Методические подходы к оценке эффективности использования ресурсного потенциала торговой организаций

Петренко Н.Е.1, Конюкова О.Г.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918288

Аннотация:
В современной России сфера услуг торговли является динамично развивающейся областью экономики. Услуги, оказываемые торговыми организациями нацелены на реализацию бизнес-стратегий с акцентом на стабильное функционирование и эффективное использование ресурсного потенциала. Доказано, что ресурсный потенциал способен повышать стоимость компании на рынке, способствовать достижению поставленных показателей по продажам, прибыли, денежных потоках в краткосрочной и долгосрочной перспективах. В статье, ресурсный потенциал торговых организаций рассмотрен в покомпонентном контексте: товарных ресурсов, кадровых ресурсов, финансовых ресурсов, основных средств, маркетинговых ресурсов, инновационных и информационных ресурсов. Авторами предложен подход к определению структуры ресурсного потенциала торговой организации, определены основные оценочные критерии эффективности использования для каждого компонента; выявлены проблемные аспекты оценки эффективности использования ресурсного потенциала торговых организаций, которые предлагается решить с помощью применения поэтапной модели оценки эффективности ресурсного потенциала. Базовый блок модели включает информационную основу для расчетов оценочных критериев эффективности отдельных компонентов ресурсного потенциала. В основном блоке рассчитываются оценочные критерии эффективности, отклонения от плановых значений, нормативов, оптимального или желаемого уровней. Завершающий блок – имитационный макет ключевых критериев оценки эффективности деятельности торговой организации. Достоинствами предлагаемой модели оценки эффективности ресурсного потенциала торговой организации является ее гибкость и динамичность, адаптируемость под управленческие запросы, которые и определяют масштаб ее функционала.

Ключевые слова: ресурсный потенциал, торговые организации, модель, оценочные критерии эффективности, ресурсы торговой организации

JEL-классификация: F13, L80, L81

Источники:

1. Абеди А.А.З. Разработка автоматизированной модели анализа и прогнозирования финансового состояния предприятия нефтедобычи // Экономический анализ: теория и практика. – 2020. – № 8(503). – c. 1551-1566. – doi: 10.24891/ea.19.8.1551.
2. Serebryakova N.A., Semenenko S.V., Grishchenko N.V., Ulchenko T.Y. Competitive Potential of Trade Organization: Theoretical and Methodological Foundations of Formation and Realization // European Research. – 2016. – № 2. – p. 3-11.
3. Uryaseva T.I., Panasenko S.V., Ramazanov I.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F. Competitive level of the trade service quality: resource-based approach // Revista geintec. – 2021. – № 4. – p. 1478-1488. – doi: 10.47059/revistageintec.v11i4.2202.
4. Rahimberdiev I.A. The role of competitive potential in strengthening the economic potential of the enterprise // Psychology and Education. – 2021. – № 2. – p. 5855-5861. – doi: 10.17762/pae.v58i2.3052.
5. Korchagina E., Desfonteines L., Kurochkina A., Sobotka M., Sobotková L., Strekalova N. The labor resources of trade enterprises in the context of digitalization: comparative analysis of the Russian federation and the Czech Republic // International scientific conference on digital transformation on manufacturing, infrastructure and service 2019, dtmis 2019: Сер. «International Scientific Conference «Digital Transformation on Manufacturing, Infrastructure and Service»» Том 940. St. Petersburg, 2020. – p. 012050.– doi: 10.1088/1757-899X/940/1/012050.
6. Ginevičius R., Podvezko V., Novotny M., Komka A. Comprehensive quantitative evaluation of the strategic potential of an enterprise // Economic Computation and Economic Cybernetics Studies and Research. – 2012. – № 1. – p. 65-84.
7. Нюренбергер Л.Б., Аршинова А.Н., Глотко А.В., Зотова Е.Г. и др. Особенности и инновационные подходы к развитию социально экономической системы региона: отраслевой аспект. / Монография. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2021. – 173 c.
8. Николаева Т.И., Урясьева Т.И. Разработка подходов к анализу ресурсного потенциала торговой организации с целью выбора конкурентной стратегии // Торгово-экономический журнал. – 2017. – № 1. – c. 35-48. – doi: 10.18334/tezh.4.1.37543.
9. Урясьева Т.И., Калугина С.А. Маркетинговый ресурсный потенциал торговой организации и оценка эффективности его использования // Практический маркетинг. – 2018. – № 1(251). – c. 19-23.
10. Панасенко С.В., Слепенкова Е.В. Пути инновационного развития ресурсного потенциала торговых организаций // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2019. – № 1. – c. 262-266.
11. Капелюк З.А., Фролов Д.В. Показатели эффективности использования ресурсного потенциала торговых организаций // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. – 2020. – № 3(33). – c. 16-21.
12. Дусенко С.В., Лебедев К.А., Нюренбергер Л.Б., Архипов А.Е. Формирование управления субъектами туристического бизнеса. / Монография. - Москва-Новосибирск: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2014. – 200 c.
13. Щетинина Н.А. Стратегический подход к развитию региональной розничной торговли // Современное коммуникационное пространство: анализ состояния и тенденции развития: Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2012. – c. 143-149.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 12:21:04