Инновационный потенциал предприятия: сущность, содержание и методика оценки

Асташова Е.А.1, Погребцова Е.А.1, Дурнев С.И.2
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Россия, Омск
2 ОАО «Сибирский хлеб», Россия, Омск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 3 (Март 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48218604
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В настоящее время рынок предполагает жесткую конкурентную среду. Промышленность России и других стран характеризуется высокой степенью постоянства и низким уровнем внедрения инновационных разработок. Это вызвано причинами: высоким уровнем риска, отсутствием дополнительных финансовых средств, не заинтересованностью руководства к внедрению инноваций и т.п. Однако инновационный потенциал промышленности России достаточно высокий, и его необходимо развивать и использовать. На основе анализа исследований других авторов в статье обозначены особенности категории «инновационный потенциал». Инновации постепенно становятся постоянным элементом управления промышленности. Программа инновационной активности предприятия должно быть направлена на увеличение мощностей производства, улучшение качества продукции, выявление востребованных продуктов и внедрение эффективных новаторских идей. Для этого необходимо проводить оценку инновационного потенциала и принимать оптимальные управленческие решения предприятия. В статье авторы обобщили различные взгляды по оценке инновационного потенциала предприятия, предлагаемые в научной литературе. Особое внимание уделено описанию методик оценки инновационного потенциала, выявлению плюсов и минусов. Статья может быть полезна исследователям и руководителям при принятии решения по оценке потенциала и выработке инновационной активности предприятия.

Ключевые слова: инновационный потенциал, показатель инновационной деятельности, инновации, предприятие

JEL-классификация: O31, O32, O33, L26, M11, M21



Введение

В период цифровой экономики улучшение конкурентоспособности предприятия является возможным через применение управленческих решений по внедрению инноваций. При этом низкая инновационная активность предприятий предполагает внедрение современных методов оценки инновационного потенциала предприятия. В научной литературе встречаются различные методы исследования, которые позволяют определить степень его активности и сформировать стратегию развития инновационной деятельности. Руководитель предприятия понимает, что выбор вектора инновационного развития предприятия возможно на основе эффективной работы всей системы управления, а также генерирования инноваций продуктов, технологий и методов организации.

При этом инновационный потенциал предприятия необходимо определять используя различные методы оценки. Щекотурова С.Д. отмечает, что предлагаемые методы оценки инновационной деятельности базируются на анализе огромного количества несогласованных индикаторов, что приводит к определенным трудностям при их расчетах и правильности принятия управленческих решений. Необходимо определять экономическое положение предприятия, с целью диагностирования наличия ресурсов для внедрения инноваций [1]. Отсутствует наглядная и аргументированная методика выявления реального состояния инновационной деятельности промышленных субъектов [2]. Следовательно, важной проблемой для руководителя остается правильность выбора методики оценки потенциала, с целью выявления инновационного развития предприятия.

Методологическая основа

Методологическую основу изучения составили работы отечественных и зарубежных ученых, научные статьи, современные подходы в области методов оценки инновационного потенциала предприятия. В процессе исследования применялись методы изучения, анализа, систематизации и обобщения опубликованных подходов ученых и практиков.

Инновационный потенциал представляет собой многообразное и разностороннее понятие, по поводу которого ведутся дискуссии зарубежными и отечественными учеными с XX в. Значительный вклад в развитие современной оценки инновационного потенциала субъекта внесли ученые Оппенлендер К. (1981), Горбунов В.Л., Матвеев П.Г. (2002), Трифилова А. (2004), Артемова М.М. (2006), Шамина Л.К., Бабкин А.В., Фатхутдинов Р.А. (2008), Докукина А.А. (2010), Моисеева Е.Г., Маркова К.А. (2011), Скипина Н.А. (2013), Имайкина (2014), Пантелеева И.И. (2016), Кизим А.А., Секун А.А. (2017), Колещук О.Я., Проценко А.В., Захарова Е.В., Митякова О.И. (2020) и другие.

Целью научного исследования является обзор современных методов оценки инновационного потенциала предприятий в отечественной теории и практики, а также выявление наиболее действенных индикаторов, характеризующих внутренние резервы предприятия.

Основная часть

Инновационный потенциал субъекта остается поддерживающим фактором и отправной точкой для внедрения инновации. Термин «инновационный потенциал» имеет широкое распространение в изучении отечественных и зарубежных ученых, но однозначного понятия по настоящее временя не отработано в практической деятельности. Следовательно, это затрудняет проведения оценки данного потенциала предприятия.

