Материальные и духовные потребности граждан - основа формирования социальной политики цивилизованного государства

Павлова И.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (23), Ноябрь 2008

Цитировать:
Павлова И.В. Материальные и духовные потребности граждан - основа формирования социальной политики цивилизованного государства // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 11. – С. 59-61.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11600954

Аннотация:
Эффективность построения нового социально ориентированного общества будет во многом зависеть от того, насколько люди будут свободны от идеологических догм, насколько направленность мысли и их действий будет отражать объективные закономерности развития. В последние годы мы разворачиваемся от идеологии к природе и стараемся осмыслить, к чему нас привела бесплодная борьба с вейсманистами и морганистами.

Ключевые слова: человеческий капитал, социальная политика, социальные потребности, социальные отношения



Эффективность построения нового социально ориентированного общества будет во многом зависеть от того, насколько люди будут свободны от идеологических догм, насколько направленность мысли и их действий будет отражать объективные закономерности развития. В последние годы мы разворачиваемся от идеологии к природе и стараемся осмыслить, к чему нас привела бесплодная борьба с вейсманистами и морганистами [1].

На наш взгляд, решающее воздействие на человека при формировании его как личности оказывают факторы наследственного характера. Человек как личность формируется на генетической и на социальной базе, проявляя все особенности поведения, обусловленные врожденными свойствами.

Положение, что в основе целенаправленной трудовой деятельности лежит чувство побуждения индивида к удовлетворению потребностей, признано всеми. Но потребности людей в общем плане безграничны. Более того, как только человек удовлетворяет одни потребности, у него тот час же возникают другие. Процесс этот неограничен на протяжении всей сознательной жизни человека. Нельзя при этом не отметить, что особенностью процесса является то, что достигнутое человеком не вызывает побуждения к действию, а лишь становится опытом и примером.

А как квалифицировать потребности? В чём их главное содержание? Единого мнения по этому вопросу до сих пор не существует.

Так, по теории А.Маслоу [2], потребности человека выстраиваются в определенную иерархию по своей значимости. У каждого человека, как личности, существуют свои особенности формирования потребностей, подлежащих удовлетворению через сознательную деятельность.

Заслуживают внимания разработки Т. Питерса и Р. Уотермана [3], считающие, что если компания работает эффективно, то труд работников становится высокомотивированным и результативным.

Опубликованные теории взаимодополняют друг друга, предопределяя необходимость комплексного подхода к решению этой проблемы.

Что касается отечественных разработок, то под влиянием господствующей в СССР считалось, что среди потребностей отмечались три составляющих: материальная, социальная и духовная, доля каждой из которых составляла в общей мотивации одну треть.

А какова должна быть наша современная точка зрения?

Можно утверждать, что целенаправленная и сознательная деятельность личности подчинена естественному требованию удовлетворения определенных жизненных потребностей. Социальную же потребность, не стоит вообще отделять от духовной, поскольку духовная потребность есть порождение той же социальной потребности. Т.е. остается предположить, что в основе мотивации человеческой деятельности лежит необходимость удовлетворения материальной и духовной потребностей, соотношение между которыми не остается постоянным.

Более того, удовлетворение духовных потребностей превалирует над материальными стимулами тогда, когда мы усматриваем в деятельности человека стремление через труд реализовать себя посредством решения поставленной перед собой задачи, но при этом обрести еще большее социальное признание в обществе. Таким образом, как бы мы не стремились объяснить мотивы любой целенаправленной деятельности человека, потребность быть по большому счету самореализированным в общении, в труде, в профессии, в конкретном результате или достижении, наряду со стремлением стать необходимым и полезным для общества, являются главными стимулами, определяющими его высокую активность. В конечном счете, в действиях и мыслях личности превалирует не что иное, как стремление к приобретению более высокой социальной значимости.

Другое дело, в какой степени это выражено в мыслях, действиях, поведении человека и как ощущается другими его стремление быть более значимым. Поведение и действие одного, человека нам порой кажутся слишком подчиненными одной своей цели: достижения более высокого положения, собственной карьеры, материального благополучия и т.д. мы называем его эгоистом (от лат. слова ego - я). Другой человек не проявляет заметным образом подобных стремлений, его поведение наиболее подчиненно интересам других, мы называем его альтруистом (от лат. слова alter - другой). Однако, как первый, так и второй небезразличны к социальной оценке общества его значимости как личности. Различной является лишь степень выраженности стремления к тому, что, несомненно, сказывается и на методах или способах, которыми она действуют. В этом и есть проявление природной индивидуальности, ибо психологические основы эгоизма, как и альтруизма, заключаются в генетической предрасположенности к тому внутреннему чувству или воображаемому голосу, который как бы диктует своеобразное поведение, направленное на удовлетворение потребности быть наиболее социально значимым. Это чрезвычайно важно в трудовой деятельности.

Итак, разумный человек-личность, рассматриваемый нами как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, проявляет в поведении и действиях присущие ему индивидуальные свойства, трудится, удовлетворяя материальные и духовные потребности, главным из которых является стремление быть социально значимым в обществе, стремление быть нужным и востребованным в среде окружающих его людей.

Это действительно так, ибо любому человеку страшно представить себя никому не нужным - ни близким, ни друзьям, ни обществу, ибо тогда утрачивается смысл жизни. Если это случается в силу каких-то особых обстоятельств, то конец оказывается трагичным, особенно для альтруиста. Именно в этом и заключается социальная сущность человека, объясняющая его целенаправленную потребность в деятельности, в общении с другими.

Отсюда легко понять, почему для человека факт потери трудоспособности, вследствие болезни или по возрасту тяжело переживается морально. В данном случае каждый нуждается не только в материальном обеспечении, но и в социальной поддержке.

Все вышеизложенное, на наш взгляд, имеет немаловажное значение в части определения социальной политики государства, организации мероприятий социального характера, формировании инфраструктуры социальной сферы, совершенствования методов и форм социального обеспечения (в широком понимании этого определения) и социальной защиты граждан.


Источники:

1. Маркина М.С. Социальное обеспечение граждан – ценности и приоритеты социального государства // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Сборник научных трудов. Вып.5 – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2006.
2. Коровяковский Д.З. Социальное государство и жизненный уровень населения //Человек. Социальная политика. – М.: АТ и СО, 2001.
3. Волков Ю.Е. Социальное государство – базисная основа соцпартнёрства // Труд и социальные отношения. – 2000, № 2.
4. Абрахам Маслоу . Мотивация и личность – 1954.
5. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления» / пер. с англ. – М., Программ, 1986.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:50:23