Потенциал самообучения предприятий мукомольно-крупяной промышленности: методы измерения и оценки
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (28), Апрель 2009
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838142
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье предложена методика оценки уровня реализации потенциала самообучения предприятий. Обоснована необходимость такой оценки для современных предприятий.
Ключевые слова: промышленные предприятия, инновационное развитие, интеллектуальный капитал, образование, обучение, самообучающаяся организация, составляющие потенциала самообучения организации, уровень реализации потенциала самообучения, уровень самообучения организации, потенциал самообучения предприятий
Динамика внешней среды, о чем уже немало написано и что весьма убедительно подтверждается практикой, усложняет процесс управления современными промышленными предприятиями: установлено и доказано, что в быстро меняющихся условиях они в режиме реального времени должны успевать адаптировать свои системы управления, приводя их в соответствие изменившимся условиям и факторам бизнес-окружения. Непременным условием такой адаптации все чаще стали называть преобразование предприятий в самообучающиеся организации [7], способные производить новые знания, накапливать такой нематериальный ресурс, как интеллектуальный капитал. Однако такое преобразование вряд ли возможно, если предприятие не сможет в максимальной степени реализовать заложенный в нее потенциал самообучения.
Таким образом, в сложившейся ситуации оценка возможностей организации к развитию и саморазвитию становится одной из весьма важных задач. Решение ее предлагается осуществлять посредством установления индикаторов, отражающих потенциал самообучения организации, проведения измерений в системе этих индикаторов и оценки уровня реализации потенциала самообучения, объективно сложившегося в профессиональной структуре персонала организации в ходе ее функционирования и развития. Такой подход к решению обозначенной задачи не только не противоречит политике создания в стране инновационной среды, но и обеспечивает целенаправленное ее развитие и углубление в реальном секторе экономики.
Инновации сегодня понимаются в широком смысле – не только и не столько как создание и предложение нового продукта, а скорее как способность организации, т.е. ее сотрудников, постоянно вырабатывать творческие решения возникающих проблем и задач. В связи с этим возрастает роль нематериальных активов – в первую очередь знаний и опыта, которыми обладает персонал. Подход к управлению, позволяющий наиболее эффективно использовать и преумножать такие активы, формирует концепцию самообучающейся (научающейся) организации. При этом следует подчеркнуть, что термин «инновации» необходимо рассматривать как материальную основу экономики знаний [3, 5].
Одним из ключевых понятий инновационной теории является инновационный потенциал, который рассматривается как источник развития в моделях экономического роста [2, 3, 4, 8 и др.]. В связи с этим вполне логичным представляется использование концепции самообучающейся организации, как одного из возможных инструментов инновационного развития, обеспечивающего, в конечном итоге, и экономический рост.
Таким образом, предприятие, ориентированное на стабильное (непрерывное) развитие, должно стремиться к увеличению своего интеллектуального капитала, используя объективно заложенный в него потенциал самообучения.
Под потенциалом самообучения организации предлагается понимать совокупные возможности и ресурсы организации, направленные на ее интеллектуальное развитие посредством как можно более полного использования (исчерпания) имеющегося у нее потенциала к самообучению.
При этом возможны ситуации, когда наличный потенциал самообучения не используется на предприятии должным образом: наблюдается низкая активность в приобретении работниками новых профессиональных знаний, в создании ими новых прогрессивных (инновационных) стереотипов и норм трудового поведения, что, по сути, и представляет собой новое организационное знание, как основной продукт самообучения.
Следовательно, уровень самообучения организации (уровень реализации потенциала самообучения) – это одна из относительных характеристик уровня развития любой организации, получаемая при сравнении фактических значений реализации потенциала, которых организация достигла на данный момент по факту, с оптимальными значениями соответствующих показателей, формирующих эталон потенциала самообучения организации.
Причем разница между максимально возможным потенциалом самообучения организации и фактическим на действующий момент уровнем будет показывать возможности развития организации в рамках обучения без привлечения дополнительных ресурсов.
Можно предположить, что потенциал самообучения организации определяется составом и уровнем развития его составляющих, их взаимосвязями и способностью функционировать как единая система. В соответствии с предположением можно выделить следующие составляющие потенциала самообучения организации (рис. 1).
Рис. 1. Составляющие потенциала самообучения организации
На основе выделенных составляющих авторами предложена система индикаторов в форме взаимосвязанных качественных и количественных показателей (табл. 1).
