Качество как фактор ценности услуг учреждений культуры
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (44), Август 2010
Цитировать:
Стеценко Ю.С. Качество как фактор ценности услуг учреждений культуры // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 8. – С. 134-140.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15118635
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящена изучению категории «качество» услуг. В ней приводится описание черт, характерных для услуг учреждений культуры, а также раскрывается сущность ценности услуг и качества обслуживания. В заключительной части статьи предлагаются процедуры, необходимые для обеспечения качественного обслуживания населения учреждениями культуры.
Ключевые слова: социальные услуги, услуги для населения, качество услуги, качество обслуживания, ценность услуг, учреждения культуры
В последнее время изменение роли учреждений культуры в обществе поспособствовало переосмыслению ими своей деятельности. В постиндустриальную эпоху развития новой экономики потребители услуг становятся все более требовательными в своем выборе. Это приводит к необходимости обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности национальной культуры. А именно, к созданию высокого качества обслуживания населения учреждениями культуры.
Стоит отметить, что культура является мощным фактором формирования и реализации человеческих потребностей всех уровней. В целях поддержания в обществе высокого уровня образованности и культуры, требуется грамотное управление процессами развития. Необходимы высокопрофессиональные кадры, система их подготовки, материальная база, финансирование и передовые технологии, а также колоссальные материальные и людские затраты на функционирование различных типов учреждений культуры.
Стратегия и тактика регионов
Одним из важнейших и решающих факторов адаптации учреждений культуры в новых экономических условиях должна стать стратегия и тактика регионов, где особая роль отводится региональным целевым комплексным программам. Они позволяют учреждениям культуры более рационально использовать существующие ресурсы, конкретизировать цели и задачи учреждений культуры на определенный период с учетом нового содержания потребностей и запросов потребителей с целью достижения качественного обслуживания населения [3].
Корицкий А.В. считает, что на сегодняшний день общая тенденция такова: все стремятся к творческой самореализации, к производству не утилитарных материальных вещей, а произведений искусства. Сегодня все хотят оказаться в культурной сфере. Соответственно, общество и государство должны не препятствовать, а поощрять, стимулировать безвозмездное распространение знаний, культурных и духовных ценностей, сделав доступ к этому богатству максимально летним для всех слоев населения [4, с. 48].
На наш взгляд, в связи со сложившимися аспектами адаптации перед учреждениями культуры в отношении потенциального потребителя должны стоять следующие вопросы: почему не каждый желающий способен воспользоваться услугами учреждений культуры? Что является преградой для реализации услуг, способных удовлетворить потребительские запросы? Как заинтересовать и удержать потребителя? Каким образом стимулировать и развить его интерес к продукту и услугам своей деятельности?
Услуги учреждений культуры
В настоящее время рынок выступает универсальным механизмом сортировки потребительских услуг. Услуги, потребительские свойства которых малозначимы для человека, не будут реализованы, вследствие чего не принесут выгоду. Однако ценности услуг учреждений культуры обладают особенностью, которая делает их нужными и полезными не отдельно взятому человеку, а государству, науке, мировому сообществу.
Исходя из общепринятого в маркетинге описания отличительных свойств услуг [2], нами выделены следующие характерные черты услуг, оказываемых учреждениями культуры:
1. Неосязаемость: услугу нельзя заранее увидеть, попробовать, «прочувствовать» до тех пор, пока она не будет представлена потребителю (потребитель не узнает о качестве услуги музея, пока не окажется в музейном зале, не пообщается с персоналом и не изучит представленные экспонаты).
2. Неотъемлемость или неотделимость услуги от ее источника: взаимодействие производителя и потребителя услуги в процессе ее заказа и осуществления, даже если в роли производителя выступает машина (например, получение информации о расписании киносеансов через автоматизированную справочную службу).
По мнению Бурменко Т.Д., это свойство услуги может быть полностью раскрыто в ряде более конкретных определений, которые некоторые отечественные авторы выделяют как самостоятельные специфические черты услуги:
4. Отсутствие передачи прав собственности при оказании услуги. Приобретенная услуга как таковая не становится собственностью потребителя, а право на ее оказание остается у производителя.
