Охрана труда курьеров АО «Почта России»: анализ опасностей, присущих профессиональной деятельности
Ильин С.М.1, Самарская Н.А.1, Симанович С.В.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 3 (Март 2024)
Цитировать:
Ильин С.М., Самарская Н.А., Симанович С.В. Охрана труда курьеров АО «Почта России»: анализ опасностей, присущих профессиональной деятельности // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 3. – С. 413-430. – doi: 10.18334/et.11.3.120718.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65632774
Аннотация:
Представленное исследование посвящено анализу отдельных аспектов профессиональной деятельности работников служб курьерской доставки и, в частности, курьеров АО «Почта России», в целях совершенствования системы управления охраны труда. В работе рассматриваются некоторые свойственные профессиональной деятельности этой категории работников риски, находящиеся вне нормативного регламентированного реестра. В целях обеспечения безопасности профессиональной деятельности предлагается реализация ряда рекомендаций организационного, технического и технологического характера, разработанных на основе системного подхода. Авторы исследования подчеркивают, что такой подход к совершенствованию системы управления охраной труда не только повышает качество трудовой жизни этой категории работников, но и напрямую влияет на качество услуг в современных условиях роста рынка курьерской доставки, экономическое благополучие и конкурентоспособность служб доставки почтовых операторов и предприятий доставочного сервиса.
Ключевые слова: охрана труда, управление конфликтами, курьерская служба, услуги почтовой связи, условия труда, качество трудовой жизни, риски профессиональной деятельности, нападение животных, нападение третьих лиц
JEL-классификация: J28, J81, J83, L87
Введение
В настоящее время в России наблюдается бурное развитие рынка курьерской доставки: согласно данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), рост этой сферы экономической деятельности имеет ярко выраженную положительную динамику и измеряется десятками процентов прироста. Специалисты называют три основные причины такой тенденции.
Первой причиной можно назвать изменение покупательского поведения потребителей. Так, если в годы «ковидных» ограничений необходимость совершать онлайн-покупки была вынужденной, то в настоящее время это стало обыденным, привычным делом. Кроме того, для жителей мегаполисов и крупных населенных пунктов время стало дефицитной категорией, и они стремятся экономить его, не тратить на походы в магазины и даже на приготовление пищи. Поговорка «время – деньги» стала буквальной.
Вторая причина заключается в изменении подхода к занятости населения. Значительно увеличилось количество потребителей, работающий удаленно, притом в таких местах, где приобрести необходимые товары невозможно: привычный ассортимент товаров просто отсутствует.
И последняя причина: рынок доставки в России стремительно приобрел характер объекта успешных инвестиций: за последние годы уровень цифровой трансформации (диджитализации) бизнес-процессов (интернет-банкинг, маркетплейсы, финтех) уверенно обгоняет многие европейские страны. По прогнозам специалистов, ожидаемый рост рынка e-grocery – самой главной движущей силы всего рынка доставки – по итогам 2023 года может составить от 30 до 45% по сравнению с предыдущим, а по итогам 2024 года может достичь 48% [1].
По состоянию на 2023 год самым крупным сегментом отечественного рынка курьерской доставки, на который пришлось 788 млрд рублей, явилась доставка товаров из интернет-магазинов и маркетплейсов. По сравнению с предыдущим периодом прирост здесь составил 13%.
Второе место с объемом в 520 млрд рублей и приростом в 10% заняла доставка продуктов (e-grocery). Рынок доставки готовых блюд из ресторанов в рамках кейтеринговых служб также показал рост на 25%, достигнув отметки в 222 млрд рублей.
Тенденция развития рынка курьерской доставки не обошла и основного почтового оператора России – АО «Почта России». Однако, наряду с растущим спросом населения на услуги по доставке почтовой корреспонденции, печатной продукции, посылок и других почтовых отправлений «от дверей до дверей», непродуманная социально-экономическая политика руководства компании привела её в убыточное состояние. В 2021 году этот сегмент составлял 170 млрд рублей, а к концу 2022 года сократился до 158 млрд рублей, что составило снижение на 7%. РАЭК (Рисунок 1) объясняет эту тенденцию также и сокращением трансграничной торговли, и уменьшением экономической активности, и возрастающими предпочтениями населения к получению отправлений в пунктах выдачи заказов (ПВЗ) [2].
