The civilized tool for assessing corporate social responsibility
Download PDF | Downloads: 25 | Citations: 16
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 / April, 2009
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=11838145
Cited: 16 by 07.12.2023
Abstract:
Social reporting is considered as a tool to assess the social responsibility of Russian business. The current status in the field of non-financial reporting is analyzed. The main indicators for social reporting are grouped, allowing to get an idea of the total contribution of socially responsible companies in the country, to assess the strength and effectiveness of social relationships with external stakeholders, and identified key criteria to assess the overall level of development of corporate
social responsibility in the country.
Keywords: stakeholders, sustainable development, corporate social responsibility, corporate social report
Концепция устойчивого развития нашла свое отражение в национальных стратегиях многих государств, в том числе и в России. Устойчивое развитие – это такая форма развития социума, при которой потребности нынешнего поколения удовлетворяются без создания угрозы потенциальной возможности иметь эти же блага и в будущем. Устойчивое развитие предполагает системный подход к взаимодействию экономических, социальных и экологических процессов в стране, что приводит к постепенной социализации экономики [1]. Поэтому вектор современного развития бизнеса должен быть ориентирован в направлении социального партнерства, т.е. движения компании к достижению собственных целей, причем, не вступая в противоречие с глобальной тенденцией к устойчивости и, по возможности, максимально способствуя решению общественно значимых задач. Следовательно, корпоративную социальную ответственность (КСО) можно рассматривать как форму организационного поведения, которая отражает вклад бизнеса в устойчивое развитие.
Процесс социализации экономики служит причиной того, что многие российские компании, прежде всего крупные, не только стали активно заниматься социальной деятельностью, но и уже начали фиксировать ее в виде корпоративных социальных отчётов [2]. Увеличение числа российских компаний, предоставляющих социальную отчетность, дополнительно стимулируется усилением их связей с западными контрагентами, у которых социальная отчетность является повседневной практикой. Таким образом, в России расширяется использование цивилизованного инструмента оценки социальной деятельности компаний.
В широком понимании корпоративный социальный (нефинансовый) отчет – это публичный документ, с помощью которого компания информирует все заинтересованные стороны (акционеры, персонал, органы власти, партнеры и общество) о том, каким образом компания реализует свои цели в отношении экологической стабильности и социально-экономического благополучия в обществе [1]. Таким образом, социальный отчет позволяет компаниям не только представить полную информацию о своих приоритетных социальных программах, но и довести ее до сведения широкого круга заинтересованных в деятельности компании сторон, поэтому он представляет собой инструмент коммуникации социальной ответственности компании.
Первые нефинансовые отчеты, согласно данным зарубежных экспертов, были сделаны европейскими компаниями еще в 70-х гг. прошлого века. За прошедшие 30 лет количество нефинансовых отчетов в разных отраслях и странах значительно возросло [2].
В России начало активной фазы нефинансовой отчетности относится к 2000-2001 гг. Поэтому показатели значительно скромнее: в 2002 г. представили свою социальную отчетность всего 2 компании, в 2003 г. – 5, в 2005 – 22, а на конец 2008 г. – 66 компаний [3]. Это свидетельствует о постепенном понимании бизнесом того, что социальный отчет является важным элементом корпоративной системы управления нефинансовыми рисками и повышения эффективности и укрепления конкурентоспособности.
Однако важно не только составить отчет, но и довести его до всех стейкхолдеров. Зачастую эффект, на который рассчитывает бизнес при размещении информации, не оправдывает ожиданий. Непосредственно это связано с восприятием предоставленной информации различными группами стейкхолдеров. Чаще всего такая ситуация возникает либо в результате того, что информационные каналы, применяемые компанией, для некоторых групп стейкхолдеров оказываются неактуальными, либо из-за низкого уровня доверия к какому-либо каналу распространения информации.
Основными каналами информации о вкладе бизнеса в развитие общества являются:
Таким образом, информация, находящаяся в корпоративном социальном отчете, а также ее доступность для всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров), является не только одним из критериев комплексной оценки КСО, но и показателем ее зрелости.
Необходимо учитывать, что содержание социальных отчетов компаний различается в зависимости от приоритетов каждой конкретной компании в социально-экономической и экологических сферах. Тем не менее, существуют следующие направления, общие для всех социальных программ компании [4]:
Использование стандартов социальной отчетности компании свидетельствует о ее высокой репутации, компания становится лидером не только в сфере социальной ответственности, но и, вполне возможно, в своей отрасли. Такая компания будет благосклонно восприниматься инвесторами, а тесные контакты со всеми заинтересованными сторонами открывают возможность оптимизации управления компанией, сокращения затрат, улучшения взаимодействия со всеми стейкхолдерами.
Анализ информации, представленной в социальных отчетах компаний, позволяет оценить уровень развития КСО в стране по следующим критериям:
Страница обновлена: 14.04.2025 в 08:46:25