Mechanism of the regional innovation system functioning based on the priority industries of the region

Evgeniy Masalov, Larisa Borisoglebskaya

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 / October, 2009

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=13038156
Cited: 10 by 07.12.2023

Abstract:
To create a national innovation system in Russia it is necessary to solve a number of problems. One of such problems is the development of regional innovation systems allowing to proceed to the new innovative economy. The author considers regional innovation system based on the priority industries, identifies objectives for all participants of the innovation process and suggets the mechanism of its implementation.

Keywords: innovations, investments, regional innovation system, scientific potential



В современных условиях, характеризующихся становлением новой экономики, основанной на знаниях, неуклонно возрастает роль инновационной деятельности. При переходе Российской Федерации на инновационной путь развития регионы должны стать полноправными участниками разработки и реализации национальной инновационной системы. Сегодня на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности и имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций. [5]

Основным документом, в котором рассматривается национальная инновационная система, является проект «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу». В посланиях Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации неоднократно отмечалось о необходимости создания региональных инновационных систем [2].

В последнее время для развития малого инновационного бизнеса и коммерциализации научного потенциала вузов принят Федеральный Закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Основным положением данного документа является то, что научным учреждениям и вузам предоставлено право создавать хозяйственные общества для практического применения результатов интеллектуальной деятельности.

Эффективность инновационной экономики в России во многом определяется региональными инновационными системами (РИС), которые предопределяют темпы развития экономики и рост благосостояния населения. В настоящее время, хотя и существуют отдельные положительные результаты функционирования, эффективность РИС в целом очень низка, что обусловлено рядом причин [3]:

  • отсутствуют общепринятые правила в законодательстве регионов, регламентирующих взаимоотношения в области инновационной деятельности системы «власть–инвестор–промышленность–вузы»;
  • реализация каждого инновационного проекта зависит от многих факторов: характера проекта, отношений между участниками региональной инновационной системы, особенностей института;
  • недостаточная востребованность и непонимание необходимости инновационного развития со стороны руководства предприятий;
  • 4. нехватка профессионально подготовленных команд, в области реализации инновационных проектов.

    Кроме того, руководители предприятий нередко покупают и реализуют зарубежные разработки, ссылаясь на экономическую целесообразность и их лучшее качество [4].

    Региональная инновационная система – комплексная система обеспечения условий для генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новые продукты, технологии и услуги во всех сферах жизни общества, обладающая набором свойств, способствующих созданию и коммерциализации инноваций, а именно:

  • профессионализмом, базирующимся на добросовестном и качественном обслуживании заказчика или потребителя;
  • конструктивностью, обеспечивающейся ориентацией на конечный результат;
  • высоким уровнем научно-технического потенциала;
  • кадровой обеспеченностью, в первую очередь, руководителями инновационных проектов и возможностью постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры;
  • финансовой обеспеченностью;
  • мощным уровнем инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата;
  • гибкостью, обеспечивающей приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры.
  • Для усиления конкурентоспособности экономики региона, становления благоприятной социальной среды и создания условий для эффективной реализации человеческого потенциала, улучшения качества жизни населения в работе предлагается модель функционирования РИС, в основе которой лежат приоритетные отрасли экономики.

    Основным элементом в данной системе является исполнительная власть региона, которое взаимодействует со всеми участниками инновационного процесса. Органы государственной власти контролируют изменения на предприятиях региона и регулируют их инновационную деятельность посредством [1]:

  • совершенствования нормативно-правовой базы;
  • выделения на конкурсной основе частичного и полного финансирования на реализацию отдельных инновационных программ и проектов в рамках средств, предусмотренных в областном бюджете на очередной финансовый год;
  • привлечения инвестиций из федеральных источников для реализации инновационных проектов регионального значения;
  • выдачи рекомендательных писем инициаторам инновационных проектов для предоставления их отечественным и иностранным инвесторам;
  • предоставления льгот по налогам, подлежащим зачислению в областной бюджет;
  • компенсации части процентной ставки по банковским кредитам за счет средств областного бюджета;
  • оказания помощи в снижении внешних рисков отрасли.
  • Инвестиционный потенциал регионов России состоит как минимум из 3 составляющих: банковского сектора, инвестиционных компаний и федеральных и региональных фондов. На сегодняшний день в России около 80% инновационных проектов реализуются за счет средств федеральных и региональных бюджетов и только около 20% другими инвесторами [2].

    Перед инвесторами правительство региона выступает гарантом возвратности кредитов по глобальным и наиболее значимым инновационным проектам. Основными задачами инвестиционной деятельности региональных властей являются [3]:

  • формирование привлекательного инвестиционного имиджа региона;
  • предоставление коммерческим банкам кредитов под инновационные проекты, разрабатываемые на предприятиях посредством предоставления налоговых льгот, а также стимулирование привилегированной выдачи кредитных ресурсов по пониженным ставкам;
  • анализ инвестиционного портфеля предприятий области с целью выявления недобросовестных кредиторов и исключения их из списка организаций, получающих государственную поддержку;
  • формирование региональных фондов инновационного развития за счет отчисления части прибыли предприятиями.
  • Денежные средства региональных фондов инновационного развития идут не только на поддержание крупных предприятий, входящих в число приоритетных, но и на развитие малого и среднего инновационного бизнеса.

