Современная энергетическая политика России в странах Юго-Восточной Европы
Лазарева П.В.1
1 Всероссийская академия внешней торговли при Министерства экономического развития Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 6 (Июнь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54059100
Аннотация:
Предметом исследования является перспективные направления энергетической политики Российской Федерации в странах Юго-Восточной Европы. Объектом исследования является энергетическая политика Российской Федерации в странах Юго-Восточной Европы. В статье определена роль Российской Федерации как крупного производителя, потребителя и экспортера всех типов минеральных энергетических ресурсов. Приведены “зеленые” инвестиционные проекты Российской Федерации в странах Юго-Восточной Европы. Отражена текущая ситуация взаимоотношений России и стран Юго-Восточной Европы в энергетической сфере. Продемонстрированы возможные направления взаимодействия с учетом усиления санкционных ограничений.
Ключевые слова: энергетическая политика, страны Юго-Восточной Европы, Россия, инвестиционные энергетические проекты, экономика, экспорт, нефть, газ, электроэнергетика, зеленая энергетика
JEL-классификация: F02, F1, F13.
Введение
Российская Федерация является крупным производителем, потребителем и экспортером всех типов минеральных энергетических ресурсов, а также занимает ведущие позиции в области гидроэнергетики и атомной промышленности. Это делает ее особым и важным участником в глобальной энергетической системе, которая сформировалась в XX веке на основе ресурсов и технологий.
Согласно Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года [1] топливно-энергетический комплекс является основой для формирования доходов бюджетной системы Российской̆ Федерации. Поэтому поставки энергоресурсов и энергетическое присутствие России на рынке зарубежных стран посредством участия отечественных компаний в энергетических проектах за рубежом являются важным инструментом для сохранения экономического благосостояния и укрепления внешнеполитических позиций Российской̆ Федерации на мировой̆ арене.
Актуальность работы обусловлена тем, что страны Юго-Восточной Европы, в частности Сербия, ввиду глубоких исторических и религиозных связей остаются важным регионом в Европе, готовым оказывать России поддержку на международной арене и способствовать продолжению экономического сотрудничества между странами, что является ценным и стратегически важным для России с учетом геополитической напряженности.
Степень научной разработанности темы. Активным вниманием со стороны российских и зарубежных писателей пользуется проблематика энергетического фактора в странах Европы таких российских и зарубежных авторов, как Грачев Б.А. [3. с. 8-15], Кириченко А.Б. [2. с. 58-68], Куликова Н.В. [4. с. 213-235], Кужелева К.С. [3. с. 8-15], Орлик И.И. [4. с. 213-235], Пономарева Е.Г. [6. с. 63-76; 7. с. 486-502], Попадьева Т.И. [7. с. 486-502], Тнэлм Н.И. [14. с. 115-238], Тодорова Р.В. [4. с. 213-235], Фейт Н.В. [4. с. 213-235], Энтин М.Л. [14. с. 85-107], Энтина Е.Г. [14. с. 347-403]. Однако небольшое количество работ представлено по анализу и разработке современной энергетической политики России в странах Юго-Восточной Европы, и в основном зарубежными авторами, такими как Stanojevic P. [15. с. 77-98], Jeftic Z. [15. с. 77-98].
Целью исследования является определение возможных стратегических направлений энергетической политики России в странах Юго-Восточной Европы с учетом усиления санкционных ограничений.
Научная новизна исследования заключается в разработке нового подхода в экономических отношениях России и стран Юго-Восточной Европы в энергетической сфере с учетом санкционного давления.
В процессе написания работы применялись основные методы экономического анализа: статистический, сравнительный, функциональный, системный и абстрактно-логический.
