Новая интеллектуально-информационная экономика: к тандему «контент плюс интеллект бизнеса». Макроэкономическое развитие и модели современной экономики: концепция автора

Товстых Л.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (5), Май 2007

Цитировать:
Товстых Л.Е. Новая интеллектуально-информационная экономика: к тандему «контент плюс интеллект бизнеса». Макроэкономическое развитие и модели современной экономики: концепция автора // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 5. – С. 83-88.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038139

Аннотация:
Современная экономика (и экономика будущего) как совокупность неких отраслей только формируется. Однако уже уверенно можно утверждать, что макроэкономическое развитие в настоящее время характеризуется наличием двух крупных макроэкономических компонент: традиционной экономики (далее Т-компонента) и новой экономики (далее Н-компонента). Каждая из них характеризуется своими специфическими особенностями.

Ключевые слова: информационная экономика, новая экономика



Продолжение. Начало в «кэ» № 4/2007

Современная экономика (и экономика будущего) как совокупность неких отраслей только формируется. Однако уже уверенно можно утверждать, что макроэкономическое развитие в настоящее время характеризуется наличием двух крупных макроэкономических компонент: традиционной экономики (далее Т-компонента) и новой экономики (далее Н-компонента). Каждая из них характеризуется своими специфическими особенностями.

Для предприятий Т-компоненты характерно производство материально-вещественной продукции на базе сырья ограниченных земных природных ресурсов. Н-компонента ориентирована на производство и распространение информационных продуктов/услуг («digital products») на базе неограниченного и постоянно пополняемого ресурса: знаний и информации. При этом развитие этих компонент происходит крайне неравномерно. Темпы развития Н-компоненты намного опережают темпы роста Т- компоненты.

Разумеется, значимость и вес этих компонент, и темпы их развития различаются для экономически развитых стран, стран зоны бывшего советского влияния и стран "третьего мира".

Сосуществование в мировой экономике двух крупных компонент Т и Н и их неравномерное развитие мы склонны считать главным определяющим структурным фактором современного периода макроэкономического развития. Помимо него, действуют и очень важные сопутствующие факторы, в частности:

‑ процессы взаимодействия и взаимовлияния компонент Т и Н;

‑ интенсивные процессы реструктуризации экономики;

‑ стабильное и постоянно растущее развитие и влияние образовательной сферы, а также устойчивое развитие некоторых других сегментов (здравоохранение, туризм, культура, шоу-бизнес, спорт, в том числе и бурное развитие сферы услуг).

Достаточно очевидно, на первый взгляд, отраслевое наполнение Т-компоненты, в которую можно включить:

‑ сельское хозяйство и производство продуктов питания;

‑ добычу и переработку природных земных ресурсов (включая энергетику);,

‑ металлургию и металлообработку;

‑ большинство известных компаний традиционных для индустриальной экономики отраслей: машиностроения и станкостроения, автоиндустрии, авиаиндустрии, судостроения, производства товаров и услуг массового спроса для удовлетворения первичных потребностей людей и т.п.

Однако мы полагаем, что любая детализация экономики XXI-го века на базе отраслевых стереотипов индустриальной экономики прошлого столетия в настоящий момент представляется несколько преждевременной.

Имеющее место обновление и модернизация экономики (в смысле взаимоотношений экономических агентов), а отчасти и экономики как науки, столь глубинны и существенны, что затрагивают (в той или иной степени) не только компании Н-компоненты, но также и большинство структур и отраслей Т-компоненты.

Относя отраслевой подход для характеристики современной макроэкономики к разряду некорректных и малопродуктивных (по крайне мере, на настоящий момент) мы предлагаем другой подход, названный нами процессно-качественным [2].

Процессно-качественная концепция. Согласно ей определяющими элементами современной экономики и бизнеса являются следующие элементы:

1. Глобализация экономики и бизнеса (при этом Интернет-коммуникации и технологии электронного бизнеса являются здесь лишь инструментарием, хотя и очень важным).

2. Модернизация экономических и управленческих наук, выражаемая как в корректировке ряда базовых положений традиционных экономических наук, так и в развитии отдельных новых направлений и концепций в экономической теории и бизнес-науках.

3. Модернизация практического бизнеса, характеризуемая появлением, распространением, постоянным развитием и совершенствованием в практическом бизнесе новых организационно-управленческих феноменов, моделей, схем и структур,

4. Инновационные процессы и научно-инновационная деятельность в широком смысле (как в рамках компаний любого бизнеса, так и в плане развития специализированных инновационных институтов и рыночных структур).

5. Активизация процесса интеллектуализации бизнеса и компаний.

6. Тотальная информатизация. Информационная деятельность и деятельность по развитию и распространению ИТ.

7. Усиление роли образовательных услуг и бизнес-консалтинга.

С одной стороны, все эти элементы имеют процессный характер, с другой же, касаются фундаментальных качественных основ экономического развития, что объясняет выбранное нами название предлагаемого подхода. Очевидно также, что все эти элементы имеют то или иное отношение и оказывают то или иное влияние, как на Н -, так и на Т-компоненту.