Таблица 1
Система индикаторов составляющих потенциала самообучения организации
Составляющая потенциала
самообучения организации |
Индикатор
|
1
|
2
|
Кадровая
|
Удовлетворенность трудом (своей работой) на предприятии
|
Удовлетворенность профессией
| |
Удовлетворенность заработной платой на предприятии
| |
Соответствие образования требованиям занимаемой должности (рабочего места)
| |
Оценка своей работы: интересная, творческая
| |
Намерение, желание продолжить работу на предприятии
| |
Положение на предприятии: устойчивое – неустойчивое
| |
Коэффициент стабильности (постоянства) кадров
| |
Коэффициент отраслевого стажа
| |
Развитие человеческих ресурсов
|
Возможность профессионального (карьерного) роста и развития
|
Возможность повышения квалификации и обучения
| |
Возможность самосовершенствования (самообучения) и организационного обучения
| |
Мера реализации своих профессиональных навыков
| |
Информационная
|
Уровень доступности нужной информации
|
Возможность получать информацию, содержащуюся в других подразделениях
| |
Использование временных групп для разработки нового продукта или решения какой-либо проблемы
| |
Уровень расходов предприятия на информационные материалы (Интернет, программы, научные журналы, брошюры и т.д.)
| |
Возможность внедрения предложения по рационализаторству
| |
Общего видения
(сопричастности) |
Отношения с руководителем
|
Отношения с коллегами по работе
| |
Осведомленность о содержании стратегических целей организации
| |
Возможность влиять на стратегическое развитие предприятия
| |
Согласие со стратегией организации
| |
Уровень учета мнения при решении проблем организации
| |
Использование совещаний, в которых участвуют работники различных подразделений
| |
Возможность самостоятельно принимать решения о способе выполнения текущих производственных задач
| |
Экономическая
|
Коэффициент освоения новой продукции
|
Адаптивность организации к условиям рыночной экономики
| |
Перспективы предприятия на ближайшие 5 лет
| |
Репутация предприятия
| |
Известность предприятия
|
Предложенная система показателей позволяет производить оценку уровня самообучения организации, определять разрыв между реальным уровнем самообучения и потенциалом самообучения организации, анализировать развитие и реализацию интеллектуального капитала. По результатам такой оценки можно намечать реальные пути повышения уровня реализации потенциала самообучения компании с целью создания новых организационных знаний, накопления и приращения интеллектуального капитала и, в конечном итоге, ее экономического роста.
Методика оценки уровня реализации потенциала самообучения организации в форме алгоритма представлена на рис. 2.
Рис. 2. Алгоритм оценки уровня самообучения организации
Расчет обобщающих показателей по каждой составляющей будет производиться как вычисление средневзвешенной величины:
, (1)
где – фактический обобщающий показатель j-й составляющей потенциала самообучения организации (содержится в интервале от 1 до 5);
t – число рассматриваемых индикаторов в k-й составляющей;
– рейтинг m-го индикатора блока значимости критериев.
Таким образом, максимальный порог значения составляющей будет равен 5, нижний порог максимального значения будет рассчитываться с помощью следующей формулы:
, (2)
где – обобщающий показатель j-й составляющей потенциала самообучения организации;
– рейтинг m-го индикатора блока ожидания.
Исчисление уровня реализации потенциала самообучения организации (Iсо), осуществляется по формуле:
. (3)
Исходя из формулы, значение уровня самообучения организации может находиться в нормированном диапазоне – от 0,20 (минимум) до 1,00 (максимум).
На основе оценки мнений экспертов примем три уровня (зоны) развития самообучающейся организации – высокий, низкий, средний (рис. 3). Пороговые уровни – это такие граничные значения, переход через которые переводит систему из одного состояния в другое.
Рис. 3. Шкала ранжирования уровня самообучения организации
Следовательно, чем выше мера, тем выше уровень реализации потенциала самообучения организации (т.е. чем ближе I к единице). Если фактическое значение I находится в рамках значения 0,45-0,8, считается что предприятие способно к самообучению.
Анализ расхождения между фактическим уровнем и условно фактическим позволит определить «больные» показатели, которые требуют управленческих решений направленных на увеличение уровня развития организации, ее конкурентоспособность за счет улучшения состояния «больных» показателей (т.е. «оздоровления» их) путем более эффективного и результативного менеджмента.
Изложенные выше предложения, посредством более полного исчерпания потенциала самообучения, могут стать методической основой для увеличения интеллектуального капитала организаций и, как следствие, обеспечить повышение конкурентоспособности предприятий в условиях нарастания динамики внешней среды.
Источники:
2. Жиц, Г И. Инновационный потенциал и экономический рост. – Саратов : Саратовский ГТУ, 2000. – 162 с.
3. Иванов, В.В. Национальная инновационная система как основа экономики постиндустриального общества // Инновации, – 2004. – №5.
4. Кокурин, Д.И. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М. :
ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 318 с.
5. Маренков, Н.Л., Алимарина, Е.А. Управление трудовыми ресурсами. – Московский экономико-финансовый институт; Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 448 с. – (Высшее образование).
6. Миляева, Л.Г. Мотивация, оценка и стимулирование труда персонала организаций: монография. – Барнаул: Алт. гос. тех. ун-т, БТИ; Бийск: Изд-во Алт. гос. тех. ун-та, 2005. – 190 с.
7. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. – М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 408 с
8. Титова, В.А., Макаренко, О.В. Бенчмаркинг как инструмент формирования инновационного потенциала предприятия // Инновации. – 2006. – №7. – С. 101-10.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 00:08:10