Для Российской Федерации интересны страны Юго-Восточной Европы с энергетической стороны по нескольким причинам:
1. Энергетическая безопасность: страны Юго-Восточной Европы обладают значительными энергетическими ресурсами, такими как природный газ, нефть и уголь. Россия, как один из крупнейших производителей и экспортеров этих ресурсов, заинтересована в укреплении своей позиции на энергетическом рынке. Имея доступ к европейским юго-восточным энергетическим ресурсам, Россия может обеспечить себе дополнительные источники поставок и разнообразить свою экспортную диверсификацию.
2. Энергетические инфраструктуры: страны Юго-Восточной Европы имеют стратегическое положение, ведь они служат перекрестком для многих энергетических маршрутов, связывающих Европу и Ближний Восток. России важно контролировать транзитные маршруты и инфраструктуру, через которые проходит транспортировка энергоресурсов в Европу. Страны Юго-Восточной Европы предоставляют возможность России укрепить свои энергетические коридоры и расширить свои влиятельные сети.
3. Геополитическое влияние: страны Юго-Восточной Европы являются регионом с конкуренцией за влияние между Россией и Западом, включая Европейский союз и США. Россия стремится поддерживать свои политические и экономические интересы в этом регионе, чтобы укрепить свое присутствие в Европе. Контроль над энергетическими активами и инфраструктурой в странах Юго-Восточной Европы позволяет России усилить свое влияние на местные правительства и формировать их политическую ориентацию в свою пользу.
4. Экономические возможности: Россия является одним из крупнейших экспортеров энергоресурсов в мире, и поэтому у нее есть интерес в создании новых рынков сбыта. Страны Юго-Восточной Европы представляют потенциальные возможности для расширения российских экспортных рынков, особенно в контексте строительства новых энергетических проектов, таких как газопроводы, нефтепроводы и электростанции. Эти проекты могут способствовать экономическому развитию региона и укреплению взаимовыгодных связей между Россией и странами Юго-Восточной Европы.
С 2000-х годов Россия успешно реализует ставшие уже традиционными энергетические инвестиционные проекты на территории стран Юго-Восточной Европы, такие как «Лукойл-Беопетрол» и “Нефтяная индустрия Сербии (НИС)”.
Также стоит отметить, что инвестиции в энергетические проекты продолжаются по линии “зеленой энергетики” (в т.ч. с участием третьих сторон), а именно:
1. ТЭС Панчево, входящая в проект НИС, является первой парогазовой электростанцией в Сербии, способной комбинированно производить электрическую и тепловую энергию с использованием природного газа, который считается одним из наиболее экологически чистых видов топлива. Общая установленная электрическая мощность ТЭС Панчево составляет 189 МВт. В 2023 году ожидается, что ТЭС Панчево произведет около 1400 ГВтч электроэнергии, что позволит удовлетворить потребность примерно 300 тысяч средних домохозяйств в Сербии. Компания "Elektroprivreda Srbije" будет являться поставщиком произведенной электроэнергии [2].
2. Строительство ветроэлектростанции в Пландиште (проект НИС) - это швейцарско-сербский проект, предусматривающий наличие 34 ветрогенераторов, которые будут производить до 240 ГВт/ч электроэнергии в год. «Ветропарк Пландиште будет функционировать как совместный проект: доля каждого акционера составит 50 процентов в компании под названием NIS-МЕТ Energowind» [3].
3. Создание центра по исследованиям мирного атома на основе соглашения, подписанного властями Сербии и Государственная корпорация «Росатом» в декабре 2021 года. Предполагаемый центр ядерных технологий будет специализироваться в производстве радиоизотопов для промышленных и медицинских целей, легированного кремния, а также предоставлять услуги по анализу состава минералов, руды и экологических образцов. Проект будущего центра запланирован к реализации «на основании межправительственного соглашения Сербии и РФ в ходе визита 2019 года российского лидера Владимира Путина в Белград, Сербия. Также в работе центра планируется участие ученых из Болгарии и Венгрии» [4].
В связи с усилением санкционного давления в 2022 году и изменением существующих мировых связей возникает необходимость проведения изменений в текущем сотрудничестве Российской Федерации и стран Юго-Восточной Европы на энергетическом рынке и их имплементации в новый мировой порядок.
