Основные направления совершенствования кредитной системы в сельскохозяйственном производстве
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (115), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Микаелян А.В. Основные направления совершенствования кредитной системы в сельскохозяйственном производстве // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 108-111.
Аннотация:
Аграрный сектор экономики имеет специфические, причем весьма существенные отличия от других отраслей, что требует разработки особого кредитного механизма. Прежде всего,сельское хозяйство имеет высокие риски кредитования, обусловленные зависимостью производственного результата от природных и климатических условий, сроков посева и уборки урожая. Следующая особенность аграрного сектора заключена в исторических и социальных причинах, вследствие которых сельскохозяйственные предприятия и особенно фермеры ведут себя во многом не так, как остальные клиенты банков.
Ключевые слова: сельское хозяйство, кредитование, агропромышленный комплекс, кредитование агропромышленных предприятий
Аграрный сектор экономики имеет специфические, причем весьма существенные отличия от других отраслей, что требует разработки особого кредитного механизма. Прежде всего, сельское хозяйство имеет высокие риски кредитования, обусловленные зависимостью производственного результата от природных и климатических условий, сроков посева и уборки урожая. Следующая особенность аграрного сектора заключена в исторических и социальных причинах, вследствие которых сельскохозяйственные предприятия и особенно фермеры ведут себя во многом не так, как остальные клиенты банков.
Сельское хозяйство требует привлечения дополнительных денежных средств и единственным реально возможным источником финансирования сезонных затрат и капитальных вложений является кредит. В Российской Федерации без существования системы льготного кредитования с приемлемой процентной ставкой или компенсацией ее за счет средств бюджета устойчивый подъем сельского хозяйства невозможен.
Увеличение объемов финансирования экономики сельского хозяйства началось только в 2002 году. Подтверждением роста кредитных ресурсов, например, в аграрном секторе Воронежской области, предоставленных банками, может служить существенное повышение доли долгосрочных кредитов в общей сумме задолженности – с 5-6% в 2000-2001 гг. до 15-17% в 2005-2007 гг.
Такое перераспределение структуры кредитных вложений в пользу сельскохозяйственных предприятий стало возможно благодаря изменению механизма субсидирования процентной ставки. Помимо этого, использование государственных гарантий возврата кредита (прежде всего, поручительства областных и районных органов власти) позволило решить сразу две задачи: появилось обеспечение кредита; увеличилось количество банков, предоставляющих кредит аграрным компаниям.
Наиболее важным вопросом в совершенствовании кредитного механизма обслуживания сельскохозяйственных предприятий является повышение доступности кредитных ресурсов в российских кредитных организациях, потребительских кредитных кооперативах. При этом государство должно контролировать увеличение доли хозяйствующих субъектов, пользующихся ссудами, прирост объемов привлеченных средств и рост уровня обеспеченности оборотными фондами и процента обновления основных фондов.
Для нормального расширенного воспроизводства на основе постоянного обновления необходимы долгосрочные инвестиционные ресурсы, поскольку за 3-5 лет обеспечить окупаемость, например, основных сельскохозяйственных машин (нормативный срок окупаемости – 8 лет) не представляется возможным. Лизинг в данном случае может быть интересен для подавляющего большинства производителей аграрной продукции только при существенном снижении выплат по платежам за финансовую аренду и увеличении сроков лизинга дольше установленных 5-ти лет.
Доступность для сельхозтоваропроизводителей данного вида государственной поддержки осуществляется с помощью национального оператора – ОАО «Росагролизинг». Реализация комплекса мер по технической и технологической модернизации основных фондов в агропромышленном комплексе будет осуществляться через пополнение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» в 2008-2009 годах в размере 4 млрд. руб. ежегодно.
Поддержка федеральным бюджетом сельскохозяйственного товаропроизводителя осуществляется предоставлением субсидии на компенсацию части затрат при приобретении высокотехнологических комплексов машин и оборудования для внедрения передовых агротехнологий.
