Оценка эффективности работы таможенных органов Российской Федерации: результаты социологического опроса

Дробот Е.В.1, Агаева Д.Р.1, Анисимова Е.Д.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 1 (Январь-Март 2016)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29970139
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлены результаты социологического опроса, проведенного с целью выяснения общественного мнения об эффективности работы таможенных органов и определения основных проблем, возникающих у участников ВЭД при осуществлении их деятельности.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, электронное декларирование, таможенное дело, предварительное информирование, эффективность таможенных органов



Введение

Активное вовлечение России в мирохозяйственные связи посредством механизма глобализации обуславливает необходимость перманентной оценки результативности функционирования таможенной системы в качестве неотъемлемого регулятора межстрановых товарных потоков и, как следствие, разработки соответствующих методик [1-5].

В период со 2 марта по 2 апреля 2014 года на территории города Выборга был проведен социологический опрос с целью выяснения общественного мнения об эффективности работы таможенных органов и определения основных проблем, возникающих у участников ВЭД при осуществлении их деятельности.

Выборка составила 76 человек. В опросе приняли участие студенты Выборгского филиала РАНХиГС по специальности «Таможенное дело» и сотрудники РОСТЭК Выборг в возрасте от 22 до 47 лет.

Основная часть

В процессе опроса были заданы следующие вопросы:

1. Какое отношение Вы имеете к таможенному делу и внешнеэкономической деятельности?

2. Как Вы оцениваете внедрение в практику работы таможенных органов прогрессивных технологий: электронного декларирования и предварительного информирования?

3. Способствует ли внедрение в практику работы таможенных органов прогрессивных технологий сокращению времени прохождения таможенных процедур?

4. Изменилась ли в последнее время скорость совершения таможенных операций и помещения товаров под таможенные процедуры?

5. Есть ли необходимость внесения изменений в Федеральный закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»?

6. Сталкивались ли Вы с проявлением коррупции в работе таможенных органов?

7. В процессе работы должностные лица таможенных органов ведут себя:

8. Каким образом введение Россией санкций повлияло на ситуацию на таможенной границе?

9. Каким образом членство России в ВТО повлияло на работу таможенных органов РФ?

10. Как скажется усиление интеграционных процессов (образование ЕАЭС в формате РФ, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан) на работе таможенных органов Российской Федерации?

По результатам проведенного опроса были получены следующие ответы.

На вопрос «Какое отношение Вы имеете к таможенному делу и внешнеэкономической деятельности?» большая часть респондентов (85 %) ответили «учусь/учился по специальности «Таможенное дело», но пока не работаю в этой сфере», 10 % – «прочее», 5 % являются участниками ВЭД (рис. 1).

Рис. 1. Отношение участников опроса к таможенному делу и внешнеэкономической деятельности

На вопрос «Как вы оцениваете внедрение в практику работы таможенных органов прогрессивных технологий: электронного декларирования и предварительного информирования?» 79 % опрошенных граждан ответили «положительно», 9 % затруднились ответить на этот вопрос, 8 % – «отрицательно» и 4 % респондентов считают, что никак не повлияло (рис. 2).

Рис. 2. Оценка эффективности прогрессивных технологий

На вопрос «Способствует ли внедрение в практику работы таможенных органов прогрессивных технологий сокращению времени прохождения таможенных процедур?» ответы распределились следующим образом: большинство респондентов (71 %) ответили «Да», 19 % – затруднились ответить, 7 % считают, что никак не повлияло и 3 % считают, что не способствует (рис. 3).

Рис. 3. Внедрение прогрессивных технологий, в целях сокращения времени на прохождение таможенных процедур

На вопрос «Изменилась ли в последнее время скорость совершения таможенных операций и помещения товаров под таможенные процедуры» большинство опрошенных (36 %) затруднились ответить на данный вопрос, 27 % – считают, что изменилась, но несущественно, дальше ответы распределились почти поровну, 19 % – «да, изменилась (существенно ускорилась)», 18 % опрошенных не заметили изменений (рис. 4).

Рис. 4. Скорость совершения таможенных операций и помещения товаров под таможенные процедуры

На вопрос «Есть ли необходимость внесения изменений в Федеральный закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации?» были получены следующие ответы: 58 % опрошенных граждан затруднились ответить, 24 % – «нет», 18 % респондентов считают, что есть необходимость внесения изменений, и один гражданин из всего числа опрошенных считает, что необходимо законодательное уменьшение «человеческого фактора» в принятии решений по всем статьям Федерального закона (рис. 5).

Рис. 5. Внесение изменений в Федеральный закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации

На вопрос «Сталкивались ли Вы с проявлением коррупции в работе таможенных органов?» большинство респондентов – 55 % не сталкивались, 29 % ответили «Да» и 16 % затруднились ответить (рис. 6).