Рисунок 1 – Объём рынка курьерской доставки «последней мили», млрд. руб. Источник: составлено авторами по данным https://raec.ru/upload/files/delivery-market-2023.pdf
Согласно оценкам ассоциации, на рынке доставки в России действует более 1700 компаний, однако треть из них предоставляют свои услуги только в Москве, а половина оперирует в пяти крупных регионах, включая столицу и Подмосковье, Санкт-Петербург, Новосибирскую область и Екатеринбург. Среди топ-10 компаний, оказывающих услуги для потребителей (b2c) и имеющих собственные службы доставки или пользующиеся услугами внешних партнеров, РАЭК выделяет маркетплейсы, такие как Wildberries, Ozon, а также сервисы «Самокат» и «Сбермаркет», «Яндекс.Еда» и другие. В числе логистических компаний на рынке выделяются «Почта России», СДЭК и др.
Такие изменения в развитии рынка курьерской доставки соответственно влекут за собой стремительный рост числа работников, непосредственно занятых доставкой почтовых отправлений, товаров и продуктов питания – курьеров, роль которых в системе почтовой связи и сфере сервисных услуг является неоспоримо определяющей. Фактически начиная и завершая процесс доставки, курьер представляет собой ключевое звено в обеспечении процесса своевременной, качественной и безопасной передачи почтовых отправлений и товаров от отправителя к получателю.
Вместе с этим качество работы курьера напрямую зависит от уровня социально-экономической и кадровой политики руководства почтового оператора или сервисной организации, пониманием и объективной оценкой роли курьера в цепочке почтовых услуг. К сожалению, несмотря на важность и востребованность профессии курьера, в погоне за прибылью руководство многих компаний ее часто недооценивает в контексте обеспечения безопасных условий труда, социальной поддержки и поддержания достаточного качества трудовой жизни работников. Свидетельством этому служит неприемлемо высокая текучесть кадров, вызванная неудовлетворенностью почтовых работников и курьеров условиями труда и профессиональной деятельности, что приводит к снижению качества оказания услуг доставки, и, соответственно, во многом формирует отрицательное отношение населения к деятельности почтового оператора или сервисной организации, снижая конкурентоспособность последних [3].
В свою очередь, создание достойных условий труда, разумная социально-экономическая политика руководства компании, социальные гарантии и поддержка курьеров мотивирует их на качество выполнения профессиональных обязанностей, создает в организации коллектив стремящихся к повышению своей квалификации в плане культуры обслуживания клиентов единомышленников, что способствует повышению рентабельности почтового оператора и сервисной организации, укреплению их имиджа и конкурентоспособности [4].
Следует отметить, что проблемные аспекты труда курьеров в сфере его охраны в настоящее время недостаточно изучены, а нормативная база, регламентирующая их профессиональную деятельность, стремительно отстает от непрерывных изменений, происходящих в этой сфере экономической деятельности. Такое положение дел в условиях возрастающих технико-технологических требований, которые кардинально преобразуют структуру многих отраслей сервиса, в том числе службы почтовой связи, актуализирует эту проблему, так как происходящие изменения напрямую влияют на качество трудовой жизни самой многочисленной категории работников служб почтовой связи и сервисных организаций. Проявившиеся в последние годы серьезные проблемы организационно-управленческого и социально-экономического характера основного почтового оператора России вызывают необходимость научного подхода к оценке условий труда курьеров, формированию объективного представления о существующих вредных и (или) опасных факторах профессиональной деятельности, включающих неспецифические опасности, которые находятся вне нормативно регламентированного реестра профессиональной деятельности этой категории работников.
Исследования в этой области позволят выявить и систематизировать профессиональные риски, разработать научно обоснованные подходы к совершенствованию системы управления охраной труда служб курьерской доставки, что будет способствовать снижению уровня производственного травматизма, обеспечению достойного качества трудовой жизни, и, как следствие, экономическому благополучию, конкурентоспособности и рентабельности служб доставки почтовых операторов и других сервисных организаций.
Охрана труда в профессии курьера: особенности и вызовы
Вся история отечественной почтовой связи и курьерской службы от появления системы «ямской гоньбы» в период татаро-монгольского нашествия до наших дней имеет свои профессионально определенные особенности и тенденции развития. В первую очередь это выражается в высокой государственной и общественной значимости этой сферы экономической деятельности, что, в свою очередь, определяет устойчивую тенденцию к непрерывному развитию, адаптации к изменяющимся потребностям населения, организаций и органов управления с использованием всех достижений науки в области техники и технологий. При этом стабильное функционирование системы связи и сервиса имеет прямую зависимость от государственной политики в этой области экономической деятельности, качества нормативной базы и качества реализуемых руководством системы организационно-управленческих, технологических, технических и социально-экономических решений, их соответствия нормативно регламентированным целям с учетом возможностей для решения задач по их достижению.