Для дальнейшего развития кредитного процесса на селе рекомендуется продолжать активно использовать существующий механизм бюджетного субсидирования процентной ставки по ссудам. Это позволит существенно улучшить обеспеченность сельхозтоваропроизводителей оборотными средствами в период их острой нехватки (в весенне-осенний период). Тем более что такая практика себя полностью оправдала, поскольку, с одной стороны, государство не несет никаких финансовых рисков (риски по возврату основной суммы долга возложены на банк), а с другой стороны, предприятия заинтересованы добросовестно выполнять условия кредитного договора, чтобы получить компенсацию.
Следующее направление совершенствования кредитного механизма – создание и развитие системы земельно-ипотечного кредитования. Одним из условий развития этой системы является наличие сформированных земельных участков, которые могли бы стать предметом ипотеки. Однако высокая стоимость землеустроительных, кадастровых и иных видов работ сдерживает процесс формирования земельных участков для передачи их в качестве обеспечения кредитных обязательств.
Среди других факторов, сдерживающих земельную ипотеку, следует выделить:
‑ неразвитость институциональной инфраструктуры земельно-ипотечного рынка;
‑ отсутствие механизмов титульного страхования и страхования земель от ухудшения или потери их плодородия вследствие техногенных причин и форс-мажорных обстоятельств;
‑ проблемы передачи информации от ведомств, занимающихся формированием, регистрацией и учетом объектов недвижимого имущества кредитно-финансовым учреждениям.
Операции с землёй обеспечивают земельные, кадастровые, имущественные службы, органы юстиции, суды, государственные и частные землеустроительные организации, деятельность которых пока еще не скоординирована. Необходимыми условиями развития земельно-ипотечного кредитования также являются: повышение капитализации банковской системы, формирование рынка долгосрочных финансовых ресурсов, становление и развитие рынка ипотечных ценных бумаг.
В целях развития системы земельно-ипотечного кредитования следует рассмотреть возможность гарантированного откупа государством заложенных земель и создания посредством ипотечно-залогового агентства банка земли для установления справедливой оценки земельных ресурсов. На начальном этапе развития ипотеки земель сельскохозяйственного назначения необходимы государственное регулирование и определенные меры поддержки в форме предоставления:
Среди направлений совершенствования сельхозкредитования важным фактором является консолидация сельхозпроизводителей. Только крупные предприятия способны добиваться результатов, которые адекватны современному рыночному ведению хозяйства. При этом диверсифицированные аграрные компании, занимающиеся и растениеводством, и животноводством, и переработкой, контролирующие весь цикл производства, показывают максимальную рентабельность вложенного капитала и имеют меньшие риски банкротства, что повышает их привлекательность для банков как заёмщиков.
Необходимо также привлечение к механизму кредитования страховых компаний с использованием их услуг на всех этапах сельскохозяйственного производства:
‑ страхование урожая;
‑ страхование цен реализации готовой продукции;
‑ страхование имущества;
‑ страхование ответственности по выполнению условий кредитных договоров и т.д.
При этом должно осуществляться субсидирование страховых платежей (страховой премии) за счёт государства.
Указанные автором направления совершенствования кредитной системы в сельскохозяйственном производстве могут в полной мере способствовать дальнейшему развитию кредитных механизмов в сельском хозяйстве. При этом по ряду позиций объёмы имеющегося государственного финансирования вполне достаточны, но многие задачи требуют дальнейшей проработки и выработки комплексных решений.
Очевидно, что без привлечения финансовых ресурсов в сфере кредитования ни сам механизм, ни его реципиент – сельскохозяйственные производители – не заработают в полную силу. То есть необходимо дальнейшее расширение горизонтов планирования. Следует уточнить цели, стоящие перед государством при формировании кредитных отношений в АПК.
При реализации предложенных направлений и проведении адекватных мер имеется возможность сформировать самовоспроизводящийся кредитный механизм, который создаст в сельском хозяйстве эффективную работу на достаточном уровне рентабельности и кредитоспособности предприятия.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:44:42