Выделяют три основных направления. Одни рассматривают данное понятие как степень готовности к осуществлению инновационной деятельности. Данько М. подчеркивает, что необходимо генерировать информацию об итогах изобретений, научно-технических работах, проектно-конструкторских проектах, образцах инновационной техники и изделий [3]. Фатхутдинов Р.А. представляет, как грань подготовленности выполнять задания, гарантирующие выполнение задуманных целей по инновации. То есть - это мера возможности осуществления инновационного проекта или программы изменений и внедрения инноваций [4]. Бовин А.А. подчеркивает, что инновации могут создаваться собственными силами предприятия в соответствующих подразделениях, но также и приобретаться в форме ноу-хау, патентов и лицензий на изобретения [5].

К представителям ресурсного направления относится Фримен К. Он понятие рассматривает как «возможность средств и запасов, приведенных в действие и используемые для решения задач, связанных с созданием новшеств, в целях обеспечения роста экономической системы» [6]. Другие представители характеризуют как совокупность интеллектуальных, научно-технических, материально-производственных, финансовых и информационных ресурсов [7]. Группа зарубежных ученых в составе Т. Коупленда, Т. Коллер и Дж. Муррин выделяют кадровые и инфраструктурные составляющие [8]. В статье Царев В.В., Кантарович А.А. и Черныш В.В. рассматривают инновационный потенциал как «комплекс материально-технических, кадровых и информационных средств, направляемых на решения задач научно-технического роста, стоящих перед руководством организации. А также постоянное применение этих ресурсов, что создает предпосылки для осуществления научно-технической и управленческой деятельности по решению заданий совершенствования продукта и производственной системы» [9]. При этом Войнаренко М.П. и Скалюк Р.В. подчеркивают, что инновационный потенциал – это «определенная критическая масса резервов субъектов, желательная и достаточная для его оптимального развития на основе постоянного поиска и использования новых сфер и способов реализации открывающихся на рынке возможностей» [10]. Таким образом, в общем виде под инновационным потенциалом чаще всего понимают совокупность всех имеющихся материальных и нематериальных активов предприятия, используемые в процессе осуществление инновационной деятельности [11].

Представители третьего направления исследуют потенциал как единство возможностей субъекта в инновационной области. Точка зрения Имайкина О.И., заключается в рассмотрении понятия через призму единства ресурсов, возможностей и способностей, которыми обладает субъект. Они гарантируют подготовленность предприятия к реализации инновационной деятельности, согласно базовым целям совершенствования [12]. Кокурина Д. И. подчеркивает, что такой потенциал должен содержать неприменяемые и потенциальные возможности генерированных резервов, которые возможно направить на целедостижение [13].

На основании научной литературы ключевыми характеристиками инновационного потенциала субъекта можно считать:

– цели совершенствования, определяющие направление производственной деятельности предприятия;

– ресурсы, обеспечивающие выполнение материально-технических, финансовых, информационных и трудовых задач;

– активы, требующиеся для внедрения инноваций (имущественные, интеллектуальные, инвестиционные и др.);

– организационно-управленческие возможности включающие общее, проектное и функциональное руководство предприятия [14 - 17].

Проанализируем основные взгляды ученых на методику оценки инновационного потенциала субъекта. Горбунова В.Л., Матвеева Л.Г. рекомендуют предприятиям использовать интегральный метод, который объединяет в себя экспертный и аналитический способы. Авторы определяют интегральную ступень инновационного потенциала, как связь всех показателей деятельности субъекта. Это даст возможность провести широкую оценку инновационного потенциала. Коэффициенты показываются в динамике, следовательно, инвесторы могут увидеть текущие и прошлые результаты [18].

Трифилова А.А. советует метод оценки финансово-экономической устойчивости. Он основан на расчете показателей наличия собственных оборотных средств, долгосрочных и краткосрочных заемных источников. Метод позволяет учитывать формирование запасов и затрат, определяет их излишки и недостатки. Используя данную оценку руководство может посмотреть обеспечение текущего производственного процесса и выявить возможности развития и внедрения новых технологий. Методика гарантирует правильность выбранного направления инновационного развития с позиций эффективности внедрения новых технологий. Однако она не учитывает другие составляющие, которые могут влиять на инновационный потенциал [19].