Кроме этого, характер линейного алгоритма системы почтовой связи и служб курьерской доставки, а также специфика клиентоориентированности труда её сотрудников определяют ключевое значение человеческого фактора для устойчивости и качества работы системы связи [5]. В отношении представителей руководства – по достойному обеспечению сотрудников в соответствии с условиями производственной среды и трудового процесса, в отношении работников служб доставки – по уровню профессионализма, способности и готовности выполнять трудовые функции грамотно, добросовестно и ответственно.
Несмотря на то, что стремительная цифровизация общества и экономики, появление глобальных информационных сетей существенно упростили процессы организации, отслеживания и оплаты почтовых отправлений и товаров, вышеозначенная специфика деятельности и основные принципы работы курьерских служб сохранились, превращаясь в прибыльный бизнес с возрастанием спроса и конкуренции. Трансформация вида занятости в сфере курьерских услуг привела к росту объектов доставки и появлению новых форм доставки, таких, как бесконтактная или с участием роботов-доставщиков и т.п.
1. В то же время стремительное развитие сферы сервисной деятельности не изменяют положение о том, что понимание профессии и ее специфики находятся в непосредственной зависимости от нормативно определяемой квалификации работника. Согласно ст. 195 ТК РФ [6] квалификация определяет необходимый уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Так же в статье акцентируется: профессиональный стандарт определяет характеристику квалификации, необходимой работнику для успешного осуществления определенного вида профессиональной деятельности, включая выполнение конкретных трудовых функций [7].
Это напрямую относится к курьерам – сотрудникам почтовой связи и служб доставки, которые выполняет свои трудовые функции согласно единому профессиональному стандарту, регламентирующему трудовую деятельность сотрудников почтовой связи. Эти работники выполняют широкий спектр задач, одной из которых, согласно профессиональному стандарту, является «обслуживание клиентов по месту жительства или регистрации», выполняя при этом прием и доставку почтовых отправлений в различных социальных, коммуникативных, территориальных, климатических и погодных условиях. Учитывая данную специфику, некоторые авторы обоснованно утверждают, что в данном случае целесообразно использование количественной оценки априорного риска, которая позволяет объективно выявить группы курьеров, подвергающихся значительному риску воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, приводящих к травмированию, потере трудоспособности, приобретению профессиональных и общих заболеваний. При этом условия труда и профессиональной деятельности ранжируются по степени опасности для здоровья, что дает основание для разработки профилактических мероприятий, направленных на предотвращение вредного воздействия [8].
Оценка апостериорного риска позволяет конкретизировать риски профессиональной деятельности в различных условиях: так, курьеры, проводящие более 60% времени на открытых площадках, в большей степени подвергаются негативному воздействию охлаждающего метеорологического фактора, усиленного вредными производственными факторами. Эти данные позволяют адресно и целенаправленно разрабатывать комплекс мер по минимизации выявленных рисков конкретной категории работников.
Вместе с этим учет индивидуальных особенностей работников является непременной составляющей в процессе оценки риска для здоровья работников. Эти особенности определяют необходимость персонализированных медико-профилактических мероприятий, включая технические и административные методы, проведение периодических медицинских осмотров и диспансеризации.
Комплексная модель оценки и управления рисками предлагает эффективные меры первичной и вторичной профилактики. Они включают в себя технические и административные методы, использование индивидуальных средств защиты, коррекцию поведенческих факторов риска, проведение медицинских осмотров и оздоровительных мероприятий. Такой подход способствует минимизации риска и повышению общего благосостояния курьеров, что, в свою очередь будет способствовать благоприятному развитию.
В работе курьера почтовой службы и служб доставки существенными факторами являются трудовая нагрузка и напряженность труда. Трудовая нагрузка, в данном контексте, оценивается преимущественно по воздействию на функциональные системы организма и опорно-двигательный аппарат, и зависит от количества стандартных движений в течение смены, особенностей рабочей позы, положения тела в пространстве, угла наклона и других факторов [9].
Авторы некоторых исследований отмечают, что деятельность по курьерской доставке сопряжена с потенциальными рисками получения травм и представляет определённый уровень негативного воздействия на жизнь и здоровье работников. Акцентируя внимание на физических и психофизиологических нагрузках, используя при оценке тяжести методические рекомендации профессора В. В. Розенблата, основанной на измерении частоты сердечных сокращений, установлено, что характерным классом (подклассом) условий труда у курьеров будет являться 3.2 [10].
