Новая интеллектуально-информационная экономика: к тандему «контент плюс интеллект бизнеса». Макроэкономическое развитие и модели современной экономики: концепция автора

Товстых Л.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (6), Июнь 2007

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12896986

Аннотация:
Возвращаясь к нашей модели распространения инфоконтент – продуктов и профессиональных баз данных – с помощью глобальной компьютерной сети Интернет и перечню ее элементов и факторов, отметим преобладание категорий «Информация» и «Интеллект». Вообще говоря, первостепенная важность этих категорий никогда не отрицалась экономической наукой. Так еще в 1997 г в работе видного отечественного экономиста профессора Е. Майминаса «Информационное общество и парадигма экономической теории» при обозначении «направлений формирования новой парадигмы экономической теории» на первое место поставлено «признание первостепенного значения или, точнее, ведущей роли информационной составляющей экономики». И декларируется очевидность «решающей роли этой составляющей непосредственно в производстве материальных благ и услуг».

Ключевые слова: информационная экономика, информация, инфокомный менеджмент, информационное общество



Окончание. Начало в №№ 4, 5 / 2007 «кэ»

Возвращаясь к нашей модели распространения инфоконтент ‑ продуктов и профессиональных баз данных ‑ с помощью глобальной компьютерной сети Интернет и перечню ее элементов и факторов, отметим преобладание категорий «Информация» и «Интеллект». Вообще говоря, первостепенная важность этих категорий никогда не отрицалась экономической наукой. Так еще в 1997 г в работе видного отечественного экономиста профессора Е. Майминаса «Информационное общество и парадигма экономической теории» при обозначении «направлений формирования новой парадигмы экономической теории» на первое место поставлено «признание первостепенного значения или, точнее, ведущей роли информационной составляющей экономики». И декларируется очевидность «решающей роли этой составляющей непосредственно в производстве материальных благ и услуг» [1].

Процессу интеллектуализации бизнеса, подтверждаемому, в частности, многочисленными примерами опережающего роста ценности интеллектуальных по сравнению с материально-вещественными активами в совокупной рыночной стоимости компаний, в науке сегодня также уделяется должное внимание. В то же время многие специалисты отмечают, что информационный и интеллектуальный факторы при анализе как бы растворялись в других традиционных факторах бизнеса индустриальной экономики.

Мы начали нашу работу с тезиса Эванса, по мнению которого в новой экономике следует разделять информационную и физическую составляющие бизнеса. Мы убеждены, что, говоря об информационной компоненте бизнеса и инфоразвитии, у нас в большинстве случаев эту компоненту и развитие, главным образом, сводят к информационных технологий (ИТ) ‑ компьютерам и программам, хотя П. Друкер (исключительные способности которого к правильным анализу и прогнозу развития бизнеса и менеджмента неоднократно подтверждались опытом) указывает на развитие информационной революции и смещении доминанты в аббревиатуре «ИТ» с «Т» на «И» (эту тему мы рассмотрели в нашей статье [3]).

Добавим также, что абсолютно созвучные мысли высказываются и еще одним корифеем современного менеджмента М. Портером в своей известной монографии [2], где указывается, что информационная технология это нечто большее, чем просто компьютеры (с программным обеспечением) и «сегодня информационную технологию следует представлять шире, включая в это понятие и собственно информацию, которая создается и используется в бизнесе».

В последние годы многие специалисты информационной сферы отмечают дисбаланс в решении задачи информатизации бизнеса и засилие ИТ – центрического подхода в ущерб информационно-контентному (упомянем лишь статьи нашего известного эксперта и ответственного редактора издательства «Открытые системы» (www.osp.ru) Леонида Черняка).

Указанный дисбаланс подтверждается великим множеством свидетельств. Укажем только наиболее очевидные:

‑ незрелость отечественного рынка информационно-контентных продуктов/услуг (по отношению к рынку программных продуктов);

‑ содержание и ориентация наших образовательных программ, включая программы и литературу по информатике;

‑ сведение категории «информационная система» к ИТ-системе (компьютеры, сети и ПО);

‑ приоритеты и содержание федеральных целевых программ по информатизации (одно название «Электронная Россия» весьма красноречиво).

Комментарий. Разумеется, мы очень далеки от недооценки огромной роли компьютерно-программной компоненты. Мы лишь, во-первых, хотим напомнить, что даже самые совершенные ее представители – это все-таки преимущественно инструментарий для эффективных работы и использования инфоконтента бизнеса, а, во-вторых, обозначить вред дисбаланса в развитии обеих компонент.

Критерии для компании «новая интеллектуально-информационная экономика» (НИИЭ).