Текущая ситуация в странах Западных Балкан в энергетической сфере
Ранее Сербия получала российскую нефть через Адриатический нефтепровод JANAF, который доставлялся на нефтетерминал в хорватском порту Омишаль на острове Крк с помощью нефтеналивных танкеров.
Однако в связи с введением санкций ЕС, начиная с 15 марта 2022 года, ситуация с доставкой нефти из России в Сербию осложнилась. Хорватская нефтетранспортная компания JANAF объявила 29 марта 2022 года о приостановке поставок нефти на нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Панчево, который на тот момент был на 56,15% владением Газпром нефти, попавшей под санкции (в мае 2022 года доля Газпром нефти в NIS была снижена до 50% после продажи 6,15% акций Газпрому). Позже Европейский союз исключил Сербию из списка стран, подпадающих под санкции за импорт российской нефти [5].
Однако далее последовали новые пакеты санкций и в рамках принятия 8 пакета санкций ЕС Сербия столкнулась с невозможностью получения российской нефти по МНП (магистральный нефтепровод) JANAF с 5 декабря 2022 года.
Сейчас Сербия остро нуждается в диверсификации своих источников нефти. В настоящий момент властями Сербии согласован проект по строительству нефтепровода в Венгрию для получения российской нефти из МНП Дружба, который не попадает под 8 пакет санкций ЕС. Строительство нефтепровода займет 1,5 года и оценивается в сумму до 100 млн евро с учетом использования части сухопутного продолжения второй нитки МГП (магистральный газопровод) Турецкий поток.
Однако имеется ряд серьезных рисков по реализации данного проекта:
● может быть принято решение со стороны ЕС о запрете поставок по МНП Дружба с предложением денежной компенсации Венгрии;
● нет юридического основания о разрешении/запрете поставок российской нефти в страны, не входящие в ЕС, т.е. в Сербию (однако в страны ЕС реэкспорт российской трубопроводной нефти и нефтепродуктов из нее произведенных запрещен).
Что касается поставок природного газа, планируется, что Россия и далее будет бесперебойно поставлять природный газ в Сербию и в другие страны Юго-Восточной Европы.
Россия является основным поставщиком газа в Сербию, которая работает над диверсификацией маршрутов поставок газа, но при этом стремится к обеспечению для себя максимально комфортных цен.
С начала 2021 года поставки российского газа в Сербию были запущены через Болгарию по второй нитке газопровода "Турецкий поток". Схема поставки природного газа из России включает следующие этапы: газ поступает в Турцию по второй нитке газопровода "Турецкий поток" и затем передается национальной газотранспортной системе Болгарии, откуда направляется в Сербию. В Сербии газ распределяется и поставляется потребителям в Сербии и Боснии и Герцеговине. Благодаря развитию газотранспортной системы Сербии с 1 октября 2021 года газ поставляется на полную мощность в Венгрию и Хорватию.
В ходе переговорного процесса в мае 2022 года в рамках подписания нового 10-летнего газового контракта между Россией и Сербией было принято решение, что «цена за базовые 2,2 млрд м3/год газа будет рассчитана по 100% нефтяной формуле» [6], что означает от $310 до $408 за 1 тыс. кубометров. Однако остается открытым вопрос по цене на дополнительный объем газа в количестве 800 млн м3/год, который оказался необходим Сербии ввиду роста энергопотребления.
Кроме того, стоит отметить, что на совместной пресс-конференции в ноябре 2022 года между лидерами Албании, Северной Македонии, Сербии, Черногории и Боснии и Герцеговины была достигнута договоренность «о создании единого регионального энергетического рынка» [7].
Под «транзитом энергоресурсов» далее по тексту в данной статье понимается не только непосредственный реэкспорт переработанных минеральных ресурсов, а также реализация инвестиционных проектов в энергетической сфере.