В сфере курьерской и почтовой деятельности стоит учитывать, что выполнение обязанностей по обеспечению безопасности и сохранности переписки может дополнительно воздействовать на психофизиологическое состояние сотрудников. Актуальность этого вопроса возрастает с учетом того, что полная гарантия тайны переписки в условиях современного общества представляет собой сложную задачу для государства [11].
В современной динамичной среде взаимодействия с клиентами, где курьеры выполняют не только функцию доставки, но и предоставляют дополнительные социально значимые услуги, оценка и создание оптимального коммуникативного пространства становится неотъемлемой частью обеспечения безопасных условий труда и повышения эффективности обмена информацией. Исследования особенностей коммуникативного взаимодействия в процессе трудовой деятельности подтверждают, что риск возникновения стрессовых ситуаций у сотрудников напрямую зависит от плотности коммуникативного пространства, клиентоориентированности труда и необходимости соблюдения норм профессиональной этики [12]. Эта специфика трудовой деятельности, в свою очередь, может повлечь за собой психическое перенапряжение, психосоматические расстройства, привести к негативным изменениям в поведении работников, нарушениям здоровья, и, как следствие – к производственному травматизму и профессиональным заболеваниям.
С применением метода Исикавы для анализа факторов, вызывающих травматизм и профессиональные заболевания курьеров почтовой связи и служб доставки, можно построить систематическую диаграмму (Рисунок 2), которая выявляет разнообразные факторы, воздействующие на безопасность труда этой группы работников.
Рисунок 2 – Причинно-следственная диаграмма производственного травматизма сотрудников рассматриваемой сферы
Источник: составлено авторами
Структурирование полученных в результате анализа данных по организационным, техническим, психофизиологическим, субъективным, микроклиматическим, физическим и прочим аспектам обеспечивает объективное понимание и позволяет классифицировать потенциальные инциденты, свойственные условиям труда и профессиональной деятельности работников в сфере почтовой связи и курьерской доставки, которым характерна взаимосвязь с возможностью возникновения травм и заболеваний. В этом плане необходимо отметить, что опасность представляют воздействия как хорошо изученных и имеющих возможность инструментальной оценки неблагоприятных физических факторов, так и организационных, экономических, психофизиологических и биологических, которые, оказывая негативное воздействие на здоровье и жизнь курьера, находятся вне нормативно регламентированного реестра его профессиональной деятельности.
Опасности и риски профессиональной деятельности курьеров и меры по их минимизации
Рассматривая вопросы, касающиеся охраны труда курьеров, важно отметить, что воздействие физических факторов на жизнь и здоровье работников различных сфер экономической деятельности хорошо известны и детально исследованы: технологии измерения показателей микроклимата, шума, освещения, вибрации разработаны, нормативно регламентированы и позволяют объективно оценить условия труда работников. С уверенностью можно обозначить и систему оценки психофизиологических факторов – тяжести и напряжённости труда.
В то же время в некоторых научных исследованиях в области охраны труда подчёркивается, что при осуществлении доставки груза курьером информация о его физическом состоянии, усталости, возможно возникшей в результате предыдущих доставок, не учитывается, не фиксируется и не используется в системе организации и регламентирования труда. Вместе с тем интенсивная физическая и психоэмоциональная нагрузка во время трудовой деятельности вызывает повышение усталости и ведет к переутомлению, что, в свою очередь, увеличивает вероятность возникновения травм и заболеваний [13].
Отсутствие мониторинга физического состояния курьеров и грамотной регламентации их труда имеет еще одно негативное проявление: перегрузка стремящихся заработать больше курьеров ведет к повышению рисков производственного травмирования, заболеваний и как результат – потере работоспособности с невозможностью выполнять трудовые функции. С другой стороны, менее «продуктивные» в плане интенсивности работы курьеры могут замедлять процесс доставки, что снижает общую прибыль компании.
В связи с этим предложения по внедрению автоматизации мониторинга физического состояния работников курьерских служб с целью предотвращения травм и несчастных случаев в процессе доставки грузов с последующим рациональным регламентированием трудовых функций представляется актуальной и необходимой [14].
Для достижения поставленной цели авторами рекомендаций предлагается собирать в автоматическом режиме следующую информацию:
1. Данные о местоположении курьера в режиме реального времени.
