Цивилизованный инструмент оценки корпоративной социальной ответственности
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 16
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (28), Апрель 2009
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838145
Цитирований: 16 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Социальная отчетность рассматривается как инструмент оценки социальной ответственности российского бизнеса. Проанализировано текущее состояние в сфере нефинансовой отчетности. Сгруппированы основные показатели, необходимые для социального отчета, позволяющие получить представление о суммарном вкладе социально ответственных компаний в развитие страны, оценить силу и эффективность социальных связей с внешними стейкхолдерами, а также определены основные критерии, позволяющие оценить общий
уровень развития КСО в стране.
Ключевые слова: социальная ответственность, устойчивое развитие, корпоративная социальная ответственность, корпоративный социальный отчет, стейкхолдеры, нефинансовая отчетность
Концепция устойчивого развития нашла свое отражение в национальных стратегиях многих государств, в том числе и в России. Устойчивое развитие – это такая форма развития социума, при которой потребности нынешнего поколения удовлетворяются без создания угрозы потенциальной возможности иметь эти же блага и в будущем. Устойчивое развитие предполагает системный подход к взаимодействию экономических, социальных и экологических процессов в стране, что приводит к постепенной социализации экономики [1]. Поэтому вектор современного развития бизнеса должен быть ориентирован в направлении социального партнерства, т.е. движения компании к достижению собственных целей, причем, не вступая в противоречие с глобальной тенденцией к устойчивости и, по возможности, максимально способствуя решению общественно значимых задач. Следовательно, корпоративную социальную ответственность (КСО) можно рассматривать как форму организационного поведения, которая отражает вклад бизнеса в устойчивое развитие.
Процесс социализации экономики служит причиной того, что многие российские компании, прежде всего крупные, не только стали активно заниматься социальной деятельностью, но и уже начали фиксировать ее в виде корпоративных социальных отчётов [2]. Увеличение числа российских компаний, предоставляющих социальную отчетность, дополнительно стимулируется усилением их связей с западными контрагентами, у которых социальная отчетность является повседневной практикой. Таким образом, в России расширяется использование цивилизованного инструмента оценки социальной деятельности компаний.
В широком понимании корпоративный социальный (нефинансовый) отчет – это публичный документ, с помощью которого компания информирует все заинтересованные стороны (акционеры, персонал, органы власти, партнеры и общество) о том, каким образом компания реализует свои цели в отношении экологической стабильности и социально-экономического благополучия в обществе [1]. Таким образом, социальный отчет позволяет компаниям не только представить полную информацию о своих приоритетных социальных программах, но и довести ее до сведения широкого круга заинтересованных в деятельности компании сторон, поэтому он представляет собой инструмент коммуникации социальной ответственности компании.
Первые нефинансовые отчеты, согласно данным зарубежных экспертов, были сделаны европейскими компаниями еще в 70-х гг. прошлого века. За прошедшие 30 лет количество нефинансовых отчетов в разных отраслях и странах значительно возросло [2].
В России начало активной фазы нефинансовой отчетности относится к 2000-2001 гг. Поэтому показатели значительно скромнее: в 2002 г. представили свою социальную отчетность всего 2 компании, в 2003 г. – 5, в 2005 – 22, а на конец 2008 г. – 66 компаний [3]. Это свидетельствует о постепенном понимании бизнесом того, что социальный отчет является важным элементом корпоративной системы управления нефинансовыми рисками и повышения эффективности и укрепления конкурентоспособности.
Однако важно не только составить отчет, но и довести его до всех стейкхолдеров. Зачастую эффект, на который рассчитывает бизнес при размещении информации, не оправдывает ожиданий. Непосредственно это связано с восприятием предоставленной информации различными группами стейкхолдеров. Чаще всего такая ситуация возникает либо в результате того, что информационные каналы, применяемые компанией, для некоторых групп стейкхолдеров оказываются неактуальными, либо из-за низкого уровня доверия к какому-либо каналу распространения информации.
Основными каналами информации о вкладе бизнеса в развитие общества являются:
Таким образом, информация, находящаяся в корпоративном социальном отчете, а также ее доступность для всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров), является не только одним из критериев комплексной оценки КСО, но и показателем ее зрелости.
Необходимо учитывать, что содержание социальных отчетов компаний различается в зависимости от приоритетов каждой конкретной компании в социально-экономической и экологических сферах. Тем не менее, существуют следующие направления, общие для всех социальных программ компании [4]:
Использование стандартов социальной отчетности компании свидетельствует о ее высокой репутации, компания становится лидером не только в сфере социальной ответственности, но и, вполне возможно, в своей отрасли. Такая компания будет благосклонно восприниматься инвесторами, а тесные контакты со всеми заинтересованными сторонами открывают возможность оптимизации управления компанией, сокращения затрат, улучшения взаимодействия со всеми стейкхолдерами.
Анализ информации, представленной в социальных отчетах компаний, позволяет оценить уровень развития КСО в стране по следующим критериям:
Источники:
2. Нефинансовые отчеты компаний, работающих в России: практика развития социальной отчетности : аналитический обзор / Под общей ред. А.Н. Шохина. – М. : РСПП, 2006. – С. 14.
3. Национальные регистр корпоративных нефинансовых отчетов, РСПП. 2008 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : www. rspp.ru.
4. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / Под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. – М. : Ассоциация Менеджеров, 2003. – С. 27.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:27