Учитывая текущую политическую риторику, связанную с «отменой России», и направлением западных стран по декарбонизации энергетического комплекса, предлагается усилить внимание на интенсификации сотрудничества со странами Юго-Восточной Европы по двум направлениям:
1) Транзит традиционных энергоресурсов (через переработку внутри стран Юго-Восточной Европы) в страны ЕС с учетом национальных интересов непосредственных стран-участниц в кратко- и среднесрочной перспективе.
2) Реализация совместных проектов в сфере «зеленой энергетики» через инвестиционные проекты на территории стран Юго-Восточной Европы в долгосрочной перспективе.
На данный момент оба направления сотрудничества со странами Юго-Восточной Европы имеют свои особенности и вызовы. С одной стороны, увеличение транзита традиционных энергоресурсов через переработку внутри стран Юго-Восточной Европы представляет возможность для России укрепить свое присутствие на европейском рынке. Это также могло бы учесть национальные интересы стран-участниц в кратко- и среднесрочной перспективе, создавая новые экономические возможности для региона.
С другой стороны, реализация совместных проектов в сфере "зеленой энергетики" на территории стран Юго-Восточной Европы представляет перспективу долгосрочного сотрудничества и инвестиций. В свете стремления западных стран к декарбонизации и снижению выбросов парниковых газов, развитие возобновляемых источников энергии, таких как солнечная и ветровая энергия, представляет значительный потенциал для сотрудничества России и стран Юго-Восточной Европы.
Однако реализация обоих направлений сталкивается с определенными вызовами. Во-первых, политическая риторика, связанная с "отменой России", может создавать преграды и усложнять переговоры и соглашения. Во-вторых, внедрение новых проектов в сфере зеленой энергетики требует значительных инвестиций и согласования интересов различных сторон.
Заключение
В заключение, необходимо подчеркнуть, что несмотря на существенные проблемы, связанные с осложнением экономического сотрудничества России со странами Юго-Восточной Европы ввиду усиления санкционного давления, Россия была и остается для стран Юго-Восточной Европы надежным партнером по поставкам энергоресурсов, реализуя совместные инвестиционные проекты не только по традиционным, но и по «зеленым» источникам энергии. Описанные в статье направления интенсификации сотрудничества между Российской Федерацией и странами Юго-Восточной Европы в перспективе могут повлиять на эффективное проведение энергетической политики России.
Для успешной интенсификации сотрудничества необходимо активное взаимодействие и диалог между Россией и странами Юго-Восточной Европы. Это может включать в себя согласование энергетических стратегий, установление долгосрочных партнерских отношений и создание благоприятной инвестиционной среды. Такой подход позволит обоим сторонам достичь взаимной выгоды, укрепить энергетическую безопасность и содействовать устойчивому развитию региона.
[1] Энергетическая стратегия Российской̆ Федерации на период до 2035 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/w4sigFOiDjGVDYT4IgsApssm6mZRb7wx.pdf
(дата обращения: 10.05.2023).
[2] ТЭС Панчево начала производство электроэнергии, тем самым способствуя энергетической стабильности Сербии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nis.rs/ru/news/te-to-pancevo-zapocelo-proizvodnju-elektricne-energije-cime-doprinosi-energetskoj-stabilnosti-srbije/ (дата обращения: 10.05.2023).
[3] Швейцарская Группа МЕТ и НИС совместно строят ветропарк Пландиште. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nis.rs/ru/news-archive/швейцарская-группа-мет-и-нис-совместн (дата обращения: 10.05.2023).
[4] В Сербии начнут строить совместный с «Росатомом» ядерный центр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://realty.ria.ru/20220221/serbiya-1774042441.html (дата обращения: 10.05.2023).
[5] Национализация NIS - дочки Газпром нефти в Сербии, зашла в тупик. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/finance/757675-v-belgrade-ne-isklyuchayut-natsionalizatsii-neftyanoy-industrii-serbii/
(дата обращения: 10.05.2023).