2. Информацию о перевозимом курьером грузе в текущий момент.
3. Возраст курьера.
4. Частоту сердечных сокращений (ЧСС) курьера.
На основе этих данных, меняющихся во времени, определяются ситуации, требующие внимания. Каждые 30 секунд для каждого курьера выполняются следующие шаги:
1. Считывание текущего местоположения курьера и его ЧСС.
2. Определение перевозимого груза.
После получения этих данных они сравниваются с предыдущими значениями, и на основе этого определяется следующее: если за указанный период времени произошло изменение местоположения, при этом ЧСС достигла критических значений для указанного возраста курьера, то необходимо уведомить курьера о необходимости отдыха. Также предлагается изменить план перевозки грузов на текущий день для снижения нагрузки.
В сфере профессиональных рисков, находящихся вне нормативно регламентированного реестра профессиональной деятельности категории работников служб курьерской доставки, все более актуальными становятся физические повреждения вследствие нападения животных и третьих лиц.
Так, укусы животных – согласно статистике ВОЗ, составляют 50% травм среди людей, которые связаны с поездками и передвижением по территории населенных пунктов, связаны с укусами животных, особенно собак. При этом 59 тыс. человек, становясь жертвами укусов, вследствие инфицирования впоследствии умирают от бешенства [15].
При оказании услуг связи и доставки курьерам необходимо значительное время передвигаться по улицам, посещать квартиры и частные домовладения. Учитывая то, что в городских условиях как бездомные, так и домашние собаки превратились в неотъемлемую часть уличной жизни, увеличение случаев травмирования, вызванного агрессивным поведением собак, закономерно увеличивается. Специалисты в области охраны труда и техники безопасности подчеркивают, что полное исключение данного риска невозможно, и подчеркивают важность обучения сотрудников навыкам безопасного поведения в целях предупреждения возможного нападения животного и защиты от нападающего животного [16].
Положения Закона о животных определяют, что собаки определенных пород и их гибриды признаются потенциально опасными. Законом же определяется, что такие собаки не могут выгуливаться без намордника и поводка, за исключением случаев, когда они находятся в огороженной территории, принадлежащей их владельцу на праве собственности или другим законным основаниям. Территория, где присутствует потенциально опасная собака, должна быть обозначена предупреждающей надписью.
Однако необходимо понимать, что любая собака, даже та, которую обычно называют «карманной», может представлять риск для здоровья, так в состоянии причинить тяжкие травмы, такие, как прокусывание сухожилий и кровеносных сосудов на ногах или перекусывание сонной артерии. Следовательно, вопрос безопасности в отношении собак не должен ограничиваться только определенными породами, и при взаимодействии с любыми собаками следует проявлять осторожность, уметь распознавать признаки агрессии, ведущей к возможному нападению, и предпринимать соответствующие меры предосторожности [17].
С этой целью руководству почтовых операторов и служб доставки в системе управления охраной труда целесообразно проводить мероприятия обучающего характера с целью формирования у работников умений прогнозировать возможные опасности нападения животных на маршруте, распознавать признаки агрессии у собак, использовать приёмы обеспечения своей безопасности и эффективно реагировать в случае нападения животных, а в случае необходимости – грамотно применять средства индивидуальной защиты или подручные предметы против агрессивных животных.
Необходимо разработать и внедрить соответствующие протоколы безопасности, включающие соответствующие обучение, тренинги и оснащение персонала защитными средствами. Поддержка со стороны руководства в виде регулярного обновления инструкций и предоставления необходимых ресурсов играет важную роль в обеспечении безопасности работников.
Еще одной, свойственной для условий труда курьеров почтовой связи и служб доставки особенностью является выполнение профессиональных обязанностей в условиях высокой плотности коммуникативного пространства, что подразумевает повышенную вероятность воздействия вредных и (или) опасных факторов социального и психоэмоционального характера [18].
В ходе своей профессиональной деятельности курьеры могут столкнуться не только с недовольством и неадекватными реакциями клиентов, но и с попытками незаконного овладения доставляемых почтовых отправлений и материальных ценностей. Некоторые исследователи указывают на наблюдаемые тенденции к некоторому улучшению криминогенной ситуации, тем не менее, на 2021 год доля преступлений против личности составила 12,4%, что эквивалентно 254 128 случаям. Таким образом, риски нападения на курьеров третьих лиц с целью ограблений не просто существуют, но и предопределяются содержанием их профессиональной деятельности [19].