5. Непостоянство качества или качественная неопределенность: качество однотипных услуг колеблется в весьма широких пределах в зависимости от того, кто их предоставляет, когда, где и при каких обстоятельствах. Имеют значение такие факторы, как: профессионализм производителя услуги, совершенство технологии, настроение работника, предоставляющего услугу, его способность удовлетворить потребности и запросы потребителя.
Всё это создает сложности при рассмотрении вопросов о качестве услуг. Специалисты единодушны в том, что качество услуги очень трудно поддается контролю и воспринимается клиентами субъективно. Услуги сложно стандартизировать. Определенной гарантией качества может быть имя организации – производителя услуги. [7, с.73-75]
Наряду с этими, наиболее часто перечисляемыми характеристиками услуг, выделяют следующие:
Учитывая наличие особенностей услуг, для многих экономистов и маркетологов ценностная составляющая понятия «услуга» представляет особый интерес, поскольку может включать в себя совокупность различных факторов. Существует мнение, что ценность любой услуги заключается в степени её необходимости для конкретного человека в определенное время, в конкретном месте и ситуации, а также в том, насколько она качественна [2]. Каждый потребитель услуги вкладывает в понятие ценности свой особый смысл, даже если речь идёт об одной и той же услуге. А при наличии дефицита информации важнейшим критерием оценки ценности услуги является, как правило, цена [9].
Если же рассматривать ценности в контексте услуг, оказываемых учреждениями культуры, то не возникает сомнений, что они обладают рядом особенностей: культурные ценности долговечны, не имеют пределов насыщения, не сразу могут быть признаны [6, с. 528]. В достаточно широком объеме общество ощущает их результаты лишь через два-три поколения [8]. Основная трудность в изучении ценности культурных услуг состоит в многообразии представлений, вкладываемых в это понятие потребителями. Но все же, основным фактором, характеризующим ценность услуги, по мнению Романова П.В., и с ним мы не можем не согласиться, является качество услуги.
Под качеством услуги понимается степень соответствия полезных свойств услуги потребностям и предпочтениям потребителей, включающая в себя: доступность, своевременность, полноту предоставления в соответствии с требованиями, результативность и эффективность предоставления услуги [5, с.43]. Следовательно, в общем виде качественное обслуживание населения учреждениями культуры должно удовлетворять следующим условиям:
Эти и многие другие процедуры учреждениям культуры необходимо осуществлять с целью достижения конкурентных преимуществ.
Учитывая ряд особенностей деятельности учреждений культуры, в целях создания действенного механизма их выживания в условиях рынка, на уровне организации понятие конкуренции может включать:
В процессе предоставления обществу социально-культурных услуг учреждения культуры, расширяют возможности выбора, имеющегося у каждого человека, и способствуют обеспечению полноценной интеллектуальной, эмоциональной, нравственной и духовной жизни, создавая, формируя и развивая, тем самым, общество и отдельно взятую личность. Именно из этих соображений современному обществу необходимо акцентировать своё внимание на значимости услуг культуры, а учреждениям культуры, в свою очередь, повышать факторы качества обслуживания населения.
Источники:
2. Белоусов К.И., Зелянская Н.Л., Миронова С.Д. Концепт водка в современной России [Электронный ресурс] // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 5. – URL: http://www.mavriz.ru/articles/2005/2/3732.html (дата обращения: 29.03.2010).
3. Бугатова С. Н. Некоторые аспекты адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям // Досуг. Творчество. Культура. – Омск, 1998. – С. 123-125. – URL: http://www.ic.omskreg.ru/cultsib/trad/buga.htm (дата обращения: 27.08.2009).
4. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала: учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2000.
5. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения / Под ред. П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». – М.: Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных исследований, 2007.
6. Социальная политика / Под общ. ред. д-ра эконом. наук, проф., засл. деят. науки Российской Федерации Н.А. Фолгина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2008.
7. Сфера услуг: экономика: учебное пособие / Под ред. Т.Д. Бурменко. – М. : КНОРУС, 2007.
8. Художественная жизнь современного общества. Том 3. Искусство в контексте социальной экономики / Под ред. Рубинштейна А.Я. – СПб. : «Дмитрий Буланин»; ГИИ, 1997.
9. Rathmell J. Marketing in the Service Sector. – Mass: Winthrop Publishers, 1974.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 23:31:16