    Взаимосвязь с наукой у инвестиционной составляющей РИС существует, но в основном, она проявляется в финансировании из федеральных и региональных бюджетов [5].

    В предлагаемом механизме функционирования региональной инновационной системы финансовая поддержка по приоритетным направлениям науки и техники происходит под гарантией государства, а по другим проектам осуществляется непосредственно предприятиями, которые выступают гарантом необходимости такой разработки и возвратности полученных денег от инвестора.

    В России около 70% инвестиций в средний и малый бизнес осуществляются непосредственно банковским сектором под залог имущества. Здесь в основном речь идет о привлечении краткосрочных кредитов для пополнения оборотных средств или для модернизации производства [2].

    Важным звеном системной интеграции всех аспектов и участников инновационных процессов РИС является научная составляющая. Стимулировать научную деятельность в приоритетных отраслях, можно с помощью:

  • регулирования научной и научно-технической деятельности органами региональных властей в пределах их полномочий;
  • формирования единства нормативно-правовой базы, режима и методов регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности на всей территории региона;
  • повышения направленности регионального заказа на научную и научно-техническую продукцию, на решение проблем регионального значения;
  • формирования региональных инновационных программ и проектов в интересах обеспечения устойчивого социально-экономического развития области;
  • открытия региональных грантов по приоритетным направлениям развития;
  • выдачи на конкурсной основе грантов научным работникам и организациям;
  • финансового поощрения наиболее активных научных организаций инновационного процесса в регионе;
  • содействия и долевого участия в покупке дорогостоящего оборудования для проведения НИР и НИОКР;
  • интеграция научных исследований организациями региона в государственные и международные научно-технические программы.
  • Механизм формирования предложенной региональной инновационной системы, основанной на приоритетных отраслях, устанавливает новые, более рациональные связи между всеми его элементами. При этом он включает в себя весь процесс от разработки и принятия инновационных проектов, до вывода инновационной продукции на рынок [3] (рис. 1).

    Рис. 1. Механизм взаимодействия основных элементов региональной инновационной системы

    Данный механизм взаимодействия основных элементов региональной инновационной системы состоит из 6 этапов.

    Первый этап.

    На основе изменения потребительского спроса на внешних и внутренних рынках предприятиями региона формируются заявки на необходимые исследования, которые направляются в администрацию региона для рассмотрения возможности их реализации на базе научных учреждений в области и получения качественного результата.

    Второй этап.

    В администрации региона рассматриваются все заявки предприятий, формируются региональные гранты, и объявляется конкурс для научных организаций. В случае, если рассматриваемая заявка не актуальна, оформляется мотивированный отказ.

    Третий этап.

    Научные учреждения на основании выигранных грантов проводят исследования, разрабатывают новую продукцию и передают ее предприятиям.

    Четвертый этап.

    На основании полученных результатов разрабатываются инновационные проекты, пишется их бизнес-планы и технико-экономические обоснования, которые подаются инвесторам и в правительство региона для привлечения финансовых средств на реализацию инновационного проекта. Инвесторы рассматривают целесообразность вложения финансовых средств в предлагаемый проект и возможность его реализации на предприятиях. Грамотно разработанная техническая часть проекта научными учреждениями и технико-экономическое обоснование его реализации предприятием увеличивают шансы получения кредита [4].

    Пятый этап.

    После привлечения финансовых средств на предприятиях начинается реализация инновационного проекта и вывод инновационной продукции на внешние и внутренние рынки.

    Шестой этап.

    Для реализации инновационного проекта крупные предприятия заказывают отдельные работы малым инновационным предприятиям на базе вузов и среднему бизнесу региона.

    С учетом социально-экономического развития регионов, предложенный механизм выполняет функции стабилизации и подъема экономики, достижения условий для эффективного и рационального использования бюджета за счет таких важнейших составляющих этого процесса, как сохранение научно-технического, промышленного потенциала и создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности [1].

    Таким образом, предложенная модель должна способствовать:

  • повышению уровня одного из главных конкурентных преимуществ региона и страны в целом – «человеческого капитала»;
  • развитию инновационной среды, способствующей расширенному воспроизводству фундаментальных знаний;
  • проведению прикладных исследований в приоритетных отраслях экономики для обеспечения конкурентоспособности предприятий регионов на мировом рынке;
  • дальнейшему формированию инновационной инфраструктуры, способствующей преобразованию знаний в рыночный продукт.

  • Страница обновлена: 16.04.2025 в 15:20:12