[6] Россия и Сербия согласовали основные условия поставок на 3 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neftegaz.ru/amp/news/transport-and-storage/739049-rossiya-i-serbiya-soglasovali-osnovnye-usloviya-postavok-gaza-na-3-goda/ (дата обращения: 10.05.2023).
[7] Страны Западных Балкан договорились о создании единого энергетического рынка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/partnership/759266-strany-zapadnykh-balkan-dogovorilis-o-sozdanii-edinogo-energeticheskogo-rynka/ (дата обращения: 10.05.2023).
Источники:
2. Кириченко А.Б. Конкурентоспособность природного газа в секторе электрогенерации ЕС // Глобальная энергетическая трансформация: экономика и политика. Москва, 2018. – c. 58-68.– doi: 10.20542/978-5-9535-0527-7.
3. Кужелева К.С., Грачев Б.А. Энергетическая политика ЕС в области ВИЭ, энергоэффективности и внедрения новых ресурсосберегающих технологий // Энергетическая политика. – 2018. – № 1. – c. 8-15.
4. Куликова Н.В., Орлик И.И., Фейт Н.В. и др. Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в XXI веке. / Монография. - М.: Институт экономики Российской академии наук, 2012. – 350 c.
5. Национализация NIS - дочки Газпром нефти в Сербии, зашла в тупик. Neftegaz.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://neftegaz.ru/news/finance/757675-v-belgrade-ne-isklyuchayut-natsionalizatsii-neftyanoy-industrii-serbii/.
6. Пономарева Е.Г., Попадьева Т.И. Босния и Герцеговина: этнополитический фактор проблемной государственности // Обозреватель. – 2018. – № 11(346). – c. 63-76.
7. Пономарева Е.Г. Балканская политика Российской Федерации: в поисках потерянного времени? // 25 лет внешней политики России: Сб. материалов Х Конвента РАМИ. Т. 1. Внешняя политика России: глобальное и региональное измерения. В 2 ч. Ч. 1. Москва, 2017. – c. 486-501.
8. Россия и Сербия согласовали основные условия поставок на 3 года. Neftegaz.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://neftegaz.ru/amp/news/transport-and-storage/739049-rossiya-i-serbiya-soglasovali-osnovnye-usloviya-postavok-gaza-na-3-goda/.
9. Страны Западных Балкан договорились о создании единого энергетического рынка. Neftegaz.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://neftegaz.ru/news/partnership/759266-strany-zapadnykh-balkan-dogovorilis-o-sozdanii-edinogo-energeticheskogo-rynka/.
10. Тодорова Р.В. Энергетическая политика Балканского региона: специфика, проблемы и перспективы // PolitBook. – 2019. – № 2. – c. 158-175.
11. ТЭС Панчево начала производство электроэнергии, тем самым способствуя энергетической стабильности Сербии. Nis.rs. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nis.rs/ru/news/te-to-pancevo-zapocelo-proizvodnju-elektricne-energije-cime-doprinosi-energetskoj-stabilnosti-srbije/.
12. Швейцарская Группа МЕТ и НИС совместно строят ветропарк Пландиште. Nis.rs. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nis.rs/ru/news-archive/швейцарская-группа-мет-и-нис-совместн/.
13. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/w4sigFOiDjGVDYT4IgsApssm6mZRb7wx.pdf.
14. Энтина Е.Г., Энтин М.Л., Тнэлм Н.И. В поисках партнерских отношений - VIII: Россия и Европейский союз в 2018 - первой половине 2019 годов. / Монография. - М.: Зебра Е, 2019. – 672 c.
15. Stojanovic B., Ponomareva E.G. Russia and Serbia in the contemporary world: bilateral relations, challenges and opportunities. - Belgrade: Institute of international politics and economics, 2020. – 259 p.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 14:45:13