Деловая коррупция в Иркутской области: результаты социологического опроса
Федотов Д.Ю.1, Инкижинова С.А.2, Шкурин Д.В.3
1 Байкальский государственный университет, Россия, Иркутск
2 Общественная палата Иркутской области
3 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия, Екатеринбург
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54059206
Аннотация:
Статья посвящена исследованию деловой коррупции. Раскрыто содержание и проанализированы виды деловой коррупции. Рассмотрены точки зрения различных авторов на формы проявления и последствия деловой коррупции. Для оценки уровня деловой коррупции в Иркутской области был проведен социологический опрос среди представителей бизнеса региона. Исследование проводилось методом опроса на онлайн панели. В результате проведенного социологического опроса установлено, что деловой коррупцией охвачено 21,4% хозяйствующих субъектов Иркутской области. Согласно ответам респондентов, совершавших коррупционные действия, в 38% случаях они практически не могли избежать в своей экономической деятельности применения коррупционных действий. Это позволило сделать вывод об институционализации коррупции в экономической среде. Для некоторых российских предпринимателей наличие коррупционных связей стало необходимым условием обеспечения успешности ведения собственного бизнеса. Наиболее высокий уровень деловой коррупции был выявлен у организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых, информационными технологиями и связью, финансовыми услугами. Проведена оценка коррупционных практик при осуществлении государственных закупок.
Ключевые слова: деловая коррупция, социологический опрос, региональная экономика, Иркутская область, государственные закупки
JEL-классификация: D73, Z13
Введение
Существует совокупность причин, приводящих к появлению теневой экономики, и комплекс факторов, способствующих ее росту. Основными причинами теневой экономики являются: несовершенство институтов рыночной экономики, которые искусственно были скопированы с иностранных образцов и не были должным образом адаптированы к отечественным условиям; высокий уровень государственного регулирования хозяйственной деятельность и бюрократизации экономики; значительная налоговая нагрузка и целый ряд других. Важнейшим фактором роста теневой экономики является коррупция, которая с одной стороны провоцирует «уход в тень» участников коррупционной сделки для безнаказанного осуществления коррупционных практик, с другой стороны, источником совершения крупных коррупционных сделок является теневая деятельность, т.к. из официальных доходов сложно заплатить крупную взятку. Тем самым теневая экономика и коррупция являются взаимосвязанными явлениями, подпитывающими друг друга и содействующими взаимному росту и сосуществованию.
Коррупция, являясь многогранным явлением, проявляется в различных формах и видах. Наибольшее влияние на формирование теневой экономики в стране оказывает такой вид коррупции, как деловая. Деловой коррупцией признается незаконное получение представителем бизнеса преимуществ в процессе осуществления хозяйственной деятельности благодаря вознаграждению, переданному должностному лицу органов власти или негосударственных организаций. Чаще всего вознаграждение (обычно в форме взятки) передается чиновнику органов государственной власти, но вознаграждение может передаваться и представителю другой частной компании для заключения контракта на выгодных для взяткодателя условиях. Отличительным признаком деловой коррупции от других видов коррупции является то, что незаконное вознаграждение в ходе коррупционной сделки передает лицо, представляющее бизнес (как сотрудник компании, так и частный предприниматель и владелец фирмы). Целью сделки при деловой коррупции является получение незаконных привилегий и конкурентных преимуществ в экономической деятельности. Тем самым деловая коррупция отличается от случаев бытовой коррупции, в которых частное лицо за счет нелегального вознаграждения стремится получить личные преимущества в житейских вопросах, не связанных с осуществлением профессиональной деятельности.
Обычно выделяют 2 вида деловой коррупции: захват государства и захват бизнеса.
Захватом государства (state capture) признаются действия компаний, направленные на установления теневого контроля представителями бизнеса над принятием властных решений. К этому виду деловой коррупции относятся:
- теневой лоббизм в органах власти,
- покупка определенных решений органов власти,
- установление коррупционного контроля над политиками и партиями и т.п.
Захват бизнеса (business capture) представляет собой совокупность стратегий и практик власти, с помощью которых власть в лице своих представителей или даже организаций стремится обеспечить теневой контроль над бизнесом с целью коллективного и (или) индивидуального извлечения административной ренты. В этом случае представители власти вымогают у бизнеса незаконное вознаграждение. При этом приобретение чиновниками ренты от своего служебного положения обеспечивается не получаемыми взятками, а непосредственно источниками, производящими доход, - коммерческими компаниями, взятыми под контроль и «опеку».
