Тенденции развития конкурентных отношений на рынке социально значимых товаров
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (60), Декабрь 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17289423
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье отражены современные тенденции развития рынка фармакологической продукции. Выявлены положительные и отрицательные явления, определены направления совершенствования деятельности по развитию рынка социально значимой продукции.
Ключевые слова: наукоград, конкуренция, социальные услуги, импортозамещение, регулирование, фармпроизводство
В любом обществе есть социальные потребности. Они складываются в определенный набор социальных услуг, предоставлением и распределением которых занимается в основном государство непосредственно через свои институты управления или через общественные организации и предприятия различных форм собственности.
Благо и его значимость
Наиболее сложную и непроработанную с теоретической точки зрения область и представляют социальные услуги, так как возникает много противоречивых вопросов о возможностях их потребления, предоставления и каналов распределения.
Большинство социальных услуг являются смешаннообщественными благами. Их особая значимость для человека обусловлена витальным характером (социальное обеспечение, медицинские услуги), базовым характером в духовном формировании личности (образование и культура) и ее физическом становлении (физкультура и спорт).
Социальные услуги не всегда отвечают основным характеристикам, которые свойственны самой категории услуги. Для услуги, которая в данном случае выступает товаром, проводится изучение реального и потенциального спроса потребителей. Это исследование рынка услуг своего рода профилактика нежелательных сбоев, способ избежать ошибок, ненужного риска в деятельности по производству и реализации услуг.
Для решения социальных проблем в обществе большое значение имеют социальные бюджеты. Региональный аспект проблемы формирования и использования социальных бюджетов состоит в том, что необходимо совершенствовать инструментарий реализации социальной помощи населению и системы фиксирования социальных расходов. При этом важно учитывать изменяющийся спрос населения на социально значимые товары и услуги, активно внедрять инновационные подходы в их оказании. Экономический кризис существенно изменил структуру ВВП, сократив удельный вес социальной сферы. В 2009 году возросла доля услуг, значительная часть которых связана с бюджетными расходами и вследствие этого в меньшей степени пострадавшая от кризиса.
В качестве примера, подтверждающего важность данной проблемы, рассмотрим тенденции развития рынка социально значимых товаров. До недавнего времени доля отечественных компаний на рынке фармакологической продукции преимущественно высокотехнологичных, эффективных препаратов была минимальной – около 10%.
Между тем работа в данном сегменте обеспечивает фармпроизводителям гарантированный сбыт с повышением функционального уровня. А именно эта категория товаров относится к социально значимым, которые обеспечивают качество жизни людей [2].
Следует отметить, что конкурентные отношения на данном рынке развиваются специфически, преодолевая многие противоречия и трудности.
Достаточно редко отечественные фармацевты открывают принципиально новые формулы, новые направления фармакотерапии. Как правило, они открывают ранее неизвестные терапевтические свойства препаратов или способы доставки активного вещества в организм. Для принципиальных инноваций у многих отечественных компаний недостает ресурсов, прежде всего финансовых: создание новой лекарственной формулы стоит не менее 800 млн долларов, а в России сегодня нет фармакологических компаний, чей годовой оборот составлял хотя бы половину этой суммы [4].
И пусть иностранцы потеснятся
Стоимость отечественных разработок, как правило, на порядок ниже. К тому же наши производители еще не накопили достаточно компетенций для прорыва на рынке уникальных препаратов. Эти обстоятельства приводят к тому, что отечественные производители ориентируются в основном на внутренний рынок и практически не принимают участия в экспорте данного вида продукции. А на российском рынке фармацевтической продукции лидируют иностранные компании, занимая около восьмидесяти процентов такового (табл. 1).
Таблица 1
Иностранные компании,лидирующие на российском рынкефармацевтической продукции
По данным «Фармэксперта» доля импортных лекарств на российском фармакологическом рынке составляет 78% в денежном выражении [5].
