Инвестиционный потенциал налога на прибыль организаций
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-2 (109), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Зудина Е.М. Инвестиционный потенциал налога на прибыль организаций // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 4. – С. 43-46.
Аннотация:
С помощью налога на прибыль государство может активно воздействовать на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов. Одним из эффективных инструментов решения задачи налогового стимулирования является целевое использование льгот.
Ключевые слова: налоговое стимулирование, налоги, налоговые льготы, государственное регулирование, инвестиционный потенциал, инвестиционная активность, налог на прибыль
С помощью налога на прибыль государство может активно воздействовать на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов. Одним из эффективных инструментов решения задачи налогового стимулирования является целевое использование льгот.
В ходе реформы российской налоговой системы льготы по налогу на прибыль неоднократно корректировались и в итоге многие регуляторы были просто ликвидированы. Главной причиной было то, что применяемые льготы зачастую не стимулировали экономический рост, не обеспечивали требуемые структурные преобразования народного хозяйства. Между тем, как показывает анализ, большинство из отмененных налоговых льгот и преференций не являлись неэффективными сами по себе. Причина их низкой эффективности крылась в недостаточной продуманности условий и нечетком обосновании целей их предоставления.
Наибольший разброс мнений вызвала отмена инвестиционной льготы по налогу на прибыль, которая предоставлялась еще по Закону РФ от 27 декабря 1991 года № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (ст. 6). Суть льготы состояла в том, что предприятие подписывало соглашение с региональными или местными властями, в котором фирма обязывалась вкладывать деньги в новое производство, а взамен ей снижали ставку налога на прибыль. В конце 90-х годов, 2000 и в первом полугодии 2001 года такие договоренности были очень популярны. Однако указанные льготы стимулировали недобросовестных налогоплательщиков вставать на учет в тех регионах, где можно получить такую налоговую преференцию при продолжении осуществления производственно-финансовой деятельности в другом регионе страны.
Согласно гл. 25 Налогового кодекса, понятие «льгота» по налогу на прибыль вообще не предусмотрено. Единственная возможность установить налоговые послабления, да и то, лишь на региональном уровне, осталась в п. 1 ст. 284 НК РФ. В соответствии с ним законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе для отдельных категорий налогоплательщиков снижать не более чем на 4 процента ставку, по которой налог уплачивается в региональные бюджеты. Понятно, что такая возможность используется не очень широко, поскольку снижение ставки сопровождается уменьшением поступлений этого налога (табл. 1), что негативно сказывается на итак недостаточных собственных доходных источников территорий.
Так, поступления от налога на прибыль в федеральный бюджет в 2006 году составили 509,9 млрд. руб., в консолидированный – 1670,6 млрд. руб. Номинальное соотношение доходов федерального и регионального бюджетов по налогу на прибыль в 2006 году – 0,371 (6,5/17,5). Фактическое соотношение – 0,439 (509,9/(1670,6 – 509,9)).
Если бы налоги в региональные бюджеты уплачивались полностью, то 509,9 млрд. руб. в федеральный бюджет соответствовали бы поступления в объеме 1374,4млрд. руб., а не 1160,7 млрд. руб.
В реальности региональная ставка по налогу на прибыль составляла 14,8% (6,5/0,439), т.е. анализ показывает, что средняя фактическая ставка по региональной льготе не превышает 2,7%. Экономия за счет региональных льгот составляла 213,7 млрд. руб. от совокупной прибыли.
Таблица 1
Динамика номинальной и реальной ставки налога на прибыль, зачисляемого в территориальные бюджеты
|
2004
|
2005
|
2006
|
Номинальная ставка налога на прибыль, зачисляемого в территориальные бюджеты
|
19%
|
17,5%
|
17,5%
|
Реальная ставка налога на прибыль, зачисляемого в территориальные бюджеты
|
18,2%
|
16,5%
|
14,8%
|
Размер региональной льготы
|
0,8%
|
1,0%
|
2,7%
|
Экономия за счет предоставления региональный льготы, млрд. руб.
|
31,4
|
62,5
|
213,7
|
Вместе с тем, данные таблицы в динамике свидетельствуют, что все больше регионов жертвуют частью поступлений по налогу на прибыль ради повышения инвестиционной привлекательности. Власти субъектов РФ заинтересованы в формировании привлекательных налоговых условий для потенциальных инвесторов, поскольку это связано с созданием новых рабочих мест и расширением источников налоговых поступлений в территориальный бюджет. Таким образом, региональные ставки налогов и льготы создают возможность налоговой конкуренции между субъектами Федерации за инвестиции.
В настоящее время льготу по налогу на прибыль предоставляют 40 субъектов РФ. Как правило, размер льготы составляет 4% (региональная ставка по налогу на прибыль – 17,5%, допускается ее снижение до 13,5%). Представляется, что в Налоговом кодексе целесообразно установить право региональных властей уменьшать установленную федеральным законодательством ставку отчислений от налога на прибыль в региональные бюджеты вплоть до полного освобождения.
Однако при этом необходимо решить острую проблему предоставления указанной льготы, связанную с постановкой на учет налогоплательщиков. Так, следовало бы предусмотреть в федеральном законодательстве, что налоговая льгота в форме снижения ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в региональные бюджеты, может предоставляться органами власти субъектов РФ исключительно тем плательщикам, которые не только зарегистрированы и поставлены на налоговый учет на соответствующей территории, но и осуществляют там материальное производство.
Но эти меры не дадут положительного эффекта, если одновременно не будут внесены соответствующие поправки в закон о государственной регистрации и в Налоговый кодекс в части постановки на учет. Предусмотренная в НК система позволяет создавать недобросовестным плательщикам всевозможные схемы налоговой оптимизации и ухода от налогообложения, необоснованно перераспределять налоговые поступления между регионами и внутри их.
Согласно ст. 83 НК налогоплательщики ставятся на учет по месту нахождения организации, месту жительства физического лица или месту нахождения имущества. Поэтому в настоящее время фактически сам налогоплательщик может выбрать соответствующий регион для регистрации и для постановки на налоговый учет вне зависимости от своей фактической финансово-хозяйственной деятельности.
Подобная неурегулированность создает серьезную проблему в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации, поэтому ее необходимо решать кардинально. Регистрация организаций и их постановка на налоговый учет должны осуществляться на соответствующей территории в том случае, если в данном регионе:
‑ находится не менее 90% основных средств налогоплательщика;
‑ осуществляется не менее 70% хозяйственной деятельности плательщика;
‑ сотрудникам выплачивается не менее 70% от всей заработной платы данной организации.
Только при комплексном решении выше обозначенных проблем у законодательной и исполнительной власти регионов появится реальная заинтересованность и реальные механизмы в использовании налоговых инструментов для привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в экономику соответствующей территории.
Источники:
2. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» №129-ФЗ от 8 августа 2001 года.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:52:52