовки специалистов для управления инновационной де­ятельностью наиболее остро стоят в регионах России, где еще не сложилась соответствующая учебно-методическая база, не хватает должного обеспечения обра­зовательных организаций педагогическими кадрами, значителен раз­брос в уровне их квалификации, недостаточна материально-техни­ческая база, не сформировано общественное мнение о необходи­мости такой подготовки.

В настоящее время в ряде регионов России начинает формироваться многоуровневая система подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью в научно-технической и промышленной сферах как подсистема национальной инновационной системы [1]. Организационная схема многоуровневой системы представля­ет собой совокупность государственных, муниципальных и него­сударственных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в соответствии с действующим законодательством, а также органов управления системой на федеральном и регио­нальном уровнях. Система подготовки кадров должна базировать­ся на формировании в регионах сетей специализированных обра­зовательных центров, использующих накопленный организаци­онно-методический опыт, материально-технический и кадровый потенциал организаций и учреждений, действующих на рынке образовательных услуг.

Региональные специализированные центры подготовки кадров должны создаваться с учетом сложившегося размещения науч­но-производственного потенциала и активно взаимодействовать друг с другом и органами исполнительной власти. Они должны решать специфичес­кие задачи организации подготовки и переподготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью, причем по возможности комплексно, обеспечивая кадрами весь цикл инновационного процесса.

Подготовку специалистов по управлению инновационной деятельностью целесообразно осуществлять без отрыва слушателей от работы, обеспечивать их оригинальными учебными пособиями, основанными на передовой практике, в том числе в электронном виде, с тестами и анализом конкретных ситуаций, адаптированными для дистанционной формы образования.

Профессионально подготовленные российские инновационные менеджеры, владеющие инженерными и экономическими знаниями, становятся важнейшим активом эффективного инновационного бизнеса. Дальнейшая интенсификация инновационной деятельности будет способствовать перемещению специалистов в области управления инновациями из среднего звена, которое они занимают сейчас, в высшее звено, на должности руководителей предприятий. Для того чтобы современное предприятие достигло успеха, им должен руководить инновационный менеджер.

Чтобы занять достойные позиции в мире, перед Россией по­ставлена задача, в самое ближайшее время выбрать приоритеты прорыва и осуществить его, опираясь, прежде всего на собственные разработки. Для решения этой задачи нужны современные российские кадры — инновационные менеджеры, консультанты, эксперты, получившие качественное образо­вание для работы в рыночных условиях, способные выдержать ужесточающуюся конкуренцию в мире.


Источники:

1. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение. – М.: Дело, 2005. – 496 с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:59:30