Иногда ряд авторов компании новой экономики (НЭ), понимаемой ими как синоним Интернет-экономики, отождествляют с так называемыми компаниями «дотком» (dotcom companies). «Доткомовские» ‑ это компании, рассматривающие Интернет как ключевой компонент своего бизнеса. Для того, чтобы считаться такой компанией, ее ключевой бизнес должен основываться на четырех "К" (C):

1. Kонтент (Content).

2. Kоммерция (Commerce).

3. Kоммуникации (Communications).

4. Kоммьюнити (Community).

Оставляя в стороне критику подобного подхода, исходящего к тому же из некорректного сведения НИИЭ к Интернет-экономике, сформулируем авторскую позицию, называемую нами И-доминантой:

Гипотеза об И-доминанте.

К числу критериев отнесения компании любой сферы деятельности к компаниям НИИЭ, прежде всего, относятся свойства/качества, начинающиеся с буквы «И», в первую очередь: 1. Интеллектуальность.

2. Информационность.

3. Инновационность (и прочные конкурентные позиции, а, возможно, и лидерство в инновациях);

4. Инвестиционная привлекательность;

5. «Инновативность», под которой мы понимаем способность стабильно работать (расти и развиваться) в условиях крайне нестабильной внешней среды, использовать свои сильные стороны, благоприятные возможности внешней среды, противостоять ее угрозам (вспомним SWOT-анализ).

По нашему мнению, первичными, коренными являются категории «Интеллект» и «Информация».

С одной стороны, результат «инноваций» (исследований и разработок) все-таки в первую очередь ‑ информационно-контентный продукт, а инновационная деятельность – это интеллектуальная деятельность.

С другой стороны, «инновативность» может быть достигнута, главным образом, в результате интеллектуальных усилий по анализу и интерпретации инфоконтента.

С третьей стороны, приток инвестиций в бизнес, как правило, во многом определяется именно его интеллектуально-информационным и, конечно инновационным потенциалом.

Далее мы полагаем, что в условиях НИИЭ существует, по крайней мере, не меньше методологического смысла в анализе тандема информационного контента и интеллекта как единого фактора (ИИ-фактора), чем практикуемая сегодня интеграция «технологий» (ИТ и ПО) и инфоконтента.

В этом плане нам представляется продуктивным выделение контента второго рода (см. выше), который создается на базе инфоконтента (в традиционной трактовке) в результате приложения интеллектуальных способностей и возможностей бизнеса в целом и его отдельных субъектов – личностей. По нашему мнению, также ИИ-фактор (его домининанта) является и фундаментом созидательности (креативности) бизнеса и компании.

Заключение.

В результате нашего исследования предложена одна из возможных моделей трактовки современного макроэкономического развития, а также основные элементы и факторы этой модели. Отмечены критерии отнесения компаний к НИИЭ; обозначена особая роль интеллектуально-информационной (ИИ) компоненты и ИИ-фактора бизнеса/производства.

Выводы.

Вывод 1. При понимании и трактовке сущности новой экономики достаточно распространенным наиболее является излишний перекос в технологическую (преимущественно ИТ) сторону.

Вывод 2. Вредным и опасным является занижение роли (или игнорирование) инфоконтента или перекос в технологическую сторону, при этом степень вредности и опасности имеет тенденцию к росту в связи с переходом к НИИЭ.

Резюме.

Тезис-следствие 1. На настоящем этапе экономического и информационного развития перед бизнес- и информационно-управленческой наукой и практикой ставятся принципиально новые задачи и обостряется необходимость развития новых концепций ( о которых говорит П. Друкер), характеризуемых усилением внимания к проблемам и работам, замкнутым на инфоконтент бизнеса, который, объединяясь с интеллектуальным фактором, становится фундаментом креативной компании. На разработку такого рода концепций ориентированы исследования автора, в частности, работа [4]

Тезис-следствие 2. На настоящий момент при решении задач информатизации (и эффективной организации бизнеса фирмы в целом) прочно господствует ИТ-центрический подход-концепция (во главе угла ‑ компьютеры и программы), в то время как будущее принадлежит интеграции информационно-центрической и человеко-центрической концепции (во главе угла ‑ контент и интеллектуальные возможности/способности человека).

Автор будет очень благодарен читателям, которые проявят интерес к данной теме и готовы высказать как свое согласие с нашей позицией, так и любые возражения или сомнения.

Наш e-mail адрес: tovstykh@ton.net.ru.


Источники:

1. Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории. Вопросы экономики, 1997.- №11. стр. 86.
2. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс,2000.
3. Товстых Л. Современная интеллектуально-информационная революция. Информационные ресурсы России, 2005, №4 (86), с.8-11.
4. Товстых Л. Е. К задаче создания теории интеллектуально-информационного менеджмента».Известия СПБГУЭФ, 2006, №1, с.43-57.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 21:24:56