Методические подходы к оценке эффективности использования ресурсного потенциала торговой организаций
Петренко Н.Е.1
, Конюкова О.Г.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
Скачать PDF | Загрузок: 44
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 5 (Май 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918288
Аннотация:
В современной России сфера услуг торговли является динамично развивающейся областью экономики. Услуги, оказываемые торговыми организациями нацелены на реализацию бизнес-стратегий с акцентом на стабильное функционирование и эффективное использование ресурсного потенциала. Доказано, что ресурсный потенциал способен повышать стоимость компании на рынке, способствовать достижению поставленных показателей по продажам, прибыли, денежных потоках в краткосрочной и долгосрочной перспективах. В статье, ресурсный потенциал торговых организаций рассмотрен в покомпонентном контексте: товарных ресурсов, кадровых ресурсов, финансовых ресурсов, основных средств, маркетинговых ресурсов, инновационных и информационных ресурсов. Авторами предложен подход к определению структуры ресурсного потенциала торговой организации, определены основные оценочные критерии эффективности использования для каждого компонента; выявлены проблемные аспекты оценки эффективности использования ресурсного потенциала торговых организаций, которые предлагается решить с помощью применения поэтапной модели оценки эффективности ресурсного потенциала. Базовый блок модели включает информационную основу для расчетов оценочных критериев эффективности отдельных компонентов ресурсного потенциала. В основном блоке рассчитываются оценочные критерии эффективности, отклонения от плановых значений, нормативов, оптимального или желаемого уровней. Завершающий блок – имитационный макет ключевых критериев оценки эффективности деятельности торговой организации. Достоинствами предлагаемой модели оценки эффективности ресурсного потенциала торговой организации является ее гибкость и динамичность, адаптируемость под управленческие запросы, которые и определяют масштаб ее функционала.
Ключевые слова: ресурсный потенциал, торговые организации, модель, оценочные критерии эффективности, ресурсы торговой организации
JEL-классификация: F13, L80, L81
Источники:
2. Serebryakova N.A., Semenenko S.V., Grishchenko N.V., Ulchenko T.Y. Competitive Potential of Trade Organization: Theoretical and Methodological Foundations of Formation and Realization // European Research. – 2016. – № 2. – p. 3-11.
3. Uryaseva T.I., Panasenko S.V., Ramazanov I.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F. Competitive level of the trade service quality: resource-based approach // Revista geintec. – 2021. – № 4. – p. 1478-1488. – doi: 10.47059/revistageintec.v11i4.2202.
4. Rahimberdiev I.A. The role of competitive potential in strengthening the economic potential of the enterprise // Psychology and Education. – 2021. – № 2. – p. 5855-5861. – doi: 10.17762/pae.v58i2.3052.
5. Korchagina E., Desfonteines L., Kurochkina A., Sobotka M., Sobotková L., Strekalova N. The labor resources of trade enterprises in the context of digitalization: comparative analysis of the Russian federation and the Czech Republic // International scientific conference on digital transformation on manufacturing, infrastructure and service 2019, dtmis 2019: Сер. «International Scientific Conference «Digital Transformation on Manufacturing, Infrastructure and Service»» Том 940. St. Petersburg, 2020. – p. 012050.– doi: 10.1088/1757-899X/940/1/012050.
6. Ginevičius R., Podvezko V., Novotny M., Komka A. Comprehensive quantitative evaluation of the strategic potential of an enterprise // Economic Computation and Economic Cybernetics Studies and Research. – 2012. – № 1. – p. 65-84.
7. Нюренбергер Л.Б., Аршинова А.Н., Глотко А.В., Зотова Е.Г. и др. Особенности и инновационные подходы к развитию социально экономической системы региона: отраслевой аспект. / Монография. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2021. – 173 c.
8. Николаева Т.И., Урясьева Т.И. Разработка подходов к анализу ресурсного потенциала торговой организации с целью выбора конкурентной стратегии // Торгово-экономический журнал. – 2017. – № 1. – c. 35-48. – doi: 10.18334/tezh.4.1.37543.
9. Урясьева Т.И., Калугина С.А. Маркетинговый ресурсный потенциал торговой организации и оценка эффективности его использования // Практический маркетинг. – 2018. – № 1(251). – c. 19-23.
10. Панасенко С.В., Слепенкова Е.В. Пути инновационного развития ресурсного потенциала торговых организаций // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2019. – № 1. – c. 262-266.
11. Капелюк З.А., Фролов Д.В. Показатели эффективности использования ресурсного потенциала торговых организаций // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. – 2020. – № 3(33). – c. 16-21.
12. Дусенко С.В., Лебедев К.А., Нюренбергер Л.Б., Архипов А.Е. Формирование управления субъектами туристического бизнеса. / Монография. - Москва-Новосибирск: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2014. – 200 c.
13. Щетинина Н.А. Стратегический подход к развитию региональной розничной торговли // Современное коммуникационное пространство: анализ состояния и тенденции развития: Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2012. – c. 143-149.
Страница обновлена: 06.07.2025 в 19:26:03
Download PDF | Downloads: 44
Methodologies for assessing the effectiveness of the trade organization's resource potential
Petrenko N.E., Konyukova O.G.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 5 (May 2024)
Abstract:
In modern Russia, the trade services sector is a dynamically developing area of the economy. The services provided by trade organizations are aimed at implementing business strategies with an emphasis on stable functioning and effective use of resource potential. It has been proven that the resource potential is able to increase the company's value in the market, contribute to achieving the set targets for sales, profits, and cash flows in the short and long term. In the article, the resource potential of trade organizations is considered in a component-by-component context: commodity resources, human resources, financial resources, fixed assets, marketing resources, innovative and information resources. The authors propose an approach to determining the structure of the resource potential of a trade organization and define the main evaluation criteria for the effectiveness of each component. Problematic aspects of assessing the effectiveness of using the resource potential of trade organizations have been identified,
These problems are proposed to be solved by using a step-by-step model for evaluating the effectiveness of resource potential. The basic block of the model includes an information base for calculating the evaluation criteria for the effectiveness of individual components of the resource potential. In the main block, evaluation criteria of effectiveness, deviations from planned values, standards, optimal or desired levels are calculated. The final block is a simulation model of the key criteria for evaluating the effectiveness of a trade organization. The advantages of the proposed model for evaluating the effectiveness of the resource potential of a trade organization are its flexibility and dynamism, adaptability to management requests, which determine the scale of its functionality.
Keywords: resource potential, trade organization, model, performance evaluation criteria, trade organization resources
JEL-classification: F13, L80, L81