Имеется несколько предпосылок появления деловой коррупции. Одной из них являются институциональные барьеры в развитии экономики страны. Устаревшие социальные институты не позволяют эффективно функционировать рыночному механизму. Скопированные с западных образцов социальные институты зачастую не удается в должной мере адаптировать под национально-исторические условия развивающихся стран. Примером неудачной адаптации социального института является процесс внедрения в России процедуры банкротства убыточных предприятий. В российских условиях переходной экономики институт банкротства вместо санации неэффективных фирм нередко используется для отъема собственности у эффективных компаний, их рейдерского захвата.
При этом различаются подходы к преодолению институциональных проблем в развивающихся и в развитых странах. Если в развивающихся странах (в т.ч. в России) коррупция позволяет представителям бизнеса подстроится под устаревшие нормы и правила делового оборота, снизив для себя ущерб от функционирования неэффективных институтов. То в развитых странах стремятся реформировать устаревшие социальные институты, не прибегая к коррупции. В этом случае проявляется один из немногих положительных эффектов коррупции, связанный с предоставлением путей «обхода» неэффективных институтов. В этом случае деловая коррупция выступает своего рода «смазкой» в жестком бюрократическом механизме, позволяя сгладить в экономике барьеры, вызванные несовершенством государственного регулирования. Высказывание С. Хантингтона (Huntington S.) емко раскрывает антибюрократическую функцию коррупции: «хуже негибкой нечестной бюрократии может быть только негибкая честная бюрократия» [14]. Тем самым наличие возможности у бизнесменов решить свои деловые проблемы посредством коррупционной сделки в условиях несовершенства институциональных условий ведения бизнеса, рассматривается как меньшее зло, чем отсутствие возможности совершения коррупционных действий в таких условиях.
Вместе с тем деловая коррупция выгодна некоторым бизнесменам в конкурентной борьбе в качестве административного ресурса: взятка чиновнику рассматривается в качестве платы за получение льгот и преимуществ при соперничестве с конкурентами. Поэтому многие бизнесмены рассматривают взятки не как потери, а как нормальные издержки, позволяющие вести свой бизнес более успешно. А отдельные компании начинали испытывать проблемы при осуществлении бизнеса в результате отказа от коррупционных практик. В частности, ростовская ИТ-компания IMANGO после публичного отказа от откатов существенно сократила объем продаж – некоторые клиенты отказались с ней сотрудничать и перешли на обслуживание в другие компании, т.к. должностные лица компаний-клиентов, настроенные на регулярное получение откатов для заключение контрактов на обслуживание, были не готовы от них отказываться и стали искать иных поставщиков услуг, сохранивших традиционные коррупционные схемы заключения контрактов [6].
В тоже время деловая коррупция является удобным инструментом защиты собственного бизнеса при отсутствии гарантий сохранения прав собственности в условиях слабой судебной системы страны. На случай возможного рейдерского захвата собственники компаний стремятся заранее приобрести административный ресурс и заручиться поддержкой во властных структурах.
Кроме того, деловая коррупция позволяет представителям бизнеса снизить издержки хозяйственной деятельности за счет незаконного сокращения налоговых, таможенных, страховых и иных обязательных платежей (хотя и с долей риска).
Еще одной предпосылкой укоренения деловой коррупции является то, что взятка является стимулом для ускорения и повышения качества услуги, оказываемой чиновником бизнесмену. Без небольшого «подарка» чиновник скорей всего и так бы выполнил все предусмотренные бюрократические формальности, но позднее и в менее удобной для бизнесмена форме.
Принимая во внимание то, что деловая коррупция носит латентный характер и официальные данные о количестве выявленных преступлений коррупционного характера в деловой сфере не отражают реальные масштабы деловой коррупции, авторами данного исследования был проведен социологический опрос представителей хозяйствующих субъектов Иркутской области о состоянии и причинах деловой коррупции.
Целями исследования являются выявление с помощью социологических методов уровня деловой коррупции в Иркутской области и анализ факторов, оказывающих влияние на распространенность деловых коррупционных практик в регионе. Гипотезой исследования является предположение об институционализации деловой коррупции, проявляющейся в том, что коррупционные практики стали рутинным явлением, правилом делового оборота.
