Подходы к определению и ступеням реализации корпоративной социальной ответственности

Перекрестов Д.Г.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (36), Декабрь 2009

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12990337
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Обосновывается необходимость использования в управленческой практике различных трактовок понятия корпоративной социальной ответственности. Выделены основные признаки, позволяющие сформулировать корпоративную социальную ответственность для конкретной компании. Предложен ступенчатый механизм восприятия и реализации принципов социальной ответственности.

Ключевые слова: социальная ответственность, корпоративная социальная ответственность, бизнес-структуры



Определение и формы реализации корпоративной социальной ответственности (КСО), на наш взгляд, не могут быть едиными для всех бизнес-структур на всех этапах их становления и развития. Вполне правомерной является ситуация, при которой смысл термина «корпоративная социальная ответственность» не воспринимается всеми одинаково. В многочисленных исследованиях и в практической деятельности различных корпоративных структур на сегодняшний день существует значительное количество различных трактовок и понятий.

В одном из ранних определений Ассоциацией менеджеров отмечается: «Корпоративная социальная ответственность – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума».

В дальнейшем вышеотмеченная трактовка КСО трансформировалась и приобрела более обобщенный характер, но при этом были конкретизированы те ориентиры, на которых должны акцентировать свою деятельность бизнес-структуры.

В одном из последних своих исследований Ассоциация менеджеров трактует корпоративную социальную ответственность как философию поведения и концепцию выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, направленной на удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон в целях устойчивого развития.

Безусловно, последнее определение сущности КСО вряд ли вызовет возражения представителей научного мира, однако для действующих бизнес-структур оно требует конкретизации, прежде всего, в части «философии поведения» и «концепции выстраивания … своей деятельности».

На наш взгляд, очень конструктивное и конкретное определение КСО принято в ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК):

«Корпоративная социальная ответственность СУЭК – это осознанное принятие Компанией обязательств перед заинтересованными сторонами (акционерами, партнерами, сотрудниками, местными сообществами, государственными институтами) по безусловному исполнению действующего законодательства, а также по добровольному и целенаправленному инвестированию в решение социальных задач, соответствующих долгосрочной стратегии и социальной политике компании».

Позитивно оценивая приведенную формулировку КСО, следует все же отметить, что в таком виде она вряд ли может быть использована в практической деятельности многих предпринимательских структур. По нашему мнению, для работоспособной формулировки данного понятия применительно к конкретной бизнес-структуре необходимо выделить спектр признаков или особенностей интерпретации КСО. Для этого вначале попытаемся уточнить само понятие ответственности.

Философский словарь трактует ответственность как определенную категорию этики и права, которая отражает особое социальное и морально-правовое отношение личности к людям и обществу, характеризующееся выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Большое значение для формулировки понятия КСО имеют, на наш взгляд, рассуждения об ответственности древнегреческого философа Аристотеля.

Он отмечал, что «…ответственность – одно из проявлений свободы, а свобода – одно из условий ответственности: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других».

Используя вышеприведенные утверждения, попытаемся выделить ряд признаков или особенностей, которые необходимо учитывать при формулировке социальной ответственности различных бизнес-образований. Прежде всего, речь идет о необходимости переосмысления принципа добровольности. Как известно, под добровольностью понимается деятельность, совершаемая по собственному желанию, а не по принуждению. Однако в современной действительности существуют разногласия по поводу добровольности осуществления и самого понимания социальной ответственности.

Это выражается в том, что «добровольный» характер обязательств определяется, главным образом, «внешними и внутренними побуждениями экономического субъекта к деятельности во имя достижения своих целей, наличием интереса к такой деятельности и способам его инициирования», то есть мотивацией (развитие собственного персонала, рост производительности труда, улучшение имиджа и репутации компании, налоговые льготы, сохранение социальной стабильности в обществе в целом и др.).

Таким образом, вышеназванные мотивы будут являться побудительными факторами социальных инициатив, необходимых и неотъемлемых в деятельности бизнес-структур как механизмов роста капитализации, социальной стабильности и стремления к долгосрочным перспективам развития. Бизнес не может развиваться изолированно от общества. Осознание зависимости деловых кругов от благоприятной общественной атмосферы, от качества человеческих ресурсов, от уровня развития социальной инфраструктуры и приводит к инвестициям в социальную сферу. Следовательно, социальная ответственность обусловлена, очевидно, не альтруизмом владельцев и руководителей компаний, а «разумным эгоизмом», то есть обязательной составляющей бизнеса.

Следующим признаком является необходимость увязки планируемых мероприятий в социальной сфере со стратегическими целями развития бизнеса. Тем самым появляется возможность учета пожеланий Аристотеля об ответственности бизнеса за свои действия перед будущими поколениями. Как показывают исследования последних лет, многие крупные корпоративные структуры рассматривают КСО как составной элемент бизнес-стратегии и фактор достижения долгосрочных конкурентных преимуществ.

Восприятие сущности социальной ответственности во многом определяется спецификой самой бизнес-структуры, особенностями ее функционирования. Речь идет о таких характеристиках, как сфера или вид деятельности; объем производимых товаров и услуг; рынки сбыта производимой продукции; численность работающих и их структура; этап развития организации и т.д.

Безусловно, что маломощные предпринимательские структуры, чья эффективность невысока, вряд ли способны вести свой бизнес социально ответственно. Они могут выполнять только требования законодательства в части обеспечения социальной жизнедеятельности людей на предприятии.

