Развития деятельности образовательного учреждения и его системы качества
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (26), Февраль 2009
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11701945
Цитирований: 1 по состоянию на 06.02.2021
Аннотация:
В последние пятилетие образовательные учреждения России активно включились в работу по построению, внедрению и развитию (совершенствованию) систем качества, но ряд из них не смогли добиться улучшения своей деятельности. В большинстве случаев это обусловлено тем, что для построения и развития системы качества до качественно иного уровня зрелости, а не просто ее модернизации, необходимо быть вооруженным теоретическими представлениями о том, в каком направлении формируются и развиваются системы и организации.
Ключевые слова: образование, образовательное учреждение, вуз, качество образовательных услуг, научные организации
В последние пятилетие образовательные учреждения России активно включились в работу по построению, внедрению и развитию (совершенствованию) систем качества, но ряд из них не смогли добиться улучшения своей деятельности. В большинстве случаев это обусловлено тем, что для построения и развития системы качества до качественно иного уровня зрелости, а не просто ее модернизации, необходимо быть вооруженным теоретическими представлениями о том, в каком направлении формируются и развиваются системы и организации.
Согласно классификационным признакам систем (объектов), образовательное учреждение является: открытой, большой сложной, социально-экономической (производственной), относительно самостоятельной, юридически независимой, комплексной, долговременной, абстрактной, самоорганизующейся системой, подвергающиеся нечеткому способу описания. Систему качества образовательного учреждения следует отнести к открытой сложной организационной системе, которая самоорганизуется под действием различных факторов.
Доказано [1], что образовательные учреждения обладают такими основными свойствами системы как: целенаправленность (цели в области качества); сложность (множество структурных подразделений и сложность их взаимосвязи); делимость (образовательная, научно-исследовательская, учебно-методическая, хозяйственная деятельности); целостность (направленность действий структурных подразделений подчинено единым целям); многообразие элементов и различие их природы (различные виды деятельности имеют свою функциональную специфичность и автономность); структурность (взаимозависимость и взаимосвязь между подразделениями согласно иерархическому уровню).
В соответствии с одним из законов строения-развития, каждой организации свойственен циклический характер функционирования. Для каждой организации характерен свой жизненный цикл. В общем случае, он состоит из следующих этапов (рисунок 1 (I)): «рождение», «детство», «юность», «ранняя зрелость», «расцвет», «полная зрелость», «упадок».
Рис. 1. Этапы жизненного цикла организации
По мнению многих авторитетных специалистов в области современного менеджмента, любая организация, и, следовательно, и ее система качества, может эволюционно развиваться в течение ограниченного периода времени (в среднем около пяти [2] – семи лет [3]), после чего процесс дальнейшего развития замедляется, останавливается на достигнутом уровне или происходит упадок (рисунок 1 (II)). Дальнейшее эволюционное развитие возможно только с пересмотром подходов и реинжинирингом процессов [3] и/или под воздействием внешней среды (различных факторов) или вследствие спонтанно возникающих внутренних противоречий – флуктуаций [4], оказывающих влияние на организацию. Точка, с которой начинается новый отчет времени эволюционного развития, является точкой бифуркации (рисунок 1). Поэтому, мы считаем, что жизненный цикл организации, представленный на рисунке 1 (I), в реальной ситуации встречается достаточно редко. Организациям наиболее свойственен (характерен) жизненный цикл, представленный на рисунке 1 (II и III).
В целом процесс дальнейшего эволюционного развития деятельности организации (совершенствования, самоорганизации) и, соответственно, ее системы качества инициируют различные факторы. Мы подразделяем их на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, которые почти целиком определяются руководством организации. Внешние факторы:
Качество результатов деятельности образовательного учреждения, как правило, зависит от качества менеджмента на всех уровнях управления и качества организации вспомогательных процессов [5], то есть от качества его системы качества. Из вышеизложенного следует, что если в образовательном учреждении хорошая (зрелая) система качества, то образовательное учреждение может достигать хороших, высоких результатов. И, наоборот, если в образовательном учреждении плохая (незрелая) система качества, то образовательное учреждение достигает плохих (низких) результатов. Однако, следует отметить, что иногда, несмотря на плохую систему качества образовательные учреждения достигают хороших результатов, и наоборот, при хорошей системе качества - не достигают хороших результатов.
Рисунок 2 – Уровни развитие (зрелости) системы качества
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что образовательные учреждения, и их системы качества, как и любые другие организации и системы, подчиняются общим закономерностям их строения и развития. Система качества есть в любой организации, вследствие самоорганизации (синергетики) ее системы менеджмента. Причем, это происходит независимо от того, знакомо ли руководство организации с теориями менеджмента и менеджмента качества, или нет. Систему качества образовательного учреждения следует рассматривать как систему максимально приближенную к его системе менеджмента, а функционирование системы качества – к его деятельности. Система качества может быть встроена (внедрена) в систему менеджмента на любом этапе жизненного цикла организации, поэтому системы качества имеют разную степень зрелости.
Источники:
2. Котович Е.В. Наш путь – непрерывное совершенствование / Е.В. Котович // Стандарты и качество. – 2004. – № 4. – С. 104-107.
3. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: учеб. пособие / А.И. Кочеткова.
– М.: 2003. – 944 с.
4. Хачатуров А.Е. Основы менеджмента качества: учеб. пособие / А.Е. Хачатуров, Ю.А. Куликов. – М.: Дело и Сервис, 2003. – 304 с.
5. Плетнева Н.П. Хорошо, лучше, еще лучше… / Н.П. Плетнева // Стандарты и качество. – 2002. – № 7. – С. 95.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:43:31