Обзор исследований деловой коррупции
Проблемы проявления деловой коррупции достаточно активно изучают современные авторы. Андрианов В.Д. рассматривает деловую коррупцию в качестве «платы предпринимателями денежных средств или материальных ценностей государственным или муниципальным служащим по делам своей фирмы» [2, С. 26]. Ахметова Н.А. приводит следующее определение: «деловая коррупция – такой вид, с которым сталкиваются бизнесмены в ходе осуществления предпринимательской деятельности» [3, С. 32].
При этом некоторые авторы, на наш взгляд, неправомерно ограничивают сферу коррупции только взаимоотношениями, в которых обязательно участвуют государственные или муниципальные чиновники. Добрынин Л.А. утверждает, что «распространение понятия коррупции на негосударственную сферу неправомерно. Сравнительный анализ коррупции как формы поведения государственных служащих и «моральной угрозы» преследования корыстных целей наемным персоналом предпринимательских структур и общественных организаций показывает, что они не совпадают» [7, С. 31]. Но из-за такого искусственного ограничения из сферы деловой коррупции выпадают такие распространенные коррупционные практики, как откаты и взятки, уплачиваемые представителями фирм должностным лицам других компаний для заключения сделки на выгодных для взяткодателя условиях.
В тоже время Тарасова Н.В., Булатенко М.А. некорректно, на наш взгляд, относит к деловой коррупции практику принятия на престижную работу и продвижение по службе наемных работников за вознаграждение. По своему характеру данные коррупционные практики относятся к случаям бытовой коррупции, т.к. выгоду от таких действий приобретают частные лица в связи с ростом дохода на новом месте работы, а не компания при осуществлении хозяйственной деятельности, как это свойственно для деловой коррупции [13].
По мнению Колесникова В.В., Быкова В.Н. и Борисова О.А. деловая коррупция с наибольшей остротой проявляется в современных условиях переходной экономики России: «именно деловая коррупция, поражающая систему общественных связей и отношений на уровне властных структур, взаимодействия политической системы и бизнеса, принимает в переходную эпоху тотальный характер» [8, С. 50].
Вопросам изучения деловой коррупции посвящены публикации Севрюгина В.Е. [11], Бахтаировой Е.А., Ангановой А.В. [4]. Алексеев С.Л. рассмотрел региональные аспекты состояния и выявления деловой коррупции [1]. Михалина Л.М. и Голованов Е.Б. анализируют процесс сокращения возможностей для инвестиционных вложений и внедрения инноваций для субъектов малого бизнеса в условиях распространения практик деловой коррупции [9].
Крупной сферой коррупционных отношений между властью и бизнесом является процесс заключения государственного контракта на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд. Принимая во внимание значительные суммы государственных расходов на оплату государственного заказа, достигающие нескольких миллиардов рублей, многие представители бизнеса заинтересованы в получении контракта на поставку товаров и оказание услуг для государственных нужд. При этом некоторые частные компании готовы вступать в сговор с организаторами конкурса, определяющего победителя с которым будет заключен государственный контракт для того, чтобы за вознаграждение повлиять на результаты конкурса и выиграть его. Особенности совершения коррупционных действий при проведении государственного заказа исследовали в своих публикациях Семеусов В.А., Курц Н.А. [12], Бобошко Н.М. [5], Пономарева Е.В., Калинина Г.В., Цуканова Т.Г. [10].
Методы исследования
Для оценки деловой коррупции авторами исследования в июне-августе 2022 г. был проведен социологический опрос на территории Иркутской области. В процессе исследования применялась авторская методика социологического исследования уровня и характеристик коррупции в регионе. Базу исследования составили результаты опроса представителей бизнеса Иркутской области, работающих в разных отраслях экономики (n=320). Опросом было охвачено 0,6% предприятий и организаций Иркутской области, что свидетельствует о достаточно представительной выборке респондентов. Предметом исследования стала оценка вовлеченности хозяйствующих субъектов региона в коррупционные практики.
Исследование проводилось методом опроса на онлайн панели. Математическая обработка полученных данных осуществлялось в программе анализа социологической и маркетинговой информации Vortex 10. При проведении социологического опроса отбор выборочной совокупности производился методом «снежного кома». Этот метод применяется в случаях, когда представителей квотных групп трудно отобрать другими методами, а также когда доступность респондентов некоторых отраслей к исследованию ограничена. Метод «снежного кома» относится к категории «неслучайных» методов формирования выборки, которые используются при больших объемах генеральной совокупности. При таких методах отбора в выборку с одинаковой вероятностью нет возможности попасть всем единицам генеральной совокупности случайным образом.