Так, в проведенном нами в 2009 году опросе руководителей бизнес-структур г. Кемерово на вопрос о том, какие характеристики бизнеса их руководители считают социально ответственными, ответы распределились следующим образом:

‑ социальная защита сотрудников – 85%;

‑ обеспечение безопасных условий труда – 70%;

‑ полная уплата налогов – 64%.

Последние же места в опросе заняли следующие виды деятельности: выполнение деловых обязательств и благотворительность - 37%; развитие местных сообществ – 19%. Аналогичные показатели ранее (2004-2005 гг.) были получены в исследовании кузбасских ученых.

Распределение ответов предпринимателей на вопрос: «Что такое социально ответственный бизнес?» выглядело следующим образом:

1) прибыльный, растущий бизнес, обеспечивающий создание рабочих мест и рост доходов – 52,2%;

2) своевременная уплата налогов – 30,6%;

3) дополнительные социальные обязательства перед городом за счет взносов и спонсорской помощи –11,7%;

4) благотворительная деятельность – 5,6%.

Важным отличием и ключевым признаком КСО является ее реализация сверх установленных законодательством требований. Основной гарантией соблюдения социальных норма в нашей стране является Конституция РФ. Кроме того, конституционные нормы конкретизируются и в других законодательных и нормативных актах всех уровней власти – федерального, субъектов федерации и муниципального.

Так, содержание прав граждан на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, подробно раскрыто в Основах законодательства РФ об охране труда, а охрана окружающей среды регулируется нормами Закона об охране окружающей природной среды. В связи с этим следует разграничивать социальную ответственность бизнеса, реализуемую за рамками требований закона, и социальную обязанность бизнеса, которая законодательно определена.

В структуре КСО следует выделять два направления – внутреннее и внешнее. Это обусловлено, прежде всего, средой реализации корпоративной ответственности. Внутрикорпоративная социальная ответственность выражается в отношении к персоналу компании, акционерам, к развитию человеческих ресурсов на предприятии в целом, а внешнекорпоративная социальная ответственность – к развитию местного сообщества.

Данное деление необходимо для понимания системности, комплексности КСО, форм ее реализации, и в конечном итоге для учета интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в целях получения наиболее полного экономического и социального эффекта.

Подводя итог вышеизложенному, мы считаем, что любая бизнес-структура или предпринимательская организация в течение всего жизненного пути проходит через несколько ступеней или уровней восприятия, декларирования и реализации принципов социальной ответственности. В этом случае трансформацию социальной ответственности можно представить в виде пирамиды, состоящей из трех ступеней.

На начальном этапе становления фирмы, когда она имеет низкий экономический потенциал, незначительный объем выпускаемых товаров и ограниченный перечень рынков сбыта, с точки зрения КСО бизнес-структура находится на самой нижней базовой ступени. Обязательная составляющая социальной ответственности на этой ступени - это соблюдение налогового и трудового законодательства. То есть в этом случае бизнес должен четко исполнять свою социальную обязанность, которая является необходимым составным элемента для перехода на более высокие уровни КСО.

Вторая ступень представляет собой реализацию различных форм социальной ответственности ради экономической выгоды. Речь идет о том, что бизнес-структура, укрепив свое финансово-экономическое состояние, на добровольных началах, сознательно начинает реализовывать различные социальные проекты, необходимые, прежде всего, для развития местного сообщества, на территории которого она функционирует.

При этом представители бизнеса предполагают извлечь определенные экономические выгоды в виде улучшения имиджа организации для потребителей продукции и для работников, повышения инвестиционной привлекательности, создания более благоприятных условий для функционирования и развития компании со стороны местных органов власти и общества в целом.

Третья же ступень охватывает те виды социально ответственного поведения бизнес-структур, которые не имеют своей прямой целью получение экономической выгоды, хотя она и может иметь место. Это наиболее высокий уровень осознания положения и роли организации в развитии общества. Здесь располагаются те структуры, которые обладают мощным экономическим и интеллектуальным потенциалом и огромной сетью рынков сбыта своей продукции.

Формами реализации КСО на этом уровне являются благотворительные пожертвования и спонсорская помощь для социально незащищенных слоев населения; денежные гранты для выполнения социальных программ в области образования и культуры; социальные инвестиции, выделяемые на реализацию долгосрочных программ, направленных на снижение социальной напряженности и повышение уровня жизни населения и т.д.


Источники:

1. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. – М.: Ассоциация менеджеров, 2003.
2. Доклад о социальных инвестициях в России / А.Р. Акопян и др. – М.: Ассоциация менеджеров, 2004.
3. Доклад о социальных инвестициях в России / Ю.Е. Благов и др. – М.: Ассоциация менеджеров, 2008.
4. Философский словарь / Под ред. Н.Т. Фролова. – М.: Республика, 2001.
5. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. – М.: Мысль, 2001.- Т.3.
6. Перекрестов Д.Г. Корпоративная социальная ответственность: сущность и принципы реализации // Социально-экономические преобразования в России: Сборник научных трудов. Вып.4 / Под ред. В.А. Шабашева. – Кемерово: ГП «Кемеровский полиграф. комбинат». – 2007.
7. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – М., ИНФРА, 2005.
8. Курбатова М.В. Социальная ответственность российского бизнеса / М.В.Курбатова, С.Н. Левин // ЭКО, 2005. – №4.
9. Братющенко С.В. Социальная ответственность бизнеса как экономическая, социальная, юридическая и нравственная категория / С.В. Братющенко, В.Е. Селиверстов // Регион: экономика и социология. – 2007. – №4.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 13:43:56