Одной из основных целей, заявленных в проекте стратегии развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года, — довести долю отечественных производителей на внутреннем рынке лекарств к 2020 году до 50%. В 2010 году была принята Федеральная целевая программа «Фарма-2020», которая подразумевает импортозамещение и активное развитие производства лекарств в России. Следуя этой программе, к 2015 году предполагается увеличение расходов государства на лекарства для госпитального сектора. Только на одну программу «7 нозологий» предполагается выделить около 35 млрд рублей.
Расходы государства на здравоохранение в ближайшие годы будут расти, и рынок государственных закупок лекарств должен в ближайшие десять лет увеличиться с 8–10 млрд до 15–17 млрд долларов.
В российской программе импортозамещения акцент делается не только на производство дженериков, но и на выпуск оригинальных препаратов.
Для этого в ближайшие годы в некоторых регионах будут сформированы фармакологические кластеры с полным технологическим циклом — от производства субстанций до готовых лекарственных форм. Несколько российских регионов уже объявили о формировании фармакологических кластеров и особых экономических зон — это Санкт-Петербург, Московская, Ярославская и Калужская области, — что, естественно, стимулирует российских фармпроизводителей.
В рамках проекта им предоставлены льготные условия налогообложения, готовые земельные площадки с подведенными коммуникациями. Это во многом облегчает условия для развития бизнеса, позволяет строить дополнительные мощности по производству новых биологических препаратов.
Проект стратегии развития фармацевтической промышленности, подготовленный Минпромторгом, предусматривает, в частности, освобождение местных фармпроизводителей от налога на имущество (ставка может составлять до 2,2% его среднегодовой стоимости) и земельного налога (до 1,5% кадастровой стоимости). А для иностранных фармпроизводителей документ предусматривает увеличение НДС до 18% (сейчас все фармпроизводители платят налог по льготной ставке 10%) и повышение импортных пошлин. В то же время при всей важности налоговых льгот есть и более принципиальные моменты, например, это ускорение процедуры регистрации российских аналогов дорогостоящих иностранных лекарств.
А без иностранцев не обойтись
В последние годы наблюдается оживление в фармацевтике, следует выделить три проекта на общую сумму 300 млн долларов, каковые предполагается реализовать поблизости от Московского региона – основного рынка сбыта для любой отрасли, в том числе и для фармакологической.
Два проекта заявлены к реализации в Калужской области, это связано с тем, что здесь расположен наукоград Обнинск, в котором в последние годы формируется столица фармацевтической отрасли России. Крупная фармкомпания AstraZeneca планирует инвестировать более 150 млн долларов в строительство завода в Калужской области на территории промышленного парка Ворсино.
Это будет предприятие полного цикла – от приготовления лекарственных форм до упаковки. Предполагаемый профиль выпускаемой продукции довольно широк: препараты для лечения онкологических, кардиологических, гастроэнтерологических, психиатрических, респираторных заболеваний, а также тяжелых госпитальных инфекций. Еще об одном проекте в Калужской области заявила сербская компания Galenika AD: она планирует разместить здесь свой завод стоимостью 40 млн долларов. Второй фармацевтический кластер формируется в Ярославской области, где идет строительство фармзавода компании Nycomed Holdings A/S стоимостью 107 млн долларов. Область уже заключила соглашения с пятью фармкомпаниями о создании производств, в том числе со швейцарской Novartis International AG и российским ЗАО «Р-Фарм».
В то же время, российские инновационные компании занимают пока ничтожно малую долю на рынке. Если благоприятные условия их роста сохранятся, то лет через пять можно будет говорить о том, что фармотрасль перешла на принципиально новый уровень. Для этого в период становления отечественного фармпроизводства необходимо проведение протекционистской политики государства с тем, чтобы защитить интересы отечественных потребителей и производителей данной продукции.
Однако факторов, способных заморозить инновационный тренд в отечественном фармпроме, тоже достаточно. И почти все они, как ни парадоксально, связаны с законодательными инициативами, призванными стимулировать производство лекарств внутри страны. Осенью 2010 года был принят закон «Об обращении лекарственных средств», который, в числе прочего, изменил правила регистрации и клинических испытаний — для более оперативного вывода лекарств на рынок. Однако вместо этого возникли дополнительные бюрократические трудности, и сроки выхода новых препаратов только удлинились.