Структурный метод является наиболее полным, по нашему мнению, включающий в себя все составляющие инновационного потенциала. Данная методика предложена Шляхто И.В. На первом этапе происходит разделение инновационного потенциала на блоки: финансовый, кадровый и др. Далее формируется система относительных индикаторов, показывающих уровень восстановления оборудования, уровень вовлеченности работников в проекты, количество научно-технических профессионалов, эффективность новшеств и пр. На третьем этапе руководство осуществляет выбор методов оценки конкретных подразделений. На завершающем – получает обоснованный отчет об инновациях каждого подразделения предприятия. Недостатком данного подхода является трудоемкость оценки [20].

Методика Артемова М.М. базируется на пяти показателях:

- удельный вес инновационной продукции в общем объеме;

- отношение количества внедренных разработок к заданным разработкам;

- проведенные инновационные мероприятия;

- количество осуществлённых научных и исследовательских работ согласно направленьям;

- работники, повысивших свои компетенции

При этом четыре из пяти показателей характеризуют не инновационный потенциал предприятия, а результативность его реализации [21].

Фатхутдинов Р.А. представляет экспертный метод, позволяющий проанализировать материально-техническую область предприятия. Метод имеет преимущество в виде возможности использования опыта экспертов, но в то же время сложен из-за трудности формирования такой группы [22].

Ряд ученых предлагают использовать показатели, составляющие инновационный потенциал: кадровый, производственно-технологический, научно-технологический, финансово-экономический, организационно - управленческий. К преимуществам данной методики относят: проверяемость, возможность расчета количественных и качественных индикаторов, применение к различным системам. Однако она отражает общую финансово-хозяйственная деятельность предприятия, и не затрагивает инновации [23].

Карапейчик И.Н. в своих трудах рассматривает оптимизационный подход, который делаем возможным выявления конкретных результатов. В начале необходимо производственную базу субъекта изобразить в форме производственной функции Оппенлендера, показывающей научно-технический прогресс. Далее определяется интегральная оценка инновационного потенциала, как предельно возможное изменение мультипликатора автономного технического прогресса. Она позволяет выявить очевидную «стандартизованную» обстановку. К недостатком относят: сложность со сбором данных и их вычислением, отсутствие компетентных сотрудников на предприятии [24; 25].

Предложенный Докуниной А.А. затратный метод представляет для практиков большой интерес. Он позволяет выявить уровень влияния внешних и внутренних факторов на степень инновационного потенциала предприятия. Однако метод не учитывает, что затраты иногда могут быть не пропорциональны итогу инновационной деятельности [25].

Кизин А.А., Секун А.А. считают, что более рациональным будет применение абсолютных и удельных показателей. Они легко и доступно рассчитываются, следовательно, являются понятными для экспертов. Источником информации служит регулярный учет и оценка всех областей деятельности предприятия. Оценка инновационного потенциала субъекта должна проводиться в виде расчета коэффициентов и сравнение их с принятыми базовыми величинами. С одной стороны, данная система индикаторов дает возможность оценки инновационного потенциала у предприятия, с другой – включает в себя наиболее значимые показатели по каждой отдельно взятой составляющей инновационного потенциала. По нашему мнению, это позволяет обеспечить полную и комплексную его оценку [27].

Методика других авторов предполагает выделение двух блоков: стратегического и оперативного. Первый основывается на анализе изменений всего множества параметров и обобщающего показателя –– уровня инновационного потенциала. Второй предполагает формирование экспресс-анализа подмножества параметров, к изменению которых инновационный потенциал наиболее чувствителен. Предлагаемая методика авторов сложна в применении, так как анализ главных компонентов рекомендуется проводить с использованием программных продуктов [28].

Пантелеева И.И. использует системный подход для определения инновационного потенциала перерабатывающих организаций АПК. Интегральный коэффициент показывает уровни инновационного потенциала предприятия:

- низкий, характеризуется слабую возможностью внедрения инноваций;

- средний, отражается возможностью приобретения различных инновации;

- высокий, проявляется способностью к созданию и внедрению инноваций [29].

Группа ученых предлагают комплексный подход использовать при оценке определения результативности инновационных проектов. Разработанный алгоритм дополняет используемую методологию оценки коммерческой эффективности проектов. Важность оценки заключается в том, что результаты отражают коллективную оценку проектов и служат системой отбора среди альтернатив [30].