Среди проблем проведения исследования следует отметить сложно получения ответов от респондентов, работающих в отраслях экономики: лесное хозяйство, рыболовство; обрабатывающая промышленность; ЖКХ; строительство; транспорт; складское хозяйство; деятельность гостиниц и общественного питания; торговля.
При проведении социологического опроса респондентам было задано 25 вопросов. Вопросы были разделены на 2 группы: 1) вопросы, характеризующие респондента – его пол; возраст; социальное положение; отрасль экономики, в которой работает организация, связанная с респондентом и т.п.; 2) вопросы, раскрывающие степень вовлеченности организаций в коррупционные практики, а также характер и частоту попадания респондентов в коррупционную ситуацию. Применяя метод группировки данных, удалось сопоставить ответы, характеризующие респондентов, с ответами, описывающими коррупционные практики. Данный подход позволил выявить социально-психологические характеристики лиц, чаще всего попадающих в коррупционную ситуацию и выбирающих коррупционную модель поведения.
Результаты исследования
Проведенное социологическое исследование выявило уровень деловой коррупции в Иркутской области в размере 21,4%. Такая часть представителей бизнеса региона использовала неформальные платежи для оказания влияния на должностных лиц для решения своих задач, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. При этом, согласно данным представленным на рис. 1, представители бизнеса используют коррупционные практики с разной частотой. Большая часть организаций (10,4%) совершает коррупционные действия редко, и только 3,5% опрошенных организаций прибегают к коррупции в деловых отношениях довольно часто.
Рисунок 1. Доля представителей бизнеса, использующих в своей хозяйственной деятельности неформальные платежи должностным лицам, % [1]
Цели использования неформальных платежей представителями бизнеса позволяют раскрыть предпосылки деловой коррупции. В соответствии с приведенными на рис. 2 данными 38% опрошенных организаций практически не могли избежать в своей хозяйственной деятельности применения коррупционных действий, к ним относятся варианты ответов 1 и 2 приведенного перечня: неформальных платежей не удается избежать; для обхода невыполнимых (противоречивых) требований законодательства. В то время как 62% представителей бизнеса сообщили, что использовать неформальные платежи их вынудили слишком сложные бюрократические формальности, в т.ч. затягивающие получение от чиновников государственных услуг. К такого рода вариантам относятся ответы 3 и 4 в отношении целей совершения коррупционных действий: для обхода слишком сложных, обременительных для организации требований; для ускорения получения необходимых документов, разрешений, лицензий.
Рисунок 2. Доля ответивших на вопрос о цели использования неформальных прямых и (или) скрытых платежей в организациях [2]
Эти данные свидетельствуют об институционализации коррупции в экономической среде, она во-многом стала правилом делового оборота. Даже если организации способны осуществлять свою хозяйственную деятельность без использования коррупционных схем, то многие из них все равно используют неформальные платежи для получения преимуществ в конкурентной борьбе с другими представителями бизнеса. В современной российской практике конкурентными преимуществами ведения бизнеса нередко становятся не традиционные для рыночной экономики характеристики осуществления предпринимательской деятельности (к числу которых относятся более высокое качество товаров и услуг, их более низкая чем у конкурентов цена), а наличие коррупционных связей с чиновниками, которые могут оказывать покровительство в экономической деятельности и препятствовать в ведении бизнеса конкурентам с более качественными и дешевыми товарами. Тем самым административный ресурс, подпитываемый неформальными платежами, для некоторых компаний становится условием обеспечения рентабельности экономической деятельности. При отсутствии покровительства чиновников некоторые неэффективные компании получали бы убытки и проигрывали бы в конкурентной борьбе с более эффективными предпринимателями.