Рис. 6. Коррупция в таможенных органах

На вопрос «В процессе работы должностные лица таможенных органов ведут себя?» 69 % опрошенных считают, что должностные лица ведут себя дисциплинированно, 17 % считают что вежливо, и по 7 % опрошенных считают, что не дисциплинированно и грубо (рис. 7).

Рис. 7. Поведение должностных лиц таможенных органов

На вопрос «Каким образом введение Россией санкций повлияло на ситуацию на таможенной границе?» большинство респондентов – 39 % ответили «поток товаров уменьшился», 32 % – «поток транспортных средств уменьшился», 21 % респондентов считают, что уменьшился поток физических лиц, 8 % опрошенных изменений не заметили (рис. 8).

Рис. 8. Введение Россией санкций

На вопрос «Каким образом членство России в ВТО повлияло на работу таможенных органов РФ?» половина опрошенных (50 %) ответили «положительно», 38 % считают, что изменений нет, 12 % граждан относятся отрицательно, и один из респондентов ответил следующим образом, цитирую: «Многие нормы ВТО не соблюдаются в отношении России» (рис. 9).

Рис. 9. Влияние членства России в ВТО на работу таможенных органов

На вопрос «Как скажется усиление интеграционных процессов (образование ЕАЭС в формате РФ, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан) на работе таможенных органов РФ?» 35 % ответили – «следует ждать сокращений», 28 % считают, что сильно изменится таможенное законодательство, 20 % считают, что увеличится число специалистов, 8 % респондентов ответили – «увеличится поток контрафакта» и 9 % считают, что изменений не будет (рис. 10).

Рис. 10. Усиление интеграционных процессов

Заключение

Итак, по результатам проведенного социологического опроса можно сделать вывод, что участники ВЭД считают, что в целом должностные лица таможенных органов ведут себя дисциплинированно и достаточно вежливо, и в большинстве случаев, респонденты не сталкивались с проявлением коррупции в работе таможенных органов. Внедрение в практику работы таможенных органов прогрессивных технологий: электронного декларирования и предварительного информирования носит положительный характер, но участники ВЭД не видят существенного изменения скорости совершения таможенных операций и помещения товаров под таможенные процедуры.

Ответы на поставленные вопросы показали, в целом, положительное отношение участников ВЭД к деятельности таможенных органов и их достаточную информированность.


Источники:

1. Белозерова, С. В. Проблемы определения эффективности таможенного дела / С. В. Белозерова, И. И. Белозеров // Сб. науч. тр.СевКавГТУ. Сер. Экономика, 2012. – № 7. – С. 9.
2. Косенко, В. П. Основы теории эффективности таможенного дела / В. П. Косенко, Л. И. Опошнян. – М.: РИО РТА, 2015. – С. 42.
3. Рудакова, Е. Н. Анализ системы показателей эффективности таможенной деятельности / Е. Н. Рудакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2015. – № 2. – С. 109 – 112.
4. Рудакова, Е. Н. Система показателей эффективности таможенного дела: особенности формирования и совершенствования / Е. Н. Рудакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2014. – № 1. – С. 90 – 94.
5. Турбин, И. В. Оценка деятельности таможенных органов на основе существующей системы показателей и предложения по их совершенствованию / И. В. Турбин // Изв. Сарат. ун-та. Нов.сер. Сер. Экономика. Управление. Право, 2014. – С. 57.
6. Шлепова К.О., Кудайкин Е.И. Администрирование поступления таможенных платежей в доход федерального бюджета и льгот по их уплате // Экономические отношения. — 2015. — Том 5. — № 1. — doi: 10.18334/eo.5.1.37377
7. Кодякова Т.А. Таможенная процедура как экономическая мера стимулирования экспорта // Российское предпринимательство. — 2015. — Том 16. — № 4. — с. 579-584. — doi: 10.18334/rp.16.4.99
8. Курников Е.В. Оптимизация таможенных процедур импорта инновационного оборудования // Креативная экономика. — 2014. — № 10 (94). — с. 103-115. — URL: http://bgscience.ru/lib/5190/
9. Кирпичев В.В. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: новые условия – новые подходы // Торгово-экономический журнал. — 2015. — Том 2. — № 2. — с. 101-110. — doi: 10.18334/tezh.2.2.516
10. Влазнева С.А., Мишина Н.А. Продовольственная безопасность России в период санкций // Продовольственная политика и безопасность. — 2015. — Том 2. — № 3. — с. 153-166. — doi: 10.18334/ppib.2.3.1911

Страница обновлена: 23.11.2024 в 14:21:23