Для создания механизма оптимального оценивания инновационного потенциала, желательно использовать моделирование, по мнению Колещук О.Я. Особенность параметров модели заключается в том, что при их определении целесообразно учитывать цели и задачи каждого из участников инновационного процесса. Преимуществом данной методики является доведение показателей инновационного потенциала предприятий до единой безразмерной шкалы [31].

Проценко А.В. предлагает ранжировать показатели с учетом коэффициента чувствительности в блоках: ресурсный, маркетинговый, производственный, финансовый, инвестиционный и управленческий. Методика позволяет увидеть руководству определенное количество ключевых параметров, дающих объективную картину о степени использования инновационных ресурсов. Выявление изменений параметров заключается в сравнении показателей по каждому объекту и между собой за определенный временной период [32].

Некоторые авторы выделяют целевые показатели оценки инноваций через факторы производства, по которым производиться расчет. Характеризуют степень обновления производимой продукции, конкурентоспособность производства в целом, рост производительности труда, ускорение производственного процесса и относительную экономию ресурсов [33].

В интегральные индикаторы инновационного потенциала, по методике Захаровой Е.В. и Митяковой О.И., включается информационный компонент. Можно считать, что данный способ является значимым и оригинальным. Он основан на 19 индикаторах, что гарантирует охват большого диапазона элементов инновационного потенциала. Все индикаторы разделены на 4 группы: производственно-техническая, финансово-управленческая, инновационная активность и информационная составляющая [34].

Предлагаемая в статье оценка инновационного потенциала предприятия включает в себя качественные и количественные показатели, которые поделены на пять блоков (рис. 1). Показатели были выделенные на основе критического изучения подходов разных авторов [14 - 34]. Данная методика была апробировала на предприятиях Омской области.

Рисунок 1 – Показатели оценки инновационного потенциала предприятия

Источник: составлено автором при анализе источников 14-34

Из полученных показателей высчитывается среднее значение. Если предприятие не использует свой инновационный потенциал, то коэффициент будет низкий (менее 0,3). Руководство организации не уделяет должного внимания на внедрение инноваций, а также не использует новые технологии в производстве.

Предприятия, получившие коэффициент в диапазоне от 0,4 до 0,7, показывают умеренную инновационную активность, так как используют только некоторые новые технологии и производства. Если коэффициент составил выше 0,8, то инновационный потенциал является высокой у предприятия.

Выводы

Таким образом, в современных условиях под инновационным потенциалом субъекта понимается преимущество формировать повышенную инновационную активность.

Анализ проведенного обзора научных подходов позволяет утверждать, что каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки. Некоторые способы базируются на затратных экспертных процедур, другие не гарантируют руководству субъекта адекватность получения результатов. Подобрать оптимальный подход к оценке инновационного потенциала субъекта на сегодняшний день нельзя, необходимо исходить из складывающихся условий. Однако итоги оценки позволяют руководству эффективно управлять инновационной деятельностью.

Представленная методика оценки позволяет учитывать различные показатели работы предприятия: кадровые, финансово-экономические, научные, производственные, организационно-управленческие. Она легко адаптируется по показателям, в зависимости от сложившихся условиях, и позволяет оценить влияние планируемых изменений на инновационный потенциал предприятия.


Источники:

1. Щекотурова С.Д., Яшин С.Д. Применение методики оценки эффективности инновационного развития предприятия на примере ПАО «Русполимет» // Финансы и кредит. – 2016. – № 47(719). – c. 27-46.
2. Трифонова Ю. А., Лизина О.М. Диагностика состояния инновационного потенциала предприятия // Контентус. – 2015. – № 11(40). – c. 139-151.
3. Данько М. Инновационный потенциал в промышленности Украины // Экономист. – 1999. – № 10. – c. 26-32.
4. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. / Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2011. – 448 c.
5. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организации. / Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2011. – 416 c.
6. Freeman C. The National Systems of Innovation in historical perspective // Cambridge Journal of Economics. – 1995. – № 1. – p. 5.
7. Завлин П.Н., Казанцев А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. - М.: Экономика, 2004. – 518 c.
8. Миляева Л.Г., Белоусов Д.А. Оценка инновационного потенциала организаций: теоретические и методические аспекты. / Монография. - Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2010. – 123 c.
9. Царев В.В., Канторович А.А., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология. / учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 799 c.
10. Войнаренко М.П., Скалюк Р.В. Управління фінансовими результатами промислових підприємств. / монографія. - Вінниця: ПП «ТД «Едельвейс і К», 2014. – 188 c.
11. Гурочкина В.В. Инновационный потенциал предприятия: сущность и система защиты // Экономика: регионы времени. – 2015. – № 5(21). – c. 51-57.
12. Имайкина О.И. Анализ инновационного потенциала предприятия как инструмент определения его внутренних возможностей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2014. – № 3(31). – c. 211-223.
13. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен, 2011. – 576 c.
14. Имайкина О.И. Анализ инновационного потенциала предприятия как инструмент определения его внутренних возможностей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2014. – № 3(31). – c. 211-223.
15. Шамина Л.К., Бабкин А.В. Анализ применения методологических подходов к управлению экономическими системами // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2008. – № 1(536). – c. 18-22.
16. Скипина Н.А. Инновационный потенциал предприятия и его составляющие // Проблемы современной экономики. – 2013. – № 15. – c. 92-96.
17. Моисеева Е.Г., Маркова К.А. Специфика инновационного потенциала российских промышленных предприятий // Актуальные проблемы социальной коммуникации. Нижний Новгород, 2011. – c. 266-268.
18. Горбунов В.Л., Матвеев П.Г. Методика оценки инновационного потенциала предприятий. Do.gendocs.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-195690.html.
19. Трифилова А. Оценка инвестиционного потенциала предприятия с учетом его финансовой устойчивости // Инвестиции в России. – 2004. – № 7. – c. 40-43.
20. Шляхто И.В. Оценка инновационного потенциала промышленного предприятия. Pandia.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pandia.ru/803983.html (дата обращения: 09.02.2022).
21. Артемова М.М. Моделирование использования экономического потенциала научно-проектно-производственного комплекса // Вестник Тюменского государственного университета. – 2006. – № 6. – c. 285-287.
22. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. - М.: Изд-во Эксмо, 2008. – 544 c.
23. Максимов Ю.М., Митясова О.И., Митяков С.Н., Федосеева Т.А. Инновационное развитие экономической системы: организация мониторинга // Инновации. – 2006. – № 11(98). – c. 55-58.
24. Карапейчик И.Н. Оптимизационный подход к интегральной оценке инновационного потенциала предприятия: опыт апробации. Be5.biz. [Электронный ресурс]. URL: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2010/01339.html (дата обращения: 09.02.2022).
25. Оппенлендер К. Технический прогресс: воздействие, оценки, результаты. - М.: Экономика, 1981. – 176 c.
26. Докукина А.А. Инновационный потенциал субъектов хозяйствования: сущность и оценка // Веснік БДУ. Серыя 3, Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. – 2010. – № 3. – c. 71-73.
27. Кизим А.А., Секун А.А. Теоретические аспекты управления инновационным потенциалом предприятия // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. – № 7(86). – c. 34-38.
28. Чжан С., Козлов А.В., Тесля А.Б. Стратегия управления инновационным потенциалом предприятия алюминиевой промышленности (на примере предприятия КНР) // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2018. – № 6(62). – c. 198-208. – doi: 10.25702/KSC.2220-802X.6.2018.62.198-208 .
29. Пантелеева И.И. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности пищевой промышленности // Экономика. Профессия. Бизнес. – 2016. – № 4. – c. 27-33.
30. Gusev V., Naumkina T., Voytolovskiy N., Minaeva E., Zemskova O. Methods for assessing the efficiency of innovation activity of enterprises of the electric power industry // 2017 international science conference on business technologies for sustainable urban development, spbwosce 2017: MATEC Web of Conferences. St. Petersburg, 2018. – p. 01098.– doi: 10.1051/matecconf/201817001098 .
31. Колещук О.Я. Структурні трансформації як пріоритетний вектор розвитку інноваційного потенціалу машинобудівних підприємств // Бізнес Інформ. – 2020. – № 1(504). – c. 62-68.
32. Проценко А.В. Концептуальные основы управления структурными трансформациями инновационного потенциала промышленных энергетических предприятий // Бизнес информ. – 2020. – № 1(504). – c. 91-99.
33. Рахметулина Ж.Б., Ауелбекова А.К. Кәсіпорынның инновациялық әлеуетін бағалау әдістері // Экономическая серия вестника ену им. Л.Н. Гумилева. – 2020. – № 1. – c. 41-51. – doi: 10.32523/2079-620X-2020-1-41-51 .
34. Захарова Е.В., Митякова О.И. Оценка инновационного потенциала предприятия с учетом цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1653-1666. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110601 .

Страница обновлена: 03.12.2024 в 01:54:15