Стратегия маркетинга и инновации в учреждениях дополнительного профессионального образования (ДПО)


Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (21), Сентябрь 2008

Цитировать:
Стратегия маркетинга и инновации в учреждениях дополнительного профессионального образования (ДПО) // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 9. – С. 84-89.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11619003
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Основы формирования стратегии развития отдельных предприятий, отраслей и систем базируются на концепции стратегического менеджмента, при этом большинство работ отечественных и зарубежных авторов в основном рассматривают деятельность коммерческих организаций. Существующие фундаментальные исследования по стратегическому менеджменту системы российского образования, как правило, весьма ограниченным образом затрагивают деятельность учреждений дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: высшее образование, вуз, инновационное управление вузом, научные организации



Основы формирования стратегии развития отдельных предприятий, отраслей и систем базируются на концепции стратегического менеджмента, при этом большинство работ отечественных и зарубежных авторов в основном рассматривают деятельность коммерческих организаций. Существующие фундаментальные исследования по стратегическому менеджменту системы российского образования, как правило, весьма ограниченным образом затрагивают деятельность учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО).

В классической интерпретации понятие стратегии определяется как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» [1].

Стратегический менеджмент любого предприятия направлен на разработку и реализацию действий, ведущих к повышению уровня эффективности деятельности фирмы по сравнению с фирмами-конкурентами, и распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Неотъемлемой, встроенной частью стратегического менеджмента является система маркетинга предприятия, стратегия которого может рассматриваться как способ достижения стратегической цели организации.

Существуют различные варианты принципов разработки маркетинговой стратегии. В частности, структура принципов разработки стратегии маркетинга для учреждений ДПО может быть представлена в виде схемы, приведенной ниже на рисунке 1. Варианты стратегии маркетинга обычно выбираются из возможных альтернатив, при этом лучший вариант должен обеспечить наиболее эффективный способ достижения стратегической цели.

Возможные альтернативные стратегии маркетинга зависят от вектора развития и состояния внешней среды организации, наличия собственных ресурсов и мощности, агрессивности конкурентов.

Стратегия развития предполагает расширение спектра образовательных программ и услуг, использование новых форм обучения, проникновение на другие территориальные рынки, реализацию совместных с другими учреждениями программ, услуг, приобретение программ и курсов на коммерческой основе, развитие международных связей.

Рис. 1. Принципы разработки стратегии маркетинга учреждения ДПО [1]

Особое место в образовательном процессе в учреждениях ДПО занимает разработка инновационного обеспечения, которая является неотъемлемой частью стратегии их долгосрочного развития.

Усиленное внимание к инновационной составляющей экономики, обусловлено тем, что в ряде стран управленческий тип экономики, основанный на концепции совершенствования менеджмента на всех уровнях деятельности предприятия, сменяется инновационным. Это определяется сущностью управленческих мер, «которые в любом случае так или иначе направлены и основываются на нововведениях в экономическом, производственном или сбытовом потенциалах предприятия. Это подразумевает не только создание новых товаров и технологий, но и новый тип управления и продаж, в том числе и научной, интеллектуальной продукции» [3], характерной для образовательной системы в целом и дополнительного образования в частности.

Повышенное внимание к инновационной составляющей экономики в последнее время характерно и для России, которая осуществляет переход к постиндустриальной инновационной экономике, основанной на знаниях, интеллектуальном потенциале, поддержке наукоемких технологий и производств, в том числе нанотехнологий, лазерных и ядерных технологий, информационных технологий.

Основными составляющими инновационного обеспечения учреждений ДПО являются инновационный интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава, инновационные методики преподавания, инновационное учебно-методическое обеспечение, а также инновационные образовательные технологии и образовательные программы.

Среди инновационных способов представления учебного материала можно выделить технологии дистанционного обучения, получившие широкое распространение в зарубежных учебных заведениях, и фрагментарно внедряемые в ряде отечественных.

В целом, дистанционные образовательные технологии являются развивающимся, но в то же время перспективным направлением, которое позволяет профессорско-преподавательскому составу более качественно и своевременно представлять учебный материал, а слушателю курсов повышения квалификации или переподготовки – повышать свой образовательный уровень.

Инновационные способы представления учебного материала в данном случае разрабатываются, прежде всего, на основе гипертекстовых и мультимедиа-технологий, которые обеспечивают рациональную организацию и структурирование представляемой информации. Одним из наиболее активно развиваемых способов является подготовка электронных учебных пособий. Такие пособия обладают неоспоримыми достоинствами, среди которых: максимальная доступность (по локальной сети), возможность копирования и свободного распространения, высокая степень наглядности и информативности.

Кроме того, принципиально важно, что электронные пособия могут (и должны) постоянно уточняться, дорабатываться и совершенствоваться их авторами. Бесспорно, что отрасль знаний является динамичной и развивающейся системой, а в этой связи для отражения в печатных пособиях возможных изменений, а также новых стандартов, изменений действующего законодательства, новых версий программного обеспечения и т.п. потребовалось бы регулярное (вплоть до нескольких раз в год) их переиздание.

Принципиально важным в условиях инновационной экономики становится поиск и разработка современных методов переподготовки и повышения квалификации специалистов, сочетающих фундаментальные базовые знания и общий кругозор с умением быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, находить решения в сложных и слабо формализованных ситуациях, осваивать новые информационные технологии и т.д. Все это затрагивает как систему непрерывного образования, так и кадровую политику государства в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование стратегии маркетинга предприятия и инновационный характер образовательного процесса относятся к важнейшим составляющим разработки стратегии развития учреждений ДПО.


Источники:

1. Ансофф И. Стратегическое управление. – М: Экономика;1989. – c. 89
2. Цлаф В.М. Реформирование промышленного предприятия: Методическое пособие для руководителей предприятий. – Самара, 1999.
3. Меркулина И.А. Проблемы управления экономикой. – М.: Прометей МПГУ, 2000, с.35.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:52:58