В то же время, к ключевым движущим силам ‑ факторам, определяющим новуюя интеллектуально-информационную экономику (НИИЭ) и новый бизнес и менеджмент в контексте нашей статьи, отнесем следующие факторы (Ф):

Ф1. Существенное возрастание роли информации и знаний (информационного контента) и включение информационной потребности в круг важнейших жизненных потребностей на фоне ряда феноменов информационного развития.

Ф2. Формирование информационной компоненты бизнеса как полноценной компоненты, наряду с материально-вещественной, финансовой, человеческой., организационной.

Ф3. Интеллектуализация экономики, бизнеса, менеджмента, а также развитие и распространение в системе рыночных структур интеллектуальных, обучающихся. компаний, корпораций знаний, кибер-корпораций.

Ф4. Тотальная информатизация бизнеса и менеджмента. Реализация на подавляющем большинстве фирм ИТ-проектов, бурное совершенствование и развитие новых ИТ.

Ф5. Многогранные и разноплановые процессы конвергенции и интеграции (в частности, это относится к информационным и ИТ-наукам, с одной стороны, и к экономическим, и управленческим наукам (или бизнес-наукам), с другой, а также к профессиям менеджерского и ИТ-профиля). Особенно важным для нас является интеграция информационного и интеллектуального факторов бизнеса/производства.

В наших концепциях одним из центральных персонажей является категория «информационный контент». Нами предлагается рассматривать две разновидности информационного контента бизнеса компаний:.

1. «Информационный контент первого рода» ‑ совокупность данных и информации, генерируемых, циркулирующих, а также используемых и полезных в бизнесе и для бизнеса (или способных быть использованными и полезными), и обладающих свойством «информационной формализованности», т.е. представляемостью в цифровой (digital) форме, в частности, на материально-технических носителях (преимущественно компьютерных). Таким образом, по сути, ‑ это бизнес-информация (управленческая информация) в широком и наиболее распространенном понимании. Далее мы для этой разновидности будем употреблять сокращенный термин - «инфоконтент».

2. «Информационный второго рода» ‑ индивидуальные знания (включая «неформализованные» знания), а также их объединение в организационные (корпоративные) знания и интеллектуально-информационный потенциал (ИИП) как компоненту интеллектуального капитала.

Формирование и выход информационной потребности (ИП) в авангард традиционных потребностей. Этот процесс относится к числу доминирующих в настоящее время. В последнее время ряд специалистов- маркетологов стали особо выделять эту потребность и отводить ей специальное место в известной пирамиде человеческих потребностей ‑ «пирамиде Маслоу». Говоря об этом, прежде всего, необходимо выделять два принципиально различных класса информационных потребностей:

1. Класс потребностей в информации как в самоценном продукте (потребность в инфоконтенте);

2. Класс потребностей в информационных технологиях (ИТ), т.е. потребностей в инструментарии для эффективной работы с инфоконтентом.

Следует понимать, что полноценность удовлетворения потребности в инфоконтенте становится возможным лишь при определенном уровне развития ИТ, поэтому исторически современное информационное развитие начиналось с формирования ИТ-отрасли, где ключевым словом явились «технологии» (hardware, software).

Всем известны компании США ‑ признанные лидеры ИТ-отрасли, например, такие как IBM и Microsoft. Однако отметим, что в наиболее развитых странах параллельно и также весьма активно стал расти и развиваться и другой рыночный сектор по производству и распространению инфоконтента. Особенно бурно этот сектор развивается в США примерно со середины 70-х годов (заметим, задолго до появления Интернет и начала использования информационных Web- ресурсов).

Подчеркнем, что этот сектор имеет свои законы рыночного развития, структурные и организационные особенности, своих лидеров, свои бизнес-модели, свою очевидно выраженную специфику деятельности занятых в нем работников – инфоспециалистов и инфоаналитиков. В США и других развитых странах уже давно на слуху названия ведущих игроков мирового контент-информационного рынка – производителей и держателей онлайновых профессиональных баз данных (ПБД), таких, например, как «Lexis Nexis», «Thomson», «Dun &Bradstreet», «Dialog».

Разумеется, мощным катализатором и стимулятором его развития в последнее десятилетие становится модель распространения инфоконтент ‑ продуктов и ПБД с помощью глобальной компьютерной сети Интернет. Весьма подробно подобные ПБД рассмотрены в нашей книге «Информационные ресурсы для бизнеса» [2].

Принципиально важным является то обстоятельство, что в экономически продвинутых странах достаточно давно и весьма успешно развивается сектор производства и распространения информационно-контентых продуктов и услуг. При этом информационное развитие вовсе не отождествляется лишь с развитием сектора компьютерной техники и программного обеспечения (что часто происходит у нас), а предполагает успешное развитие сектора инфоконтента.

Окончание следует


Источники:

1. Лиходедов Н. П., Товстых Л. Е. Информационные ресурсы для бизнеса.СПб.:Элби, 1998-184 с.
2. Товстых Л. Е. Проблемы и задачи инновационного развития России в условиях становления новой экономики и новейшей интеллектуально-информационной революции. Доклад (май 2004 г) на международной научной конференции «Государство и рынок в оптимизации структурных характеристик экономического роста» (секция информационно–сетевая экономика) и публикация в коллективной монографии «Оптимизация структурных характеристик экономического роста», СПбГУЭФ, 2004., С. 283-286.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:40:11