Госзаказ регулирует рынок
Некоторые отечественные лекарства выходят на рынок позже намеченного срока на квартал и даже на полгода. Производители терпят убытки, но главное даже не это. Любая задержка отечественного средства означает, что на государственные торги будет выставлен уже существующий импортный препарат, который зачастую на порядок дороже.
Опоздание выхода отечественного лекарства на рынок может обойтись государству в 150 миллионов долларов в год [3].
Велика роль государства в регулировании конкурентных отношений на рынке социально значимых товаров. Без государства, прежде всего без детально прописанного на годы вперед госзаказа, фармотрасль на современный уровень развития не выйдет: потребительский рынок не способен быть драйвером фармацевтических инноваций.
Высокотехнологичные препараты, особенно оригинальные, дороги, и потому во всем мире их основным потребителем является государство.
В развитых странах государство определяет структуру заболеваний населения, выявляет из них те, что наносят экономике наибольший ущерб, и на основе этих исследований составляет список препаратов, которые будут необходимы населению в течение ближайших десяти лет. Если бы такая программа существовала в России, у нас появилось бы куда больше новых разработок из разных областей фармакотерапии. Сегодня в их увеличении нет смысла. Производители не знают, какие препараты потребуются государству через два-три года, и не хотят рисковать. Исследования стоят колоссальных денег. Следуя мировой статистике, на каждом этапе отбора проектов из десяти препаратов только один переходит на следующий уровень испытаний. Эти риски способен снять только гарантированный спрос со стороны государства.
«Рейтинговые» таблетки
Несмотря на повышенный интерес государства к фармотрасли, программы потребления лекарств в России нет, как нет и современного паспорта заболеваемости в стране с учетом особенностей регионов — чиновники ориентируются на данные, собранные еще в советское время, да на статистику развитых государств, которая к России неприменима. В прошлом году такой паспорт составили западные глобальные компании, выявив большое расхождение государственного списка с имеющейся структурой заболеваемости в России.
В частности, одни из первых строчек западного рейтинга занимают психические расстройства, совсем не учтенные в государственном реестре.
Очевидно, что рейтинги заболеваний граждан нужно составлять раз в несколько лет и на их основе формировать план потребления лекарственных средств. Пока вместо этой детальной работы есть лишь общие рассуждения о том, что, как сказано в ФЦП, «отечественные производители лекарств к 2016 году должны занимать половину рынка», российский фармпром едва ли выйдет на принципиально новый уровень.
Большую роль в регулировании конкуренции на рынке социально значимых товаров играет ценовая политика государства. Несмотря на «замораживание» российским правительством цен на лекарства, расходы россиян на них растут. Непродуманное вмешательство государства в рыночные механизмы в сфере обращения лекарственных средств пока создает только проблемы как для населения, так и для производителей и импортеров.
В то же время цены на лекарства в России повышаются не только вследствие макроэкономических проблем, но и в результате отсутствия конкуренции между аптечными сетями в регионах. Необходим, на наш взгляд, поэтапный переход к государственному регулированию цен на все разрешенные к обращению в стране лекарственные средства.
Вывод
Таким образом, проведенный анализ показал, что на российском рынке социально значимых товаров конкурентные отношения требуют своего совершенствования. В этом процессе велика роль государства, которое должно формировать «правила игры» на этом рынке, регулировать цены и создавать справедливые условия конкуренции с целью наилучшего обеспечения населения страны социально значимыми товарами.
Источники:
2. Данные Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс] // macro@economy.gov.ru
3. Лебедев В., Сиваков Д. Инвестиции на ручном управлении [Текст] // Эксперт, 2011, №14.
4. Москаленко Л. Фармацевтам нужен паспорт [Текст] // Эксперт, 2011, №13.
5. Фармпроизводители получат налоговые льготы [Электронный ресурс] // http://www.audit-it.ru/news/account/p165535.html.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:39