Показательно проявление деловой коррупции в сфере государственных закупок, где она может принести значительный ущерб обществу. Введенный в свое время в качестве способа борьбы с коррупцией, механизм государственных закупок создал среду для совершения коррупционных действий при расходовании бюджетных средств. Применение неформальных платежей позволяет победить в конкурсе на заключение государственного контракта не самому лучшему поставщику товаров и услуг, за-за чего стоимость контракта может быть искусственно завышена, а качество оказанных услуг снижено. Таким образом иногда выигрывают конкурсы по ремонту и строительству автомобильных дорог организации, состоящие в коррупционной связи с чиновниками, проводящими данный конкурс и принимающими результаты проведенных работ, что позволяет завышать фактическую стоимость проведенных работ и принимать в эксплуатацию автомобильные дороги ненадлежащего качества. В Иркутской области 15% опрошенных компаний, принимавших участие в процедуре государственных закупок, осуществляли неофициальные выплаты для получения государственных контрактов (см. рис. 3). При этом совершали коррупционные действия представители компаний с разной частотой. Различался размер взятки, необходимой для получения государственного контракта. Как видно из данных приведенных на рис. 4 чаще всего размер вознаграждения составлял 15-20% от величины государственного контракта. В тоже время 11,1% представителей компаний сообщили о величине вознаграждения, превысившего половину стоимости контракта.
Рисунок 3. Количество лиц, осуществлявших неофициальные выплаты для получения государственных (муниципальных) контрактов по итогам конкурса [3]
Рисунок 4. Доля ответивших на вопрос «Какой процент от суммы контракта необходимо заплатить для получения государственного (муниципального) контракта? [4]
При среднем уровне деловой коррупции в Иркутской области (в размере 21,4%) в некоторых сферах экономической деятельности был выявлен более высокий уровень коррупции. Чаще совершают коррупционные действия представители организаций, работающих в сфере добычи полезных ископаемых; информационных технологий и связи; финансовой сфере, о чем свидетельствуют данные рис. 5.
Рисунок 5. Различия в ответах на вопрос об оказании влияния на действия должностных лиц с помощью неформальных платежей у представителей разных сфер экономической деятельности и социальной сферы [5]
В ходе проведения социологического опроса представителей организаций Иркутской области были выявлены социально-экономические характеристики респондентов и организаций, в которых они работают, повышающие склонность к совершению коррупционных действий. Первой оцениваемой характеристикой стал размер производственной деятельности компании. Не все респонденты, дававшие чиновникам неформальное вознаграждение, сообщили о размерах своей компании (только 39% сообщивших об этих фактах). Но из тех, кто сообщил эти сведения, наиболее высокой склонностью давать взятки для достижения своих целей обладают представители средних по размеру предприятий, чей годовой доход от предпринимательской деятельности составляет от 800 млн. рублей до 2 млрд. руб. (см. рис. 6).
Рисунок 6. Соотношение ответивших на вопрос «Оказывали ли Вы влияние на действие должностных лиц с помощью неформальных платежей?» (оцениваемая характеристика: размеры производственной деятельности компании) [6]
Гендерные различия, представленные на рис. 7, оказали несущественное влияние на склонность к совершению коррупционных действий. У мужчин, благодаря большему стремлению к рискованным поступкам, выше, чем у женщин склонность совершать коррупционные действия с целью получения преимуществ для своей компании. Но разница в стремлении к рискованным действиям составила всего 2,4 п.п.
Рисунок 7. Соотношение ответивших на вопрос «Оказывали ли Вы влияние на действие должностных лиц с помощью неформальных платежей?» (оцениваемая характеристика: пол респондента) [7]
При оценке влияния возрастных различий на склонной к коррупционным практикам было установлено, что чаще совершают коррупционные действия лица старшего возраста (55-64 года) и молодой возрастной категории (до 25 лет), об этом свидетельствуют данные рис. 8.
Рисунок 8. Соотношение ответивших на вопрос «Оказывали ли Вы влияние на действие должностных лиц с помощью неформальных платежей?» (оцениваемая характеристика: возраст респондента) [8]
Результаты оценки влияния материального положения на склонность к коррупционным практикам, приведенные на рис. 9, демонстрируют, что чаще склонны давать взятки представители компаний, которые оценивать свое материальное положение, как крайне низкое. Возможно, материальная нужда и низкая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия толкают представителей этих организаций на совершение коррупционных действий.