Ситуации с нападениями третьих лиц опасны не только последствиями в виде утраты доставляемых почтовых отправлений и материальных ценностей, получения травм и повреждений здоровья. Взаимодействие с агрессивно настроенными и (или) неадекватными клиентами и преступными элементами оказывает серьезное травмирующее воздействие на психику работника, особенно не обладающего навыками безопасных действий в таких ситуациях подготовленного к таким инцидентам. Последствия реализации опасностей такого характера проявляются в виде различных форм посттравматического стресса, напрямую влияя на эмоциональное и физическое состояние курьеров, их работоспособность, резко снижают мотивацию к выполнению профессиональных обязанностей [20].
В целях обеспечения сохранности доставляемых отправлений и материальных ценностей некоторые работодатели сосредотачиваются на обеспечении курьеров доступными средствами защиты от преступных элементов – газовыми (перцовыми) баллончиками, распылительными устройствами, электрошокерами и т.п. Однако специфика вышеозначенных рисков заключается в том, что в зависимости от обстановки и особенно в неумелых руках такие средства могут не только оказаться полностью бесполезными, но и повысить уровень опасности для пользователей. Эксперты в области самозащиты утверждают, что доступные (и, к сожалению, в большинстве своем малоэффективные) средства защиты целесообразно применять только в случае, если нападающий один и у доставщика есть возможность быстро скрыться.
Это не значит, что не следует обеспечивать курьеров средствами самозащиты, но только при обязательном условии обучения умениям распознавать опасности, определять необходимость и возможность использования этих средств без превышения пределов самообороны, эффективно пользоваться ими.
Вместе с тем практика профессиональной деятельности служб безопасности и обеспечения порядка в различных сферах экономической деятельности показывает популярность и эффективность использования мобильных видеорегистраторов и устройств оповещения об опасности («тревожных кнопок»). Устройство передачи тревожного сигнала (тревожная кнопка) позволяет отправить сигнал на пульт оператора или мобильный телефон, а функция определения местоположения посредством GPS позволяет быстро найти носителя видеорегистратора или персонального трекера по переданному сигналу.
Кроме того, такие приборы обеспечивает безопасность пользователя за счет возможности передачи видеозаписи в режиме on-line, что, наряду с возможность оказания оперативной помощи, может минимизировать возникновение спорных ситуаций, а в особых случаях использоваться в качестве доказательной базы. С помощью видеозаписи курьер сможет доказать правильность своих действий в случаях защиты от неадекватных действий клиентов или третьих лиц, а «тревожная кнопка» может избежать нежелательных последствий и спасти жизнь [21].
Вместе с тем большое значение в деятельности администрации почтовых операторов и доставочных компаний по обеспечению безопасности курьеров имеют управленческие решения по страхованию рисков и ответственности за утраченные по причине нападения почтовые отправления и ценности. Разумеется, если обстановка позволяет курьеру защищать себя и доставляемые ценности, это стоит делать. Однако администрации следует понимать, что жизнь и здоровье курьера несопоставимы с ценностью любых доставляемых корреспонденции или товара, и работодатель обязан брать на себя ответственность за утраченные материальные ценности, считая приоритетом безопасность своих сотрудников [22].
По этой причине разработка руководством доставочных служб и предприятий эффективных стратегий по снижению рисков социального характера должна основываться на комплексном подходе, являться обязательным элементом системы управления охраной труда и профессионального обучения курьеров.
Заключение
Обобщая находящиеся вне нормативно регламентированного реестра, но свойственные профессиональной деятельности курьеров риски, целесообразно систематизировать меры по их минимизации и представить в виде таблицы по двум направлениям: обеспечение работников защитными средствами и обучение безопасному поведению в опасных ситуациях (табл. 1). Это поможет конкретизировать деятельность руководителей почтовых операторов и служб доставки при совершенствовании системы управления охраной труда.
Таблица 1 – Меры по обеспечению безопасности курьеров в зависимости от характера рисков.
Характер рисков
|
Меры по обеспечению безопасности
|
Укусы
животных
|
Защитная
одежда и обувь:
- куртка и брюки с накладками на из плотного, устойчивого к проколам и порезам материала; - обувь с защитными крагами или высоким берцем. Средства обеспечения безопасности: - аэрозольно-струйные баллончики-распылители (типа «Антидог» Black); - перцовые газовые распылители («Антидог» Факел); - ультразвуковые портативные отпугиватели животных со встроенными фонарем или вспышкой (типа «Собака Нет. Вспышка-плюс», Sititek «Гром-250М», «Кобра»; - портативные электрошокеры отпугиватели животных («Спецназ», «Скипетр-Икс v.2», «Ракета»). |
Обучение:
- изучение маршрута и района доставки на предмет определения наличия и уровня угрозы нападения животных; - теоретическое обучение основам безопасного поведения по избежанию и предотвращению нападения, в случае нападения агрессивного животного; - тренинги по противодействию нападающему животному и использованию средств защиты. | |
Нападения
третьих лиц
|
Защитная
одежда и обувь:
- куртка и брюки с накладками из плотного, устойчивого к проколам и порезам материала, с элементами светоотражения и дальнего обнаружения; - плотная обувь, исключающая потерю в случае быстрого передвижения или самообороны Средства обеспечения безопасности: - мобильные (нагрудные) видеорегистраторы (MD31, BODY CAM BC-1, BODY-CAM C-2 Wi-Fi); - персональные GPS/SMS трекеры («TrakFon TP-28», GPS/SMS трекер с тревожной кнопкой «TrakFon TP-28»), мобильные «тревожные кнопки» («Страж SOS-GSM-Н (улица)»; - средства самообороны: газовые, аэрозольные, струйные, струйно-пенные и струйно-гелевые баллоны (CS «Сирень», CN «Черёмуха», CR, ОС, МПК, «Перец 11-А», «Факел-2»; распылительные конструкции («Удар-М2», «Премьер-4») |
Обучение:
- изучение маршрута и района доставки на предмет определения потенциально опасных в плане нападения третьих лиц мест и участков передвижения; - теоретическое обучение основам конфликтологии, безопасного поведения по избежанию и предотвращению нападения, действиям в случае нападения; - тренинги по обращению со средствами обеспечения безопасности и самообороны; - тренинги по действиям в конфликтных и опасных ситуациях по предотвращению нападения, защите и противодействию нападающему с использованием средств самообороны без превышения пределов самообороны |
Вместе с тем вышеозначенные средства обеспечения безопасности будут эффективны только в том случае, если курьер обладает хорошими навыками безопасного поведения в опасных ситуациях, умениями и готовностью пользоваться ими. Поэтому в системе обучения персонала правилам безопасного поведения в опасных ситуациях приоритет стоит отдавать проведению практических тренингов. Внедрение эффективных программ обучения в сочетании с регулярно проводимыми в ходе инструктажей тренингами позволяют сформировать у сотрудников не только способность распознавать опасности, предотвращать их реализацию и адекватно реагировать в случае необходимости, но и готовность грамотно, на уровне подсознания и мышечной памяти действовать в таких ситуациях без значительных последствий для своего физического и психического здоровья [23].
В заключение следует отметить, что внедрение всех вышеозначенных мер в систему управления охраной труда почтового оператора или служб доставки возможно лишь в случае избрания руководством компании взвешенного курса в области социально-экономической и кадровой политики, где приоритетом является не одномоментное и быстрое получение прибыли при игнорировании разумного баланса между ценой услуг и условно-переменными расходами на эти услуги, порождающее низкое качество услуг и высокую текучесть кадров, а достойное качество трудовой жизни работников, ведущее к повышению качества и производительности труда, и, в конечном итоге, к повышению уровня экономического благополучия и конкурентоспособности организации [24].
В современных условиях роста рынка сервиса руководству почтовых операторов и сервисных организаций необходимо определиться со стратегическим выбором между ограничением финансовых насыщений в краткосрочной перспективе и инициированием инвестиций в долгосрочную устойчивость и уверенную конкурентоспособность. В этом случае выражение «кадры решают всё» можно перефразировать так: «привязанные к своему рабочему месту достойными условиями труда и качеством трудовой жизни работники обеспечат компании надежную рентабельность и уверенную выживаемость в условиях конкуренции».
Источники:
2. Тюняева (Бочкарёва) М., Устинова А. В 2022 году российский рынок курьерской доставки вырос на 24,5%. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/05/22/976108-v-2022-godu-rossiiskii-rinok-kurerskoi-dostavki-viros (дата обращения: 03.01.2024).
3. Грихно В.В., Симонова М.В. Тенденции измений текучести персонала по категориям в условиях коронавирусных ограничений (на примере АО «Почта России») // Управленческий учет. – 2021. – № 5-1. – c. 29-36.