Рисунок 9. Соотношение ответивших на вопрос «Оказывали ли Вы влияние на действие должностных лиц с помощью неформальных платежей?» (оцениваемая характеристика: материальное положение респондента) [9]
Заключение
Проанализировав результаты социологического исследования, было установлено, что в Иркутской области сложился достаточно высокий уровень деловой коррупции, составивший 21,4%. Наиболее высокий уровень коррупции наблюдается в таких отраслях экономики, как добыча полезных ископаемых; информационные технологии и связь; финансовая сфера. Выше склонность совершать коррупционные действия у организаций с годовым доходом от 800 млн. рублей до 2 млрд. руб. Чаще совершают коррупционные действия лица старшего возраста (55-64 года) и молодой возрастной категории (до 25 лет). Кроме того, социологический опрос выявил большую склонность к совершению коррупционных действий у тех респондентов, которые обладают низким материальным положением.
В ходе проведения исследования подтвердилась первоначальная гипотеза об институционализации коррупционных отношений в экономической сфере. Сложившиеся правила делового оборота нередко делают выгодным для предпринимателей следовать коррупционным правилам. Зачастую коррупционные практики становятся залогом успешности ведения бизнеса в условиях несовершенства институциональной среды российской экономики. Тем самым деловая коррупция выполняет роль «смазки» негибкого бюрократического механизма экономической системы страны.
Проведенное исследование позволило обозначить направления борьбы с деловой коррупцией в России, к числу которых стоит отнести необходимость адаптации, а не формальное копирование социальных институтов развитых стран в российскую экономическую систему. Необходимо сократить личные контакты между бизнесменами и чиновниками при предоставлении государственных и муниципальных услуг (в т.ч. за счет развития электронных способов общения). Целесообразно сократить объем полномочий чиновников и сферу государственного регулирования, при этом необходимо ограничить случаи применения чиновниками широких полномочий, дающих возможность действовать по своему усмотрению, т.е. применять дискреционное право. В России назрела необходимость создания механизма внешнего контроля над бюрократией, за счет: возврата к полноценной политической конкуренции; формирования условий для свободного развития независимых СМИ; обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти.
[1] Составлено авторами
[2] Составлено авторами
[3] Составлено авторами
[4] Составлено авторами
[5] Составлено авторами
[6] Составлено авторами
[7] Составлено авторами
[8] Составлено авторами
[9] Составлено авторами
Источники:
2. Андрианов В.Д. Опыт зарубежных стран по борьбе с коррупцией // Общество и экономика. – 2011. – № 1. – c. 23-65.
3. Ахметова Н.А. Проблема типологизации коррупции // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2011. – № 2(15). – c. 28-34.
4. Бахтаирова Е.А., Анганова А.В. Оценка уровня коррупции как составляющая интегрального показателя государственного управления: зарубежный опыт и российская практика // Baikal Research Journal. – 2021. – № 4. – doi: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).15.
5. Бобошко Н.М. Коррупция в сфере государственных закупок как угроза экономической безопасности государства // Вестник экономической безопасности. – 2020. – № 6. – c. 19-25. – doi: 10.24411/2414-3995-2020-10343.
6. Ботнев В.К. Сущность, причины и последствия деловой коррупции в Российской Федерации // Государственная служба. – 2014. – № 5(91). – c. 47-50.
7. Добрынин Л.А. Российская модель системной коррупции и стратегия ее преодоления // Экономика и управление. – 2012. – № 6(80). – c. 30-35.
8. Колесников В.В., Быков В.Н., Борисов О.А. Коррупция как угроза национальной безопасности: о специфике криминологического подхода // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2007. – № 3-4. – c. 50-57.
9. Михалина Л.М., Голованов Е.Б. Изменение инвестиционной активности субъектов малого бизнеса в условиях коррупционной среды // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2014. – № 3. – c. 41-47.
10. Пономарева Е.В., Калинина Г.В., Цуканова Т.Г. Нарушения в сфере госзакупок // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 6-1. – c. 122-126.
11. Севрюгин В.Е. Деловая коррупция как фактор, тормозящий развитие бизнеса в России // Вестник Академии энциклопедических наук. – 2018. – № 1(30). – c. 14-23.
12. Семеусов В.А., Курц Н.А. Размещение государственного (муниципального) заказа и борьба с коррупцией // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и прав. – 2009. – № 1. – c. 42-46.
13. Тарасова Н.В., Булатенко М.А. Механизм противодействия коррупции для обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 4-4(106). – c. 164-170. – doi: 10.23670/IRJ.2021.106.4.137.
14. Huntington S. Political Order in Changing Societies. - New Haven, CT: Yale University Press, 1968. – 516 p.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 16:59:18