4. Ильин С.М., Самарская Н.А., Симанович С.В. Охрана труда курьеров как направление устойчивого развития почтового оператора России // Экономика труда. – 2024. – № 1. – c. 77-90. – doi: 10.18334/et.11.1.120165.
5. Мухачёва А.В., Димов Э.В. Клиентоориентированность персонала: дефиниционные основы и оценочная практика // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2018. – № 41. – c. 95-108. – doi: 10.17223/19988648/41/7.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/ (дата обращения: 26.01.2023).
7. Профессиональный стандарт. Работник почтовой связи. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.10.2021 № 720н. Classinform.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/06.002-spetcialist-pochtovoi-sviazi.html (дата обращения: 24.11.2023).
8. Полякова Е.М., Мельцер А.В., Якубова И.Ш., Ерастова Н.В., Суворова А.В. Комплексная модель оценки риска нарушений здоровья при работе на открытой территории в условиях воздействия охлаждающих метеорологических факторов // Анализ риска здоровью. – 2022. – № 2. – c. 88-97. – doi: 10.21668/health.risk/2022.2.08.
9. Мигунова Ю.В. Влияние производственных факторов на условия труда работников // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – № 4(84). – c. 53-56. – doi: 10.24158/spp.2021.4.9.
10. Ходжиев М., Юшкова О.И., Капустина А.В., Тихонова Г.И. Оценка рабочего напряжения и заболеваемости у трудовых мигрантов в период пандемии // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. – 2023. – № 1(69). – c. 13-26. – doi: 10.26456/vtbio287.
11. Абдуллаева Э.И. Проблема реализации права на тайну переписки. / Проблемы совершенствования законодательства: сборник научных статей студентов юридического факультета. Том Выпуск 82/19. - Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕФ», 2019. – 18-20 c.
12. Ильин С.М., Самарская Н.А., Симанович С.В. Исследование взаимосвязи плотности коммуникативного пространства и условий труда работников индустрии гостеприимства и общественного питания // Экономика труда. – 2023. – № 6. – c. 923-936. – doi: 10.18334/et.10.6.117885.
13. Люличкин А.О., Бутырцев А.А. Тяжесть труда // Студенческий. – 2020. – № 4-2(90). – c. 24-26.
14. Кацуба А.А. Автоматизация анализа физического состояния работника курьерской службы // Передовые инновационные разработки. Перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство: Сборник научных статей по итогам третьей международной научной конференции. Том Часть 2. Казань, 2019. – c. 79-80.
15. Укусы животных. Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/animal-bites (дата обращения: 13.01.2024).
16. Иванов П.Н., Дьяченко В.Я., Глумов Е.А., Сенченко В.А. Требования безопасности при угрозе нападения собак в процессе трудовой деятельности // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. – 2020. – № 3. – c. 54-60.
17. Бычков В.В. Субъект преступления при причинении по неосторожности смерти или тяжкого вреда здоровью посредством нападения собак // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. – 2019. – № 1(19). – c. 66-71.
18. Ильин С.М., Самарская Н.А., Симанович С.В. Условия и охрана труда работников сферы гостиничного обслуживания и предприятий общественного питания. / Монография. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Первое экономическое издательство», 2023. – 232 c.
19. Ивушкина О.В. Состояние преступности против личности и ее влияние на формирование уголовной политики // Право и управление. – 2022. – № 8. – c. 124-128. – doi: 10.24412/2224-9125-2022-8-124-128.
20. Баркова В.Л., Сорокопуд Ю.В., Уварова Н.Н. Особенности посттравматического расстройства и его проявления // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-1. – c. 348-351.
21. Талынева З.З., Давыдова С.Р. К вопросу о доказательственном значении материалов аудио- и видеозаписи в уголовном процессе // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2018. – № 4(82). – c. 54-57.
22. Романова Э. Эксперт рассказал, как курьерам обезопасить себя от нападений. Официальное сетевое издание Правительства Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://spbdnevnik.ru/news/2020-04-08/ekspert-rasskazal-kak-kurieram-obezopasit-sebya-ot-napadeniy (дата обращения: 21.02.2024).
23. Долженко А.А., Николаев М.Г., Аюпов А.А. Подсознание и его влияние на наше поведение // Экономика и социум. – 2018. – № 5(48). – c. 1675-1677.
24. Мельниченко Н.Ф. Качество трудовой жизни и его влияние на конкурентоспособность российских предприятий // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. Том Выпуск 12, Часть 2. Москва , 2017. – c. 560-564.
Страница обновлена: 30.07.2024 в 14:48:51